Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 12:04, контрольная работа
Конституция РФ по своей правовой природе является фундаментом правовой систе-мы
России. “Эффективная правовая охрана Конституции - основа незыблемости
общественного и государственного строя. Поэтому важнейшей задачей
государственной власти в России является обеспечение верховенства Конституции ,
соответствия издаваемых актов конституционным принципам и нормам, баланса
взаимодействия нормативных правовых актов Центра и субъектов Федерации.”
1. Способы охраны Конституции РФ.
2. Принципы правового государства, верховенства и прямого действия
конституции как средства
охраны Конституции РФ.
3. Особая процедура принятия и изменения Конституции как гарантия ее охраны.
4. Конституционный контроль и конституционный надзор в России.
4.1. Понятие и виды конституционного контроля.
4.2. Судебная система - важнейший элемент механизма охраны Конституции.
4.3. Конституционный надзор. Органы конституционного надзора в РФ.
5. Конституционная охрана и конституционная ответственность.
135 Конституции РФ должны производиться на основании федерального
конституционного за-кона, который не принят до сего дня, что делает
проблематичным пересмотр пололжений вышеуказанных глав Конституции РФ в
настоящее время. При проведении референдума проект новой Конститтуции
считается принятым, если за него проголосовало более поло-вины избирателей,
принявших участие в голосовании, при условии, что в нем принимали участие
более половины избирателей ( статья 135 Конституции РФ).
Изменения касающиеся субъектного состава РФ, а также конституционного статуса
субъекта РФ вносятся в статью 65 Конституции на основании федерального
конституцион-ного закона. В случае изменения названия субъекта федерации
новое название подлежит включению в статью 65 Конституции РФ.( Статья 137
Конституции РФ).
4. Конституционый
контроль и конституционный
4.1.Понятие и
виды конституционного
Конституционный контроль и конституционный надзор как способы охраны
Конститу-ции РФ занимают очень важное место в системе ее охраны.
Контроль по С.И.Ожегову - “проверка, а также постоянное наблюдение с целью
про-верки либо надзора”.10
Следовательно, конституционный контроль - это проверка, а
также постоянное наблюдение с целью проверки за нормативно-правовыми актами,
дейст-вующими на территории РФ на предмет их соответствия Конституции РФ.
В юридической литературе понятия конституционного контроля и конституционного
надзора обычно не разделяются. Однако, по моему мнению, эти понятия
необходимо диф-ференцировать. Из анализа законодательствыа по этому вопросу
следует, что орган го-сударственной власти, обнаружив несоответствие какого-
либо нормативного
акта Конс-титуции может в
1) отменить этот
акт полностью или в части
либо не применять его
или частично;
2) обратиться к органу, правомочному осуществлять какое-либо из перечисленных
в первом пункте действий ( направить представление, заключение, протест).
Таким образом, органы государственной власти можно разделить на органы,
непос-редственно воздействующие на нормативные акты и действующие посредством
воздейст-вия на другие органы государственной власти.
Полагаю, что конститционный контроль осуществляет первая группа органов госу-
дарственной власти, а конституционный надзор, соответственно, - вторая.
В литературе выделяют два вида конституционного контроля: политический и
судебный в зависимости от органов, его осуществляющих .
11
Президент РФ согласно статьи 80 Конституции РФ является гарантом Конституции,
прав и свобод человека и гражданина. Он вправе отменить постановления и
распоряжения Правительства РФ, а также и собственные указы в случае их
несоответствия Конституции
РФ ( статья 115 Конституции РФ), приостанавливать действие актов органов
государст-венной власти субъектов РФ, которые по его мнению не соответствуют
Конституции РФ
( статья 85 Конституции РФ), таким образом осуществляя политический
конституционный контроль.
Судебный конституционный контроль осуществляется всеми судами.
12 Исходя из конституционных принципов верховенства и прямого действия
Конституции РФ, суд сог-ласно статьи 5 Федерального конституционного закона “О
судебной системе” от 31.12.96.
№ 1-ФКЗ в ходе рассмотрения конкретного дела обязан не применять нормативный
акт, не соответствующий Конституции РФ.
4.2. Судебная система - важнейший элемент механизма охраны
Конституции РФ.
Основные принципы формирования судебной системы и осуществления ей право-
судия рассматриваются в главе 7 Конституции РФ., а также в Федеральном
конституцион-
ном законе “О судебной системе” от 31.12.9613 .
В соответствии со статьей 118 Конституции РФ и статьи 1 указанного
федерального конституционного закона судебная власть осуществляется
посредством конституционного, уголовного, административного и гражданского
судопроизводства. В зависимостит от под-судности в судебной системе выделяют
конституционные суды ( Конституционный Суд РФ
и конституционные суды субъектов РФ), суды общей юрисдикции и арбитражные суды
( статьи 125-127 Конституции РФ).
Из перечисленных судебных органов особо следует выделить Конституционный Суд
РФ, который занимает одно из важнейших мест в системе охраны Конституции РФ.
“В советский период на судебные органы не возлагалась функция
конституционного контроля. Да и сама эта функция длтельное время
осуществлялась не специализирован-
ными органами, а наряду с другой государственной деятельностью. Известным шагом
на пути к созданию специализированной системы контроля ( надзора) за
соблюдением Конституции стало создание в 1988 году Комитета конституционного
надзора СССР, пол-номочия которого, однако, были весьма ограничены и не
включали право
отмены акта, признанного неконституционным.
14
“Конституционный суд как судебный орган конституционного контроля,
осуществля-ющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства,
был учережден решением Съез да народных депутатов РСФСР 19 декабря 1990 года,
Первый Закон о Конституционном суде России был принят в мае 1991 года. В этом
же году Конституцион-ный Суд начал свою работу. Ныне действующий Федеральный
конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации”
15 был принят Государственной Думой 24 июня, а подписан Президентом России
21 июля 1994 года.
Принятие второго Закона о
Кон-ституционном Суде было
с появлением новой Конституции России, необходи-мостью учета накопленного опыта
конституционного судопроизводства и внесения в него известных коррективов.
Конституционный Суд как специализированный орган конститу-ционного контроля был
создан в Росси впервые.”16
Как было уже сказано выше, Конституционный Суд РФ является элементом судебной
системы ( статья 118 Конституции РФ). Следовательно, все основные принципы
деятель-ности судов, заложенные в Конституции ( статьи 119- 124), относятся к
нему в той же мере.
Статья 1 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Россий-
ской Федерации” от 21.07.94. ( далее - Закон) гласит о том, что
Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля,
самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством
конституционного судопроизводства. Це-лями деятельности Конституционного
Суда РФ являются: защита основ конституционного строя, основных прав и свобод
человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия
Конституции РФ на всей территории России ( статья 3 Закона). Руководствуясь
этими целями, Конституционный Суд РФ:
1) разрешает
дела о соответствии
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации,
Государс-твенной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а так же законов и иных нормативных актов
субъектов
РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной
власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов
государственной власти субъектов РФ;
в) договоров между органами государственной власти РФ и органами
государственной влас-ти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ;
2) разрешает споры о компеетнции:
а) между федеральными органами государственной власти ;
б) между органами государственной власти РФ и органов государственной власти
субъектов РФ;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам
судов проверяет конституционнсоть закона, примененного или подлежащего при-
менению в конкретном деле;
4) дает толкование Конституции РФ;
5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения
Президента РФ в государственной измене или совершения иного тяжкого
преступления;
6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения и так
далее
( статья 3 Закона).
Законодатель постарался предотвратить вмешательство Конституционного Суда в
политические вопросы, в силу того огромного значения, которым обладают его
решения, а так же не допустить пересечения его компетенции с другими органами
государственной власти. Так, в соответствии со статьей 3 Закона
Конституционный Суд РФ решает исклю-чительно вопросы права, а при
осуществлении конституционного судопроизводства воз-держиваестя от
установления от установления и исследования фактических обстоятельств во всех
случаях, когда это входит компетенцию других судов или иных органов.
Субъектами права на подачу запроса в Конституционный Суд РФ согласно пункту 2
статьи 125 Конституции РФ являются: Президент РФ, Совет Федерации,
Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов
Государственной Думы, Пра-вительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный
Суд РФ, органы законодатель-ной и исполнительной власти субъектов РФ.
С запросом о толковании Конституции РФ в Конституционный Суд РФ вправе об-
ратиться все вышеуказанные субъекты, за исключением Высшего Суда РФ и Высшего
Арбитражного Суда РФ. Конституционный Суд РФ является единственным органом
Информация о работе Система охраны Коснтитуции Российской Федерации