- Понятие и виды систематизации нормативного акта
Правовая система государства – это большое количество нормативно-правовых
актов, предписаний, которое требует определенной
группировки, классификации для удобного
и целесообразного использования их в
процессе правоприменения. Таким образом,
в правовой системе функционирует большое
количество нормативных актов, что и определяет
необходимость осуществления их систематизации.
В юридической науке получили развитие
три вида систематизации. 1. Инкорпорация – это деятельность по объединению правового
материала, при котором он полностью или
частично размещается в различных сборниках
в установленном порядке. Инкорпорацией
могут заниматься как государственные
органы, так и общественные организации
и отдельные граждане, поэтому различают
инкорпорацию официальную, неофициальную,
официозную. Официальная инкорпорация предполагает принятие
унифицированных сборников и собраний,
а также инкорпорированных актов теми
органами, которые издали эти акты. Данная
инкорпорация осуществляет подготовку
и издание соответствующих систематических
собраний и сборников специальными, уполномоченными
на такую деятельность государственными
органами. Неофициальные систематические собрания формируются
различными ведомствами, научными и учебными
заведениями, а также частными лицами
без поручения и контроля правотворческого
органа. Одним из видов систематизации
является хронологическая систематизация
документов по официальной дате их опубликования. Предметная инкорпорация – это такой вид систематизации, который
позволяет выделить действующие нормативные
акты высших органов государственной
власти и управления, расположенных по
предметному принципу со строго тематической
направленностью. Предметная инкорпорация
является результатом глубокого изучения
и анализа материала, который объединяют
по отраслевому признаку. 2. Кодификация – это одна из разновидностей систематизации,
осуществляющая деятельность по основательной
(внешней и внутренней) переработке действующего
законодательства через подготовку и
принятие нового кодификационного акта,
который приводит правовые нормы к единой
юридической силе, которая сообщается
новому акту законодательным государственным
органом. Существуют следующие виды кодификации: всеобщая кодификация (формирование
сводных кодифицированных актов по главным
отраслям законодательства; отраслевая кодификация (систематизация
норм права по какой-либо отрасли или подотрасли
права); специальная кодификация, соединяющая
нормы права института или группы институтов
права. 3. Консолидация – это систематизация нормативных актов,
которая создается путем устранения и
преобразования нормативных актов, их
унификации и создания законодательства
крупных однородных блоков как важного
промежуточного звена между текущим правотворчеством
и кодификацией. Таким образом, все виды систематизации
– это процедуры по обработке, а также
упорядочению законодательства, его улучшению,
устранению противоречий, несогласованностей.
Это также обоснованная, необходимая и
определенная деятельность уполномоченных
лиц и органов, через которую осуществляется
упорядочение законодательства в целях
использования и применения ее на практике.
- Способы учета нормативного акта
Разновидностью юридической техники
является и техника учета нормативных
актов. Во-первых, это необходимо
для целей правотворчества и нормотворчества
в целом. Чтобы подготовит норму права,
нужно знать состояние действующего законодательства
по соответствующему вопросу. Это необходимо
и для подготовки перечня актов, подлежащих
отмене всвязи с принятием нового акта. Во-вторых, учет нормативных
актов необходим для успешного правильного
применения права, так как важно знать,
что должно применяться 30. Учет нормативных
актов ведется как в правотворческих органах,
так и в органах, применяющих право: в органах
управления, суда, прокуратуры, и в юридических
учебных заведениях. Рассмотрим три вида
учета нормативных актов: журнальный,
картотечный, с помощью электронно-вычислительной
техники. Журнальный учет - наиболее
простой вид учета нормативных актов.
Он состоит в том, что в учреждении ведутся
журналы, в которых регистрируются все
поступающие нормативные акты в хронологическом
или предметно-системном порядке. Каждому
акту присваивается особый номер, под этими номерами
они и хранятся. При хронологическом учете
все поступающие акты учитываются в журнале
отдельно по видам актов (законы, постановления,
приказы министра и т.д.) в хронологической
последовательности в зависимости от
даты их принятия. При предметно-системной
регистрации журнал подразделяется на
разделы, подразделы, соответствующие
системе права (отрасли, подотрасли, институту). Картотечный учет – более
удобная и совершенная форма учета. В этом
случае на каждый нормативный акт заводится
карточка, в которой фиксируются все реквизиты,
составляющие титул нормативного акта.
В картотеке могут быть и другие отметки:
об отмене, изменении, об издании других
актов. При алфавитно-предметном порядке
предмет регулирования обозначается словами-терминами,
размещенными в алфавитном порядке и определяющими
раздел картотеки. Учет нормативных актов с
помощью ЭВМ – наиболее современный
и эффективный способ учета нормативных
актов. Первоначально в 70-х гг. автоматизированные
информационно-поисковые правовые системы
(АИПС) создавались в рамках отраслевых
автоматизированных систем управления
(ОАСУ): ОАСУ «Здравоохранение», ОАСУ «Труд»,
ОАСУ «Стройбанк», ОАСУ Министерства текстильной
промышленности РСФСР и др.
- Правореализация: понятие и формы
Задача процесса правореализации
заключается в том, чтобы эффективно
в режиме правовой законности переводить
предписания правовых норм в правомерное
поведение субъектов права. Термин
«реализация» (от франц. realiser – «осуществлять»)
определяется как осуществление
чего-либо, превращение во что-либо
реальное, проведение в жизнь какого-либо
плана, проекта, идеи, программы, намерения
и т. п. Понятие «реализация права»
имеет важнейшее значение для
юридической теории и практики, так
как процесс правореализации
связан с утверждением в обществе
определенного правопорядка, с обеспечением
свободы личности и общественной
безопасности. Реализация норм права
всегда связана с правомерным
поведением субъектов правоотношений.
В одном случае это активные действия,
связанные с использованием своих
субъективных прав или исполнением
юридических обязанностей, а в
другом случае – это пассивное
поведение, связанное с воздержанием
от совершения противоправных действий.
Реализация правовых норм происходит
в форме: использования (осуществления)
субъективных прав, соблюдения юридических
запретов, исполнения юридических обязанностей
и применения норм права как особой
формы реализации права. Использование
субъективных прав – это осуществление
субъектами своих индивидуальных прав,
которые закреплены в нормативно-правовых
актах. В отличие от соблюдения норм
права это активное правомерное
поведение субъекта, осуществляющего
свои права. Путем их использования
реализуются управомочивающие нормы,
содержащиеся в нормативно-правовых
актах. Например, осуществление конституционных
прав и свобод граждан (право иметь
имущество в собственности, владеть,
пользоваться и распоряжаться им
как единолично, так и совместно
с другими лицами; право участвовать
в управлении делами государства
как непосредственно, так и через
своих представителей; право избирать
и быть избранным в представительные
органы государственной власти и
органы местного самоуправления, а
также участвовать в референдуме;
право на объединение, включая право
создавать профессиональные союзы
для защиты своих интересов; право
на свободу совести и другие). Соблюдение юридических
запретов – это выполнение предписаний
юридических норм, которые запрещают совершение
определенных действий, т. е. субъект права
строго следует установленным запретам.
Сущность данной формы реализации правовых
норм состоит в том, что субъект права
воздерживается от совершения действий,
которые наносят вред личности и обществу.
Не совершая действий, запрещенных правовыми
нормами, граждане реализуют требования
этих норм. В отличие от исполнения обязанностей
соблюдение предполагает пассивное поведение
и всегда связано с осуществлением запрещающих
норм. Исполнение юридических
обязанностей – осуществление субъектом
права своих юридических обязанностей,
закрепленных в нормативно-правовых актах.
Особенностью данной формы реализации
предписаний правовых норм является то,
что субъекты права обязаны, независимо
от собственного желания, совершать активные
действия, предусмотренные юридическими
нормами, т. е. в данном случае реализуются
обязывающие нормы права. Соблюдение и исполнение
предписаний правовых норм являются одними
из важнейших и необходимых предпосылок
для утверждения в стране прочной законности
и стабильного правопорядка. Эти формы
реализации правовых норм тесно взаимосвязаны
и дополняют друг друга. Использование юридических
прав, соблюдение юридических обязанностей
и исполнение предписаний норм права принято
называть формами непосредственной реализации
права, так как предписания юридических
норм претворяются в жизнь непосредственно
действиями самих субъектов общественных
отношений. Однако в реальной жизни не
всегда эти три формы реализации права
оказываются достаточными для полного
осуществления правовых норм. В определенных
случаях в процессе реализации права требуется
вмешательство компетентных органов государственной
власти и возникает необходимость в применении
правовых норм как особой формы реализации
права. Применение права – особая форма
реализации права, сущность которой заключается
в деятельности компетентных органов
государственной власти по претворению
предписаний правовых норм в жизнь.
- Правоприменение: сущность, понятие, стадии
Правоприменение - особая форма реализации
права. В форме применения права
государство еще раз (после издания
нормативно-правового акта) властно
подключается к процессу правового
регулирования. Правоприменение требуется
в тех случаях, когда юридическая
норма не может быть реализована
без властного содействия органов
государства. К таким случаям
можно отнести следующие: а) когда
необходимо официально установить юридически
значимые обстоятельства (признание
гражданина в судебном порядке умершим
или безвестно отсутствующим); б)
когда диспозиция нормы вообще не
реализуется без индивидуального
государственно-властного веления
(право на пенсию); в) когда речь идет
о реализации санкции. Признаки правоприменения:
1) особый субъект - специально уполномоченный
государственный орган (должностное
лицо). В порядке исключения это
может быть общественный орган (например,
по уполномочию государства профсоюзы
применяют некоторые нормы трудового
законодательства); 2) имеет государственно-властный
характер; 3) является деятельностью
по вынесению индивидуально-конкретных
предписаний; 4) выступает формой управленческой
деятельности государства; 5) осуществляется
в определенных процедурных формах:
порядок применения права регламентирован
специальными (процедурными) юридическими
нормами. В системе права имеются
целые процедурные отрасли - гражданское
процессуальное право и уголовно-процессуальное
право; 6) представляет собой сложный,
стадийный процесс; 7) имеет творческий
характер; 8) результаты правоприменения
оформляются индивидуальным юридическим
актом - актом применения права. С
учетом отмеченных признаков правоприменение
можно определить, как государственно-властную
деятельность, осуществляемую компетентными
субъектами в определенных процедурных
формах и направленную на содействие
в реализации юридических норм путем
вынесения индивидуально-конкретных
решений. Применение права, как определенный
процесс, распадается на ряд стадий.
Вообще стадия - это отрезок какого-либо
процесса, имеющий свою, промежуточную
задачу, и в силу этого приобретающий
относительную самостоятельность
и завершенность. В качестве основных
можно выделить три стадии: 1) установление
фактических обстоятельств дела;
2) формирование юридической основы
дела; 3) решение дела. В качестве
дополнительной стадии может выступить
государственно-принудительная реализация
правоприменительного акта. Первые две
стадии имеют подготовительный характер
и разделение их достаточно условное.
В реальной жизни они протекают
практически параллельно, и правоприменителю
приходится обращаться то к фактической
стороне дела, то к юридической, постепенно
формируя и ту и другую. В гражданском
процессуальном и уголовно-процессуальном
кодексах как раз такие «реальные»
стадии и указаны. Стадия формирования
фактической основы протекает как
процесс доказывания наличия
или отсутствия юридически значимых
обстоятельств (составляющих предмет
доказывания) с помощью фактов-доказательств.
Поэтому все, с чем имеет дело
теория доказательств, прямо относится
к этой стадии правоприменения. Вторая
стадия (формирование юридической основы
дела) включает в себя следующие
правоприменительные действия: а) выбор
юридической нормы, подлежащей применению;
6) проверка подлинности нормы и
ее действия во времени, в пространстве
и по кругу лиц («высшая» критика);
в) проверка правильности текста нормативно-правового
акта («низшая» критика); г) уяснение содержания
нормы права (путем толкования). Третья
стадия (решение юридического дела)
представляет собой не одномоментный
акт, а тоже определенный процесс, который
может быть рассмотрен и как формально-логический,
и как творческий, и как государственно-властный.
- Правоприменительные акты: сущность, понятие, структура
Правоприменительный акт
- один из видов правовых актов. Он определяется
в юридической науке как известный
официальный документ, изданный компетентным
органом или должностным лицом
по какому-либо делу (вопросу) в отношении
конкретного субъекта или субъектов
на основе соответствующей правовой
нормы. Назначение актов применения
права вытекает из их названия - они призваны
применять юридические нормы к соответствующим
лицам, но ни в коем случае не создавать
новые нормы и не изменять или дополнять
старые; это не их функция. Наиболее характерные признаки
(специфика) правоприменительных актов
заключаются в следующем: 1) они имеют индивидуально-определенный
характер, т.е. относятся к конкретным
лицам, которых можно назвать поименно
(например, приговор суда, приказ об увольнении
работника с работы, указ о награждении
гражданина орденом). Этим они отличаются
от нормативных актов, имеющих безличную
(неперсонифицированную) природу; 2) являются властными и обязательными
для исполнения, поскольку исходят от
государства либо с его согласия от общественных
объединений, органов местного самоуправления,
других структур и образований (делегированные
полномочия); за неисполнение таких актов
могут последовать санкции; 3) не содержат в себе правовой
нормы (общего правила поведения), поэтому
не являются источником и формой права;
их назначение - не создавать, а применять
нормы права; 4) выступают в качестве юридических
фактов, порождающих конкретные правоотношения
между тем, кто применяет норму, и тем,
к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют
локальное (казуальное) правовое регулирование,
конкретизируя общие предписания; 5) исчерпываются однократным
применением и на иные ситуации и других
субъектов не распространяются; после
разового применения прекращают свое
действие; 6) обеспечиваются государственным
принуждением, так как речь идет о претворении
воли законодателя в жизнь, если даже для
этого требуется использовать силу власти.
Следует иметь в виду, что
далеко не все официальные документы представляют
собой правоприменительные акты (например,
разного рода справки, доверенности, квитанции,
накладные, платежные поручения, дипломы,
аттестаты, грамоты, удостоверения личности
и т.д.), так как они не подходят под указанные
выше признаки. Подобные "казенные бумаги"
выступают технико-операционными средствами
служебных взаимоотношений между гражданами
и организациями, а также последних между
собой. Классический правоприменительный
акт (например, приговор суда) должен обладать
необходимыми внешними атрибутами (реквизитами),
т.е. отвечать установленным правилам
и требованиям (место и время вынесения,
дата, подпись, печать, ссылка на закон,
кем издан и т.д.). Он должен также иметь
определенную внутреннюю структуру: описательную
часть, мотивировочную и резолютивную,
в которой излагается само решение. Без
некоторых элементов такой атрибутики
самый важный акт может утратить свою
юридическую силу.
Виды правоприменительных
актов. Акты применения норм права отличаются
большим разнообразием, поэтому они классифицируются
по различным основаниям. По отраслевому признаку
они подразделяются на уголовно-правовые,
гражданско-правовые, административно-правовые,
финансовые и др. По субъектам их издания -
на акты судебных органов, арбитражных,
прокурорских, следственных, контрольных;
органов представительной и исполнительной
власти, местного самоуправления; акты
президента, правительства, федеральных
министерств и ведомств. По юридической природе -
на правоохранительные, правоисполнительные,
правовосстановительные, правообеспечительные. По последствиям - на правообразующие,
правопрекращающие и правоизменяющие
(например, приказ ректора о зачислении
в вуз, об отчислении из вуза, о переводе
с одной формы обучения на другую в том
же вузе).
По форме выражения - на письменные
и устные (например, штраф за неправильную
парковку автомобиля, за безбилетный проезд
в общественном транспорте, за переход
улицы в неположенном месте); акты-документы
и акты-действия. Акты-действия, в свою
очередь, могут быть подразделены на словесные
(распоряжение или резолюция руководителя
подчиненному совершить определенное
действие) и конклюдентные, или молчаливые:
разного рода указатели, сигналы, жесты,
команды, символы, ясно показывающие намерения
применить норму права (остановить автомашину,
затормозить, свернуть в сторону), если
требования будут нарушены. Отказ от выполнения
всех этих знаков, указателей и сигналов
влечет за собой юридическую ответственность.
По названию акты применения права могут
иметь форму указа, постановления, приказа,
распоряжения, протокола, резолюции, разрешения,
приговора, акта о наложении штрафа, указания
и т.д. Нередко они совпадают с названиями
нормативных актов. Важно, чтобы правоприменительный
акт не содержал общего правила поведения. Следует отметить, что среди
правовых актов есть такие, которые содержат
в себе как признаки индивидуальной определенности,
так и черты нормативности, в силу чего
их трудно отнести только к тем или другим. Так что деление правовых
актов на нормативные и ненормативные,
в частности акты применения норм права,
в какой-то мере условно, не абсолютно.
Данное обстоятельство необходимо иметь
в виду при определении юридической природы
того или иного правового документа. Тем
не менее указанные выше разграничительные
признаки между нормативными и правоприменительными
актами остаются в силе.
- Пробелы в законодательстве и способы их восполнения
В правоприменительной деятельности
иногда возникают ситуации, когда
в действующем законодательстве
отсутствуют юридические нормы,
требующие правового регулирования
определенных общественных отношений.
Речь идет о проблемах применения
норм права в позитивном праве. Пробел
в законодательстве – это отсутствие
конкретной юридической нормы, необходимой
для правового регулирования общественных
отношений.Сферу общественных отношений,
требующую правового регулирования, законодатель
закрепляет по отраслям права. Например,
ст. 2 Гражданского кодекса Российской
Федерации закрепляет, что «гражданское
законодательство определяет правовое
положение участников гражданского оборота,
основания возникновения и порядок осуществления
права собственности и других вещных прав,
исключительных прав на результаты интеллектуальной
деятельности (интеллектуальной собственности),
регулирует договорные и иные обязательства,
а также другие имущественные и связанные
с ними личные неимущественные отношения,
основанные на равенстве, автономии воли
и имущественной самостоятельности их
участников». Аналогичным образом закрепляется
круг общественных отношений, требующих
правового регулирования, и в других отраслях
права. Однако не всегда в реальной жизни
в законодательстве можно найти юридическую
норму, непосредственно регулирующую
конкретное общественное отношение, т.
е. подходящую под данный жизненный случай. Если таких правовых норм
нет, то налицо пробел в законодательстве.
Пробелы в законодательстве существуют
в основном в результате появления новых
общественных отношений, которые требуют
правового регулирования и в момент принятия
закона не существовали и не могли быть
учтены законодателем. В некоторых случаях
пробелы в законодательстве связаны с
существующими недоработками законодательной
техники. Проблемы пробела в законодательстве
решаются по-разному в разных правовых
системах. Так, в системе общего права
(англосаксонской) пробелы восполняются
судебной практикой, судебным прецедентом.
В континентальной системе права (романо-германской)
пробелы в законодательстве устраняются
путем принятия новых норм права. В российском
праве устранение пробела в законодательстве
осуществляется путем принятия нормативного
правового акта компетентным органом
государственной власти. Однако не всегда
возможно быстрое устранение пробелов
в праве, так как они связаны с нормотворческой
деятельностью государства. Но правоприменительные
органы не могут отказаться от решения
конкретного юридического дела по причине
отсутствия в законодательстве правовой
нормы. В тех случаях, когда нормотворческий
орган не сумел устранить пробел, используется
правило применения института аналогии.
Применение института аналогии не означает
произвольного решения конкретных дел.
Решение правоприменительный орган принимает
в соответствии с общими принципами права.
Аналогия закона имеет место тогда, когда
для регулирования конкретных отношений
спорного характера применяется норма
закона, регламентирующая сходные правоотношения,
т. е. если нет юридической нормы, прямо
предусматривающей спорный случай, то
необходимо отыскать правовую норму, регулирующую
сходные со спорными отношения. Вот эта
норма закона и используется в качестве
правового основания при принятии решения
по юридическому делу. Применение аналогии
закона в случаях обнаружения пробела
предусмотрено законодателем в Гражданском
процессуальном кодексе Российской Федерации.
Так, ст. 10 определяет, что «в случае отсутствия
нормы права, регулирующей спорное отношение,
суд применяет норму права, регулирующую
сходные отношения (аналогия закона), а
при отсутствии таких норм разрешает дело
исходя из общих начал и смысла законодательства
(аналогия права)». Применение аналогии права
имеет место при обнаружении пробела в
законодательстве, когда отсутствуют
нормы права, регулирующие сходные отношения,
что не дает возможности использовать
аналогию закона, и юридические дела приходится
разрешать, исходя из общих начал и смысла
законодательства. При аналогии права
общеправовые принципы выполняют непосредственно
регулирующую функцию и выступают единственным
нормативно-правовым основанием при принятии
юридического решения. Применение аналогии права
предусматривается гражданским законодательством
(ст. 6 ГК РФ), где закреплено: «При невозможности
использования аналогии закона права
и обязанности сторон определяются исходя
из общих начал и смысла гражданского
законодательства (аналогия права) и требований
добросовестности, разумности и справедливости». При наличии пробела в современном
уголовном и административном законодательстве
правоприменительный орган (должностное
лицо) должен отказать в возбуждении производства
по делу. Специфика уголовной и административной
ответственности состоит в том, что все
составы преступлений и административных
правонарушений исчерпывающим образом
перечислены в уголовном и административном
законодательстве. Если нет состава преступления
или состава административного правонарушения,
то нельзя привлечь гражданина к уголовной
или административной ответственности
по аналогии. Так, п. 2 ст. 24 Уголовно-процессуального
кодекса Российской Федерации закрепляет,
что «уголовное дело не может быть возбуждено,
а возбужденное уголовное дело подлежит
прекращению за отсутствием в деянии состава
преступления». Значит, если нет нормы
закона, регулирующей конкретное отношение,
то нет состава преступления. Что касается частноправовых
отношений, то гражданское законодательство
допускает возникновение гражданских
прав и обязанностей непосредственно
в силу общих начал и смысла гражданского
законодательства. В гражданском праве
нельзя отказать в правосудии, ссылаясь
на отсутствие конкретной правовой нормы.
Проблема пробела в гражданском законодательстве
урегулирована в ст. 6 ГК РФ. Законодатель
установил, что «в случаях, когда предусмотренные
Гражданским кодексом отношения прямо
не урегулированы законодательством или
соглашением сторон и отсутствует применимый
к ним обычай делового оборота, к таким
отношениям, если это не противоречит
их существу, применяется гражданское
законодательство, регулирующее сходные
отношения (аналогия закона)». Существуют два способа
решения этой проблемы. Во-первых, аналогия
закона, т. е. решение дела на основе закона,
регулирующего сходные правоотношения
наряду с рассматриваемыми. Во-вторых,
аналогия права. Если нет такого аналогичного
закона, то права и обязанности сторон
определяются исходя из общих начал и
смысла гражданского законодательства.
В Гражданском кодексе Российской Федерации
подчеркивается, что при этом должны быть
учтены требования добросовестности,
разумности, справедливости. Но тем не
менее эти требования включаются в процесс
преодоления пробелов в праве. Применение аналогии закона
и аналогии права – это не восполнение
пробела в законодательстве. В результате
применения института аналогии пробел
в законодательстве не устраняется, а
преодолевается лишь в данном конкретном
случае. Восполнение пробела осуществляется
только компетентным нормотворческим
органом путем издания нового нормативного
правового акта либо дополнения существующего.