Шпаргалки по ТГП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 09:40, шпаргалка

Описание

Шпаргалка содержит 75 ответов по всем вопросам к ГОСу по ТГП.
1. Предмет и методология ТГиП...
75. Предмет и методы правового регулирования.

Работа состоит из  1 файл

шпоры ао ТГП А5.doc

— 731.50 Кб (Скачать документ)

28. Понятие и общая  характеристика системы  социальных норм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

29. Англо-саксонская, Романо-германская  и социалистическая  правовые семьи.

Англо-саксонская правовая семья.

Правовая  семья – совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и историческом пути его формирования.

Иначе ее называют семьей общего права. Исторически она  сложилась в  Англии и оправдывает  свое название тем, что оно действовало  на территории всей Англии (период становления  – 10-13 века) в виде судебных обычаев, возникавших помимо законодательства и распространялось на всех свободных подданных короля в гражданском судопроизводстве. Обобщая судебную практику в своих решениях, судьи руководствовались нормами уже сложившихся общественных отношений и на их основе вырабатывали свои юр. принципы. Совокупность этих решений, точнее принципов (прецедентов), на которых они основывались, была обязательной для всех судов и т.о. составила систему общего права. Норма общего права носит казуистический (индивид.) хар-р, т.к. она модель конкретного решения, а не результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев. Общее право приоритетное значение придает процессуальным нормам, нормам судопроизводства, источникам доказательств, т.к. они составляют одновременно и мех-зм правообразования и мех-зм правореализации. Важным признаком общего права выступает автономия судебной власти от любой др. вл. в гос-ве, что проявляется отсутствием прокуратуры и административной юстиции.

Романо-германская правовая система.

РГП система – это совокупность правовых систем континентальной Европы; Северной Африки, Южной Америки, Японии, России и некоторых других гос-в, чья отличительная особенность в том, что основным источником права в данной семье являются нормативно-правовые акты, которые составляют иерархическую систему нормативно-правовых актов

Во всех странах  семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высшая юридическая сила, выражающаяся как  в соответствии Конституции законов  и подзаконных актов, так и  в установлении государственного судебного  контроля за конституционностью обычных законов. В своем становлении и развитии прошла 3 основных этапа: 1. Эпоха Римской империи – зарождение римского права и его упадок в связи с её гибелью, господство в Европе архаических способов решения споров – фактическое отсутствие права; 2. Возрождение 13-17 в. – распространение его в Европе и приспособление к новым условиям, достижение независимости права от королевской власти; 3. 18 в. – наши дни – кодификация права, появление Конституций и отраслевых кодексов, создание национальных правовых систем.

 Основным  источником является закон. Кроме  законов принимаются подзаконные  акты: декреты, регламенты, инструкции, циркуляры, др. документы. Второй  источник – обычай: в качестве  дополнения к закону. Третий –  судебная практика: решения публикуются в судебных сборниках и являются частью правовой системы. 

Система социалистического  права.

При рассмотрении этого вопроса следует обратиться к понятию социалистического  гос-ва. Теоретические основы соц. гос-ва и права были заложены в трудах основоположников научного коммунизма К Маркса и Ф. Энгельса и развиты в произведениях В. Ленина. Это учение практически не было полностью реализовано ни в одном из гос-в и правовых систем. Существовавшие же государства с провозглашенным в них соц. строем в современной юр. науке считаются псевдосоц. Гос-во вообще, согласно марксистско-ленинской теории является состоянием переходным и со временем должно отмереть.

Говоря о  соц. правовой семье, имеются в виду страны бывшго социалист. содружества: СССР, ГДР, Венгрия, Чехословакия, Румыния.

 Основанием  для выделения соц. правовой  семьи были в свое время  социально-экономические и идеологические  критерии, находившие концентрированное  выражение в понятиях «общественно-экономическая  формация», «социальный строй  общества», который с помощью права стремилась утвердить и развивать гос. вл. этих стран. Согласно марксистской концепции сущность права заключается в том, что оно выражает волю и интересы господствующего класса, право – средство, с помощью которого эти интересы, трансформируясь в гос. волю, роводятся в жизнь.

В настоящее  время в современной науке  существует мнение о том, что указанные  страны ранее принадлежали к романо-германской правовой семье и теперь речь идет лишь об их возвращении в это сообщество.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

30. Мусульманская, Индусская,  Скандинавская и  Южно-американская  правовые семьи.

Происхождение мусульманской правовой системы. Мусульманское право возникло как часть шариата  представляющего собой важнейший компонент исламской религии. История мусульманского права начинается с пророка Му-хаммеда (Мухаммада). Мухаммед от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения, нормы верующим мусульманам. Позднее и те нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права. Однако их было мало для системного регулирования всей совокупности правовых отношений. После смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники «праведные» халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и сунну, они формулировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. В случае же «молчания» Корана и сунны нормы устанавливались совместным усмотрением либо единолично каждым халифом.

Источники мусульманского права. Первым по значению Коран — священная книга мусульман.  Генетически близок Корану и тесно связан с ним второй источник мусульманского права — сунна, представляющий собой сборник хадисов, т. е, преданий о жизни Мухаммеда, его поведении, поступках, образе мыслей и действий.  Третьим источником мусульманского права является иджма — общее решение авторитетных исламских правоведов. Мухаммед считал, что мусульманская община не может ошибаться. Это утверждение легло в основу признания правомерности данного источника. Четвертый источник мусульманского права — кийяс — представляет собой обычное решение по аналогии.

Структура мусульманского права также имеет существенные особенности, вытекающие из его природы. Оно не подразделяется на общее и  частное право или на общее  право и право справедливости. Все поступки в мусульманском праве подразделяются на пять основных категорий: обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные. В основе данной классификации лежат соответствующие религиозно-нравственные оценки тех или иных актов поведения. Нормы мусульманского права могут быть также классифицированы (с точки зрения их общности) на нормы-принципы, сформулированные в виде теоретических обобщений, и казуальные нормы, возникавшие, как правило, эмпирическим путем (таковы, например, нормы сунны).

Латиноамериканское  право. Латиноамериканское право имеет построение по европейским образцам кодексы, аналогичную систему права, абстрактных характер юридических норм, что приближает его к Романо-германской семье. Причина этого колонизация. Особенностью латиноамериканского права является особое внимание конституцией стран данного региона к институту судебного контроля за конституционностью законов.

Скандинавское право – исторически развитие правовых систем северных стран происходило совершенно независимо от английского права. Скандинавское право не имеет ярких признаков общего права: правила прецедента, особой роли процессуального права. Источниками  права – явл. Кодекс короля Христиана V, принятый в Дании в 1683 году, а так же свод законов Шведского Шведского государства. 1734 г., что создало две ветви скандинавского права – датскую и шведскую. Кодифицированное законодательство в нём существует, но в Норвегии, Дании и Швеции большое значение имеет судебная практика.

Индусское право – главная особенность индусского права тесное сплетение с религией. Оно не имеет относительной самостоятельности и является неотъемлемой частью индуизма – синкретичной традиционной системы, охватывающей религиозные верования и обряды, моральные и философские ценности, предполагающие определять образ жизни, общественный порядок, социальную организацию или структуру.

Индусская система  права одна из древнейших в мире. Веды – сборники индийских религиозных  песен, молитв, гимнов и присловий, созданы  во втором тысячелетии до нашей эры.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

31. Понятие и признаки  юридических норм.

В современной  юридической литературе под нормой права понимается общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Можно выделить следующие существенные признаки правовых норм.

1. Норма права  есть мера свободы волеизъявления  и поведения человека. Понимание и усвоение данного момента конкретным индивидом зависит как от внутренних факторов (состояния его разума, типа характера, уровня культуры), так и от внешних обстоятельств (степени упорядоченности общественных отношений, обеспеченности нормы авторитетом, силой). Наибольшая Эффективность реализации правовой нормы достигается при совпадении целей отдельной личности и общества, сочетании общечеловеческих И социально-групповых, классовых интересов в условиях стабильности общественных отношений.

2. Это форма  определения и закрепления прав  и обязанностей. Последние выступают  в виде ориентиров, обозначающих  диапазон свободы действий субъектов  права, ибо реальное регулирование  отношений между людьми и их организациями осуществляется именно через наделение правами одних и возложение обязанностей на других. Наиболее ярко предоставительно-обязывающий характер выражен в регулятивных нормах, менее он заметен в нормах специализированных (декларативных, дефинитивных). Различные субъекты правоотношений обычно обладают комплексом прав и одновременно несут большое количество обязанностей. Не может быть прав без обязанностей и нет обязанностей без прав. Это один из принципов построения и функционирования любой правовой системы.

3. Норма права  представляет собой правило поведения  общеобязательного характера, т.  е. она: а) указывает, каким  образом, в каком направлении,  в течение какого времени, на  какой территории необходимо  действовать тому или иному  субъекту; б) предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; в) носит общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.

4. Это формально-определенное  правило поведения. Внутренняя  определенность нормы проявляется  в содержании, объеме прав и  обязанностей, четких указаниях  на последствия ее нарушения.  Внешняя определенность заключается  в том, что любая норма закреплена  в статье, главе, разделе официального документа — нормативно-правовом акте.

5. Норма права  есть правило поведения, гарантированное  государством. Возможность государственного  правового принуждения в случаях  нарушения прав граждан, правопорядка  является одной из важных гарантий действенности права.

6. Она обладает  качеством системности, которое  проявляется в структурном построении  нормы, в специализации и кооперации  норм различных отраслей и  институтов права. 
 
 
 
 
 

32. Классификация юридических  норм.

Нормой права  - общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников. Можно выделить следующие существенные признаки правовых норм. Основания классификации могут быть самыми различными.

1. По субъектам  правотворчества различают нормы,  исходящие от государства и  непосредственно от гражданского  общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти. Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум).

2. По социальному  назначению и роли в правовой  системе нормы можно подразделить: Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие; обязывающие; запрещающие. Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер. Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Эти нормы могут располагаться в различных нормативных актах, связанных между собой. Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.).

Информация о работе Шпаргалки по ТГП