Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 01:42, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государства и права"

Содержание

1. Предмет и методология теории государства и права.
2. Место и роль теории государства и права в системе общественных наук.
3. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук.
4. Функции теории государства и права.
5. Значение теории государства и права для профессиональной подготовки юриста.
6. Предпосылки и причины происхождения государства.
7. Основные теории происхождения государства, их общая характеристика.
8. Понятие и сущность государства.
9. Государственный суверенитет: понятие и основные признаки.
10. Типология государств: понятие и основные подходы.
11. Функции государства: понятие и классификация.
12. Внешние функции государства: понятие и содержание.
13. Внутренние функции государства: понятие и содержание.
14. Формы и методы осуществления функций государства. Место и роль органов юстиции в реализации функций государства.
15. Понятие и структура механизма государства.
16. Государственный аппарат: понятие, структура, принципы организации и деятельности.
17. Понятие, признаки и виды государственных органов. Место и роль органов юстиции в структуре органов государственной власти.
18. Форма государства: понятие и общая характеристика структурных элементов.
19. Форма правления: понятие и виды.
20. Республика как форма правления: понятие и виды.
21. Монархия как форма правления: понятие и виды.
22. Форма государственного устройства: понятие и виды. Формы объединения современных государств.
23. Понятие, признаки и виды унитарных государств.
24. Понятие, признаки и виды федераций.
25. Политический (государственный) режим: понятие и виды.
26. Понятие и признаки демократического политического режима.
27. Понятие и признаки антидемократического политического режима.
28. Характеристика формы государства современной России.
29. Понятие и основные элементы политической системы общества.
30. Место и роль государства в политической системе общества.
31. Правовое государство: понятие, признаки, принципы. Место и роль органов юстиции в механизме правового государства.
32. Разделение властей как принцип правового государства.
33. Гражданское общество: понятие, признаки, структура.
34. Становление гражданского общества и правового государства в Российской Федерации: проблемы и перспективы.
35. Соотношение государства и права.
36. Происхождение и пути формирования права.
37. Общая характеристика учений о праве.
38. Современные подходы к правопониманию: естественно-правовой, нормативный, социологический.
39. Понятие и признаки права.
40. Принципы права: понятие и виды.
41. Понятие и классификация функций права.
42. Понятие, виды и общие черты социальных норм.
43. Соотношение норм права и морали.
44. Понятие и виды форм (источников) права.
45. Понятие, признаки и виды нормативно-правовых актов.
46. Понятие, признаки и виды законов.
47. Понятие, признаки и виды подзаконных нормативно-правовых актов.
48. Действие нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила закона.
49. Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц. Иммунитеты в праве.
50. Нормы права: понятие, признаки и виды.
51. Логическая структура правовой нормы.
52. Гипотеза правовой нормы: понятие и виды.
53. Диспозиция правовой нормы: понятие и виды.
54. Санкция правовой нормы: понятие и виды.
55. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правового акта.
56. Система права: понятие, структура, общая характеристика элементов.
57. Предмет и метод правового регулирования как основание деления норм права на отрасли.
58. Понятие и классификация отраслей права. Публичное и частное право.
59. Соотношение системы права и системы законодательства.
60. Правотворчество: понятие, принципы и виды.
61. Законодательный процесс: понятие и стадии.
62. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов.
63. Понятие и виды систематизации законодательства.
64. Правоотношение: понятие, признаки, структура.
65. Предпосылки (условия возникновения) правоотношения.
66. Классификация правоотношений.
67. Субъекты правоотношений: понятие и виды.
68. Правосубъектность: понятие и структура.
69. Объекты правоотношений: понятие и виды.
70. Юридическое содержание правоотношений.
71. Понятие и виды юридических фактов. Фактический состав.
72. Правовой статус личности: понятие и структура.
73. Гарантии обеспечения и защиты правового статуса личности. Место и роль органов юстиции в обеспечении и защите прав личности.
74. Понятие, структура и виды правового сознания.
75. Правовой нигилизм: понятие, формы проявления и пути преодоления.
76. Правовая культура: понятие и структура.
77. Правовое воспитание: понятие, формы, методы.
78. Понятие и формы реализации права.
79. Применение как особая форма реализации права: понятие и стадии правоприменительной деятельности.
80. Акты применения права: понятие, структура и виды. Правоприменительные акты в органах юстиции Российской Федерации.
81. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и восполнения.
82. Коллизии юридических норм: понятие, условия возникновения и способы разрешения.
83. Понятие и значение толкования права. Способы уяснения норм права.
84. Виды толкования норм права.
85. Акты толкования норм права: понятие и виды.
86. Понятие и виды правомерного поведения.
87. Понятие, признаки и виды правонарушения.
88. Юридический состав правонарушения: понятие и элементы.
89. Понятие и элементы объективной стороны правонарушения.
90. Понятие и элементы субъективной стороны правонарушения.
91. Понятие, признаки и виды юридической ответственности.
92. Основания и принц

Работа состоит из  1 файл

шпоры.docx

— 242.17 Кб (Скачать документ)

-действует на определенной  территории.

Классификация государственных  органов:

 По порядку образования на: органы избираемые народом (Президент, Дума) и органы, формируемые другими гос. органами(Правительство, Конституц.суд)

 По форме реализации  госуд.деятельности: законодательные (Федеральное собрание РФ), исполнительно-распорядительные(Правительство РФ), судебные, контрольно-надзорные (прокуратура, счетная палата)

 По принципу разделения властей: на законодательные, исполнительные, судебные

 По иерархии: центральные и местные. (в федеративных государствах органы гос.власти можно разделить на федеральные и органы субъектов федерации.

 По характеру подчиненности: на вертикальные (прокуратура, суд) и вертикально-горизонтальные (милиция, госуд. Банки)

 По срокам полномочий: на постоянные (прокуратура, суд) и временные (администрация в условиях режима ЧП)

 По порядку осуществления компетенции: на коллегиальные (правительство) и единоличные (Президент)

 По правовым формам деятельности: на правотворческие, правоприменительные, правоохранительные.

 По характеру компетенции: на органы общей компетенции (правительство) и органы спец. компетенции , в какой-либо одной сфере ( министерства).

Президент РФ занимает особое место  в системе органов государственной  власти, он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование органов  государственной власти и вместе с органами, обеспечивающими его  деятельность, не входит непосредственно  ни в одну из основных ветвей власти.

Известно, что в качестве основных видов государственных органов  сегодня выступают парламенты, главы  государств, правительства, региональные государственные органы, судебные органы, органы прокуратуры, контрольные государственные  органы, аппарат государственной  власти и т.д. (составные элементы механизма государственной власти).

Важнейшим элементом структуры  механизма государства являются судебные органы, образующие во многих современных государствах довольно сложную и разветвленную систему.

К судебным органам современной  России относятся суды, осуществляющие от имени государства судебную власть и судебные функции путем отправления  правосудия – рассмотрения и разрешения в установленном законом порядке  гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, экономических или иных споров и  конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. В Российской Федерации они  образуют единую судебную систему и  включают конституционные суды, обычные  суды (суды общей юрисдикции и военные  трибуналы) и арбитражные суды. Высшими  судебными органами здесь являются Конституционный Суд РФ, Верховный  Суд РФ и Высший Арбитражный Суд  РФ.

Важное место в механизме  государства занимает прокуратура  – специализированный орган государственной власти, обладающий особой компетенцией, призванный прежде всего осуществлять надзор за соблюдением законности в государстве. Сегодня региональные и местные прокуратуры вместе с прокуратурой высшего (верховного) уровня образуют собой единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Основные функции прокуратуры  сводятся к надзору за исполнением  законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина со стороны  органов государственной власти всех видов и уровней, а также  со стороны их должностных лиц. 

 

 

 

18. Форма государства:  понятие и общая характеристика  структурных элементов. 

Форма государства – способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Форма Г - сложное общественное явление, и раскрывается через характеристику структурных элементов формы государства.

Форма правления- элемент государства, характеризующий порядок организации и взаимоотношения высших органов власти и их отношения с населением. По форме правления различают монархию и республику. Монархия делится на абсолютную и ограниченную. А республика на президентскую, парламентскую и президентско-парламентскую (смешанную).

Форма госуд. Устройства- элемент формы государства, отражающий взаимоотношения государства в целом и его составных частей, центральных и местных органов власти. По форме гос.устройства различают унитарные и федеративные государства. Так же выделяют и конфедерацию.

 Политический режим- элемент формы государства, характеризующий совокупность методов осуществления гос. власти. Политич. Режимы делятся на: демократические и антидемократические. Антидемократические делятся на тоталитарные и авторитарные.

 

19. Форма правления: понятие  и виды.

Форма правления это элемент государства, отражающий взаимоотношения высших органов государственной власти, а также их отношение с населением.

 По форме правления различают  монархию и республику.

 Монархия –это форма правления при которой глава государства (монарх) управляет государством пожизненно, приобретая свою власть в порядке наследия.

 Признаки монархии:

1.единоличный характер власти 

2.власть передается по наследству 

3.пожизненное осуществление властных  полномочий 

4.не зависит от воли населения 

5.юридическая безответственность  монарха за принимаемые решения 

Монархии разделяются на абсолютные и ограниченные.

 В Абсолютных монархиях отсутствуют органы или законы, которые могли бы ограничить власть монарха. Монарх контролирует все ветви власти. Фактически власть монарха ограничивается правящей семьей. (Саудовская Аравия)

 Ограниченные разделяются на: дуалистические и парламентские.

 В дуалистической монархии исполнительная власть принадлежит монарху, законодательная осуществляется парламентом. Полномочия парламента узки, правительство формируется монархом и ответственно перед ним. (Иордания, Марокко)

 В парламентской монархии монарх царствует, но не правит, роль его номинальная. Правительство формируется парламентом из лидеров партий большинства и ответственно перед парламентом. (Великобритания,Япония)

 Республика это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

 Признаки республики:

1.глава государства может быть  как единоличным, так и коллегиальным. 

2.власть не передается по  наследству, а является выборной 

3.глава государства несет ответственность  за принимаемые решения 

4.осуществляет свои полномочия  в течении определенного срока.

На данный момент республика преобладающая  форма правления.

 Республики различают  на :

 Президентская республика , президент избирается независимо от парламента, является главой государства и правительства. Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью. В данной республике президент не может распустить парламент и его нижнюю палату, не может вынести вотум недоверия. Парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить президента от должности (нарушение конституции, преступление) Президент в свою очередь, наделен правом отлагательного вето(запрета) на решения законодательного органа. (США)

 Парламентская республика, правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства. Президент является главой государства, который либо избирается парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Президент занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, реальной же главой государства выступает руководитель правительства. Однако президент может распускать парламент или его нижнюю палату (Италия, Германия) Смешанная республика, в данном типе смешаны признаки президентской и парламентской республик (Россия, Франция). Глава государства в таких республиках обычно не относиться не к одной ветви власти. В таких республиках президент и парламент избираются народом. Президент глава государства, он назначает главу правительства и министров. Президент председательствует на заседаниях кабинета министров, утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

 Монокрастические власть главы государства не ограничена, выборы носят ритуальный характер. (тропическая Африка)

 

20. Республика как форма  правления: понятие и виды.

Республика это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

 Признаки республики:

1.глава государства может быть  как единоличным, так и коллегиальным. 

2.власть не передается по  наследству, а является выборной 

3.глава государства несет ответственность  за принимаемые решения 

4.осуществляет свои полномочия  в течении определенного срока.

На данный момент республика преобладающая  форма правления.

 Республики различают на :

 Президентская республика , президент избирается независимо от парламента, является главой государства и правительства. Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью. В данной республике президент не может распустить парламент и его нижнюю палату, не может вынести вотум недоверия. Парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить президента от должности (нарушение конституции, преступление) Президент в свою очередь, наделен правом отлагательного вето(запрета) на решения законодательного органа. (США)

 Парламентская республика, правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства. Президент является главой государства, который либо избирается парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Президент занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, реальной же главой государства выступает руководитель правительства. Однако президент может распускать парламент или его нижнюю палату (Италия, Германия) Недостатками парламентский республик считаются нестабильность гос. политики, и ее зависимость от расстановки сил в парламенте, частая смена правительства вследствие вотумов недоверия.

 Смешанная республика, в данном типе смешаны признаки президентской и парламентской республик (Россия, Франция). Глава государства в таких республиках обычно не относиться не к одной ветви власти. В таких республиках президент и парламент избираются народом. Президент глава государства, он назначает главу правительства и министров. Президент председательствует на заседаниях кабинета министров, утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

 

21. Монархия как форма  правления: понятие и виды.

Монархия – это форма правления при которой глава государства (монарх) управляет государством пожизненно, приобретая свою власть в порядке наследия.

 Признаки монархии:

1.единоличный характер власти 

2.власть передается по наследству 

3.пожизненное осуществление властных  полномочий 

4.не зависит от воли населения 

5.юридическая безответственность  монарха за принимаемые решения 

Монархии разделяются на абсолютные и ограниченные.

 В Абсолютных монархиях отсутствуют органы или законы, которые могли бы ограничить власть монарха. Монарх контролирует все ветви власти. Фактически власть монарха ограничивается правящей семьей. (Саудовская Аравия)

 Ограниченные разделяются на: дуалистические и парламентские.

 В дуалистической монархии исполнительная власть принадлежит монарху, законодательная осуществляется парламентом. Полномочия парламента узки, правительство формируется монархом и ответственно перед ним. Монарх может распустить парламент или его нижнюю палату, наложить на законы парламента абсолютное вето. Акты монарха по юридической силы равны или даже выше законов парламента. (Иордания, Марокко)

 В парламентской монархии монарх царствует, но не правит, роль его номинальная. Правительство формируется парламентом из лидеров партий большинства и ответственно перед парламентом. Если монарху и принадлежит право вето или право роспуска парламента, то фактически монарх данными полномочиями не пользуется. Иногда акты монарха не могут вступить в силу без контрассигнации, т.е. без подписания премьер-министром либо соответствующим министром. (Великобритания,Япония)

 

22. Форма государственного  устройства: понятие и виды. Формы  объединения современных государств.

Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами ее составных частей.

 Различают следующие формы государственного устройства: унитарное гос.во, федерация, конфедерация.

Унитарное государство - это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

Унитарное государство характеризуется  следующими признаками:

1.административно-территориальные  единицы не имеют политической  самостоятельности. 

2.единое гражданство 

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"