Система охраны Коснтитуции Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 12:04, контрольная работа

Описание

Конституция РФ по своей правовой природе является фундаментом правовой систе-мы
России. “Эффективная правовая охрана Конституции - основа незыблемости
общественного и государственного строя. Поэтому важнейшей задачей
государственной власти в России является обеспечение верховенства Конституции ,
соответствия издаваемых актов конституционным принципам и нормам, баланса
взаимодействия нормативных правовых актов Центра и субъектов Федерации.”

Содержание

1. Способы охраны Конституции РФ.
2. Принципы правового государства, верховенства и прямого действия
конституции как средства
охраны Конституции РФ.
3. Особая процедура принятия и изменения Конституции как гарантия ее охраны.
4. Конституционный контроль и конституционный надзор в России.
4.1. Понятие и виды конституционного контроля.
4.2. Судебная система - важнейший элемент механизма охраны Конституции.
4.3. Конституционный надзор. Органы конституционного надзора в РФ.
5. Конституционная охрана и конституционная ответственность.

Работа состоит из  1 файл

САНКТ1.docx

— 62.91 Кб (Скачать документ)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ.

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ.

КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРАВА.

                                                    КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ПРАВУ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

на тему “Система охраны Коснтитуции Российской Федерации”

студента 2 курса 6 группы

Гущева Игоря  Владимировича.

г. Кингисепп  Ленинградской обл.

ул. Воровского, д.7а, кв.13.

телефон: (275) 2-01-89.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ                                                             1997

План:

1.   Способы  охраны Конституции РФ.

2.   Принципы  правового государства, верховенства  и прямого действия

конституции как  средства

охраны  Конституции  РФ.

3.   Особая  процедура принятия и изменения  Конституции как гарантия ее  охраны.

4.   Конституционный  контроль и конституционный надзор  в России.

4.1. Понятие и  виды конституционного контроля.

4.2. Судебная  система - важнейший элемент механизма  охраны Конституции.

4.3.  Конституционный  надзор. Органы конституционного  надзора в РФ.

5. Конституционная  охрана и конституционная ответственность.

1. Способы охраны  Конституции РФ.

Конституция РФ по своей правовой природе является фундаментом правовой систе-мы

России. “Эффективная правовая охрана Конституции - основа незыблемости

общест-венного  и государственного строя. Поэтому  важнейшей задачей

государственной власти в России является обеспечение  верховенства Конституции ,

соответствия  издаваемых актов конституционным  принципам и нормам, баланса

взаимодействия  нормативных правовых актов Центра и субъектов Федерации.”

1

По мнению Н.А.Михалева под правовой охраной конституции  следует понимать “

со-вокупность юридических  средств, с помощью которых достигается  выполнение

всех установленных  констиутцией норм, соблюдение режима конституционной

законности”.2

Для осуществления  указанной задачи в России существует система охраны Конс-

титуции.

В связи с  этим можно выделить ряд способов охраны Конституции РФ.  Исходя  из

лексического  значения слова “способ” ( “ действие или система действий,

применеяемые  при исполнении какой-либо работы, при  осуществлении чего-нибудь”)

3  , можно дать опре-деление способу охраны Конституции. Таким образом,

способ охраны  - это действие или система действий, применяемых органами

государственной власти при осуществлении ими  правовой охраны Конституции РФ.

В литературе рассмотрено  несколько способов, средств и  гарантий  охраны

Конституции РФ, применяемых органами государственной  власти ,осуществляющими

ука-заные функции.

2.   Принципы  правового государства, верховенства  и прямого действия

                                 конституции как средства охраны  Конституции РФ.

Статья 1 Конституции  РФ декларирует, что Россия  является правовым государством.

“ Идея правового  государства имеет многовековую историю... Философская основа

теорииправового государства была сформулирована И.Кантом, который и предложил

тер-мин “  правовое государство”.4

Вообще же правовое государство можно определить как  “государство, осуществление

внутренней и  внешней политики которого, деятельность его органов, должностных

лиц свя-заны правовыми  нормами , подчинены им .”

5

“Конституционные  признаки государства как правового  конкретизируются ”

.А.А.Ми-шиным  и Б.А.Страшуном “ в следующих  положениях:

1)  В провозглашении  нерушимости прав человека со  стороны государства. ” (

Дан-

ное положение  закреплено в статье 2 Конституции  РФ).

2)  “В установлении  основ механизма гарантий прав  и свобод .”  ( Глава 2

Конститу-

ции РФ).

3)  “В конституционном  установлении обязанности государства,  его органов,

учереж-

дений, должностных  лиц и служащих действовать в  рамках конституции и

законов.” ( Пункт

2 статьи 15 Конституции  РФ).

4)  “В конституционном  принципе независимости суда.”  ( Статья 120 Конституции

РФ).

5)  “В принципе  верховенства конституции по  отношению к другим законам  ( Пункт 1

статьи 15 Конституции  РФ).

6)  “В принципе  приоритета норм международного  права  перед нормами националь-

ного права.”6 ( Пункт 4 статьи 15 Конституции РФ).

Как было сказано  выше, принципы верховенства и прямого  действия конституции

непосредственно входят в понятие правового государства. Суть принципа

верховенства  Конституции РФ отражена в пункте 1 Конституции РФ: “Законы и иные

нормативные акты , принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить

Конституции Российской Федерации”. Прямое же действие конституционных  норм -

это “понятие, означающее, что суд или иной государственный  орган не могут

отказаться от применения конституционных норм, ссылаясь на то, что отсутствуют

разъясняющие  и детализирующие их законные и подзаконные  акты.”

7  “Так, 31.10.95г. Пленумом Верховного Суда  РФ было принято Поста-новление

№ 8 “О некоторых  вопросах применения судами Конституции  Российской Феде-рации

при осуществлении  правосудия”, в котором Пленумом  Верховного суда были даны

разъяснения судам  касательно непосредственного применения судами норм

Конституции РФ при разрешении ими уголовных  и гражданских дел в случае

обнаружения при  рассмо-трении дела противоречия между  каким-либо

нормативно-правовым актом и Конституцией РФ ( пункт 2 Постановления), а также

между каким-либо постановлением Верховного Суда РФ до вступления в силу

Конституции РФ 1993 гогда ( пункт 19 Постановления)”.

8

Таким образом, принципы правового государства, верховенства и прямого

действия Конституции  РФ непосредственно влияют на возможность  реализации

конституционных норм, то есть делают возможным существование  самой

Конституции как  полноценного нор-мативного акта.

3.Особая процедура  принятия и изменения Конституции

как гарантия ее охраны.

Главой 9 Конституции  РФ закреплена процедура принятия конституционных  поправок

и пепересмотра Конституции РФ. Эта процедура  делает значительно сложнее

внесение ка-ких-либо изменениий в текст Конституции  РФ в отличии от внесения

изменений в  любые другие нормативные акты, действующие  на территории России.

Такая процедура  необхо-дима как гарантия незыблемости положений Конституции РФ

в связи с  ее огромной важ-ностью как нормативного акта для государства,

общества в  целом и каждого человека в  частности, а также в связи  с ее ролью в

систем российского  права. По особенностям про-цедуры изменения  Конституции РФ

ее следует  отнести к смешанному типу конституций - разные ее части изменяются

по-разному.9

Прежде всего, необходимо отметить, что круг субъектов, уполномоченных на

внесение предложений  о поправках или пересмотре положений  Конституции РФ

значительно урезан по сравнению с кругом лиц, обладающих правом

законодательной инициативы, указанны-

ми в статье 104 Конституции РФ. Такими правомочиями обладают: Президент РФ,

Совет

Федерации, Государственная  Дума, Правительство РФ, законодательные (

представитель-ные) органы субъектов федерации, а также  группы численностью не

менее одной  пятой членов Совета Федерации или  депутатов Государственной Думы

( статья 134 Конституции  РФ).

Согласно статьи 136 Конституции РФ поправки к главам 3-8 Конституции РФ

прини-маются в  порядке, предусмотренном для принятия федеральных

конституционных законов, а именно: поправки к главам 3-8 Конституции РФ

считаются принятыми, если они одобре-

ны большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов

Государствен-ной  Думы и не менее трех четвертей  голосов от общего числа членов

Совета Федерации. Конституционный Суд РФ Постановлением № 12-П от 31.10.95.

разъяснил, что  поправки к главам 3-8 Конституции  РФ принимаются в форме особого

правового акта - закона Российс-кой Федерации о  поправке к Конституции РФ.

10 Затем закон о поправке к Конституции РФ в течение 14 дней подлежит

подписанию Президентом  РФ ( без права отлагательного ве-

то)11 . Принятая поправка вступает в силу

после одобрения  органами законодательной влас-ти не менее чем двух третей

субъектов РФ ( статья 136 Консти-туции РФ).

Положения же Конституции  РФ, касающиеся основ конституционного строя, прав и

свобод человека и гражданина, а также конституционных  поправок и пересмотра

Консти-туции  РФ ( главы 1, 2, 9 Конституции РФ) вообще не могут быть

пересмотрены  Федераль-ным Собранием согласно статьи 135 Конституции РФ. В

случае, если предложение  о пе-ресмотре указанных глав Конституции  будет

поддержано тремя  пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и

депутатов Государственной  Думы, то необходим созыв Конституционного Собрания,

которое должно либо подтвердить неизменность действую-

щей Конституции, либо разработать проект новой Конституции  РФ, которая

принимается двумя  третями голосов от общего числа  членов Конституционного

Собрания или  выносит-

ся на всенапродное голомование ( референдум).

Созыв и работа Конституционного Собрания в соответствии с пунктом 2 статьи

Информация о работе Система охраны Коснтитуции Российской Федерации