Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:23, шпаргалка

Описание

Ответы на экзаменационные вопросы по "Теории государства и права".

Работа состоит из  1 файл

Problemy_TGP.doc

— 668.50 Кб (Скачать документ)

 

 

57.       Легитимность государственной власти: понятие, виды (типы), способы обеспечения.

Легитимность (от лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный) — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.

Легитимное  действие — это такое действие, которое не оспаривается никем из игроков, которые имеют право и возможности это действие оспорить. Действие перестает быть легитимным, когда субъекту действия приходится прилагать специальные усилия, чтобы защитить свое право поступать так, как он поступил[1].

Кроме того, легитимность — политико-правовое понятие, означающее положительное отношение жителей  страны, больших групп, общественного  мнения (в том числе и зарубежного) к действующим в конкретном государстве институтам власти, признание их правомерности.

три основных типа легитимности:

- легитимность, базирующаяся  на традиции («традиционная», например, монархическая, власть);

- легитимность, основанная  на харизме (священном даре), которой обладает лидер, вождь;

- легитимность, основанная  на рациональном (демократическом)  устройстве и процедурах государственной  власти.

В традиционной легитимности власти обычно выделяют геронтологическую (впасть старейшин), патриархальную (власть вождя племени), патримониальную (власть монарха) и другие разновидности.

Рациональная легитимность - это легитимность государственной власти, при организации и реализации которой строго соблюдаются права человека, общие правовые принципы и правопорядок в целом. Здесь также выделяются демократическая легитимность (власть соответствует волеизъявлению управляемых) и технократическая легитимность (власть сообразуется со способностями управляющих).

Одновременно со сказанным  современная рациональная (легальная) легитимность оказывается далеко не однозначным, но многогранным и многоплановым явлением. Обычно, в последнем, выделяются четыре разновидности:

- плюралистические демократии, которые признаются большинством  граждан как легитимные;

- авторитарно-бюрократические режимы, где основные права и свободы соблюдаются лишь частично;

- тоталитарные режимы, не поддерживаемые большинством  граждан государства;

- режимы, относительно  которых не существует ни признания,  ни неприятия тех, кому принадлежит  власть. Это беднейшие страны Азии и Африки, где бессмысленно даже ставить вопрос о легитимности власти, поскольку эта проблема отсутствует в сознании людей.

Наряду с  типологией обычно выделяются основания (источники) легитимности власти. К  ним относятся:

- идеологические принципы и убеждения граждан в государственной власти (политическом строе) как самой справедливой и передовой;

- привязанность к структурам (механизму) и нормам государственной  власти, которая базируется на  доверии к традиционной и устоявшейся системе власти (традиции парламентаризма в Великобритании, к примеру);

- преданность власти  благодаря положительной оценке  личных качеств субъектов власти (президента, премьер-министра);

- в отличие от харизматической  легитимности, здесь в основу  кладется рациональный расчет граждан в их отношении к политическому лидеру (президент США должен обладать персональной легитимностью, но совсем не обязательно быть харизматическим вождем);

- политическое (или государственное)  принуждение; оно существует при  любом политическом режиме, но, очевидно, чем ниже уровень легитимности, тем сильнее принуждение; в то же время есть граница в использовании силы, перейдя которую государственная власть обретает силу не как источник легитимности, а наоборот, как фактор ее неминуемого падения.

 

 

58.       Соотношение государства и права.

Государство и право  диалектически, сущностно связаны  друг с другом. Соотношение государства  и права через единство, различие и взаимосвязь.

Единство: - возникают и развиваются совместно;

                   - выступают средствами, инструментами власти;

- призваны сочетать  и обеспечивать личные, групповые  и общественные интересы;

- основаны на едином  базисе, определяются социально-экономическими, духовными и другими факторами;

Различия: - если государство – особая организация политической власти, то право – социальный регулятор;

                    - первичный элемент государства  – государственный орган, права  – норма;

- не совпадают по  формам, по функциям;

Взаимодействие (формы): - государства на право: правотворчество и правоприменение;

                                                - права на государство: упорядочивает  деятельность государственного  аппарата, устанавливая компетенцию  его органов;

Тенденции (типы) рассмотрения их соотношения: 1) приоритет государства по отношению к праву. Подход связан с тесной взаимосвязью государственной власти и правового регулирования. Основная функция – социальное, политическое управление.

Государственное управление – целенаправленное, сознательное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочивания.

Правовое регулирование  – воздействие на общественные отношения  с целью их упорядочивания, которое  осуществляется с помощью специальных  специфических средств.

Концепция «инструментальной  ценности» права влечет взгляд на право как на придаток государства: - нет государства – нет права: - если те или иные отношения не закреплены в законодательстве, они не являются правовыми и не пользуются защитой государства.

- рождается иллюзия,  что, для того чтобы урегулировать общественные отношения достаточно издать нормативный акт;

- стираются грани между  правом и произволом;

Не учитывает: - не всякое государственное управление осуществляется в правовых формах;

- право не одно и  то же что и управление. Управление  регулирует вертикальные отношения, а право не только вертикальные, но и горизонтальные. Горизонтальные отношения регулируются только при помощи права, поэтому право более широкое понятие, чем управление.

2) приоритет права по отношению к государству. Концепция «правового государства».

 

 

 

59.       Правовое государство: понятие  и признаки.

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Правовое  государство - многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом.

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости Теория государства и права: Хрестоматия

В правовом государстве  выделяют как минимум четыре основных признака. Разделение властей. Верховенство закона. Строгое соблюдение прав и  свобод человека. Социальная и юридическая  защищенность личности.

Кроме этого иногда выделяют также и другие признаки правового государства. Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов. Наличие развитого гражданского общества. Создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте. Установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти. Формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов и контроль за формированием и выражением законодательной воли в законах. Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права. Правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных решениях кого бы то ни было. Возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности. Соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти. Единство прав и обязанностей граждан.

Признаки правового  государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем присутствовать.

Разделение властей  означает, что каждая из трех существующих в государстве властей (законодательная, исполнительная и судебная) должна быть независима от другой и в своей  деятельности подчиняться только закону.

Верховенство закона означает, что государство и личность в своих действиях, прежде всего, должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон.

Защита прав и свобод человека - это, прежде всего конституционные  гарантии того, что человек является свободным, а его права - невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.

Правовое государство  немыслимо без развитого гражданского общества, то есть, например, в Республике Беларусь невозможно построение правового государства, так как у нас отсутствует даже простое понимание того, что закон должен стоять выше всего. В Республике Беларусь традиционно высшей инстанцией считается не закон, а его исполнитель - глава исполнительной власти. Общество может стать только тогда развитым, когда оно начнет понимать основополагающие идеи правового государства и начнет претворять их в жизнь, но не так бездумно, как предлагает Европейское Сообщество, а сообразуясь с положением в стране [10. с.

 

 

 

60.       Понятие формы государства.

Форма государства —  совокупность внешних признаков, определяемая типом организации государственной  власти.

Форма государства как  совокупность его внешних признаков показывает, какова организация государственной власти, каким образом, какими органами и какими методами она осуществляется в данном государстве. Форму государства характеризуют три элемента, из которых она складывается: форма правления, форма государственного устройства и политический режим.

 

Форма правления характеризует  способ организации высших органов  государственной власти, порядок  их формирования, взаимодействия между  собой, а также с населением. Все  государства по форме правления  подразделяются на монархии и республики. В монархиях высшая власть полностью или частично сосредотачивается в руках единоличного главы государства — монарха, его верховная власть, как правило, не ограничена определённым сроком и передаётся по наследству. Истории и современной конституционной практике известны такие разновидности монархии, как раннефеодальная, сословно-представительная, абсолютная, дуалистическая, парламентарная монархия. В республике высшая власть принадлежит органам, избираемым или формируемым на определённый срок. Основные разновидности современной республики — президентская и парламентская республика, однако распространение получает и смешанная республика, известны и другие разновидности республики — советская республика, суперпрезидентская республика.

 

Форма государственного устройства - территориальная организация государственной власти, указывающая на характер взаимоотношений между государством как целым и его частями, между центральными и местными государственными органами, а также их взаимоотношение между собой.

Теория государства  выделяет несколько видов территориального устройства государства. В частности, по форме государственного устройства государство может быть: а) унитарным, б) федеративным, в) конфедерацией, г) содружеством.

К унитарным государствам относятся те, которые представляют собой единое целостное государственное образование, части которого не обладают признаками государственного суверенитета. Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах. Она характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов.

Конфедерация - временный  союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических  и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует  общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Появилась новая форма  ассоциированного государственного объединения, названное содружеством государств. Примером может являться Содружество  Независимых Государств (СНГ), в составе  которого - государства, ранее входившие  в СССР. Это более аморфная и  неопределенная форма, чем конфедерация.

Кроме названных форм государственного устройства в истории  имели место и некоторые другие специфические формы - империи, протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, ассиметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

 

Государственный (политический) режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в  обществе, состоянием правового статуса  личности. Политический режим может быть охарактеризован как демократический, авторитарный или тоталитарный.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"