Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:24, шпаргалка

Описание

Каждая наука имеет свой предмет исследования — круг вопросов, которые она изучает. Юридическая наука (правоведение, юриспруденция) изучает право, различные аспекты правоприменительной деятельности, т. е. определенный круг общественных отношений, регулируемых правом.

Работа состоит из  1 файл

Вопросы по Теории государства и права.docx

— 174.25 Кб (Скачать документ)

Принципы правотворчества: 1. Демократизм. Издание нормативно-правовых актов  предполагает учет общественного мнения, публичное и гласное обсуждение законопроектов, социологический анализ реализации действующих норм. Последнее  позволяет оценить эффективность  и качество правотворческого процесса. Как отмечает А.С. Пиголкин, демократизм  правотворчества предполагает активное участие партий, массовых движений, предпринимательских структур, объединений  граждан в создании законодательства, их инициативу, свободное, широкое и  деловое обсуждение предполагаемых законодательных решений. 2. Актуальность, своевременность. Правотворчество  должно быть оперативным. С одной  стороны, законодатель должен чутко  реагировать на изменения ситуации в стране, не позволяя нормам «устаревать». Законодателю нельзя «плестись в  хвосте» общественного развития; его задача создавать правовые нормы  на перспективу, действовать на опережение, задавая обществу нормативные программы  развития, стимулируя позитивные изменения  в различных сферах жизни. Именно с такой целью в Конституции  России закреплены определения Российской Федерации как «правового», «социального», «демократического» государства. 3. Научность  и профессионализм. Правотворчество - специализированная деятельность, требующая  особых знаний и навыков, прежде всего  юридических. Она требует высокой  квалификации в сфере правоведения, знания приемов и принципов юридической  техники, правовой терминологии, умения их использовать в правотворческом  процессе. Правотворчество должно опираться  на «научно осмысленный отечественный  и зарубежный опыт в этой сфере, на результаты научного изучения современного состояния действующего права и  тенденций его развития, на идеи, концепции и практические рекомендации юридической науки». 4. Баланс публичных  и частных интересов. Регулируя  общественные отношения, правовые нормы  должны обеспечивать баланс публичных  и частных интересов. Например, нормы, устанавливающие ставки налогообложения, должны, с одной стороны, гарантировать  наполнение доходной части бюджета, а с другой - сохранить для налогоплательщика  стимулы к приобретению имущества, получению доходов (прибыли), осуществлению  предпринимательской деятельности.

Виды правотворчества: 1. Народное правотворчество. Референдум - всенародное  голосование населения по важнейшим  вопросам государственного или местного значения, выступающий одной из форм непосредственной демократии. Vox populi - vox dei (с лат.) - глас народа есть глас божий (Сенека). Участие в нем принимают граждане государства, обладающие активным избирательным правом. Решения, принятые на референдуме, носят общеобязательный характер и оформляются нормативно-правовыми актами высших органов государственной власти. Именно на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. была принята действующая Конституция России. 2. Государственное правотворчество - правовые нормы формируются уполномоченными государственными органами, то есть прямо и непосредственно исходят от государства. Это основной вид правотворчества, остальные два носят несущественный, вспомогательный характер. 3. Санкционированное правотворчество - государственные органы делегируют негосударственным организациям право нормативного регулирования какого-либо вопроса либо одобряют различного рода социальные нормы (корпоративные, моральные, религиозные, традиционные), придавая им общеобязательный характер и юридическую силу. Государственное правотворчество представляет собой формализованный процесс, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий: 1. Выявление потребности в правовом регулировании какого-либо вопроса.

  1. Юридическая техника

Это – совокупность средств и  приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при  выработке и систематизации правовых (нормативных) актов для обеспечения  их совершенства. Важнейшая ее разновидность  – законодательная (правотворческая), в частности кодификационная, техника, которой в основном и будет  посвящена данная глава. Содержание средств и приемов юридической техники связано главным образом с определенной организацией правового материала и его внешним изложением, в первую очередь с выражением структуры права. Есть довольно веские основания полагать, что структура права – это именно та первооснова, которая предопределяет состав и содержание средств и приемов юридической техники. Однако связь между структурой права и юридической техникой не непосредственная, а опосредованная. Непосредственно же юридическая техника касается главным образом внешней формы права, и прежде всего нормативных юридических актов, проявляясь как в собственном специально-юридическом содержании акта, так и во внешнем словесно-документальном изложении выраженной в нем воли. По своему содержанию юридическая техника складывается из двух элементов: а) технических средств и б) технических приемов. Здесь можно провести аналогию с материальной техникой, где тоже, с одной стороны, выделяются средства техники, т.е. машины, оборудование, а с другой – методы, приемы их использования, т.е. технология. В области права техническими средствами являются, в частности, юридические конструкции, терминология; правовой технологией – способы изложения норм, система отсылок. Юридическая техника отличается многогранностью, многоаспектностью. Она имеет три основных проявления, три формы существования. Юридическая техника выступает как совокупность средств и приемов нематериального, технического характера. Средства и приемы здесь технические, потому что являются, так сказать, внешними инструментами и способами организации правового материала. Как и все техническое, они с одинаковым успехом используются при выработке, оформлении и систематизации многих и разных актов. Их значение по отношению к содержанию права служебное. В то же время эти средства и приемы имеют нематериальный характер. Они выражены в определенных идеологических явлениях и категориях (юридических конструкциях, приемах изложения норм и др.) Юридическая техника выражается в правилах (нормах), в соответствии с которыми она и используется. Ее средства и приемы действуют не сами по себе, не автоматически. Правильное и целесообразное использование технических средств и приемов закрепляется в правилах юридической техники, которые относятся к особой разновидности технических норм, касающихся области правового регулирования. Они могут быть выражены в нормативных актах, в том числе особых инструкциях по подготовке и оформлению законопроектов. Тогда они выступают в качестве технико-юридических норм, предъявляющих законодателю, иным субъектам общественных отношений определенные требования, от соблюдения которых зависит совершенство актов. Использование средств и приемов юридической техники внешне выражается главным образом в применении соответствующих правил. Вот почему на практике, а иногда и в теории она понимается как совокупность правил наиболее рационального составления и правильного изложения правовых актов (что, однако, нельзя признать достаточно точным). Правила юридической техники вырабатываются прежде всего в практической работе по подготовке и оформлению правовых актов. Решающая роль в выработке совершенных правил юридической техники принадлежит правовой науке. Высокий технический уровень законодательства и индивидуальных актов может быть достигнут только на основе проверенных жизнью и теоретически отработанных научных рекомендаций. Уровень юридической техники зависит и от данных неюридических наук (в частности, приемы изложения нормативных актов в письменных документах построены в значительной мере на данных наук, занимающихся законами языка и стиля изложения). Таким образом, высокая юридическая техника является одним из тех юридических инструментов, через которые данные науки превращаются в своеобразную, в пределах правовой надстройки производительную силу.

 

  1. Формы (источники) права: понятие и виды

Существуют следующие  источники права: в идеальном смысле слова (правосознание); в материальном смысле слова (материальные условия жизни общества, которые объективно вызвали появление права как регулятора общественных отношений); в формальном смысле слова (формы права). Первой формой права стал правовой обычай – правило поведения, которое в результате многократного применения делалось привычкой, передавалось из поколения в поколение и позднее было санкционировано государством в качестве общеобязательного. Второй формой права является судебный прецедент – решение по конкретному делу, которое является обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел или которое служит примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы. Судебный прецедент является главным источником права в США, Великобритании, Канаде, Австралии и других странах, которые относятся к англосаксонской системе общего права. Судебный прецедент не является всеми решениями суда, а только тех правовых принципов, которые были применены судом при решении дела. Третьим источником права является нормативный договор – соглашение двух или более договаривающихся сторон, которое включает нормы права. Нормативные договоры бывают внутригосударственные и международные. Например, внутригосударственными договорами могут быть договоры, заключаемые между администрациями государственно-территориальных образований; договоры между федеральной властью и субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий; коллективные договоры «работодатель – работники». Источником в международном праве является международный договор. В соответствии с Конституцией РФ «международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы». Они могут относится к различным сферам общественной жизни, например торговле, экономике, военному сотрудничеству. По субъектам международные договоры классифицируют на межправительственные, межгосударственные и межведомственные. Если международным договором РФ установлены какие-то другие правила, нежели предусмотренные законом, то употребляются правила международного договора. Общие принципы права – это исходные положения, на основе которых разрабатываются Конституция и иные нормативные акты. К ним относятся принципы социальной направленности права, добра, справедливости, совести. Общие принципы права в законодательстве РФ нашли прямое отражение: они служат одним из способов восполнения пробелов в праве. Пятая форма права – юридическая доктрина, выражающаяся в виде теорий, концепций, идей. Особенное значение она имеет для стран, которые относятся к романо-германской правовой семье. Юридическая доктрина как источник права: оказывает существенное влияние на сознание законодателей; разрабатывает юридические термины и конструкции; ориентирует юридическую деятельность на прогрессивное развитие права и государства; определяет тенденции и закономерности развития государства и права. Шестая форма права – религиозные догмы, имеющие значение для религиозного права. Последним, седьмым, источником права является нормативно-правовой акт – принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Нормативный акт: понятие, виды, иерархия

Нормативный акт – это содержащий формализованную Н.П., принятый в особом процесс. порядке офиц. документ, специально предназначенный для нормативн. регулирован. обществен. отношен.Особую группу образуют: а) международные договоры России; б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации. В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом: 1. Конституция РФ является основой всего законодательства России. Верховенство ее в системе нормативных актов определяется следующим: 1) принята на референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа; 2) устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя; 3) содержит перечень основных прав человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления; 4) принимается, изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества.2. ФЗ принимаются в РФ ГД, после чего передаются на рассмотрение СФ для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен СФ. Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной инициативы) заключается в его подписании в течение четырнадцати дней и обнародовании.Особая группа ФЗ — ФКЗ, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и отличаются особым порядком принятия — требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы. В отличие от этого, например, такой важный закон, как Гражданский кодекс РФ, принимался простым большинством голосов.3. Нормативно-правовые акты Президента РФ. Президент — глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее после законов место и обязательны и для исполнения на всей территории РФ. В качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики. В случае противоречия указа Президента Конституции и законам России на основании заключения Конституционного Суда РФ указ утрачивает силу. По сравнению с законами указы относительно быстро принимаются и вступают в силу. Кроме того, перечень субъектов подготовки проектов указов законодательно не установлен, и по обыкновению они подготавливаются заинтересованными ведомствами или Правительством.4. Нормативно-правовые акты Правительства. Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие н.характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.5. Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства. Поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов, хотя на практике часто бывает по-иному.Нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации. Локальные нормативные акты. Органы власти и управления субъектов Федерации, решая задачи, которые встают перед ними, и согласно своей компетенции принимают решения, облекая их в правовую форму. Издаваемые ими нормативные правовые акты распространяются лишь на территории соответствующих регионов. Решения областного уровня (законы, распоряжения) доводятся до исполнителей в течение семи дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления в силу.Глава администрации по вопросам, отнесенным к его компетенции, может издавать постановления и распоряжения.Общим для всех видов подзаконных актов Российской Федерации является то обстоятельство, что они, наряду с законами, служат источником законности, т. е. граждане и юридические лица, выполняя нормы права, содержащиеся в подзаконных актах, укрепляют режим законности и правопорядка государства. Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям. В зависимости от особенностей правового положения субъектов правотворчества все НПА подразделяются на: нормативные акты государственных органов; нормативные акты общественных объединений (кооперативных, акционерных, профессиональных и т.п.); совместные акты (государственных и негосударственных организаций); нормативные акты, принятые в порядке референдума. В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на: общефедеральные; акты субъектов Федерации; акты органов местного самоуправления; локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо организации, предприятия, учреждения). В зависимости от срока действия различают: акты неопределенно длительного действия; временные акты. В зависимости от юридической силы НПА подразделяются на законы и подзаконные акты. НПА классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство - примеры комплексных нормативно-правовых актов. По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются: на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории; на акты ограниченного действия - распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории; на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

 

 

 

  1. Действие нормативного акта в пространстве, во времени и по кругу лиц

Н.п.а. – это содержащий формализованную Н.П., принятый в особом процесс. порядке офиц. документ, специально предназначенный для нормативн. регулирован. обществен. отношен. Для практики имеет непосредственное значение проблема действия нормативных актов. Она включает в себя четыре аспекта: на какие общественные отношения данный нормативный акт распространяется (предметное действие); с какого и по какое время нормативный акт имеет юридическую силу (действие во времени); на какую территорию он распространяет свое регулирующее воздействие (действие в пространстве); каковы его адресаты (действие по кругу лиц). Действие нормативных правовых актов рассматривается применительно к следующим аспектам: времени, пространству и кругу лиц. Нормативные правовые акты во времени начинают действовать с момента вступления их в законную силу. Этот момент определяется днем принятия акта правотворческим органом; истечением установленного законом срока после его опубликования; временем, указанным в самом акте или в специальном акте о введении его в действие. Акт утрачивает силу по истечении срока действия акта, в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действовавший акт, на основании прямого указания компетентного органа о его отмене. Принципиально важен, особенно для практики, вопрос об обратной силе закона. По общему правилу "закон обратной силы не имеет". Исключение составляют уголовный закон и закон об административной ответственности, которые имеют обратную силу в следующих случаях: если закон распространяет действие на факты, возникающие до его вступления в законную силу; если это устанавливается самим законом; если закон смягчает или устраняет ответственность. В пространстве пределы действия нормативных актов определяются территорией, на которую распространяется суверенная власть конкретного государства, либо территорией, указанной в самом законодательном акте (например, районы Крайнего Севера). В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом: а) распространяться на всю территорию государства; б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны; в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории. При этом под государственной территорией понимается часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть. Суверенитет государства распространяется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или космосе. Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Принцип экстерриториальности означает, что в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения: а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах России); б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству; в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс). Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"