Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:34, шпаргалка
Работа содержит 69 вопросов с ответами по по "Теории государства и права"
Фикции встречаются
как в материальном, так и в
процессуальном праве, и ими особенно
богато римское право, когда претору
— для успешного проведения в
жизнь своих новых юридических
положений — приходилось
Дальнейшее
развитие права показывает, что роль
фикции в юридическом творчестве
постепенно уменьшается, так как
закон выражается в более широких
обобщениях, к тому же посредством
более свободного толкования и применения
нормы может быть прямым путём достигнут
результат, которого древнее право достигало
искусственно и косвенно.
От фикций
законных следует отличать фикции догматические,
то есть фикции, развитые и принятые
наукою, с целью дать последовательную
и систематическую связь юридических
фактов и подвести их под единый исходный
пункт. Например, к ним относится положение,
что наследник считается вступившим в
наследство с момента смерти наследодателя,
хотя в действительности это вступление
может не совпадать по времени с моментом
кончины наследодателя. Данная фикция
покоится на том основании, что при юридическом
преемстве окончание права одного должно
совпадать с началом права в лице другого.
Правотворчество — это деятельность государственных органов, направленная на усовершенствование законодательства путём принятия новых нормативных правовых актов, изменения или отмены устаревших.
Правотворчество включает деятельность по:
· изданию новых нормативно-правовых актов;
· их совершенствованию, изменению, переработке;
· отмене действующих
нормативно-правовых актов.
Признаки правотворчества:
· Сознательно-волевой характер.
· Объективно-исторический
характер.
Признаки правотворчества
отражают сочетание субъективного
и объективного факторов в правотворчестве.
Право создается людьми, наделенными волей
и сознанием, имеющими определенный жизненный
опыт, правосознание, культурный уровень.
На правотворчество влияют личные и групповые
интересы, задачи, потребности законодателя.
Существует мощный политический институт
лоббирования выгодных с позиций отдельных
социальных групп нормативных актов.
Несмотря на
влияние субъективных факторов, право
не создается законодателем
Право отражает
объективные закономерности общественных
отношений. В нормах права находят выражение
потребности общества на определенном
историческом этапе. Попытки волюнтаристски,
произвольно устанавливать нормы права
ведут к негативным последствиям. В лучшем
случае это будет просто недействующее
право, например закон о ветеранах. В худшем
- реальный вред общественным отношениям.Вспомните
пример со ст. 199 УК РФ, в которой ранее
была предусмотрена уголовная ответственность
за уклонение от уплаты налогов и сборов
"иным способом".
1.Народное правотворчество
осуществляется путём
2.Государственное
правотворчество - это правотворчество,
при котором правовые нормы формируются
уполномоченными государственными органами,
то есть прямо и непосредственно исходят
от государства. Это основной вид правотворчества,
остальные два носят несущественный, вспомогательный
характер.
3.Санкционированное
правотворчество - это правотворчество,
при котором государственные
органы делегируют
Государственное
правотворчество представляет собой
формализованный процесс, состоящий
из ряда последовательно сменяющихся
стадий:
· Первая - выявление потребности в правовом регулировании какого-либо вопроса.
· Вторая - решение компетентного государственного органа об издании нормативно-правового акта, определение его формы, разработка проекта, проявление правотворческой инициативы.
· Третья - предварительное
обсуждение проекта нормативно-правового
акта всеми заинтересованными
· Четвёртая - официальное рассмотрение проекта нормативно-правового акта.
· Пятая - принятие нормативно-правового акта, утверждение, одобрение, подписание.
· Шестая - опубликование
нормативно-правового акта и его
вступление в силу.
Юридическая
техника — совокупность методов,
принципов, правил и приемов, используемых
в соответствии с принятыми правилами
при выработке (принятии или изменении)
и систематизации нормативно-правовых
актов для обеспечения их совершенства.
Принципы юридической
техники:
1) Отказ от устаревших оборотов;
2) Недопущение
использования эмоциональной
3) Отсутствие
противоречий, пробелов, коллизий.
Методы юридической
техники — наиболее общие требования,
предъявляемые юридической наукой и практикой
к процессу создания нормативно-правовых
актов. К методам относятся: общенаучные
методы познания (моделирования, абстрагирование,
анализ и синтез и прочее), частнонаучные
методы (методы тех наук, которые изучают
предмет регулирования создаваемого нормативного
акта).
Правила юридической техники — конкретные требования, предъявляемые к процессу выработки правового акта. Правила должны обеспечить внутреннюю и внешнюю непротиворечивости правового акта, соответствия и ясность понятий, логичность. Исходя их этого, можно выделить следующие группы правил:
1) языковые (ясность, точность, однозначность используемых в тексте терминов и прочее);
2) логические (прежде всего - структура текста нормативного акта);
3)гносеологические
(прежде всего - адекватное отражения социального
явления в тексте документа).
Приёмы юридической
техники - это операции разработчиков
в отношении текста создаваемого
правового акта, направленные на построение
текста нормативно-правового акта в
соответствии с её правилами.
К приемам
относятся:
1) Абстрактность изложения;
2) Казуальность
(т.е. регулирование текстом
3) Приемы изложения
нормы (в отношении диспозиции
- прямая, отсылочная, бланкетная).
Источник (форма)
права — способ, с помощью которого
закрепляются (находят внешнее выражение)
нормы права. Некоторые учёные отождествляют
источник и форму выражения права,
другие проводят между ними разницу,
определяя источник как явление,
порождающее нормы права, а форму выражения
— как некий «контейнер норм», не совпадающий
по своей сути с источником.
Термин «источник
права» также употребляется некоторыми
учёными в значении «правовой
памятник», а также для обозначения
моральных истоков права.
Источники права
- это чем практика руководствуется
в решении юридических дел. Под
источником позитивного права принято
понимать форму выражения
Самым первым источником
права следует считать правовой
обычай.
Различают источник
права в материальном, идеологическом
и формальном (юридическом) смысле.
Источник права в материальном смысле
— это сами общественные отношения,
то есть материальные условия жизни общества,
система экономических отношений, существующие
в обществе формы собственности и т. п.
Источник права в идеальном смысле — это
правосознание и правовая культура. При
этом имеется ввиду, как правосознание
законодателей, так и правосознание народа,
которое оказывает влияние на Формирование
права. Источник права в формальном (юридическом)
смысле — это способ закрепления и существования
норм права. Также можно говорить об источниках
права в историческом и политическом смыслах:
в историческом смысле он представляет
собой различные памятники права (Законы
Ману), а в политическом смысле под источником
права понимается государство.
В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле[1]:
естественное право
нормативный правовой акт;
нормативный договор;
правовой прецедент (судебный или административный прецедент);
правовой обычай;
религиозные догмы;
правовая доктрина;
принцип права;
правосознание
Нормативный
правовой акт — официальный документ,
принятый с соблюдением установленной
законодательством процедуры уполномоченным
государственным органом или путём референдума,
содержащий общеобязательные правила
поведения, рассчитанные на неопределенный
круг лиц и неоднократное применение.
Признаки нормативно-правового акта:
1) Нормативность;
2) Общеобязательность;
3) Абстрактность изложения;
4) Оформляется в виде специальной формы;
5) Издается
специально уполномоченным
Классификация нормативно – правовых актов производится по различным основаниям : по юридической силе; по содержанию; по объёму и характеру действия; субъектам, их издающим.
По юридической силе все
Нормативно – правовые акты классифицируются
также по содержанию. Такое деление в известной
мере условно. Условность эта объективно
объясняется тем, что не во всех нормативно
- правовых актах содержатся нормы
однородного содержания. Имеются акты,
содержащие нормы только одной отрасли
прав(трудовое, семейное, уголовное законодательство).
Но наряду с отраслевыми нормативными
актами действуют и акты, имеющие комплексный
характер. Они включают нормы различных
отраслей права, обслуживающих определённую
сферу общественной жизни. Хозяйственная,
торговая, военная, морское законодательство
– примеры комплексных нормативно - правовых
актов
По объёму и характеру
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"