Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:34, шпаргалка
Работа содержит 69 вопросов с ответами по по "Теории государства и права"
- на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определённого вида на данной территории;
-
на акты ограниченного
-
на акты исключительного (
По основным субъектам
Закон. Это главный и
Иерархия нормативно-правовых актов РФ:
1) Нормы международного права. Согласно Конституции РФ, в России установлен приоритет международных норм права перед национальными. Поэтому первая строка в иерархии - за нормами международного права.
2) Конституция РФ 1993 года. Главный закон РФ, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации. Устанавливает форму российского государства, определяет субъекты государственной власти и их формирование, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
3) Федеральные
конституционные законы (ФКЗ) - обладают
высшей, после Конституции юридической
силой. Принимаются по
4) Федеральные законы - принимаются по всем остальным вопросам. Сюда же относятся и Кодексы.
5) Указы Президента РФ;
6) Постановления Правительства РФ;
7) Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств);
8) Нормативно-правовые акты субъектов РФ:
- Конституции (уставы) субъектов РФ;
- Законы субъектов РФ.
9) Локальные
(местные) нормативно-правовые
Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы.
Вступление
в силу нормативно-правового
1) По общему правилу - по истечении определенного количества дней после даты его официального опубликования;
2) Прямое указание
в тексте нормативного акта
на календарную дату, с момента
наступления которой он
3) Указание
на обстоятельства, с которыми
связано вступление акта в юридическую
силу (например, сразу с момента опубликования).
Момент
утраты юридической силы
1) Истечением срока на который был принят нормативный акт;
2) Отмена нормативно-правового
акта законодателем, либо
В общепринятой практике закон не имеет обратной силы. В исключительных случаях это возможно если:
1) Нормативно-правовой
акт прямо устанавливает
2) Уголовный
закон декриминализирует
Действие нормативно-правовых
актов в пространстве определяется
территорией суверенного
1) земная территория (суша), в том числе недра;
2) континентальный шельф;
3) внутренние и территориальные воды (по международному праву - 12 морских миль);
4) воздушное
пространство над земной и
водной территорией
5) речные и морские суда под флагом своего государства в открытом море. Военные суда - не зависимо от места нахождения;
6) космические объекты РФ;
7) территория
дипломатических
Действие нормативно-правовых
актов по кругу лиц - нормативно-правовые
акты могут иметь общий характер, то есть
действовать в отношении всех граждан,
лиц без гражданства, иностранцев и юридических
лиц, находящихся на соответствующей территории,
или адресоваться лишь некоторым из них
(например, о повышении пенсий - касается
только пенсионеров и иных лиц пользующихся
социальной защитой). Иностранные граждане
пользующиеся дипломатическим иммунитетом
изымаются из сферы действия национального
права. В случае нарушения ими норм права
этих государств, они не подлежат ответственности
на данной территории, а объявляются персонами
non grata и обязаны покинуть страну.
Систематизация нормативно-правовых актов (систематизация законодательства) - это деятельность (обычно уполномоченных государственных органов), направленная на совершенствование и упорядочивание правовых норм.
Систематизация законодательства необходима для:
1. Дальнейшего развития и совершенствования законодательства.
2. Правильного
уяснения и применения
3. Формирования
правового сознания и правовой
культуры субъектов права.
Систематизация
законодательства объективно
Виды систематизации
законодательства:
Инкорпорация - объединение нормативных актов определённого уровня во всевозможные сборники или собрания законодательства по отраслям права, в хронологическом, алфавитном или другом порядке без обновления их содержания. Т.е. собрание законодательства "как есть" на данный момент. Цель инкорпорации - упорядочить массив нормативно-правовых актов для более удобного практического применения, отслеживания противоречий и т.д. Бывает официальная и неофициальная.
Инкорпорация
всего законодательства страны
называется генеральной.
Консолидация
- унификация нормативных актов, устранение
их множественности, что достигается
путём создания крупных однородных
блоков в структуре законодательства.
Также не вносит изменений в законодательство,
не изменяет существующих норм. Данный
вид систематизации характерен для правовой
семьи прецедентного права (множественность
судебных прецедентов делает применение
права очень неудобным, поэтому более
практично консолидировать прецеденты
по какому-либо основанию для большего
удобства).
Кодификация
-коренная переработка какой-либо отрасли
системы права, создание нового, систематизирующего
правового акта (кодекса). Устаревшие
части нормативного акта утрачивают
силу, вносятся новые нормы, создаётся
общая внутренняя структура. Естественно,
всегда носит только официальный характер.
Также иногда
выделяется отдельный вид систематизации,
как учёт. Т.е. сбор действующих нормативных
актов для расположения по определённой
схеме. Например, собираются все нормативные
акты, которые важны для деятельности
какого-либо предприятия. Однако учитывая
локальный характер учёта, ставить его
в один ряд с другими видами систематизации
не вполне уместно.
Под учетом нормативных актов понимается сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам. Органы, учреждения и организации осуществляют учет как для удовлетворения своих собственных потребностей, так и для снабжения (в том числе и на коммерческой основе) правовой информацией иных учреждений и отдельных лиц. В РФ обычно подлежат учету ФЗ. нормативные указы Президента РФ и Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, постановления КС. В зависимости от функций органов и учреждений, производящих учет. в информационный массив могут быть включены и иные акты (например, международные договоры, законодательство субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, нормативные разъяснения высших судебных органов РФ и т.д.).
Наиболее
простой вид учета
Другая, более
совершенная форма учета
, На карточках
могут быть зафиксированы либо
основные реквизиты акта(вид
Третья форма учета законодательства - ведение контрольных текстов действующих нормативных актов, т.е. внесение в тексты официальных изданий законов,указов, постановлений и других нормативных актов, отметок об отмене, изменении, дополнении таких актов или отдельных их частей с указанием тех актов, на основании которых производятся эти отметки.
Все более
активно используется так
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"