Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:23, шпаргалка
Ответы на экзаменационные вопросы по "Теории государства и права".
При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства - конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.
Унитарное государство
- это целостное централизованное
государство, административно-территориальны
Федеративное государство (федерация) – сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.
В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства.
Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы - законодательные, исполнительные, судебные.
Конфедерация - это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств - членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.
66.
Понятие государственного
Государственный аппарат (механизм государства) — система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата выражаются в следующем:
Механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).
Государственный механизм представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций[1].
Функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием.
Механизм государства
призван надежно гарантировать
и охранять законные интересы и права
своих граждан. Сфера властных полномочий
государственных органов
Принципы работы
Государственный аппарат не является синонимом механизму государства, поскольку механизм государства помимо государственных органов включает в себя также государственные учреждения и предприятия. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата:
Представительство интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата.
Разделение властей.
Гласность и открытость в деятельности государственного аппарата.
Высокий профессионализм и компетентность.
Законность.
Демократизм.
Субординация и четкое взаимодействие между центром и государственной властью членов федерации (в федеративных государствах).
67.
Классификация органов государс
Государственный орган - это часть государственного аппарата, наделённая государственно-властными полномочиями. Государственный орган, это первичный и важный структурный элемент государственного аппарата.
Признаки:
1. Хотя государственный орган и обладает определённой автономией, но он всегда часть единой системы.
2. Орган государства
состоит из государственных
3. Органы государства
имеют внутреннюю структуру,
4. Государственные органы обладают определённой компетенцией - властными правомочиями (которые складываются из совокупности прав и обязанностей). Компетенция обусловлена предметом ведения (задачи и функции).
5. Государственные органы
обладают властными
6. Органы государства
имеют определённую
7. Активно участвуют
в реализации функций
Классификация органов государства:
По способу возникновения:
1. Первичные органы - никакими
другими органами не создаются,
2. Производные органы
- создаются первичными органами,
которые и наделяют их
По месту в иерархии государственного аппарата:
1. Центральные.
2. Региональные.
3. Местные.
По широте компетенции:
1. Органы общей компетенции - решают широкий круг вопросов (правительство).
2. Органы специальной
(отраслевой) компетенции - специализируются
на выполнении какой-то одной
функции одного вида
По способу формирования:
1. Избираемые - для них характерно выборности и сменяемость.
2. Назначаемые - при
назначении к кандидату
По порядку принятия решений:
1. Единоличные - органы принимают решение путём самостоятельного императивного волеизъявления.
2. Коллегиальные - такие
органы принимают решение
68.
Особенности государственного
Государственный аппарат — это система государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих регулирование в обществе при помощи законодательной, исполнительной, судебной и других ветвей власти, различные формы и методы государственного воздействия.
Структура государственных
органов на местах может различаться
в зависимости от того, является
унитарное государство
В централизованном унитарном государстве на местах (кроме общих — низовых территориальных единиц, но в Индонезии и Таиланде — даже в общинах и кварталах городов) государственным управлением ведают назначенные чиновники общей компетенции (губернаторы, начальники районов, старосты деревень, правда, последние назначаются в Индонезии из числа трех лиц, выбранных в качестве кандидатов на должность старосты населением).
В децентрализованном
унитарном государстве (
В относительно
централизованном унитарном
В сложном
унитарном государстве,
Если это
административная автономия (
Сложные государства – государства, состоящие из государственных образований, которые пользуются какой—либо степенью государственного суверенитета:
Для федерации характерно следующее:
- двухуровневая система
органов государственной
а) субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обладают правом принятия собственной конституции;
б) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;
- компетенция между
федерацией и ее субъектами
разграничивается союзной (
- существование федеральной
системы законодательства и
- двухпалатное строение
парламента, при котором одна
из палат (как правило,
Для конфедерации характерно: госаппарат создается для координации совместных действий государства члены конфедерации создают объединенные органы. Последние функционируют лишь в строго определенных сферах и преследуют строго определенные экономические, политические, военные или иные цели.
Органы конфедерации обычно не имеют прямой власти по отношению к образующим ее государствам и в большинстве случаев принимают свои решения на основе консенсуса между заинтересованными сторонами, причем фактически эти решения вступают в силу лишь после их ратификации органами власти соответствующих государств.
Единой правовой, а
также налоговой системой
69. Проблема понятия политической системы общества.
Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.
Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие политическая система обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"