Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:23, шпаргалка

Описание

Ответы на экзаменационные вопросы по "Теории государства и права".

Работа состоит из  1 файл

Problemy_TGP.doc

— 668.50 Кб (Скачать документ)

При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства - конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя  первыми.

Унитарное государство - это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении центра и местных представительных органов.

Федеративное  государство (федерация) – сложное  союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.

В строго научном  смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства.

Входящие  в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы - законодательные, исполнительные, судебные.

Конфедерация - это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств - членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

 

 

 

 

66.       Понятие государственного аппарата.

Государственный аппарат (механизм государства) — система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата выражаются в следующем:

Механизм государства  состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением  законов, их охраной от нарушений).

Государственный механизм представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций[1].

Функции всех звеньев  государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием.

Механизм государства  призван надежно гарантировать  и охранять законные интересы и права  своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.

Принципы работы

Государственный аппарат  не является синонимом механизму  государства, поскольку механизм государства  помимо государственных органов  включает в себя также государственные учреждения и предприятия. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата:

Представительство интересов  граждан во всех звеньях государственного аппарата.

Разделение властей.

Гласность и открытость в деятельности государственного аппарата.

Высокий профессионализм  и компетентность.

Законность.

Демократизм.

Субординация и четкое взаимодействие между центром и  государственной властью членов федерации (в федеративных государствах).

 

 

67.       Классификация органов государственного аппарата.

Государственный орган - это часть государственного аппарата, наделённая государственно-властными полномочиями. Государственный орган, это первичный и важный структурный элемент государственного аппарата.

Признаки:

1. Хотя государственный орган и обладает определённой автономией, но он всегда часть единой системы.

2. Орган государства  состоит из государственных служащих, которые находятся в особых  правоотношениях между собой  и государственным органом, права  и обязанности (компетенция) служащих строго определённы законом. Содержание государственных служащих лежит на обществе.

3. Органы государства  имеют внутреннюю структуру, различные  подразделения, ведомства, но  все они скреплены единой целью. 

4. Государственные органы  обладают определённой компетенцией - властными правомочиями (которые складываются из совокупности прав и обязанностей). Компетенция обусловлена предметом ведения (задачи и функции).

5. Государственные органы  обладают властными полномочиями, которые выражаются: а) возможности издания нормативно-правовых актов или актов применения права; б) в обеспечении выполнения нормативно-правовых актов путём использования методов принуждения.

6. Органы государства  имеют определённую материальную  базу, финансы, счёт, источники финансирования.

7. Активно участвуют  в реализации функций государства. 

Классификация органов государства:

По способу возникновения:

1. Первичные органы - никакими  другими органами не создаются,  такие органы получают властные  полномочия непосредственно от  избирателей.

2. Производные органы - создаются первичными органами, которые и наделяют их властными  полномочиями.

По месту в иерархии государственного аппарата:

1. Центральные. 

2. Региональные.

3. Местные.

По широте компетенции:

1. Органы общей компетенции - решают широкий круг вопросов (правительство).

2. Органы специальной  (отраслевой) компетенции - специализируются  на выполнении какой-то одной  функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство  юстиции).

По способу формирования:

1. Избираемые - для них характерно выборности и сменяемость.

2. Назначаемые - при  назначении к кандидату выдвигаются  более жёсткие профессиональные  требования. Характерно отсутствие  ограничений на сроки пребывания  в должности.

По порядку принятия решений:

1. Единоличные - органы принимают решение путём самостоятельного императивного волеизъявления.

2. Коллегиальные - такие  органы принимают решение большинством  граждан, уполномоченных на то  законом.

 

 

68.       Особенности государственного аппарата  в унитарных и сложных государствах.

Государственный аппарат  — это система государственных  органов, учреждений и организаций, осуществляющих регулирование в обществе при помощи законодательной, исполнительной, судебной и других ветвей власти, различные формы и методы государственного воздействия.

Структура государственных  органов на местах может различаться  в зависимости от того, является унитарное государство централизованным, децентрализованным или относительно централизованным.

     В централизованном  унитарном государстве на местах (кроме общих — низовых территориальных единиц, но в Индонезии и Таиланде — даже в общинах и кварталах городов) государственным управлением ведают назначенные чиновники общей компетенции (губернаторы, начальники районов, старосты деревень, правда, последние назначаются в Индонезии из числа трех лиц, выбранных в качестве кандидатов на должность старосты населением).

    В децентрализованном  унитарном государстве (например, в Великобритании, Швеции), а также в субъектах Федерации в России, США и др. на места чиновников общей компетенции не назначают. Решением вопросов общегосударственного значения там занимаются местные отделы (делегатуры) министерств (каждый отдел — только в рамках своей отраслевой компетенции), а местными делами ведают избранные гражданами муниципальные советы и муниципальная администрация.

     В относительно  централизованном унитарном государстве  (например, во Франции) назначенных чиновников общей компетенции никогда не бывает в низовом звене — в общинах, они назначаются в округа, где нет выборного местного совета, в остальных звеньях действуют назначенные чиновники общей компетенции (префекты), делегатуры министерств и избранные советы.

     В сложном  унитарном государстве, имеющем  в своем составе одно или  несколько автономных образований, структура государственного аппарата не столь проста. Если это автономия политическая, то там действует свой законодательный орган (на Аландских островах в Финляндии, на Корсике во Франции, на Филиппинах и т.д.), но, с довольно ограниченными полномочиями. Он обычно создает свой исполнительный аппарат, а в автономию глава государства или правительство назначает губернатора. Его полномочия обычно сводятся к контролю за соответствием деятельности органов автономии общегосударственным законам.

     Если это  административная автономия (два  округа индейцев в Никарагуа,  округа гагаузов в Молдавии, более  150 автономных районов, округов  и уездов в Китае), то структура  органов обычно мало отличается  от общегосударственного стандарта  управления на местах. В основном отличия касаются более широких полномочий автономии по сравнению с административно-территориальными единицами соответствующей ступени с целью учета в управлении местных особенностей.

Сложные государства  – государства, состоящие из государственных образований, которые пользуются какой—либо степенью государственного суверенитета:

  1. федерация – объединение нескольких ранее самостоятельных государств в одно государство (США, РФ и т. д.).
  2. конфедерация – межгосударственные объединения либо временные юридические союзы суверенных государств, создаваемые с целью обеспечения общих интересов.
  3. империя – государство, созданное в результате завоевания чужих земель и обладающее различной зависимостью ее составных частей от верховной власти.

 

Для федерации характерно следующее:

- двухуровневая система  органов государственной власти:

а) субъекты федерации  имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обладают правом принятия собственной конституции;

б) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;

- компетенция между  федерацией и ее субъектами  разграничивается союзной (федеральной)  конституцией или федеральным  договором;

- существование федеральной  системы законодательства и законодательных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства общефедерального закона;

- двухпалатное строение  парламента, при котором одна  из палат (как правило, верхняя).

Для конфедерации характерно: госаппарат создается  для координации  совместных действий государства члены  конфедерации создают объединенные органы. Последние функционируют лишь в строго определенных сферах и преследуют строго определенные экономические, политические, военные или иные цели.

Органы конфедерации обычно не имеют прямой власти по отношению  к образующим ее государствам и в  большинстве случаев принимают  свои решения на основе консенсуса между заинтересованными сторонами, причем фактически эти решения вступают в силу лишь после их ратификации органами власти соответствующих государств.

 Единой правовой, а  также налоговой системой конфедерация, как правило, не обладает, однако может создавать единое экономическое пространство, вводить единую валюту и институт единого гражданства.

 

 

 

69.       Проблема понятия политической  системы общества.

Политическая  система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения  властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие политическая система обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"