Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:34, шпаргалка
Работа содержит 69 вопросов с ответами по по "Теории государства и права"
Крупнейшие
знатоки мусульманского права
не только по-своему
С XI в.
положение мазхабов резко
Законодательная
власть в мусульманских странах
принадлежала не главе государства, а
авторитетным представителям крупнейших
правовых толков, поскольку большинство
норм мусульманского права создано и создается
ими и является итогом их доктринальной
разработки. В результате к настоящему
времени "мусульманское право превратилось
в собрание огромного множества возникших
в различных исторических ситуациях разнообразных
норм, в большинстве случаев формально
не определенных". Благодаря широкому
простору для его толкования авторитетными
правоведами и свободе судейского усмотрения
при выборе норм мусульманское право и
ныне чрезвычайно гибко, хорошо приспосабливается
к меняющимся условиям современной жизни,
сохраняя при этом тесную связь с историческими
традициями и одновременно поддерживая
свой высокий сакральный авторитет.
Госуда́рство
— это особая форма организации
общества, действующая на ограниченной
территории. Государство обладает определёнными
средствами и методами применения власти
внутри общества, устанавливает определённый
порядок взаимоотношений между членами
общества, и вовлекает в свою деятельность
всё население на установленной и экспансируемой
территориях. Порядок взаимоотношений
между членами общества и применения власти
определяется: конституцией, законами
и другими правовыми документами государства,
которые являются частью формального
устройства государства; а также обычаями,
сформировавшимися внутри общества независимо
от государства, которые являются основаниями
для понимания законов государства и определяют
неформализованный порядок применения
и трактовки законов.
В современных
развитых государствах, его основными
целями трактуются: сохранение нормальных
взаимоотношений между членами
общества, заключающихся в обеспечении
определённого уровня безопасности жизни
и собственности людей, то есть безопасности
их личной, научной, творческой и коммерческой
деятельности; реализация и сохранение
общих для членов общества материальных
и духовных целей и ценностей, таких как
свобода, мораль, справедливость, медицина,
образование, дороги, экология. Одним из
фундаментальных принципов, который может
способствовать реализации заявленных
целей, является демократия, то есть общественный
выбор лиц, обладающих властью и управляющих
государственными органами власти. Однако
в некоторых странах демократия носит
имитационный характер, и существует лишь
видимость того, что органы государственной
власти служат обществу. На практике, в
этих странах правящая группа обеспечивает
нужный исход выборов с помощью средств
воздействия на массы и манипуляций общественным
мнением.
Признаки государства
Наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства):
-конституция,
-военная доктрина,
-законодательство.
Наличие руководства (аппарат управления):
-президент (правительство),
-парламент,
-суд.
Управление и планирование:
-нормирование жизни общества (система права),
-государственная
(политическая и
-хозяйственная деятельность (экономика),
-собственная денежная система,
-налоговые сборы.
Собственность (ресурсы):
-территория,
-население,
-государственная казна,
-границы и т. д.
Наличие подчиненных организаций:
-охрана правопорядка,
-вооружённые силы,
-периферийные административные организации.
Наличие государственного языка (языков).
Суверенитет
(способность государства
Публичная власть.
Гражданство.
Государственные
символы.
Функции государства
- это основные направления его
деятельности, выражающие сущность и
назначение государства в обществе.
Фукции государства можно классифицировать:
1) По направленности - внутренние и внешние;
2) По продолжительности действия - постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (на определенном этапе, например, во время войны у государства появляются специфические военные функции);
3) По влиянию
на общество - охранительные и
регулятивные.
Основным основанием классификации является деление функций на внешние и внутренние.
Внешние функции государства - это основные направления его деятельности на международной арене. К ним относятся:
1) Обеспечение безопасности - поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности.
2) Дипломатическая
функция - способствует поддержанию
приемлемых отношений со всеми
странами независимо от того,
какой идеологии они
3) Поддержка
мирового правопорядка - политическое
сотрудничество в
Внутренние функции государства - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.
1) Экономическая
функция - выражается в выработке
и координации государством
2) Политическая
функция - обеспечение политической
стабильности, выработка стратегических
целей и задач развития
3) Социальная
функция - выполнение этой функции
позволяет обеспечить
4) Экологическая
фукция - гарантирование человеку
здоровой среды обитания: для
этого вводятся специальные
5) Правоохранительная
функция - это деятельность государства
по обеспечению точного и
6) Культурная функция - создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирование государственной культурной политики.
7) Образовательная
функция - деятельность по обеспечению
нормального функционирования
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ВЛАСТЬ — способность государства,
его структур с помощью легитимных
средств подчинять поведение
отдельных индивидов, групп людей или
всего общества общей (государственной)
воле. Дееспособность Г.в. характеризуется
понятием "ресурсы Г.в.", обозначающим
совокупность тех средств, использование
которых обеспечивает воздействие государства
на объекты государственной деятельности.
Отличие Г.в. от других ее видов — в наличии
группы людей, которые властвуют, в чьих
руках находится аппарат проведения в
жизнь государственной воли. Формы проявления
Г.в.: господство, руководство, управление,
организация, контроль.
Природу Г.в. характеризуют
такие ее свойства, как легитимность и
единство. Легитимность Г.в. означает признание
ее (власти) правомерности или конституционности
(официальное удостоверение, восприятие
в качестве таковой) основной частью гражданского
общества своей страны и мировым сообществом.
Единство Г.в. — это распространение ее
на всю территорию государства без каких-либо
изъятий. Любая власть, а государственная
в особенности, должна быть снабжена механизмами
реализации. Одним из таких механизмов
является принцип разделения Г.в. на самостоятельные
ветви: на законодательную, исполнительную
и судебную. При таком устройстве власти
одна ветвь не только удерживает другую
от произвольных действий, но и побуждает
ее эффективно и рационально осуществлять
свои полномочия в интересах народа. Законодательная
власть, действуя непосредственно по мандату
народа, принимает в его интересах законы,
организация исполнения которых является
конституционной обязанностью правительства
и подчиненных ему исполнительных структур
власти. Судебная власть выступает гарантом
конституционности действий всех структур
власти. Свойство Г.в. — возможность оказывать
принуждение для достижения целей и задач
государственной политики в случае, если
иные средства исключают достижение такой
цели. При этом Г.в. обладает монополией
на легитимное принуждение (принуждение
по праву). Осуществление власти должно
основываться исключительно на праве.
Связанность Г.в. правом является единственно
возможной формой ее проявления. В ином
случае власть принимает неконституционный
и негосударственный характер.
Институты государственной власти.
1. Парламент
- высший законодательный и
2. Правительство - высший исполнительный орган.
3. Глава государства.
4. Судебная власть, как вид государственной власти.
ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- государственную
власть в РФ осуществляют
Разделение властей — теория, согласно которой государственная власть не должна полностью сосредотачиваться у одного государственного органа, а должна быть разделена на независимые друг от друга, но взаимно контролирующие, ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
Теория была
впервые предложена Дж. Локком, термин
ввел Монтескьё.
Принцип разделения
властей означает, что законотворческая
деятельность осуществляется законодательным
(представительным) органом, исполнительно-распорядительная
деятельность — органами исполнительной
власти, судебная власть — судами, при
этом законодательная, исполнительная
и судебная ветви власти самостоятельны
и относительно независимы.
Следует сказать,
что сама власть в государстве - едина,
здесь речь идет не о разделении
самой власти как явления, а о
разделении функций власти на законотворчество,
государственное управление, правосудие.
Политическое
обоснование принципа разделения властей
состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать
властные полномочия между различными
государственными органами, чтобы исключить
сосредоточение всех полномочий либо
большей их части в ведении единого органа
государственной власти либо должностного
лица и тем самым предотвратить произвол
и иные злоупотребления. Независимые ветви
власти могут сдерживать, уравновешивать,
а также контролировать друг друга, не
допуская нарушения Конституции и законов,
это так называемая "система сдержек
и противовесов".
Заметим, что
в странах с недемократическим
правовым режимом, как правило, принцип
разделения властей не признается,
или же разделение властей в них
закреплено лишь формально.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"