Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 09:40, шпаргалка
Шпаргалка содержит 75 ответов по всем вопросам к ГОСу по ТГП.
1. Предмет и методология ТГиП...
75. Предмет и методы правового регулирования.
Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым. Причин тому много.
Во-первых, гражданское
общество в нашей стране еще только
формируется, его структура аморфна,
нестабильность общественных отношений
порождает у населения
Во-вторых, экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно с точки зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы имеем однобокость процессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов социальных групп и слоев населения, замедленный выход к рыночным отношениям и т.д.
В-третьих, налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и неопределенность властных отношений, политическая неструктурированность общества (политические партии мелки и не имеют четкой социальной ориентации), затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности.
В-четвертых,
до сих пор требуют своего разрешения
чисто правовые вопросы. Причем наличие
противоречивого законодательства, спешка
при издании нормативно-правовых актов
и даже принятие неправовых законов —
это не самое главное.
18. Политическая система общества. Понятие, структура, развитие, связь с формой государства.
Пол. сист. – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них полит. институтов, учреждений и действий, организующих пол. вл., взаимосвязь граждан и гос-ва.
Основным назначением этого многомерного образования является обеспечение целостности, единства действий, людей в политике.
Пол-я
сис-ма об-ва – это одна из
частей об-ва в целом, наряду
с такими системами как эк-ка,
куль-ра. Пол. система включает
в себя подсистемы разных
Политическая система - это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть, взаимодействие граждан и государства.
Компонентами политической системы являются:
Совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения).
Политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы.
Политические нормы и традиции.
Политическое сознание.
Политическая деятельность.
Используя различные методологические приёмы (подходы), можно выявить ряд критериев, позволяющих обосновать и расшифровать приведённое определение политической системы.
Генетический подход - концентрирует внимание на обусловленности политических явлений экономическими и социальными факторами.
а) Критерий экономической детерминации политики проявляется в отношениях собственности и производства, а обратное влияние политики на экономику проявляется в отношениях распределения и управления.
б) Критерий социальной обусловленности политических явлений свидетельствует о том, что политика является результатом общественного развития.
в) Критерий социального интереса раскрывает взаимосвязь политической системы и её элементов с определёнными социальными группами, слоями, классами, нациями. Потребности этих групп выступают мотивационными факторами в формировании политических организаций. Институционный подход - позволяет обозначить характеристики политических явлений.
а) Суть этого подхода отражает организационный критерий - отдельные индивиды не могут выступать в виде элементов политической системы, они представляют лишь "материал", из которого в определённых условиях формируются система и её элементы.
Системный подход
- политическая система, как и любая
целостная система, имеет интегративный
(элементы в системе приобретают
такие качества, которыми вне системы
они не обладают) и антиэнтропийный
(способность системы
Субстанциональный подход - помогает выявить первооснову всего политического. Этой первоосновой является политическая власть, а механизм её осуществления - политическая система.
Политическая власть - система волевых отношений классового общества, которые обусловлены интересами социальных слоёв и классов, выраженными в деятельности политических организаций.
Форма государства
состоит из 3-х элементов, а именно
– формы правления, формы государственного
устройства и политического режима
19.
Относительная
Относительная самостоятельность государства, его органов естественна, необходима и социально оправданна. Без нее не может быть активного и целеустремленного воздействия государства, его аппарата на общество в целом или на отдельные общественные сферы. «Понятие "относительная самостоятельность государства",— подчеркивает В. В. Лазарев,— призвано оттенить особенности развития и функционирования государственных форм в отличие от форм экономических и социально-культурных. Это понятие, наконец, призвано отразить активность государства во всех сферах общественной жизни» Самостоятельность государства проявляется в свободе выбора при принятии им управленческих и других актов, при избрании путей и методов решения встающих перед обществом задач, при определении стратегии и тактики государственной политики.
Существуют
ли пределы самостоятельности
Относительная
самостоятельность государства
от права, является спорным вопросом.
Что от чего зависит больше, государство
от права, или на оборот. Ведь право
является признаком государства, из этого
следует что право вторично, а государство
первично. Но с другой стороны право формирует
и регулирует отношения в государстве.
Устанавливает форму государственного
устройства, форму правления и политический
режим. Но ведь именно государство
формирует право, т.к. именно законодательные
органы государства создают нормы права,
по которым функционируют органы государства.
Я всё же думаю что данные отношения нельзя
рассматривать отдельно друг от друга,
потому что трудно представить государство
без права, и права без государства.
20. Государственный аппарат. Органы власти и управления в механизме государства.
Гос. аппарат (ГА)– это система спец. гос. органов и учреждений, посредством которых осуществл. гос. управление обществом и защита его основных интересов.
Под принципами
орагнизации и деятельности ГА следует
понимать наиболее важные, ключевые идеи
и положения, лежащие в основе
его потроения и
1.Принцип
законности и
2.Принцип
высокого профессионализма и
компетенции гос. органов, их
способность на высоком
3.Принцип
представительства интересов
4.Принцип
разделения властей, который
5.Принцип
гласности и открытости и
6.Принцип демократизма в формировании и деятельности гос. органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан Г, их религиозные воззрения, особенности нац. культуры и т.д.
7.В федеративных
(союзных) гос-вах важное
Не вызывает сомнения тот факт, что принципы необходимо соблюдать, вопрос в другом, где можно обнаружить эти принципы. Часть принципов организации деятельности государственного аппарата получила закрепление в Конституции РФ в законах РФ, другие принципы необходимо вычленять из самой сути данного понятия. Единства в вопросе о принципах нет, так как мнения различных учёных по этому вопросу носят оценочный характер, и поэтому во многом различны. Кроме вышеперечисленных можно назвать еще принципы:
Территориальности - каждый орган государственного аппарата действует в рамках определённой территории.
Иерархичности - органы в государственном аппарате занимают различное положение, но все они связаны между собой на началах субординации.
Централизма и децентрализма - по некоторым вопросам необходимо применение принципа централизма, т.е. решения принимаются на высшем уровне, а затем исполняются во всех низших инстанциях. В других же вопросах, явно необходимо применение принципа децентрализма, т.е. решения принимаются тем же органом, который и будет их исполнять.
Выборности и назначаемости - в некоторые органы государственного аппарата служащие назначаются, в другие избираются населением, в этом проявляется бюрократическое и демократическое начало, причём оба присущи государственному аппарату.
Коллегиальности
и единоличия - в этом принципе также
проявляется бюрократическое и
демократическое начало.
21. Функции и социальное значение права.
Активная роль права в жизни общества выражается в его функциях
Функции права
- обусловленные социальным назначением
права направления правого