Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 01:42, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государства и права"

Содержание

1. Предмет и методология теории государства и права.
2. Место и роль теории государства и права в системе общественных наук.
3. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук.
4. Функции теории государства и права.
5. Значение теории государства и права для профессиональной подготовки юриста.
6. Предпосылки и причины происхождения государства.
7. Основные теории происхождения государства, их общая характеристика.
8. Понятие и сущность государства.
9. Государственный суверенитет: понятие и основные признаки.
10. Типология государств: понятие и основные подходы.
11. Функции государства: понятие и классификация.
12. Внешние функции государства: понятие и содержание.
13. Внутренние функции государства: понятие и содержание.
14. Формы и методы осуществления функций государства. Место и роль органов юстиции в реализации функций государства.
15. Понятие и структура механизма государства.
16. Государственный аппарат: понятие, структура, принципы организации и деятельности.
17. Понятие, признаки и виды государственных органов. Место и роль органов юстиции в структуре органов государственной власти.
18. Форма государства: понятие и общая характеристика структурных элементов.
19. Форма правления: понятие и виды.
20. Республика как форма правления: понятие и виды.
21. Монархия как форма правления: понятие и виды.
22. Форма государственного устройства: понятие и виды. Формы объединения современных государств.
23. Понятие, признаки и виды унитарных государств.
24. Понятие, признаки и виды федераций.
25. Политический (государственный) режим: понятие и виды.
26. Понятие и признаки демократического политического режима.
27. Понятие и признаки антидемократического политического режима.
28. Характеристика формы государства современной России.
29. Понятие и основные элементы политической системы общества.
30. Место и роль государства в политической системе общества.
31. Правовое государство: понятие, признаки, принципы. Место и роль органов юстиции в механизме правового государства.
32. Разделение властей как принцип правового государства.
33. Гражданское общество: понятие, признаки, структура.
34. Становление гражданского общества и правового государства в Российской Федерации: проблемы и перспективы.
35. Соотношение государства и права.
36. Происхождение и пути формирования права.
37. Общая характеристика учений о праве.
38. Современные подходы к правопониманию: естественно-правовой, нормативный, социологический.
39. Понятие и признаки права.
40. Принципы права: понятие и виды.
41. Понятие и классификация функций права.
42. Понятие, виды и общие черты социальных норм.
43. Соотношение норм права и морали.
44. Понятие и виды форм (источников) права.
45. Понятие, признаки и виды нормативно-правовых актов.
46. Понятие, признаки и виды законов.
47. Понятие, признаки и виды подзаконных нормативно-правовых актов.
48. Действие нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила закона.
49. Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц. Иммунитеты в праве.
50. Нормы права: понятие, признаки и виды.
51. Логическая структура правовой нормы.
52. Гипотеза правовой нормы: понятие и виды.
53. Диспозиция правовой нормы: понятие и виды.
54. Санкция правовой нормы: понятие и виды.
55. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правового акта.
56. Система права: понятие, структура, общая характеристика элементов.
57. Предмет и метод правового регулирования как основание деления норм права на отрасли.
58. Понятие и классификация отраслей права. Публичное и частное право.
59. Соотношение системы права и системы законодательства.
60. Правотворчество: понятие, принципы и виды.
61. Законодательный процесс: понятие и стадии.
62. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов.
63. Понятие и виды систематизации законодательства.
64. Правоотношение: понятие, признаки, структура.
65. Предпосылки (условия возникновения) правоотношения.
66. Классификация правоотношений.
67. Субъекты правоотношений: понятие и виды.
68. Правосубъектность: понятие и структура.
69. Объекты правоотношений: понятие и виды.
70. Юридическое содержание правоотношений.
71. Понятие и виды юридических фактов. Фактический состав.
72. Правовой статус личности: понятие и структура.
73. Гарантии обеспечения и защиты правового статуса личности. Место и роль органов юстиции в обеспечении и защите прав личности.
74. Понятие, структура и виды правового сознания.
75. Правовой нигилизм: понятие, формы проявления и пути преодоления.
76. Правовая культура: понятие и структура.
77. Правовое воспитание: понятие, формы, методы.
78. Понятие и формы реализации права.
79. Применение как особая форма реализации права: понятие и стадии правоприменительной деятельности.
80. Акты применения права: понятие, структура и виды. Правоприменительные акты в органах юстиции Российской Федерации.
81. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и восполнения.
82. Коллизии юридических норм: понятие, условия возникновения и способы разрешения.
83. Понятие и значение толкования права. Способы уяснения норм права.
84. Виды толкования норм права.
85. Акты толкования норм права: понятие и виды.
86. Понятие и виды правомерного поведения.
87. Понятие, признаки и виды правонарушения.
88. Юридический состав правонарушения: понятие и элементы.
89. Понятие и элементы объективной стороны правонарушения.
90. Понятие и элементы субъективной стороны правонарушения.
91. Понятие, признаки и виды юридической ответственности.
92. Основания и принц

Работа состоит из  1 файл

шпоры.docx

— 242.17 Кб (Скачать документ)

3. основные и неосновные. Основные - это Ф с помощью которых  решаются главные задачи стоящие перед Г. Не основные это Ф с помощью которых решаются не основные задачи Г. Неосновные являются структурными частями основных.

 К числу критериев можно  отнести принцип разделения властей  и классифицировать функции Г  на: законодательные (правотворческие), управленческие, правоохранительные в том числе судебные, и информационные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации госуд власти

 

12. Внешние функции государства:  понятие и содержание.

Внешние функции – основные направления деятельности госва по решению стоящих перед ним задач на международной арене.

Внешние функции государства тесно  связаны с внутренними, их выполнение обеспечивает полноправное существование  государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым. В некотором роде внешние функции можно рассматривать как продолжение внутренних. Так например экономическая функция обусловлена мировыми ценами на нефть.

 К внешним функциям относятся: 

1.функция обороны страны, имеет  первостепенное значение, предполагает  выработку четкой оборонительной  стратегии, укрепление оборонной  мощи, совершенствование вооруженных  сил, охрана гос.границы.

2.функция содействия по обеспечению  международного мира, связана с  деятельностью по предотвращению  войны, разоружению, сокращению  химического и ядерного оружия, нераспространения оружия массового  уничтожения. 

3.функция сотрудничества с другими  государствами, направлена на  установление и развитие экономических,  политических, правовых отношений.

 

13. Внутренние функции  государства: понятие и содержание.

Внутренние функции, это функции государства, т.е. основные направления деятельности госва по решению стоящих перед ним задач, осуществляемые внутри страны.

 К внутренним функциям государства  относятся :

1. функция охраны прав и свобод  человека и гражданина. Ст. 2 Конституции  «человек, его права и свобода  являются высшей ценностью» 

2. экономическая функция, заключается  в выработке основных направлений  экономической политике в устойчивом  режиме. (налоги, кредиты, стимулирование производства)

3.функция налогооблажения, это самостоятельная основная функция современного государства, налог все больше становиться главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической.

4.функции социальной защиты, призваны  обеспечить нормальные условия  жизни для общества и социальную  защищенность личности. (инвалиды, пенсионеры, студенты)

5.Экологическая функция, новое,  развивающееся направление деятельности  государства, связанное с обострением  экологической ситуации в мире  и стране. Выражается разработке  природоохранного законодательства. (штраф, проверки, вредные выбросы)

6.культурная функция, призвана  поднять культурный и образовательный  уровень граждан. Поддержка развития  культуры (литературы, искусства, науки  и образования)

 

14. Формы и методы осуществления  функций государства. Место и  роль органов юстиции в реализации  функций государства. 

Формы осуществления функций  государства – это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Существует две основные классификации форм осуществления функций государства:

- законодательная, исполнительная, судебная и контролирующая деятельность 

-правовые и организационные  формы. 

Законодательная - издание представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми гос.органами и гражданами.

Исполнительная - основанная на законах оперативная, повседневная реализация органами исполнительной власти (гос.управления) функций государства.

Судебная - реализация функций государства путем осуществления правосудия.

Контролирующая деятельность, это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей гос. надзора и контроля за законностью. Особое место в системе занимает прокурорский надзор.

 Принято различать правовые и организационные формы осуществления функций государства.

 К правовым (определенным Конституцией РФ, федеральным законодательством) относятся:

1. Правотворческая, деятельность  по подготовке и изданию нормативных  актов, способствующих осуществлению  той или иной функции государства. 

2. Правоприменительная, деятельность  по исполнению требований норм  права путем издания правоприменительных  актов. 

3. Правоохранительная, деятельность  по защите прав и свобод  человека и гражданина, по предупреждению  правонарушений и привлечению  к юридической ответственности  виновных лиц. 

 К организационным формам относятся:

1. оргнизационно - регламентирующая, текущая работа, например подготовка проектов нормативных актов.

 2. организационно-хозяйственная, хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями.

3. организационно-идеологическая, повседневная  работа СМИ по формированию общественного мнения, разъяснения издаваемых законов.

 Методы осуществления функций государства: это способы и приемы, с помощью которых органы гос. реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют: м-д нормативно-правов.рег-я, м-д договорного рег-я, м-д надзора и контроля, м-д информационного влияния на общество, принуждение, рекомендации и поощрения.

В РФ орган юстиции представлен  МинЮстом.Минюст:

1) занимается выработкой  и реализацией государственной  политики и нормативно-правовым  регулированием в сфере: исполнения уголовных наказаний,

  • государственной регистрации актов гражданского состояния,
  • обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов и
  • исполнения уголовных наказаний т.д;

2) осуществляет правоприменительные  функции и функции по контролю  и надзору в сфере:

  • исполнения уголовных наказаний,
  • регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации,
  • адвокатуры,
  • нотариата,
  • государственной регистрации актов гражданского состояния.

 

 

15. Понятие и структура  механизма государства. 

Механизм государства – это система государственных органов, осуществляющих государственную власть, функции государства.

Признаки механизма государства (Байтин М.И.):

- это система государственных  органов, основанная на единстве  принципов организации и деятельности.

- характеризуется сложной структурой  отражающей определенное место,  которое занимают в ней различные  виды и группы государственных  органов, их соотношением и  взаимосвязями. 

-между государственным механизмом  и функциями государства существует  тесная обратная связь. Функции  осуществляются при помощи гос. механизма. От функций государства зависит структура гос. механизма.

-механизм государства для обеспечения  возложенных на него задач  располагает необходимыми финансовыми  и иными материальными средствами (здания, оборудование, деньги)

 Структура механизма государства – это внутренние строение, порядок расположения элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

 Структура механизма государства  включает:

 1.Государственные органы, выполняющие  властные функции (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства)

2. государственные организации, призванные осуществлять охранительную деятельность государства (вооруженные силы, милиция)

3. государственные учреждения, осуществляют практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной и т.п. сферах. (библиотеки, вузы, театры, научно-исследовательские институты).

4.государственные предприятия, осуществляют хозяйственно -экономическую деятельность, производят продукцию, оказывают услуги для извлечения прибыли.

5. государственные служащие (чиновники), занимающиеся управлением.

6. организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности гос. аппарата.

Нередко гос-ый механизм отождествляют с гос-ым аппаратом. Вместе с тем механизм государства это понятие более широкое чем гос-ый аппарат. Традиционно под гос-ым аппаратом понимают сис-му органов при помощи которых осущ-ся задачи и ф-ии государства. В этой связи гос-ый аппарат следует рассматривать в качестве составной части механизма государства. Механизм государства составляют три вида гос-ых орг-ий: 1. органы государства 2. гос учреждения 3. гос-ые предприятия. Поскольку гос-ый аппарат составляет только органы государства то он не тождественен гос-му механизму. Гос-ый аппарат является основной частью и звеном гос-го механизма.

 

16. Государственный аппарат:  понятие, структура, принципы  организации и деятельности.

Государственный аппарат – это часть механизма Г, представляющая собой совокупность гос. органов, наделенных властными полномочиями для реализации гос. власти. В структуру механизма Г также входят гос. учреждения и гос. предприятия.

Структурные элементы гос.аппарата: 1)органы законодат.власти; 2) органы исп.власти; 3) судебные органы; 4) глава государства; 5) надзорные органы.

Принципы организации  и деятельности государственного аппарата это ключевые идеи и положения, лежащие в основе построения и функционирования государственного аппарата.

 Принципы организации и деятельности  государственный аппарата:

-Приоритет прав и свобод  человека и гражданина (гуманизма)

-Демократизм, выражается в широком  участии граждан в формировании деятельности гос. органов народовластие)

-Разделение властей ( на законодат., исполн., судебную), создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов

-Законности, обязательность соблюдения  всеми органами государства, гос. служащими, гражданами конституции законов и подзаконных актов.

-Гласности, информированность  общественности о практической  деятельности конкретных государственных  органов, гарантирует прозрачность  процесса функционирования чиновников.

-Федерализма, учета интересов  регионов 

-Профессионализма, использование  наиболее квалифицированных работников  в деятельности гос. аппарата и др.

Нередко гос-ый механизм отождествляют с гос-ым аппаратом. Вместе с тем механизм государства это понятие более широкое чем гос-ый аппарат. Традиционно под гос-ым аппаратом понимают сис-му органов при помощи которых осущ-ся задачи и ф-ии государства. В этой связи гос-ый аппарат следует рассматривать в качестве составной части механизма государства. Механизм государства составляют три вида гос-ых орг-ий: 1. органы государства 2. гос учреждения 3. гос-ые предприятия. Поскольку гос-ый аппарат составляет только органы государства то он не тождественен гос-му механизму. Гос-ый аппарат является основной частью и звеном гос-го механизма.

 

17. Понятие, признаки  и виды государственных органов.  Место и роль органов юстиции  в структуре органов государственной  власти.

Государственный орган это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенный властными полномочиями.

 Государственные органы построены  по иерархическому принципу.

Признаки государственного органа:

- является самостоятельным элементом,  выступая неотъемлемой частью  единого государственного организма 

-действует от имени государства  и по его поручению 

-образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (конституции, законов)

-выполняет свойственные только  ему задачи и функции, используя  для этого соответствующие формы  и методы (наделен властными полномочиями, в том числе возможностью принуждения)

-имеет соответствующую компетенцию,  осуществляет ее тремя способами: 

1.принятием нормативных актов  (предписания общего характера) 

2.принятием правоприменительных  актов (индивидуальное предписание) 

3.конкретно-организационной деятельностью. 

-состоит из госслужащих и  подразделений скрепленных единством  целей

-имеет необходимую материальную  базу (здание, транспорт, денежные  ресурсы) 

-обладает определенным правовым  статусом

-в процессе реализации имущественных  прав выступает в качестве  юр. Лица

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"