Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:34, шпаргалка
Работа содержит 69 вопросов с ответами по по "Теории государства и права"
Социальные действия,
поведение людей в обществе регулируются
так же обычаями. Обычай - это правило,
утвердившееся в общественной практике,
вошедшее в привычку, в результате многократного
применения, установившегося подхода
к оценке определенного образа отношений,
действий человека, коллектива людей.
Обычай представляет собой привычную
для членов общества, группы людей форму
социальной регуляции. Обычаи, имеющие
нравственный характер, называются нравами.
В правах находим выражение психологии
определенной социальной группы. Пережитки
прошлого в области морали чаще всего
удерживаются в правах. Общество, используя
культурные, организационные меры, ведет
борьбу с неприемлемыми в цивилизованном
обществе нравами.
К большинству
традиций, обрядов, ритуалов право
индифферентно. В то же время оно опирается
на привычные формы поведения, а в ряде
случаев закрепляет их в своих нормах.
В частности, имеющий высокую общественную
значимость ритуал приведения главы государства,
судей конституционного суда к присяге,
регламентируется нормами конституции
и федерального конституционного закона
(В Российской Федерации эта процедура
предусмотрена ст. 82 федеральной Конституции
и ст.10 закона " О конституционном суде
РФ").
Общая схема
влияния права на обычаи
Испытывая
на себе воздействие права, обычаи
в то же время оказывают влияние на право,
При определенных условиях обычаи признаются
в качестве источников права. В частности,
гражданское право признает обычаи делового
оборота - правило поведения, сложившееся
и широко применяемое в какой-либо области
предпринимательской деятельности. Следует
подчеркнуть, что удельный вес деловых
обыкновений, являющихся по своему содержанию
источниками российского права, возрастает.
Очевидно, есть основания и применительно
к российской правовой системе правовые
обычаи не считать исключением в числе
иных источников права.
Нормы права
и обычаи обладают рядом общих
признаков, присущих всем
В зарубежной,
в частности в английской, литературе
под обычаями понимают
Социальное
регулирование - упорядочение общественных
отношений, придание им общественной полезности.
Другими словами, социальное регулирование
есть ни что иное, как управление жизнью
общества через специальные регуляторы
(социальные нормы), которые создаются
и поддерживаются как самим обществом
(мораль, обычаи, религия), так и государством
(нормы права).
Цель социального
регулирование - достичь процветания
общества (в некоторых не совсем правильных
обществах - процветания господствующего
класса).
Социальная
норма — установленное в
Виды социальных
норм:
1) Правовая норма
- общеобязательное правило поведения,
неперсонифицированного характера и направленное
на многократное применение, установленное
государством и поддерживаемое им. За
нарушение норм права государством возлагается
юридическая ответственность на нарушителя.
Обязательно письменно. В настоящее время
- главный для большинства стран социальный
регулятор.
2) Мораль - представление
членов общества о добре и
зле, нравственном и
3) Обычаи - правило
поведения, сложившееся путем
его многократного повторения
в прошлом. Некоторые обычаи
санкционируются государством, некоторые
запрещаются. Большинство из
4) Религиозные
нормы - в мусульманском праве - и есть
само право. В остальных странах играют
роль индивидуального регулятора поведения
и практически во всем совпадают с нормами
права ("не убий", "не укради").
5) Корпоративные
нормы - регуляторы локального
характера, действующие в определенных
организациях как правила внутреннего
распорядка.
Техническое регулирование
является разновидностью государственного
регулирования, которое предполагает
использование юридических
В Организации
экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР) под государственным
В статье 2 ФЗ «О
техническом регулировании» дается следующее
определение: техническое регулирование
- правовое регулирование отношений в
области установления, применения и исполнения
обязательных требований к продукции,
процессам производства, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и утилизации,
а также в области установления и применения
на добровольной основе требований к продукции,
процессам производства, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и утилизации,
выполнению работ или оказанию услуг и
правовое регулирование отношений в области
оценки соответствия. Достаточно упрощенно
этот термин можно пояснить так: техническое
регулирование – обязательные условия
нефинансового характера для предпринимательской
деятельности, которые устанавливает
государство. Очевидно, что характеристики
продукции, процессы производства, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и утилизации
должны иметь общие требования. То же самое
относится к выполнению всевозможных
работ и услуг.
Правовая система
общества- это взаимосвязанные объективное
право, правовая идеология, юридическая
практика, характер единства которых определяет
своеобразие правовой жизни данного общества.
Понятие "правовая
действительность" шире понятия "правовая
система". Первый термин охватывает
любые проявления правовой жизни общества.
Второй - акцентирует внимание исключительно
на таких ее фундаментальных функциональных
элементах как объективное право, правовая
идеология, юридическая практика. И только
в плане анализа их единства - установления
той качественной определенности характера
их взаимосвязи, взаимодействия, в котором
выражается своеобразие правовой жизни
данной страны.
Из вышесказанного
следует, что нельзя отождествлять
понятия "система права" и "правовая
система". При характеристике правовой
системы конкретной страны говорят о ее
"национальной правовой системе"
(США, Пакистана, Франции и т. д.).
Основные правовые
системы современности:
а) романо-германского
типа;
б) англосаксонского
типа;
в) заидеологизированного,
религиозно-традиционного типа.
Нередко используют
несколько иную терминологию обозначения
такого рода правовых систем. Например,
говорят о "романо-германской правовой
семье", "англо-американской правовой
семье" т. д.
В правовых системах
романо-германского типа в правовой жизни
общества (преимущественно в странах континентальной
Европы) ведущим является объективное
право (писаное право, т. е. законодательство).
В правовых системах
англосаксонского типа в правовой жизни
общества (например, в США, Великобритании)
основное значение имеет юридическая
практика - административная, судебная,
и, прежде всего, - судебная, судебный прецедент.
В правовых системах
заидеологизированного, религиозно-традиционного
типа в правовой жизни общества ведущей
является правовая идеология. В современных
мусульманских государствах это религиозная
идеология, выраженная, например, в Коране-
одном из источников мусульманского права.
В СССР содержание советского права во
многом выражало партийную идеологию
компартии (правящей, единственной в политической
системе).
Романо-германский,
англо-американский, религиозно-традиционный
тип правовых систем ( общая характеристика)
Правовая система
романо-германского типа ( Германия,
Франция, Италия, Россия, Украина ) характеризуется
делением права на частное и публичное,
материальное и процессуальное, отрасли
права. Основной субъект правотворчества
- государственные органы. Подчеркивается
различие правотворческих и правоприменительных
(правоисполнительных) органов государства.
Право имеет преимущественно писаный
характер, т.е. основная форма права - законодательство.
Главное в содержании права - права человека
и гражданина ,защищаемые судом.
Правовая система
англо-американского типа (Англия, США,
Канада и др.) характеризуется отсутствием
деления права на частное и публичное,
Процессуальное право по отношению к материальному
имеет доминирующее значение. Основной
субъект правотворчества - суды. Основной
источник права - судебный прецедент. Главное
в содержании права - права человека и
гражданина, защищаемые судом.
В странах, образующих
«семью религиозного права»(мусульманские
страны : Иран, Ирак, Пакистан и др.; индусские
общины Индии, Малайзии и др.), отсутствует
деление права на частное и
публичное. Есть законодательство, но
нормативно-правовые акты как источник
права имеют вторичное значение, поскольку
не государство, общество, а Бог является
главным творцом права, которым нормы
даны раз и навсегда. Основной источник
права для мусульман - Коран, Сунна и др.,
для индусов - Шастры, Веды и др. Главное
в содержании права - обязанности , а не
права ( их идея ).
В странах ,образующих
«семью традиционного права»(
Тео́рия пра́ва
и госуда́рства — это фундаментальная
наука по всем юридическим наукам,
отсюда огромное значение её категорий
и понятий для отраслевых юридических
дисциплин. Без их усвоения невозможно
разобраться в более конкретизированных,
эмпиричных знаниях о государстве и праве
используемых основными юридическими
науками. Научное исследование в теории
государства и права ведётся не по отдельно
взятой стране и не за какую-то одну историческую
эпоху, а с ориентацией на наиболее развитые
в настоящий момент формы права и государственности.
Теория государства
и права, точнее место этой науки
с системе гуманитарно-
1) Есть науки, такие как история или философия, которые дают материал для ТГП, т.е. это науки на которых сама ТГП базируется;
2) Отраслевые
науки (гражданское, уголовное
и прочее) - напротив, для них уже
ТГП выступает базовой
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"