Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 12:04, контрольная работа
Конституция РФ по своей правовой природе является фундаментом правовой систе-мы
России. “Эффективная правовая охрана Конституции - основа незыблемости
общественного и государственного строя. Поэтому важнейшей задачей
государственной власти в России является обеспечение верховенства Конституции ,
соответствия издаваемых актов конституционным принципам и нормам, баланса
взаимодействия нормативных правовых актов Центра и субъектов Федерации.”
1. Способы охраны Конституции РФ.
2. Принципы правового государства, верховенства и прямого действия
конституции как средства
охраны Конституции РФ.
3. Особая процедура принятия и изменения Конституции как гарантия ее охраны.
4. Конституционный контроль и конституционный надзор в России.
4.1. Понятие и виды конституционного контроля.
4.2. Судебная система - важнейший элемент механизма охраны Конституции.
4.3. Конституционный надзор. Органы конституционного надзора в РФ.
5. Конституционная охрана и конституционная ответственность.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ.
ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ.
КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.
ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ПРАВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
на тему “Система охраны Коснтитуции Российской Федерации”
студента 2 курса 6 группы
Гущева Игоря Владимировича.
г. Кингисепп Ленинградской обл.
ул. Воровского, д.7а, кв.13.
телефон: (275) 2-01-89.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
План:
1. Способы охраны Конституции РФ.
2. Принципы
правового государства,
конституции как средства
охраны Конституции РФ.
3. Особая
процедура принятия и
4. Конституционный
контроль и конституционный
4.1. Понятие и
виды конституционного
4.2. Судебная система - важнейший элемент механизма охраны Конституции.
4.3. Конституционный надзор. Органы конституционного надзора в РФ.
5. Конституционная
охрана и конституционная
1. Способы охраны Конституции РФ.
Конституция РФ по своей правовой природе является фундаментом правовой систе-мы
России. “Эффективная правовая охрана Конституции - основа незыблемости
общест-венного и государственного строя. Поэтому важнейшей задачей
государственной власти в России является обеспечение верховенства Конституции ,
соответствия издаваемых актов конституционным принципам и нормам, баланса
взаимодействия нормативных правовых актов Центра и субъектов Федерации.”
1
По мнению Н.А.Михалева под правовой охраной конституции следует понимать “
со-вокупность юридических средств, с помощью которых достигается выполнение
всех установленных констиутцией норм, соблюдение режима конституционной
законности”.2
Для осуществления указанной задачи в России существует система охраны Конс-
титуции.
В связи с этим можно выделить ряд способов охраны Конституции РФ. Исходя из
лексического значения слова “способ” ( “ действие или система действий,
применеяемые при исполнении какой-либо работы, при осуществлении чего-нибудь”)
3 , можно дать опре-деление способу охраны Конституции. Таким образом,
способ охраны - это действие или система действий, применяемых органами
государственной власти при осуществлении ими правовой охраны Конституции РФ.
В литературе рассмотрено несколько способов, средств и гарантий охраны
Конституции РФ, применяемых органами государственной власти ,осуществляющими
ука-заные функции.
2. Принципы
правового государства,
Статья 1 Конституции РФ декларирует, что Россия является правовым государством.
“ Идея правового государства имеет многовековую историю... Философская основа
теорииправового государства была сформулирована И.Кантом, который и предложил
тер-мин “ правовое государство”.4
Вообще же правовое государство можно определить как “государство, осуществление
внутренней и внешней политики которого, деятельность его органов, должностных
лиц свя-заны правовыми нормами , подчинены им .”
5
“Конституционные признаки государства как правового конкретизируются ”
.А.А.Ми-шиным и Б.А.Страшуном “ в следующих положениях:
1) В провозглашении нерушимости прав человека со стороны государства. ” (
Дан-
ное положение закреплено в статье 2 Конституции РФ).
2) “В установлении основ механизма гарантий прав и свобод .” ( Глава 2
Конститу-
ции РФ).
3) “В конституционном
установлении обязанности
учереж-
дений, должностных лиц и служащих действовать в рамках конституции и
законов.” ( Пункт
2 статьи 15 Конституции РФ).
4) “В конституционном принципе независимости суда.” ( Статья 120 Конституции
РФ).
5) “В принципе верховенства конституции по отношению к другим законам ( Пункт 1
статьи 15 Конституции РФ).
6) “В принципе
приоритета норм
ного права.”6 ( Пункт 4 статьи 15 Конституции РФ).
Как было сказано выше, принципы верховенства и прямого действия конституции
непосредственно
входят в понятие правового
верховенства Конституции РФ отражена в пункте 1 Конституции РФ: “Законы и иные
нормативные акты , принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить
Конституции Российской Федерации”. Прямое же действие конституционных норм -
это “понятие, означающее, что суд или иной государственный орган не могут
отказаться от применения конституционных норм, ссылаясь на то, что отсутствуют
разъясняющие и детализирующие их законные и подзаконные акты.”
7 “Так, 31.10.95г. Пленумом Верховного Суда РФ было принято Поста-новление
№ 8 “О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Феде-рации
при осуществлении правосудия”, в котором Пленумом Верховного суда были даны
разъяснения судам касательно непосредственного применения судами норм
Конституции РФ при разрешении ими уголовных и гражданских дел в случае
обнаружения при рассмо-трении дела противоречия между каким-либо
нормативно-правовым актом и Конституцией РФ ( пункт 2 Постановления), а также
между каким-либо постановлением Верховного Суда РФ до вступления в силу
Конституции РФ 1993 гогда ( пункт 19 Постановления)”.
8
Таким образом, принципы правового государства, верховенства и прямого
действия Конституции РФ непосредственно влияют на возможность реализации
конституционных норм, то есть делают возможным существование самой
Конституции как полноценного нор-мативного акта.
3.Особая процедура
принятия и изменения
как гарантия ее охраны.
Главой 9 Конституции РФ закреплена процедура принятия конституционных поправок
и пепересмотра Конституции РФ. Эта процедура делает значительно сложнее
внесение ка-ких-либо изменениий в текст Конституции РФ в отличии от внесения
изменений в любые другие нормативные акты, действующие на территории России.
Такая процедура необхо-дима как гарантия незыблемости положений Конституции РФ
в связи с ее огромной важ-ностью как нормативного акта для государства,
общества в целом и каждого человека в частности, а также в связи с ее ролью в
систем российского права. По особенностям про-цедуры изменения Конституции РФ
ее следует отнести к смешанному типу конституций - разные ее части изменяются
по-разному.9
Прежде всего, необходимо отметить, что круг субъектов, уполномоченных на
внесение предложений о поправках или пересмотре положений Конституции РФ
значительно урезан по сравнению с кругом лиц, обладающих правом
законодательной инициативы, указанны-
ми в статье 104 Конституции РФ. Такими правомочиями обладают: Президент РФ,
Совет
Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (
представитель-ные) органы субъектов федерации, а также группы численностью не
менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы
( статья 134 Конституции РФ).
Согласно статьи 136 Конституции РФ поправки к главам 3-8 Конституции РФ
прини-маются в порядке, предусмотренном для принятия федеральных
конституционных законов, а именно: поправки к главам 3-8 Конституции РФ
считаются принятыми, если они одобре-
ны большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов
Государствен-ной Думы и не менее трех четвертей голосов от общего числа членов
Совета Федерации. Конституционный Суд РФ Постановлением № 12-П от 31.10.95.
разъяснил, что поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются в форме особого
правового акта - закона Российс-кой Федерации о поправке к Конституции РФ.
10 Затем закон о поправке к Конституции РФ в течение 14 дней подлежит
подписанию Президентом РФ ( без права отлагательного ве-
то)11 . Принятая поправка вступает в силу
после одобрения органами законодательной влас-ти не менее чем двух третей
субъектов РФ ( статья 136 Консти-туции РФ).
Положения же Конституции РФ, касающиеся основ конституционного строя, прав и
свобод человека и гражданина, а также конституционных поправок и пересмотра
Консти-туции РФ ( главы 1, 2, 9 Конституции РФ) вообще не могут быть
пересмотрены
Федераль-ным Собранием
случае, если предложение о пе-ресмотре указанных глав Конституции будет
поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и
депутатов Государственной
Думы, то необходим созыв
которое должно либо подтвердить неизменность действую-
щей Конституции, либо разработать проект новой Конституции РФ, которая
принимается двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного
Собрания или выносит-
ся на всенапродное голомование ( референдум).
Созыв и работа Конституционного Собрания в соответствии с пунктом 2 статьи
Информация о работе Система охраны Коснтитуции Российской Федерации