Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:24, шпаргалка
Каждая наука имеет свой предмет исследования — круг вопросов, которые она изучает. Юридическая наука (правоведение, юриспруденция) изучает право, различные аспекты правоприменительной деятельности, т. е. определенный круг общественных отношений, регулируемых правом.
Функции государства - это основные направления деятельности государства. С содержательной точки зрения функции государства зависят от его типа и конкретного исторического периода. Например, важнейшей задачей древнеегипетского государства было строительство оросительных каналов и пирамид; официальной целью государства СССР было строительство коммунизма; все государства так или иначе решали вопросы обороны, охраны порядка, развития производственной инфраструктуры (дороги, мосты, водопроводы, трубопроводы, телекоммуникации). С формальной точки зрения в научной и учебной литературе обычно выделяются внутренние и внешние функции государства, которые для современных государств можно более подробно раскрыть следующим образом. 1. Внутренние функции: В экономической сфере: создание и поддержание производственной инфраструктуры, организация денежного обращения, установление и сбор налогов; поддержание макроэкономического равновесия, поддержка отечественных производителей, обеспечение научно-технического прогресса... В политической сфере: обеспечение деятельности и воспроизводства органов государственной власти, охрана законности и правопорядка, борьба с преступностью, разрешение этнических и религиозных конфликтов... В социальной сфере: воспроизводство населения, поддержка социально слабых групп (старые, больные, безработные,..), развитие здравоохранения, образования, физической культуры; строительство жилья... В духовной сфере: воспроизводство национального образа жизни; поддержка культуры, искусства, науки, религии... 2. Внешние функции: Национальная оборона, охрана границ. Сотрудничество с другими странами и международными организациями (экономическое, научно-техническое, военное, культурное,..). Обеспечение мира на земле, участие в миротворческих и гуманитарных акциях. Защита интересов своих граждан и соотечественников за рубежом. Можно проводить классификацию функций государства и по другим критериям. Например, по способу осуществления функций можно выделить функции регулятивные (создание правовых норм), исполнительно-распорядительные (организация текущей деятельности), охранительные (обеспечение выполнения норм и наказание нарушителей). В связи с обсуждением функций государства интересным с теоретической точки зрения и практически важным является вопрос о пределах вмешательства государства в ту или иную сферу деятельности общества и личности - экономическую, политическую, социальную, духовную. История знает примеры как тотального контроля государства за той или иной сферой (духовная сфера в мусульманских фундаменталистских странах, плановая экономика в СССР), так и практически полного невмешательства государства в отдельные сферы, в которых регулятивные функции осуществляются непосредственно людьми или их объединениями на основе самоуправления (охрана правопорядка американскими колонистами до образования штатов, корпоративные нормы торговой и коммерческой деятельности в европейских государствах XVI - XVII веков). Универсальных критериев для определения "правильных" пределов вмешательства государства не существует. Все зависит от истории, традиций, политических доктрин, соотношения сил государства и других субъектов общества.
Государственная власть - это способ
руководства (управления) обществом
для которого характерна опора на
специальный аппарат
Разделение властей - это одна из
основных черт современного правового
государства. Предполагается, что для
правильного функционирования государства
в нем должны существовать независимые
друг от друга власти: законодательная,
исполнительная, судебная. В настоящее
время по принципу разделения властей
построены конституции многих государств.
Институт разделения властей, как и
институт самого права, стал зарождаться
с древнейших времен. Первой научной
работой, в которой говорилось о
разделение властей можно считать
работу Дж. Локка (1632-1704). Однако, выражая
симпатии монархии, Дж. Локк считает, что
она все же должна быть ограничена
народным представительством и четко
определена законом, обязательным для
всех, в том числе и для монарха.
Главная угроза свободы, считает
Дж. Локк, состоит в неразделенности
власти, в ее сосредоточение в руках
абсолютного монарха, который сам
устанавливает законы и принуждает
к их исполнению. Он пишет также
о том, что власть по принятию законов
и власть по их исполнению должны быть
разделены. На первое место Дж. Локк
вьщвигает законодательную
Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы. Типом государства называют совокупность важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны государства. Обращаясь к истории развития государственности, а также к типологии государств, можно выделить несколько подходов к этому вопросу. Подходы к типологии государств: 1) формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения; 2) цивилизационный подход. Для определения типа государства при формационном подходе учитывают: 1) соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства; 2) класс, инструментом власти которого становится государство; 3) социальное назначение государства. Формационный подход выделяет следующие типы государств: 1) рабовладельческий; 2) феодальный; 3) буржуазный; 4) социалистический. По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому. Формационный подход имеет следующие достоинства: 1) продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов; 2) возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства. Недостатки: 1) односторонность; 2) не учитываются духовные факторы. В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях: 1) современных и древних; 2) западных, восточных, православных и др. В цивилизационном подходе различают следующие признаки: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др. С цивилизационным подходом связывают теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «единого индустриального общества», теорию «менеджеризма», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» и др. Положительные черты цивилизационного подхода: 1) выделение духовных, культурных факторов; 2) более четкая типология государств. Недостатки: 1) низкая оценка социально-экономического фактора; 2) преобладание типологии общества над типологией государства.
Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти. На форму государства могут оказывать влияние следующие факторы: 1) социально-экономические, культурные; 2) исторические, национальные и религиозные традиции; 3) природные и климатические условия; 4) расстановка политических сил и т. д. Чтобы иметь более полное представление о форме конкретного государства, необходимо проводить анализ его структурных элементов: 1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика; 2) форма государственного устройства – отражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные; 3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный. Таким образом, форма государства определяет: 1) порядок формирования органов государственной власти; 2) структуру государственных органов; 3) особенность территориальной самостоятельности населения; 4) характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом; 5) специфику отношений государственных органов и населения; 6) приемы, способы, методы осуществления политической власти. В соответствии с указанной выше классификацией элементов государства рассмотрим форму современного Российского государства. Российская Федерация в соответствии с Конституцией (ст. 1) является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. В результате можно выделить характерные черты государственного строя Российского государства: 1) демократизм; 2) федерализм; 3) республиканская форма правления; 4) разделение властей; 5) политическое, идеологическое многообразие; 6) признание и гарантирование Основным Законом государства местного самоуправления; 7) государственный суверенитет, носитель которого – многонациональный народ Российской Федерации; 8) правовое государство; 9) социальный характер, в соответствии с ним политика государства сориентирована на создание условий, которые обеспечивают человеку достойную жизнь и свободное развитие. Российская Федерация является полупрезидентской республикой. По своему государственному устройству Российское государство является федерацией, которая построена на следующих характерных признаках федерализма: 1) добровольное вхождение в состав Федерации субъектов РФ; 2) равноправие субъектов Российской Федерации; 3) самоопределение народов, наций и национальностей; 4) государственная целостность; 5) разграничение полномочий между федеративными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов Российской Федерации и др. Государственно-правовым режимом Российской Федерации является демократический режим.
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"