Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:24, шпаргалка

Описание

Каждая наука имеет свой предмет исследования — круг вопросов, которые она изучает. Юридическая наука (правоведение, юриспруденция) изучает право, различные аспекты правоприменительной деятельности, т. е. определенный круг общественных отношений, регулируемых правом.

Работа состоит из  1 файл

Вопросы по Теории государства и права.docx

— 174.25 Кб (Скачать документ)
  1. Предмет общей теории права и государства

Каждая наука имеет свой предмет  исследования — круг вопросов, которые  она изучает. Юридическая наука (правоведение, юриспруденция) изучает право, различные  аспекты правоприменительной деятельности, т. е. определенный круг общественных отношений, регулируемых правом.

Особое место в системе юриспруденции  занимает общая теория права, которое  определяется своеобразием предмета исследования и методологической значимостью  для других юридических наук. Если отраслевые юридические науки изучают отдельные стороны и области юриспруденции, то теория права изучает юриспруденцию в ее обобщенном виде, т. е. с точки зрения функционирования и развития права, правовых институтов (правосознания, правоотношений, правовых норм и т. д.). Общая теория права, опираясь на достижения отраслевых юридических наук, стремится раскрыть наиболее общие черты каждого из этих явлений, выработать понятийный аппарат науки.

Теория права изучает общие  закономерности, присущие праву как  особому социальному явлению: понятие  права, его качественные признаки, его  сущность и социальную природу, основные элементы и институты права, закономерности функционирования права на определенном историческом этапе, но не весь процесс (исторический) развития права.

Теория права изучает не только принципы и нормы права, не только правоотношения, правомерное и неправомерное  поведение, не только правосознание  и правовую культуру, но и природу  объективного и субъективного права, систему естественных прав и свобод личности. Для теоретика и практика-юриста первостепенное значение имеет знание природы и сущности прав и свобод человека и гражданина, их законодательное  признание, соблюдение и защита.

Научное исследование правовых проблем  дает возможность более детально и реально прогнозировать развитие правовых институтов и адекватно  их применять в юридической практике. Выводы и положения общей теории права служат теоретической основой при разработке отраслевыми юридическими науками положений и практических рекомендаций. Тем самым общая теория права служит методологической основой для всех юридических дисциплин. Она призвана разрабатывать единые методологические подходы и установки познания правовых явлений, методы и способы их исследования для всех юридических наук. Научно обоснованная разработка методологии юридической науки способствует повышению ее познавательного потенциала, увеличивает эффективность исследования правовых явлений.

Научные познания в процессе анализа  правовых явлений и юридической  практики позволяют выявить сущность и закономерности существования  и развития права, иными словами  – раскрыть предмет общей теории права.

Предмет общей теории права в  юридической литературе определяется по-разному. Во-первых, теория права  изучает закономерности, присущие праву  как особому явлению: закономерности функционирования права на определенном этапе исторического развития (онтологический аспект).

Во-вторых, теория права изучает  закономерности познания права (гносеологический аспект).

В-третьих, теория права строит весь процесс познания права в зависимости  от того, какой тип понимания права  положен (лежит) в основу правопонимания (теории права), то или иное построение курса.

 

 

 

 

 

  1. Методология теории права и государства

Метод теории государства  и права – система принципов, способов, приемов научной деятельности, посредством которых осуществляется процесс получения объективных знаний о сущности и значении государственных и правовых явлений. Виды методов теории государства и права: 1) всеобщие методы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления (диалектика, метафизика); 2) общенаучные методы, используемые в различных областях научного познания и независящие от отраслевой специфики науки: а) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика); б) исторический – метод, с помощью которого государственно—правовые явления объясняются историческими традициями, культутой, общественным развитием; в) функциональный – метод выяснения развития государственно—правовых явлений, их взаимодействия, функций; г) логический – метод, основанный на использовании: анализа – разделения объекта на части; синтеза – соединения в единое целое ранее разделенных частей; индукции – получения знаний по принципу «от частного к общему»; дедукции – получения знаний по принципу «от общего к частному»; системности – исследования государственно—правовых явлений как систем; частнонаучные (специальные) методы, направленные на изучение особенностей предмета познания: а) формально—юридический. Позволяет познать структуру государства и права, их развитие и функционирование на основании политических и правовых понятий; б) конкретно—социологический. Оценивает государственное управление и правовое регулирование посредством анализа информации, полученной при анкетировании, опросе, обобщении юридической практики, исследовании документов и т. п.; в) сравнительный. Способствует выявлению особенностей государственно—правовых явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями, но только в других отраслях, регионах или странах; г) социально—правовой эксперимент. Позволяет экспериментально проверить использование на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы: статистический. Основан на количественных способах изучения и получения данных, которые объективно отражают состояние, динамику и тенденции развития государственно—правовых явлений; моделирования. Государственно—правовые явления изучаются на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов; синергетики. Является необходимым для установления закономерностей самоорганизации и саморегулирования социальных систем и т. д.

 

 

 

 

  1. Социологическая концепция правопонимания

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВА — тип правопонимания, основанный на представлениях о праве как реально сложившемся порядке в общественных отношениях; как нормах, отношениях, воспроизводящихся в социальной практике; как инструмента общественных преобразований. С позиции социологического правопонимания право предстает как социально обусловленный феномен, причины, источники и механизмы действия которого заключены в самом обществе.

Представители социологической школы  права не отрицают нормативность  в праве, но считают, что нормы  права лишь часть права, право  в их понимании не сводится к закону и т.п. Действия, решения и отношения, имеющие правовой характер, складывающийся на их основе реальный правопорядок признаются сторонникам рассматриваемого подхода, основными компонентами права или  собственно правом.

Позитивная сторона такого правопонимания очевидна. Главное, что выделяет его  среди других концепций — это, во-первых, указание на его деятельностное начало: право формируется в действиях, деятельности, поведении людей и  эти же действия (деятельность, поведение) опосредствует (нормирует, определяет их границы, содержание). Такой подход принципиально отличается от нормативистского (нормативного), для которого правом является все, что находится «под сенью» юридического предписания, содержащегося  в официальном документе, учреждаемым  государственной институцией. Во вторых, в своем подлинном значении правом нужно признавать не то, что продекларировано (пусть даже и в одобренных верховной  властью) в письменных документах, а  то, что получает воплощение на практике, в реальной жизни. Стремление придать  праву действующий характер —  действительная заслуга этой научной  школы. И для науки, и для юридической  практики, формирования индивидуального  и массового правосознания такой  подход полезен. Но есть и издержки. Прежде всего, существует опасность  признать правом то, что изначально противоречит природе права, его  принципам, правам человека. Полисубъекность  субъектов правотворческой деятельности также не всегда на пользу. В то же время для стран с высокой  политической и правовой культурой, профессиональным судейским корпусом и некоррумпированным чиновничеством отмеченные издержки вполне компенсируются созданием соответствующих механизмов контроля.

Не без влияния социологического правопонимания в отечественной  науке сформировалось так называемое «широкое» понятие права.

 

 

 

  1. Легистские концепции правопонимания

Позитивизм – направление юриспруденции, которое фиксирует в основном лишь результаты правотворческой деятельности. Это учение основывается на анализе и оценке правовых нормы формальной точки зрения, то есть с точки зрения их внешней формы.

Юридико-позитивистские концепции, воспринимающие право через его текстуальную форму и, по сути дела, отождествляющие  право с его текстуальной формой, рассматривают право либо в качестве фактических результатов правоприменительной  деятельности, либо в качестве нормативно-правовых текстов. Сторонники нормативистского направления утверждают, что государство есть лишь результат действия норм права, а само право рассматривает как совокупность норм, содержащих правила «должного поведения».

Право в данной теории представляет собой иерархическую (ступенчатою) систему норм, представляемую в виде лестницы (пирамиды), где каждая верхняя  ступенька обусловливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется. И если верхней ступенькой является конституционные нормы , а далее  соответственно идут нормы обыкновенного  закона, нормы правительственного акта, нормы инструкций и ведомств, вплоть до индивидуальных актов, то принцип  соответствия одной нормы другой как раз и означает утверждение  строгого режима законности.

Правом признается государственная  воля, выраженная в обязательном нормативном  акте, который обеспечен принудительной силой государства. Во второй половине XIX в. Сложились социалистическое и коммунистическое учения, в тои числе марксизм, исходивший из материалистического понимания истории и классовой природы государства. В системе марксистского учения право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, определяемая материальными условиями жизни этого класса. Эти идеи отражали обнажившиеся классовые противоречия раннего капитализма, факты жестокого подавления первых выступлений пролетариата, запрещения профсоюзов, цензовый характер политической демократии. Все это послужило причиной для вывода, сделанного К. Марксом и Ф. Энгельсом, о закономерности классовой борьбы, классовой природы государства, его законов и права.

  1. Естественно-правовая концепция правопонимания

ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ  ПРАВА — философско-мировоззренческое объяснение природы права, в основу которого положена идея естественных прав человека. Истоки этой теории восходят к античной эпохе. В работах философов, юристов того времени проводилась мысль о том, что наряду с правом положительным (позитивным), воплощенным в законодательстве, существует право естественное, fus naturale, общее всем народам. Основой естественного права признавалась справедливость (aegllitas), с позиции которой надлежало оценивать действующее право. Согласно Цицерону, смысл справедливости «состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцировано это несправедливостью…». Справедливость воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними». С позиции справедливости следовало оценивать действующее право. Право не совпадает со справедливостью, но оно должно быть отражением справедливости. Где нет справедливости, там нет права, говорили римские юристы.

Сущность теории естественного  права в ее современном понимании  заключается в том, что идеи (естественного  равенства и свободы, справедливости, признание неотчуждаемого характера  прав человека) выступают первоначальным, главным компонентом права. В  этом смысле нормы или действия способны лишь с той или иной степенью достоверности  отразить то, что выражают эти идеи. Пониманию природы (сущности) права  способствует различение права позитивного  и права естественного.

В отличие от позитивного права  — совокупности юридических норм, исходящих от государства и получивших закрепление в законодательстве, судебных решениях, иных источниках, естественное право представляет объективно существующее («природное») право, отражающее представления людей об идеалах справедливости и свободы, выступающее первоосновой, своего рода эталоном для права позитивного.

Соответственно своим содержанием  естественное право охватывает такие  естественные права, как право на жизнь, свободу, равенство, неприкосновенность, частную собственность, достоинство, безопасность, справедливость, право  на сопротивление несправедливой власти и другие, вытекающие из естественного  порядка вещей, их экономического уклада жизни, духовно-культурной среды обитания людей, естественно-природных условий  жизнедеятельности человека. Признание  и защита этих прав является главной  задачей всякого государства.

С формально-юридической точки  зрения естественное право выражается через правовые идеи, принципы права. С учетом это естественно-правовой подход к праву позволяет: во-первых, соизмерять ценность права в соответствии с тем, насколько полно его  нормы и институты отражают своим  содержанием права и свободы  человека и гражданина, и охраняют их специфическими юридическими средствами; во-вторых, проводить различие между  правом и законом. Из чего следует, что: а) право не сводимо к закону. Закон  лишь одна из форм его выражения; б) не всякий закон является выражением права. Господствовать в общественной жизни должен лишь тот закон, который  основан на праве, т.е. обладает качеством  правового закона; в) право первично по отношению к государству; г) государство  должно выражать в законе право и  т.д.

В современном общетеоретическом  правоведении фундаментальные естествено-правовые взгляды правопонимания находят  отражение в различных правовых школах, в частности, в так называемой либертарной концепции права.

Представляется, что естественное право, равным образом, как и право  позитивное, обладает регулятивными  свойствами. Однако в механизме действия права естественному праву отводится  особая роль: оно выполняет функции общеправовых принципов.

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"