Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:23, шпаргалка

Описание

Ответы на экзаменационные вопросы по "Теории государства и права".

Работа состоит из  1 файл

Problemy_TGP.doc

— 668.50 Кб (Скачать документ)

 

На первый взгляд между  формой правления, формой государственного устройства и политическим режимом  нет жёсткой взаимосвязи, однако можно проследить некоторые тенденции. Демократический режим характерен для республики, а также для конституционной монархии, хотя бывают и исключения. Для суперпрезидентской характерен авторитарный политический режим, для советской республики — тоталитарный или авторитарный политический режим, а для абсолютной монархии — тоталитарный политический режим и унитарное государственное устройство. Для федерации характерна президентская или смешанная форма правления.

 

 

61.       Проблема понятия исторического  типа государства.

Понятие исторического  типа государства

Тип государства - это  совокупность важных признаков, присущий государствам единой общественно-экономической  формации.

В основе деления государств на типы лежат экономические отношения: 1) отношения из производства материальных благ; 2) способы распределения материальных благ; 3) способы потребления материальных благ.

Существуют 2 класса:

Эксплуатирующие и эксплуатируемые (базируясь на частной собственности)

Государство представляет собой орудие с помощью которого господствующий класс укрепляет  свое господство. Поэтому каждой форме эксплуатации отвечает определенный тип государства и правая: рабовладельческий, феодальный, буржуазный.

1. Эксплуататорское государство.

Внутренние Функции: 1) Организация эксплуатационного  зависимого населения (рабов, крепостных); 2) Удержание в покорности зависимого населения (препятствие открытым выступлениям); 3) Сбор налогов в бюджет; 4) Обеспечение политических и экономических интересов господствующего класса; 5) Хозяйственно-организационные функции.

Внешние функции: 1) ведение захватывающих войн; 2) эксплуатация народов и естественных богатств зависимых территорий; 3) защита государственных границ, противостояние вооруженной агрессии со стороны других государств; 4) торгово-экономические; 5) культурный и информационный обмен с другими государствами.

2. Буржуазное государство.

Класс промышленной буржуазии - владение частной собственности (результат  общей работы нанимаемых рабочих, приобретают  часть прибавочного продукта). На смену  карательных функций приходит хозяйственно-организационная функция. Был достигнут компромисс между властью монарха, молодой буржуазии и рабочим классом (принятие конституции). Государство постепенное теряет черты эксплуататорского. Появляются защитные функции и черты.

Типы государств:

Рабовладельческое государство. Государство - монархия, республика (аристократическая, демократическая)

Феодальное - монархии, городские  республики

Буржуазного типа - демократические  республики, конституционные монархии.

 

 

62.       Политический режим государства: понятие и виды.

Полити́ческий (госуда́рственный) режи́м — способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Политический  режим — это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период.

Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах. Один из принципов демократического политического режима — «разрешено все, кроме того, что запрещено законом»[источник не указан 253 дня], который, однако, не может идти в разрез с естественными правами человека. Выделяют следующие типы демократии.

Имитационная демократия

Либеральная демократия

Представительная демократия

Прямая демократия

Протективная демократия

Развивающая демократия

Модель отмирания государства

Соревновательный элитаризм

Плюралистическая демократия

Легальная демократия

Партиципаторная демократия

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом. Выделяют 2 определения авторитаризма

авторитаризм, как социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам.

авторитаризм, как социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Авторитарные режимы очень разнообразны. К ним относятся:

военно-бюрократический  режим авторитаризма обычно возникает в виде военной диктатуры, но в дальнейшем политическо развитии все большую роль начинают играть разного рода гражданские профессионалы.

Корпоративный авторитаризм

корпоративный авторитаризм устанавливается в обществах  с вполне развитым экономическим  и социальным плюрализмом, где корпоративное  представительство интересов становится альтернативой слишком идеологизированной массовой партии и дополнением к однопартийному правлению. Образцы корпоративного режима — правление Антониу ди Салазара в Португалии (1932—1968), режим Франсиско Франко в Испании. В Латинской Америке отсутствие широкой политической мобилизации масс не раз позволяло внедрять корпоративное представительство интересов;

Дототалитарный авторитаризм

дототалитарный авторитаризм — режим, устанавливаемый на определенной стадии развития политических систем некоторых стран. К порядкам такого типа Х. Линц относит фашистские мобилизационные режимы, которые — по сравнению с военно-бюрократическим и корпоративным авторитаризмом с их единственной, слабой партией, — являются менее плюралистическими и либеральными, более партиципаторными и демократическими. Речь идет о государствах, где ранее существовала демократия, но после прихода к власти фашиствующих лидеров началась эволюция в тоталитарном направлении;

Постколониальный  авторитаризм

постколониальный авторитаризм в виде однопартийных мобилизационных  режимов возникает после обретения  бывшими колониями независимости, создается снизу в обществах с низким уровнем экономического развития. Как правило, постколониальная независимость является таковой лишь в формально-юридическом плане.

 

 

63.       Понятие формы правления, ее  классические и нетипичные виды.

Форма государственного правления (управления) характеризует  организацию государственной власти, систему высших государственных  органов.

Форму правления не следует  путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства.

Таким образом, форма  правления показывает нам:

как создаются высшие органы власти в государстве,

их структуру,

какие принципы лежат  в основе взаимодействия между государственными органами,

как строятся взаимоотношения  между верховной властью и  рядовыми гражданами страны,

в какой мере организация  органов государства позволяет  обеспечивать права и свободы  граждан.

При этом необходимо отличать понятие «политический режим» от понятия «форма правления». Политический режим скорее социологическая характеристика государства характеризующая в большей степени взаимоотношение по поводу отчуждения и перехода власти в государстве, а форма правления описывает, как формируются органы государственной власти (скорее с точки зрения процессуальных моментов), и как данные органы взаимодействуют друг с другом.

РАЗНОВИДНОСТИ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ

Монархия: понятие, признаки, разновидности

Монархическая форма  правления - весьма древняя форма  правления. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, представители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или иных социальных массовых движений.

Монархией можно также  назвать такое государство, где  верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ею по собственному усмотрению, по праву, которое не делегировано ему никакой другой властью, тогда  как в республике она делегируется одному или нескольким лицам всегда на определенный срок все народом или частью его, которому и принадлежит суверенитет.

 

 

64.       Понятие и виды формы государственного  устройства.

Понятие государственного устройства.

История существования государства свидетельствует о том, что во всех века разные государства отличались друг от друга внутренним строением, т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Все выше перечисленные явления в современной юридической теории принято объединять в один термин - форма государственного устройства, под которой понимается «территориальная орга-низация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями» Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, Москва: Юрист, 1994, с. 119.

Форма государственного устройства входит в состав формы  государства, наряду с формой правления  и политическим режимом.

Форма государственного устройства - национальное и администpативно-теppитоpиальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти. Организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает:

ь из каких частей состоит  внутренняя структура государства;

ь каково правовое положение  этих частей и каковы взаимоотношения  их органов;

ь как строятся отношения  между центральными и местными государственными органами;

ь в какой государственной  форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного  государства. Хропанюк В.Н. Теория государства  и права. С. 117-118

При всем многообразии форм государственного устрой-ства двумя основными среди них являются унитарная и фе-деративная. Третья форма государственного устройства - конфедерация, но на современной политической карте мира она фактически не встречается.

. Виды государственного устройства.

Наиболее распространенной формой государственного устройства являются унитарные государства.

1. Унитарное государство  - единое, централизованное государство,  составные части которого не  обладают суверенностью и представляют  собой административно-территориальные образования. Они выделяются для удобства управления, а чаще складываются исторически. Центральная власть формирует местную власть и передает ей часть полномочий (это необходимо, т. к. все вопросы невозможно решать в центре, без учета местной специфики).

2.Федеративное государство.  В отличие от унитарной, федеративную  форму государственного устройства  называют "сложной", поскольку  федерация представляет собой  союзное государство, части которого  обладают признаками государственности Тепс Д. Конституционные основы федерализма. /Д.

 

 

65.       Форма государственного устройства  и международно-правовые формы  межгосударственных объединений  (конфедерация, сообщество (союз) государств).

Формы(виды) государственного устройства: понятия  и виды

История существования  государства свидетельствует о  том, что во всех века разные государства  отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Данный феномен обозначается термином "форма государственного устройства", под которой понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"