Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:24, шпаргалка

Описание

Каждая наука имеет свой предмет исследования — круг вопросов, которые она изучает. Юридическая наука (правоведение, юриспруденция) изучает право, различные аспекты правоприменительной деятельности, т. е. определенный круг общественных отношений, регулируемых правом.

Работа состоит из  1 файл

Вопросы по Теории государства и права.docx

— 174.25 Кб (Скачать документ)

 

 

 

  1. Функции государства

Функции государства - это основные направления деятельности государства. С содержательной точки зрения функции государства зависят от его типа и конкретного исторического периода. Например, важнейшей задачей древнеегипетского государства было строительство оросительных каналов и пирамид; официальной целью государства СССР было строительство коммунизма; все государства так или иначе решали вопросы обороны, охраны порядка, развития производственной инфраструктуры (дороги, мосты, водопроводы, трубопроводы, телекоммуникации). С формальной точки зрения в научной и учебной литературе обычно выделяются внутренние и внешние функции государства, которые для современных государств можно более подробно раскрыть следующим образом. 1. Внутренние функции: В экономической сфере: создание и поддержание производственной инфраструктуры, организация денежного обращения, установление и сбор налогов; поддержание макроэкономического равновесия, поддержка отечественных производителей, обеспечение научно-технического прогресса... В политической сфере: обеспечение деятельности и воспроизводства органов государственной власти, охрана законности и правопорядка, борьба с преступностью, разрешение этнических и религиозных конфликтов... В социальной сфере: воспроизводство населения, поддержка социально слабых групп (старые, больные, безработные,..), развитие здравоохранения, образования, физической культуры; строительство жилья... В духовной сфере: воспроизводство национального образа жизни; поддержка культуры, искусства, науки, религии... 2. Внешние функции: Национальная оборона, охрана границ. Сотрудничество с другими странами и международными организациями (экономическое, научно-техническое, военное, культурное,..). Обеспечение мира на земле, участие в миротворческих и гуманитарных акциях. Защита интересов своих граждан и соотечественников за рубежом. Можно проводить классификацию функций государства и по другим критериям. Например, по способу осуществления функций можно выделить функции регулятивные (создание правовых норм), исполнительно-распорядительные (организация текущей деятельности), охранительные (обеспечение выполнения норм и наказание нарушителей). В связи с обсуждением функций государства интересным с теоретической точки зрения и практически важным является вопрос о пределах вмешательства государства в ту или иную сферу деятельности общества и личности - экономическую, политическую, социальную, духовную. История знает примеры как тотального контроля государства за той или иной сферой (духовная сфера в мусульманских фундаменталистских странах, плановая экономика в СССР), так и практически полного невмешательства государства в отдельные сферы, в которых регулятивные функции осуществляются непосредственно людьми или их объединениями на основе самоуправления (охрана правопорядка американскими колонистами до образования штатов, корпоративные нормы торговой и коммерческой деятельности в европейских государствах XVI - XVII веков). Универсальных критериев для определения "правильных" пределов вмешательства государства не существует. Все зависит от истории, традиций, политических доктрин, соотношения сил государства и других субъектов общества.

 

  1. Государственная власть и ее институты

Государственная власть - это способ руководства (управления) обществом  для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения (авторитет силы). Государственная  власть: -является властью публичной ( официально управляет делами всего  общества в целом) и политической, т.е. она регулирует отношения между  большими и малыми социальными группами и, будучи относительно обособлена от общества (социально неоднородного  в лице классов, этносов, наций, национальных меньшинств и т.п.), руководит им в  интересах той его части, большей  или меньшей, которая овладела этой властью (служит инструментом реализации воли политических сил, стоящих у  власти); -является суверенной властью, т.е. в сфере государственных дел  обладает верховенством, самостоятельностью и независимостью по отношению к  какой-либо иной власти как внутри государства ,так и за его пределами; -осуществляется на постоянной основе специальным аппаратом  власти (государственным аппаратом); -обладает монопольным правом применять  принуждение на территории своего действия (территории государства); -обладает монопольным  правом налогообложения определенных лиц, находящихся на территории государства ( для формирования бюджета - казны  государства ); -распространяется на всех лиц (физических, юридических),находящихся  на территории государства (исключение: например, иностранные дипломаты); -издает нормативно-правовые акты. Институты государственной власти. Законодат. власть. Высшим законодательным. органом государства явл. парламент. Парламент бывает однопалатным (Дания, Швеция, Финляндия и пр.) и двухпалатным (США, Канада, Великобритания, Россия, Беларусь и пр.). Нижняя палата парламента  избирается народом и ответственна за решение всех повседневных вопросов внутр. и внеш. политики. Верхняя палата выступает экспертом работы нижней, рассм. принятые законопроекты с точки зрения их соответствия конституции. Глава государства вправе издавать декреты, имеющие силу закона. Исполнительная власть. К исполнительной власти относятся глава гос-ва ( монарх, президент), прав-во во главе с председателем (премьер-министр, канцлер и т.д.). Правительство – это исполнительная власть, кабинет министров, управляющ. повседневными делами страны. Основные функции главы государства: представительские функции;  полномочия в области гос. управления;  полномочия в законодательной сфере; полномочия в военной сфере; в области правосудия.; в сфере личного статуса; в сфере госбезопасности; чрезвычайные; в эконом. сфере. Судебная власть. Суд – это орган, кот. применяет гос. санкции. Он назначенное наказание за нарушение общеобязательных правил, установленные государством. Система судоустройства и судопроизводства основ. на след. принципах: независимость суда, кот. обеспечивается рядом гарантий, в том числе несменяемостью судей; коллегиальность при рассм. большинства дел; профессионализм судей; право на обжалование решений; гласность при рассм. абсолютного большинства дел; равноправие сторон в суд. процессе и состязательность при рассм. дел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теория разделения властей

Разделение властей - это одна из основных черт современного правового  государства. Предполагается, что для  правильного функционирования государства  в нем должны существовать независимые  друг от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная. В настоящее  время по принципу разделения властей  построены конституции многих государств. Институт разделения властей, как и  институт самого права, стал зарождаться  с древнейших времен. Первой научной  работой, в которой говорилось о  разделение властей можно считать  работу Дж. Локка (1632-1704). Однако, выражая  симпатии монархии, Дж. Локк считает, что  она все же должна быть ограничена народным представительством и четко  определена законом, обязательным для  всех, в том числе и для монарха. Главная угроза свободы, считает  Дж. Локк, состоит в неразделенности  власти, в ее сосредоточение в руках  абсолютного монарха, который сам  устанавливает законы и принуждает к их исполнению. Он пишет также  о том, что власть по принятию законов  и власть по их исполнению должны быть разделены. На первое место Дж. Локк вьщвигает законодательную власть. Именно она и образует “первую  ветвь власти”. Развил до современного понимания теорию разделения властей  французский мыслитель Ш.-Л. Монтескье (1689-1755). Он отмечал, что в каждом государстве  есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами  международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского (судебная). Первая - создает и исправляет законы, вторая - объявляет войну  и заключает мир, посылает и принимает  послов, обеспечивает безопасность, предотвращает  нашествия, третья власть - судебная - карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Словом, под разделением  властей один из основоположников понимал  не установление жестких барьеров, а наличие у различных ветвей власти возможностей сдерживать действия друг друга, чтобы не допустить концентрации всех полномочий у одной из них. Возможность  сдерживать действия одной ветви  власти может иметь место в  случае, если любая из них обладает частью полномочий другой. Именно такой  трактовки принципа разделения придерживались отцы американской Конституции. Так, Дж. Мэдисон сформулировал, что там, где все полномочия одного ведомства  власти осуществляются тем же органом, который располагает всеми полномочиями другого ведомства власти, там  подрываются основные принципы свободного политического устройства. Мэдисон  развил идею Монтескье о сдерживании  властей друг другом, дополнив ее системой “сдержек и противовесов”. Эта система  до сих пор действует в политической жизни США.  В течение веков  концепция разделения властей подвергалась некоторым корректировкам, изменялась и дополнялась, исходя из политико-правовой реальности и обстановки в конкретных государствах. В целом концепция  разделения властей оказалась удивительно  стабильной.  В настоящее время  появляются некоторые перспективы  развития (или толкования) этой концепции  на основе принципа субсидиарности, которые  были провозглашены в Маахстрихтском договоре (1992 г.) и в Протоколе  о применении принципов субсидиарности и пропорциональности 1997 г. к Амстердамскому договору в качестве критерия для  разграничения полномочий между  европейским Союзом и государствами-членами (по вертикали), но корни этого принципа также уходят в средневековье. Однако пока принцип субсидиарности не фигурирует ни в одной из конституций стран  мира. Теория разделения властей на законодательную, исполнительную и  судебную признана во всех более или  менее демократических странах. Согласно современной теории права  разделение властей осуществляется на трех уровнях: институциональном, функциональном и персональном. На деле принцип  разделения властей строго соблюдается  только в условиях классической президентской  республики (США). В парламентарных государствах и в смешанной республике разделение властей как общий  принцип признается, но здесь парламентская  ответственность правительства  уравновешена (хотя и в разной степени) полномочиями президента (или иного  главы государства) на поле деятельности законодательной власти (регламентарные акты). Поскольку классических президентских  республик со строгим разделением  властей не так много, то идеальное  разделение властей - явление редкое. В других же формах правления этот принцип имеет, скорее, ориентирующее  значение. Поэтому не вполне адекватным представляется объяснение типа: “идеальное разделение властей - это жесткий тип, а декларируемое разделение властей с реальными нарушениями на функциональном, персональном и даже институциональном уровнях - это мягкий тип”. Из этого следует, что необходимо более четко сформулировать понятие (и цели) разделения властей либо отказаться от него в пользу более широкого понятия, которое описывало бы существо всех явлений, а не его разные типы.

 

 

 

 

  1. Типы государства

Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы. Типом государства называют совокупность важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны государства. Обращаясь к истории развития государственности, а также к типологии государств, можно выделить несколько подходов к этому вопросу. Подходы к типологии государств: 1) формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения; 2) цивилизационный подход. Для определения типа государства при формационном подходе учитывают: 1) соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства; 2) класс, инструментом власти которого становится государство; 3) социальное назначение государства. Формационный подход выделяет следующие типы государств: 1) рабовладельческий; 2) феодальный; 3) буржуазный; 4) социалистический. По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому. Формационный подход имеет следующие достоинства: 1) продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов; 2) возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства. Недостатки: 1) односторонность; 2) не учитываются духовные факторы. В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях: 1) современных и древних; 2) западных, восточных, православных и др. В цивилизационном подходе различают следующие признаки: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др. С цивилизационным подходом связывают теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «единого индустриального общества», теорию «менеджеризма», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» и др. Положительные черты цивилизационного подхода: 1) выделение духовных, культурных факторов; 2) более четкая типология государств. Недостатки: 1) низкая оценка социально-экономического фактора; 2) преобладание типологии общества над типологией государства.

 

 

 

  1. Формы государства

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти. На форму государства могут оказывать влияние следующие факторы: 1) социально-экономические, культурные; 2) исторические, национальные и религиозные традиции; 3) природные и климатические условия; 4) расстановка политических сил и т. д. Чтобы иметь более полное представление о форме конкретного государства, необходимо проводить анализ его структурных элементов: 1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика; 2) форма государственного устройства – отражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные; 3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный. Таким образом, форма государства определяет: 1) порядок формирования органов государственной власти; 2) структуру государственных органов; 3) особенность территориальной самостоятельности населения; 4) характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом; 5) специфику отношений государственных органов и населения; 6) приемы, способы, методы осуществления политической власти. В соответствии с указанной выше классификацией элементов государства рассмотрим форму современного Российского государства. Российская Федерация в соответствии с Конституцией (ст. 1) является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. В результате можно выделить характерные черты государственного строя Российского государства: 1) демократизм; 2) федерализм; 3) республиканская форма правления; 4) разделение властей; 5) политическое, идеологическое многообразие; 6) признание и гарантирование Основным Законом государства местного самоуправления; 7) государственный суверенитет, носитель которого – многонациональный народ Российской Федерации; 8) правовое государство; 9) социальный характер, в соответствии с ним политика государства сориентирована на создание условий, которые обеспечивают человеку достойную жизнь и свободное развитие. Российская Федерация является полупрезидентской республикой. По своему государственному устройству Российское государство является федерацией, которая построена на следующих характерных признаках федерализма: 1) добровольное вхождение в состав Федерации субъектов РФ; 2) равноправие субъектов Российской Федерации; 3) самоопределение народов, наций и национальностей; 4) государственная целостность; 5) разграничение полномочий между федеративными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов Российской Федерации и др. Государственно-правовым режимом Российской Федерации является демократический режим.

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"