Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 09:40, шпаргалка
Шпаргалка содержит 75 ответов по всем вопросам к ГОСу по ТГП.
1. Предмет и методология ТГиП...
75. Предмет и методы правового регулирования.
Цивилизационный подход ориентирован на познание прошлого через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную. Концепция цивилизации позволяет различать не только противостояние классов и соц. групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей
Цивилизационный подход. Какие признаки яв. существенными – неустоявшаяся позиция. Существует 2 основных направления в этом подходе. Это технологическое направление, согласно которому тип гос-ва связывается с той стадией НТП и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное гос-во.
Концепция цивилизации, под которой понимает замкнутое локальное состояние общества, отличающееся общностью редигиозных, психологических, культурных, географических и др. признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций.
Некот-е авторы
считают, что ни одно гос-во не похоже на
другое, следов-но сущ. цивилизации Китай,
Яп., Рос.. Большинство берут в основу выделения
цивилизации ценностный подход. Общественная
ценность – это то, что для определенного
общества значимо и охраняется в определенном
порядке гос- вом. Исходя из содержания
ценностей выделяют два типа цивилизаций:
восточные и европейские. И цивилизационный
и формационный подходы объективно характеризуют
закономерности развития г. и п. Объективно
любая цивилизация обладает такими свой-ми,
кот. позволяют ей развивать ценности
до определенного этапа – предел роста.
Достигнув своего апогея и начав падение
могут в определенных изменившихся усл-ях
снова начать развиваться, но исчерпав
ресурсы цивилиз-я может исчезнуть или
подчиниться др. более развитым цивилиз-ям.
Например, ацтеки. Восток и запад идут
параллельно.
11. Теории о происхождении государства и современный взгляд на проблему.
теологическая представителем яв-ся Ф.Аквинский, Августин обосновывает Г. как явление богом данное. Государь – ставленник божий на земле. В средние века 16 18 использовалась для обоснова-я неограниченной вл. монарха – королевский абсолютизм.
Достоинства – способствует укреплению гр-го согласия в об-ве, усилению духовности, препятствует насилию, революциям и граж-м войнам, переделу власти и собственности.
Недостаток – основана на вере, а не на проверенном научном знании.
патриархальная рассматривает возник-е Г. непосредственно из разросшейся семьи, власть мон-ха констатируется из вл. отца над членами его семьи. Она зародилась в Греции. Первоначальное обоснование получила в трудах Аристотеля, а свое развитие нашла в 17 в. в сочинении Фильмера «Патриарх». Использ-сь и для идеологического обоснов-я российской империи.
+ Способствует сплочению об-ва, уважению, почитанию гос.вл.; культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов об-ва (как членов семьи).
- Преувеличивало,
придавая универсальное и
естественно-правовая (договорная – д.т.) получила широкое распростр-е в 17-18 в. в Голландии в 17 в. сторонниками были Гроций и Спиноза, в Англии – Локк, Гоббс, во Фр-ции в 18 в. Руссо, в Росии – революционный демократ Радищев. В д.т. Г. возник. как продукт сознательного творчества, как рез-т договора, в кот. вступают люди, находившиеся до этого в «естественном» состоянии (Война всех против всех). Г. – это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу кот. они передают часть своей свободы, вл. Г. При этом договор не яв. историческим фактом подписания всеми к.-л. конкретного док-та, кот. лег в основу появления Г., а как состояние об-ва, когда люди добровольно объединились в гос-но организов-ю форму, правомерность гос. вл. Д.т. использовалась в разных целях. 1 для обоснов-я народного суверенитета и возможности отобрания вл. у недобросовестного правителя (Русоо, Радищев). 2. Для обоснов-я Конст-й Монархии. т.к. обществ-й договор – это компромис между народом и правителем , ограничения свободы и народа и монарха (Локк). Сторонники этой теории считают Г результатом юр. акта – общественног договора. Эта теория устанавливает очередность явлений (сначала возникло право, затем Г как институт боеспечения этого права и оно призвано защищать частные интересы.) +: 1. были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении Г, полного подчинения власти, отсутствие народа, возможности повлиять на власть;2. Фактически выдвинут принцип народного суверенитееа – вл. производна от народа и принадлежит ему. 3.Согласно этой теории Г и народ имеют взаимнве обязательства.
-: Идеалистичность:1. Общественный договор – скорее идеал, чем реальная действительность, зачастую гос-ва возникали др. путями – войнами, насилием при наличии др. условий. 2. Ни одно Г не возникло на основе договора между
Насилия – Каутский,Дюринг, Гумплович – Г возникает как результат акта насилия. ПО утверждению Каутского племя-победитель подчиняет себе побежденное племя, присваивает его землю, а затем принуждает его работать на себя, платить дань или подати. В результате такого завоевания возникает деление на классы, а принудит аппарат, созданный победителяит для управления побежденными, превращается в Г.
+ : Подтверждено
историческими примерами.
-: Насилие при его важной роли было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение Г.
Экономическая теория (классовая) – на сегодняшний день явлется наиболее доказанной, она логчески, последовательно выстроена и является результатом научного изучения исторических данных. (Энгельс «Возникновение семьи, ч.с. и Г», Ленин «О гоосударстве», Маркс) Г возникает на основе разложения общины, следовательно явления, которые способствовали этому разложению и являются причинами происхождения гос-ва: совершенствуются орудия труда + разделение труда, следовательно повышается производительность труда, а значит производят больше, прибавочный продукт.
+ - экономический
анализ, признание наличия в обществе
групп с противоположными
-: не только
классово-экономич. факторы повлияли на
возникновение Г, но и национальные, военные,
психологические и т.д.
12. Причины и закономерности происхождения государства. Восточный и европейский пути.
Проблема
возникновения государства
Формирование государства – длительный процесс, шедший у разных народов разными путями. Современная теория права и государства выделяет два основных пути.
Восточный путь – возникновения государства, “азиатский способ производства” (вначале др.Восток, Африка, Океания). Здесь социально-экономические отношения и структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, превращавшейся в обособленную социальную группу (сословие, касту), интересы которой всё более обособлялись от интересов остальных членов общества. Знать со временем плавно трансформировалась в государственные органы, а общественная собственность тоже постепенно превратилась в государственную. Частная собственности значения не имела.
Европейский путь – в Европе этот процесс пошёл по другому. Главным фактором образования государства было классовое расслоение общества, обусловленное формированием частной собственности на землю, скот и рабов. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества – патрициев и плебеев. В результате побед последних в нём утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином. Однако к концу II века до н.э. Римской империей обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины.
По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы есть две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (Россия и Германия ).
Вторая говорит, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землёй, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Такой период в государстве называют профеодальным.
Т.о. на этапе
производящей экономики под воздействием
разделения труда, появления патриархальной
семьи, военных захватов, запрета инцеста
и др. факторов происходит расслоение
первобытного общества, вследствие чего
родовая организация социальной жизни
изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью
приходит новая организационная форма
общества – государственность.
13. Организация власти и нормативное регулирование поведения в родовом обществе.
Образование общества предшествует государственной организации его жизни. Было время, когда общество существовало, а государства не было. Жизнь общества на ранних ступенях его развития строилась на началах естественного самоуправления, которое соответствовало уровню развития самого человека как существа общественного. Но раз возникнув, государство становится основным инструментом цивилизованной организации общественной жизни. История человеческого общества начинается с образования первобытнообщинного строя, при котором орудия производства были несовершенны, а производительность труда низкая. Поэтому в основе жизни общества лежала общественная собственность на средства производства, а распределение продуктов труда осуществлялось на началах равенства. Все члены общества одинаково трудились и получали одинаковую часть общественного продукта.
Власть носила сугубо общественный характер. Она исходила от рода, который непосредственно формировал органы самоуправления. Властные функции осуществляли все взрослые члены рода. Органами общественной власти при первобытнообщинном строе являлись родовые собрания; старейшины (вожди), которые избирались из наиболее авторитетных, уважаемых членов рода; военначальники, выполнявшие функции власти во время войны. Религиозные функции власти выполняли жрецы. Все эти должностные лица могли быть смещены собранием рода и осуществляли возложенные на них полномочия под его контролем. Специального аппарата, который бы занимался только управлением общественными делами в родовой организации не было. Все основные вопросы жизни и деятельности рода решались народным собранием. Роды входили в более крупные объединения. Высшей формой объединения родов являлось племя, а иногда и союз племен. Общими делами племени руководил совет, который состоял из старейшин и военначальников родов.
Основой организации первобытного общества была община – род, племя, их объединения. Род (родовая община) – это объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности имущества и труда. Род формируется в период появления более организованных семейных отношений, когда на смену беспорядочным половым связям приходит семья, основанная на коллективном браке. Каждый род выступает в качестве хозяйственной единицы, собственником средств производства, организатором общего труда.
Род – это личный, а не территориальный союз. Люди в нем объединялись не по признаку территории, а по родственным связям, в которых концентрировались их экономические, нравственные, религиозные и др. интересы. Роды могли перемещаться с одной территории на др., но их организация при этом сохранялась.