Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:34, шпаргалка
Работа содержит 69 вопросов с ответами по по "Теории государства и права"
Что касается
большинства стран Черной
Англосаксонская
система также распространила свое
влияние далеко за пределы Великобритании,
в частности, на Соединенные Штаты Америки,
Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Нигерию,
Южно-Африканскую Республику (правда,
эти страны и Намибия испытывают определенное
воздействие романо-германской правовой
системы, что позволяет квалифицировать
их как страны со смешанным правом, точно
так же, как Израиль, Филиппины и Шри-Ланка
в Азии).
Многие древние
правовые системы, такие как египетская,
вавилонская и греческая, совершенно
исчезли из обращения. Другие, например
индуистская, японская, китайская, и такие
транснациональные системы, как каноническая
и иудаистская, во шли в некоторой мере
в современные правовые системы.
Романо-германская
правовая система восходит к римскому
праву, которое вследствие захватнической
политики Римской империи, а также торговой
деятельности римских граждан было распространено
за пределы этого государства. С падением
как Западной, так и Восточной Римской
империи римское право утратило свою прежнюю
универсальность. Где бы оно ни применялось,
везде получало некую примесь из местных
обычаев и вследствие этого различалось
по содержанию (а вернее - трактовке) в
различных частях Европы.
Значительный
импульс для своего
Англосаксонская
система является продуктом развития
права в англоязычных странах. Она
основывается на результатах правового
развития в Англии и США. Поэтому
данную систему называют еще системой
англо-американского права.
В качестве международной
(транснациональной) системы действует
система мусульманского права. Она
основана на Коране (священной книге
мусульман), Сунне (сборнике Хадисов,
т.е. преданий о деятельности и высказываниях
пророка Мухаммада [по конкретным случаям])
и обычаях - Адатах. Хадисы и Адаты интерпретируются
и трактуются в толках (мнениях - Иджмах)
наиболее авторитетных ученых-правоведов
- факифов.
Основное
различие между системами
В романо-германской
системе придается немалое
Система англосаксонского
права, наоборот, придает исключительно
важное значение судебному прецеденту
в качестве источника права: суды
решают дела, руководствуясь не законами
(статутами, биллями и т. п.), а предшествующим
решением высшем суда страны (или штата)
по аналогичному делу. Доктрина "stare
decisis" (оставьте приговор, решение суда
как действующий пример) является сущностью
англосаксонской системы права. Эта доктрина
подчеркивает, что суды при вынесении
решения (приговора) должны руководствоваться
принципами, вытекающими из предшествующего
решения (приговора) верховного суда данной
юрисдикции по аналогичному делу, поскольку
эти принципы являются логически существенными
и приемлемыми для обстоятельств, характерных
для рассматриваемых ныне казусов.
В разных
странах англоязычного мира
Не следует
считать, что в англосаксонской
системе основная нагрузка падает на прецедент.
С конца XIX - начала ХХ в. немалую роль вновь
стали играть статуты (законы). А в США
в ХХ в. по штатам произвели компиляции
статутов по различным отраслям права.
Эти компиляции получили название кодексов.
Кроме того, были созданы общефедеральные
кодексы по тем отраслям, которые традиционно
должны иметь единообразное правовое
регулирование на территории всей страны.
Прежде всего это коснулось уголовного
законодательства и законов, связанных
с ведением предпринимательской деятельности.
Значительную
роль во вторичных источниках
права в англосаксонской
В некоторых
государствах как с
В Англии
нет писаной конституции.
В странах
с романо-германской системой
права (помимо Германии и
Следует
сделать акцент и на различии
в органах, применяющих право
в государствах с одной и
другой системами. В странах
с романо-германской правовой
системой суды разделяются по
инстанциям либо по отраслям
материального права; дела, связанные
с правонарушениями, являются основным
предметом деятельности конкретного суда
(например, административных судов в Финляндии
и Франции). В странах с англосаксонской
системой права издавна установилось
подразделение на суды "общего права"
и "суды справедливости", что не исключает,
правда, разделения судов по инстанциям.
"Суды справедливости", такие, например,
как Суд лорда-канцлера, "3вездная Палата"
и т. п., намного моложе, чем суды "общего
права" (например, Суд Королевской скамьи
или Суд палаты "шахматной доски").
Деятельность "судов справедливости"
была, с одной стороны, связана с укреплением
королевской власти, а с другой - с усложнением
и развитием новых социально-экономических
отношений в Англии, а затем и в Америке,
Новой Зеландии, Австралии и т. д. Так, "суды
справедливости" активно вторгались
в правотворчество (устанавливая так называемые
вторичные правовые нормы) там и тогда,
где и когда общее право не предусматривало
подходящего возмещения за причинение
материального ущерба индивидууму (частному
лицу). Суд лорда-канцлера стал принимать
к рассмотрению дела по искам, связанным
с правом управления чужим имуществом
по доверенности, в то время как суды "общего
права" традиционно отказывали в этом.
В настоящее
время в США, в федеральной
системе, упразднено подобное деление
судов. Отказались от этого и в судебных
инстанциях штата Нью-Йорк. Там все дела
рассматриваются одними и теми же судами,
хотя принципы отправления правосудия
согласно раздельной юрисдикции судов
"общего права" и "судов справедливости"
по-прежнему реализуются по-разному. Некоторые
штаты, например Нью-Джерси, сохранили
свою приверженность к раздельному существованию
"судов справедливости" и "общем
права". В других штатах, например в
Пенсильвании, в одной и той же судебной
инстанции раздельно действуют судьи,
руководствующиеся нормами общего права
и принципами справедливости.
Система
исламского права носит ярко
выраженную религиозную
В Коране
не содержится базовой
Большинство
же положений Корана и Сунны
не обладает жесткой
Первые
толкования появились в VII в., после
смерти пророка Мухаммада. Они
принадлежат перу сподвижников пророка,
которые толковали не только его слова,
но даже, в иных случаях, и молчание. Подобного
рода "расширительное" толкование
сподвижниками пророка совместно со знаменитыми
правоведами зиждилось на консенсусе
между ними и служило основой для вынесения
кади (судьей) решения по конкретному делу.
После смерти
сподвижников пророка роль
Таким образом,
развитие мусульманского права приобрело
казуальный характер, однако это был не
единственный путь его эволюции. Параллельно
шло становление теории мусульманского
права, создававшейся на базе толкований
этого права имамами (основателями толков
- Мазхабов). Причинами разночтений этих
толков являлись разные социально-экономические
условия в регионах пестрого арабского
мира.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"