Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:35, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Теория государства и права".
судебный прецедент - решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел, либо служащее примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы. С течением времени прецедент не утрачивает своей силы, а переходит из поколения в поколение (один из основных источников права в Великобритании, США, Австралии, Канаде и других странах).
3)нормативный акт - это принятый в установленном порядке юридический документ уполномоченного на это государственного органа, содержащий общеобязательные правила (общеобязательное правило) поведения. Нормативные акты делятся на две большие группы: законы и подзаконные нормативные акты. Закон - это нормативный правовой акт, принятый высшим органом государственной власти или непосредственно населением (референдум) и обладающий высшей юридической силой. Закон регулирует, как правило, наиболее важные общественные отношения. Среди законов прежде всего выделяется конституция. К подзаконным нормативным актам относятся - постановления, положения, инструкции, указы и т.д.
4)нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.).
Данный вид договора должен содержать нормы права (международные акты - конвенции, соглашения, двусторонние и многосторонние межгосударственные договоры, внутригосударственные договоры; коллективные договоры и соглашения в трудовом праве.).
В теории государства и права выделяют два вида договоров нормативного характера; 1) о компетенции (Федеративный договор «О разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и органами власти субъектов Российской Федерации») 2) о взаимодействии. (многочисленные межрегиональные договоры о дружбе и сотрудничестве между субъектами РФ, о совместной деятельности, о подготовке комплексных социально-экономических и экологических программ и т. д.)
11.Правотворчество: понятие, виды, принципы.
Правотворчество - деятельность компетентных органов (государственных, муниципальных и др.) (прежде всего государственных) по принятию, изменению и отмене юридических норм.
Виды правотворчества:
В зависимости от субъекта правотворчества выделяют: Законотворчество - это основная форма правотворчества высших представительных (законодательных) органов государства, избираемых гражданами, обладающими правом принимать законы - акты высшей юридической силы.
Подзаконное нормотворчество - принятие нормативных правовых актов в развитие федеральных законов Президентом РФ, Правительством РФ, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций и др., т.е. органами исполнительной государственной власти.
Референдум (непосредственное правотворчество), осуществляется путем всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, отраженным в будущих нормативных правовых актах. Референдум является высшей формой прямого (непосредственного) выражения воли народа, где последний выступает самостоятельным субъектом правотворчества. Решения референдума обладают высшей юридической силой и могут быть отменены только путем другого референдума. Итоги непосредственного правотворчества не подлежат утверждению и вступают в законную силу в день опубликования.
Делегированное нормотворчество - деятельность государственных органов, должностных лиц, определенных негосударственных организаций и должностных лиц, связанная с принятием нормативных правовых актов на основании передачи (делегировании) им права уполномоченных на это органов и лиц.
Нормотворчество органов местного самоуправления - есть право представительных органов местного самоуправления и должностных лиц муниципальных образований принимать нормативные правовые акты по вопросам местного значения.
Договорное нормотворчество - это процесс заключения нормативных соглашений, устанавливающих соответствующие правовые правила для сторон. Договоры нормативного содержания, заключающиеся на добровольной основе между различными государственными организациями (коллективные договоры, трудовые соглашения и т.п.). Такие договоры являются основой для совершения юридических действий.
Локальное нормотворчество - издание отдельными предприятиями, учреждениями или организациями нормативных правовых актов, регулирующих производственные задачи, трудовую дисциплину, премирование и др. (уставы, положения, приказы и т.п.).
Принципы правотворчества - руководящие начала, требования к деятельности компетентных органов, осуществляющих принятие, отмену или замену нормативно-правовых актов.
Принцип законности - нормативный правовой акт может приниматься только субъектами, наделенными соответствующими полномочиями и в их пределах, при этом должна быть соблюдена процедура подготовки, обсуждения, принятия, опубликования, предусмотренная законодательством, а также принимаемый акт не должен противоречить Конституции, законам, нормам международного права, действующим законодательным актам.
Принцип демократизма - означает, что основополагающие нормативные правовые акты должны приниматься путем референдума или через представителей, избранных народом, а также обсуждаться в средствах массовой информации. Данное начало предполагает возможность обращения граждан в правотворческие органы с предложениями, замечаниями и пожеланиями по совершенствованию права.
Принцип научности требует использования научных данных (юридических, социологических, экономических и т.д.) при подготовке принимаемых актов и включает:
- разработку научно
- планирование приоритетности принимаемых актов;
- прогнозирование социальных
- учет достижений юридической науки как отечественной, так и мировой;
- учет научных рекомендаций
Принцип профессионализма предполагает компетентность работников - авторов проекта (юристов, экономистов, политологов и др.), знающих достаточно глубоко социально-экономическую, политическую основу содержания документа, а также владеющих правилами юридической техники.
Планирование
Строгая дифференциация правотворческих полномочий.
Принцип гласности состоит в том, что все принимаемые правотворческими органами акты подлежат обязательному опубликованию. Данный принцип закреплен в Конституции РФ: "Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения".
Принцип оперативности означает своевременное принятие и издание нормативных правовых актов, что повышает эффективность их использования. Данный принцип предполагает быструю ликвидацию пробелов в законодательстве, своевременную отмену или изменение устаревших нормативных правовых актов, приостановление действия актов в силу несоответствия Конституции или законодательству и т.п.
Принцип системности предусматривает согласование готовящихся к принятию актов с действующим законодательством, во избежание коллизий, пробелов, дублирования, а также принимаемые акты не должны противоречить действующему законодательству.
12.Правотворческий процесс и его стадии.
Правотворческий процесс - это процедура, установленная соответствующими законами и включающая в себя ряд стадий.
1 стадия: принятие решения о подготовке акта Законодательная инициатива - т. е. внесение проекта на рассмотрение органа, наделенного Конституцией полномочиями по принятию законодательных актов;
подготовка текста нормативного акта - эта процедура включает в себя несколько этапов: составление текста законопроекта, предварительное обсуждение текста проекта акта в комиссиях, комитетах, палатах, на сессиях законодательного органа, согласование и доработка законопроекта. предварительное обсуждение проводится с привлечением заинтересованных органов, а также широких масс общественности, в форме публикаций, заключений, отзывов.
согласование проекта - это внесение предложений по тексту проекта заинтересованными органами.
доработка проекта осуществляется комиссией на основе поступающих замечаний и предложений и заключается в редактировании текста.
Конституция РФ предоставляет право законодательной инициативы следующим субъектам: Президенту РФ; Совету Федерации; членам Совета Федерации; депутатам Государственной Думы; Правительству Российской Федерации; законодательным (представительным) органам субъектов РФ; Конституционному суду РФ; Верховному Суду РФ; Высшему Арбитражному Суду РФ. Трем последним из числа перечисленных субъектов право законодательной инициативы принадлежит только по вопросам их ведения. Любой из названных субъектов вправе внести на рассмотрение Государственной Думы проект нового закона, либо проект изменений или дополнений в уже действующий закон.
2 стадия: внесение проекта на рассмотрение; обсуждение проекта; голосование проекта; подписание акта; опубликование акта и доведение его до адресата.
Правом внесения законопроекта в соответствующий правотворческий орган пользуются представительные органы, организации и лица, наделенные им по Конституции. Проект закона вносится вместе с пояснительной запиской, которая содержит обоснования необходимости его принятия, характеристику целей, задач и основных положений. Если законопроект требует дополнительных материальных затрат, прилагается финансово-экономическое обоснование.
Обсуждение проекта - эта процедура осуществляется в трех чтениях, а законопроект о государственном бюджете в четырех чтениях. При первом чтении проекта заслушивается доклад субъекта законодательной инициативы, депутаты высказывают предложения и замечания в форме поправок. По результатам обсуждения законодательный орган либо одобряет, либо отклоняет основные положения проекта. При втором чтении выступает представитель комиссии, проводившей доработку, и в результате законодательный орган принимает закон, либо отклоняет, либо возвращает на доработку. Третье чтение представляет собой редакционную отработку законопроекта.
принятие закона - осуществляется путем голосования: большинством или квалифицированным большинством.
подписание закона - одобренный Советом Федерации закон в течение пяти дней направляется на подпись Президенту, и в течение 14 дней Президент должен его подписать. Если Президент использует свое право на отлагательное вето, то возможно появление еще одной дополнительной стадии - повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации закона, отклоненного Президентом РФ.
После завершения всех этих процедур Президент в течение семи дней подписывает закон.
официальное опубликование закона - принятые законы публикуются в специальных изданиях и официально оглашаются. Неопубликованные законы в Российской Федерации не принимаются. Ведомственные акты публикуются министерствами, ведомствами в издаваемых ими бюллетенях. Акты местных органов власти публикуются в соответствующих бюллетенях.
13.Нормативно-правовой акт: понятие, виды, структура.
Под нормативным правовым актом понимается принятый в установленном порядке юридический документ уполномоченного на это государственного органа, содержащий общеобязательные правила поведения.
Виды:
По сфере действия - на федеральные, региональные, муниципальные, акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты;
По субъектам правотворчества - на акты органов представительной власти, органов исполнительной власти; органами местного самоуправления;
По времени - на постоянные и временные.
По степени систематизации - на простые и кодифицированные;
По юридической силе - на законы и подзаконные акты; Закон - это НПА акт, принятый всенародным голосованием (референдумом), либо высшим представительным органом государственной власти (Государственной Думой), регулирующий наиболее важные вопросы общественной жизни и обладающий высшей юридической силой.
Подзаконный нормативный акт – изданный на основе и во исполнение законов акт, содержащий юридические нормы.
Подзаконные акты:
1)указы Президента - нормативный акт, издаваемый Президентом РФ в соответствии с Конституции РФ. Этот нормативный акт не должен противоречить Конституции РФ и Федеральным законам, и также международным договорам РФ;
2) распоряжения;
3) постановления;
Постановления и распоряжения Правительства РФ -нормативные акты, издаваемые высшим органом исполнительной власти РФ в пределах его компетенции. Эти акты издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. В случае противоречия перечисленным нормативным актам постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть отменены Президентом РФ .
4) приказы;
5) решения.
Структура НПА – (система элементов):
1) внешняя;
2) внутренняя.
внешняя – атрибутика, это наименование НПА, подпись НПА должностным лицом, печать предприятия, дата.
внутренняя – рубрикация, состоит из разделов, разделы из из глав, главы из статей, статьи из пунктов, пункты из абзацов. И все это нумеруется римскими, арабскими буквами.
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"