Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:23, шпаргалка

Описание

Ответы на экзаменационные вопросы по "Теории государства и права".

Работа состоит из  1 файл

Problemy_TGP.doc

— 668.50 Кб (Скачать документ)

Патриархальная теория

От слова патриарх — родоначальник. В данной теории государство трактуется как закономерный этап развития (разрастания) семьи, при этом понятие государство не приравнивается к понятию семья. По утверждению Аристотеля, государство — наилучшая, завершенная форма общения (развития по схеме семья-селение-государство), в целях достижения общего блага. При этом Аристотель говорит не о первичности государства перед семьей, а о человеке как о существе политическом, то есть в наиболее развитом виде государство — это общение свободных и равных граждан.

 

 

52.       Современная наука о причинах  происхождения государства.

 

 

Государство возникло по следующим причинам:

1. неолитическая революция  – переход от собирательной  к производственной экономике

2. разделение труда,  история их знает три:

- отделение скотоводства  от земледелия;

- отделение ремесел

- появление купечества

3. рост производительности  труда и появление излишек,  дополнительного продукта (богатства)

4. появление частной  собственности

5. появление эксплуатации

6. раскол общества на антагонистические страты (класса, группы)

 

+ можно по идее из 51 вопроса теории

 

 

 

53.       Пути возникновения государства.

Восточный (азиатский) путь возникновения государства

Самые древние государства  возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга,Яндзы и др., т.е.  в зонах поливного земледелия, которое позволило за счет повышения урожайности резко – в десятки раз – повысить производительность труда. Именно там впервые были созданы условия для возникновения государственности: появилась материальная возможность содержать ничего не производящий, но необходимый для успешного развития общества аппарат управления. Поливное земледелие требовало огромных по объему работ: строительства каналов, дамб, водоподъемников и других ирригационных сооружений, поддержания их в рабочем состоянии, расширения ирригационной сети и т.п. Все это определяло прежде всего необходимость объединения общин под единым началом и централизованного управления, поскольку объем общественных работ существенно превышал возможности отдельных родоплеменных образований. Вместе с тем все это обусловило сохранение сельскохозяйственных общин и соответственно общественной формы собственности на основное средство производства – землю.

В это время наряду с развитием экономики происходят и социальные изменения. Поскольку, как и прежде, все произведенное обобществляется, а затем перераспределяется, и это перераспределение осуществляется вождями и старейшинами (к которым позднее присоединяются служители культа), то именно в их руках оседает и скапливается общественное достояние. Возникают родоплеменная знать и такое социальное явление, как «власть-собственность», суть которого в распоряжении общественной собственностью в силу нахождения на определенной должности (оставляя должность, человек теряет эту «собственность»). Наряду с этим в связи со специализацией управления и повышением его роли постепенно увеличивается доля родоплеменной знати при распределении общественного продукта. Управлять становится выгодным. А поскольку наряду с зависимостью всех от вождей и старейшин «по должности» появляется и экономическая зависимость, то продолжающая существовать «выборность» этих лиц становится все более формальной. Это приводит к дальнейшему закреплению должностей за определенными лицами, а потом к появлению наследования должностей.

Постепенно родоплеменная  знать превращается в обособленную социальную группу (класс, сословие, касту), осуществляющую управление, которая  все более отделяется от остальных  членов общества, приобретает собственные, не совпадающие с обществом интересы.

Такой (восточный, или  азиатский) путь формирования государственности  отличался прежде всего тем, что  политическое господство возникло на основе отправления какой-либо общественной функции, общественной должности. В рамках общины основным назначением власти становилось и управление особыми резервными фондами, в которых концентрировалась большая часть общественного избыточного продукта. Это привело к выделению внутри общины особой группы должностных лиц, выполняющих функции общинных администраторов, казначеев, контролеров и т.п. Нередко административные функции совмещались с культовыми, что придавало им особый авторитет. Извлекая из своего положения ряд выгод и преимуществ, общинные администраторы оказывались заинтересованными в закреплении за собой этого статуса, стремились сделать свои должности наследственными. В той мере, в какой им это удавалось, общинное «чиновничество» постепенно превращалось в привилегированную замкнутую социальную прослойку – важнейший элемент складывающегося аппарата государственной власти. Следовательно, одной из главных предпосылок как государствообразования, так и образования классов «по восточному типу» было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функциями.

. Западный  путь возникновения государства

В отличие от восточного пути, имевшего универсальный характер, западный путь был явлением своего рода уникальным, скорее, исключением из общего правила. Однако надо иметь в виду, что именно западное общество стало «локомотивом истории», именно европейские государства в короткий исторический срок обогнали значительно раньше возникшие восточные и в решающей степени определили весь ход человеческого прогресса.

Ведущим государствообразующим  фактором на территории Европы было классовое  разделение общества. В свою очередь, это обусловливалось тем, что  здесь на стадии протогосударства (чифдома), формой которого была «военная демократия» происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства: скот, рабов.

В наиболее чистом виде это  можно наблюдать на примере Древних  Афин, где государство развивалось, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов, заменив их постепенно государственными органами власти. Место «вооруженного народа» занимает вооруженная «публичная власть», уже не совпадающая с обществом, отчужденная от него и готовая выступить против народа.

Уже на раннем этапе разложения общинного строя наблюдается  экономическое неравенство: у аристократов (героев, бази-левсов, которых Гомер  называл «жирными») земельных наделов, рабов, скота, орудий труда больше, чем  у рядовых общинников. Наряду с рабством, носившим преимущественно патриархальный характер, когда рабы использовались в качестве домашней прислуги и не были основной производительной силой, появляются наемный труд, батрачество безнадельных общинников. По мере развития частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного собрания, базилевса (выступавшего военоначальни-ком, верховным жрецом, верховным судьей) и передать власть своим представителям.

Трения между наследственной аристократией и массами, принимавшие порой весьма острые формы, отягощались борьбой за власть другой группы обладателей частной собственности, нажитой морским грабежом и торговлей. В конечном счете наиболее богатые собственники и начали занимать ответственные государственные должности – господство родовой знати было ликвидировано.

Следовательно, для генезиса Афинского государства характерно то, что оно возникало непосредственно  и прежде всего из классовых антагонизмов. Постепенно формируемая частная  собственность стала базой, фундаментом для утверждения экономического господства имущих классов. В свою очередь, это позволило овладеть институтами публичной власти и использовать их для защиты своих интересов. В литературе Афины нередко называются классической формой возникновения государственности.

 

 

54.       Признаки государства.

Признаки  Государства

Наличие организационных  документов (в которых изложены цель создания и задачи государства):

конституция,

военная доктрина,

законодательство.

Наличие руководства (аппарат управления):

президент (парламент  или др.)

правительство,

парламент,

суд.

Управление и планирование:

нормирование жизни  общества (система права),

государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность,

хозяйственная деятельность (экономика),

собственная денежная система,

налоговые сборы.

Собственность (ресурсы):

территория,

население,

государственная казна,

границы и т. д.

Наличие подчиненных  организаций:

охрана правопорядка,

вооружённые силы,

периферийные административные организации.

Наличие государственного языка (языков).

Суверенитет (способность  государства выступать в международном  правовом поле как признанное другими  государствами юридическое лицо).

Публичная власть.

Гражданство.

Государственные символы.

Признаки государства

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института. Характеристику признаков государства следует проводить по двум направлениям:

I. Отличие государства  от органов власти общинно-родового  строя

1) Наличие особой публичной власти в виде аппарата управления, то есть власти, которая непосредственно не совпадает с населением, предполагает разделение общества на управляющих и управляемых, стоит над обществом, не сливаясь с ним. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Для государства характерно наличие группы людей, которые занимаются только управлением и освобождаются от производительного труда.

Государственная власть является разновидностью политической власти. Признаки государственной власти:

1. Всеобъемлющий характер (универсальность). Означает, что государственная  власть распространяется на всю  территорию и на все население  государства, на всех лиц, находящихся  на этой территории.

2. Государственная власть  имеет возможность законно применять  принуждение. 

3. Прерогатива государственной  власти. Означает, что государственная  власть может разрешить, приостановить,  запретить, признать ничтожным  проявление любой иной власти  на своей территории.

4. Структурированность  государственной власти. Государственная  власть проявляется вовне в  виде особого аппарата, в котором  все органы связаны между собой  иерархической соподчиненностью. Это  внешняя сторона структурированности.  Кроме этого, каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью. Это внутренняя структура органов государства означает внутреннюю сторону структурированности государственной власти.

5. Государственная власть имеет особые каналы для передачи своих велений, которых нет у иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет у иных властей (систему исправительных учреждений, милицию, внутренние войска и т. д.).

6. Государственная власть - всегда авторитет. Авторитет  определяется различными факторами,  чаще всего - это насилие, принуждение,  но может быть и подлинный  авторитет. 

7. Государственная власть  связана с правом, она обладает  монополией на правотворческую деятельность, а право - самый эффективный регулятор общественных отношений.

Структуру государственной  власти составляют :

1. Субъект (государство  в лице его органов);

2. Объект (подвластные,  население государства);

3. Властеотношения (отношения между субъектом и объектом по поводу власти, в которых государство проводит в жизнь свою волю).

 

 

55.       Проблема сущности государства  и его функций.

Сущность государства: основные подходы.

Возникновение государства  становится возможным только при наличии ряда условий - предпосылок. При этом формирование данного типа социальной организации предполагает достижение ряда целей и решение комплекса задач. Целевые установки, определяемые для конкретного типа государства, наряду с наиболее общими закономерностями формирования и функционирования государственного механизма, принципами взаимоотношения государства, общества, индивидов в совокупности характеризуют социальную сущность (природу) государства. Таким образом, в наиболее общем виде сущность государства может быть определена как его социальное предназначение.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"