Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 09:40, шпаргалка
Шпаргалка содержит 75 ответов по всем вопросам к ГОСу по ТГП.
1. Предмет и методология ТГиП...
75. Предмет и методы правового регулирования.
Функция выражает основные черты права и направлена на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития.
Функции права могут рассматриваться в разных плоскостях.
Условно функции права можно разбить на две группы:
Общесоциальные
(совпадающие с функциями гос-
а) Экономическая функция - к примеру, право закрепляет формы собственности.
б) Политическая функция - право регулирует деятельность субъектов политической системы.
в) Воспитательная - право отражает определённую идеологию, воздействует на поведение лиц.
г) Коммутативная - обеспечивает связь между объектами и субъектами управления.
д) Экологическая и т.д.
Специально-юридические.
Важнейшая задача системы права любой страны – упорядочение общественных отношений, введение их в рамки соц. свободы и справедливости. Она обуславливает 2 группы функций права: регулятивную и охранительную, среди которых можно выдеоить следующие подгруппы:
а) Регулятивно-статистическая функция – выражается в воздействии права на общественные отношения, путём закрепления их в тех или иных правых институтах (право собственности).
б) Регулятивно-динамическая функция – выражается в воздействии права на общественных отношения, путём оформления их движения в форме правовых отношений (дееспособность, компетенция).
в) Охранительная - направлена на охрану наиболее значимых общественных отношения, реализуется путём применения специальных охранительных норм.
Еще одной
специально-юридической
г) Оценочная - позволяет выступать праву в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.
По субъектам гос. власти можно выделить законодат., исполнительную и судебною функции.Марченко выделяет 5 групп функций: общеправовые (свойственные всем отраслям права); межотраслевые (свойственные 2 и более отраслям права, но не всем); отраслевые (свойственные одной отрасли); правовых институтов.
Таковы основные
направления воздействия права
на общественные отношения. В них
выражается служебная роль права, его
соц. назначение.
22. Теории происхождения права и современный подход к проблеме.
Учения о
возникновении права обычно тесно
связаны с концепциями
Теологическая теория исходит из божественного Происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что прайо — Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.
Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право.
Если позитивное
право возникает по воле людей, государства,
то причины появления
В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.
Создатели исторической школы права в Германии XVIII-XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта, утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право».
Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.
Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право — это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида».
Думается, отрицать
влияние психологического фактора
на возникновение и
Марксистская
концепция происхождения
права последовательно материалистическая.
Марксизм убедительно доказал, что корни
права лежат в экономике, в базисе общества.
Поэтому право не может быть выше экономики,
оно становится иллюзорным без экономических
гарантий. В этом заключено несомненное
достоинство марксистской теории. Вместе
с тем марксизм так же жестко связывает
генезис права с классами и классовыми
отношениями, видит в праве лишь волю экономически
господствующего класса. Однако право
имеет более глубокие корни, чем классы,
его возникновение предопределено и другими
общесоциальными причинами.
23. Причины и закономерности происхождения права.
Право — это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.
Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда». Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).
Цари (правители) ранних государств, продолжая общесоциальные традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах — законах Хаммураппи, XII таблиц, реформах Солона. Правда, несомненно и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т. е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.
Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.
В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства на собственность социальной верхушки, наказания за преступления против личности дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего — свободного, раба, мужчины, женщины.
Говоря об
особенностях образования права, необходимо
помнить, что процесс возникновения
государства и права протекал
во многом параллельно, при взаимном
их влиянии друг на друга. Так, на Востоке,
где очень велика роль традиций, право
возникает и развивается под воздействием
религии и нравственности, а основными
его источниками становятся религиозные
положения (поучения) — Законы
Ману в Индии, Коран в мусульманских странах
и т.д. В европейских странах наряду с обычным
правом развиваются обширное, отличающееся
более высокой, чем на Востоке, степенью
формализации и определенности
законодательство и прецедентное
право.
24. Источники (формы) права. Источники российского права.
Понятие «источник права» существует много веков. Если исходить из общераспространенного значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой прежде всего является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.
Наряду с
этим источником права следует также
признать форму выражения
Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор.
Наиболее древней формой права является правовой обычай, т. е. правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев — отсылка к ним в тексте законов.
Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение
Нормативный акт — доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.
1. Нормативный
акт может быть издан
2. Нормативные
акты, как правило, определенным
образом систематизированы,
3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.
4. Нормативные
акты поддерживаются
Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством. Нормативно-правовые акты: