Система охраны Коснтитуции Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 12:04, контрольная работа

Описание

Конституция РФ по своей правовой природе является фундаментом правовой систе-мы
России. “Эффективная правовая охрана Конституции - основа незыблемости
общественного и государственного строя. Поэтому важнейшей задачей
государственной власти в России является обеспечение верховенства Конституции ,
соответствия издаваемых актов конституционным принципам и нормам, баланса
взаимодействия нормативных правовых актов Центра и субъектов Федерации.”

Содержание

1. Способы охраны Конституции РФ.
2. Принципы правового государства, верховенства и прямого действия
конституции как средства
охраны Конституции РФ.
3. Особая процедура принятия и изменения Конституции как гарантия ее охраны.
4. Конституционный контроль и конституционный надзор в России.
4.1. Понятие и виды конституционного контроля.
4.2. Судебная система - важнейший элемент механизма охраны Конституции.
4.3. Конституционный надзор. Органы конституционного надзора в РФ.
5. Конституционная охрана и конституционная ответственность.

Работа состоит из  1 файл

САНКТ1.docx

— 62.91 Кб (Скачать документ)

135 Конституции  РФ должны производиться на  основании федерального

конституционного  за-кона, который не принят до сего дня, что делает

проблематичным  пересмотр пололжений вышеуказанных  глав Конституции РФ в

настоящее время. При проведении референдума проект новой Конститтуции

считается принятым, если за него проголосовало более  поло-вины избирателей,

принявших участие  в голосовании, при условии, что  в нем принимали участие

более половины избирателей ( статья 135 Конституции  РФ).

Изменения касающиеся субъектного состава РФ, а также  конституционного статуса

субъекта РФ вносятся в статью 65 Конституции  на основании федерального

конституцион-ного закона. В случае изменения названия субъекта федерации

новое название подлежит включению в статью 65 Конституции  РФ.( Статья 137

Конституции  РФ).

4.   Конституционый  контроль и конституционный надзор  в России.

4.1.Понятие и  виды конституционного контроля.

Конституционный контроль и конституционный надзор как способы охраны

Конститу-ции  РФ занимают очень важное место в  системе ее охраны.

Контроль по С.И.Ожегову - “проверка, а также  постоянное наблюдение с целью

про-верки либо надзора”.10

Следовательно, конституционный контроль - это проверка, а

также постоянное наблюдение с целью проверки за нормативно-правовыми  актами,

дейст-вующими  на территории РФ на предмет их соответствия Конституции РФ.

В юридической  литературе понятия конституционного контроля и конституционного

надзора обычно не разделяются. Однако, по моему мнению, эти понятия

необходимо диф-ференцировать. Из анализа законодательствыа по этому вопросу

следует, что  орган го-сударственной власти, обнаружив  несоответствие какого-

либо нормативного акта Конс-титуции может в зависимости  от компетенции:

1) отменить этот  акт полностью или в части  либо не применять его полностью

или частично;

2) обратиться  к органу, правомочному осуществлять  какое-либо из перечисленных

в первом пункте действий ( направить представление, заключение, протест).

Таким образом, органы государственной власти можно  разделить на органы,

непос-редственно воздействующие на нормативные акты и действующие посредством

воздейст-вия  на другие органы государственной власти.

Полагаю, что  конститционный контроль осуществляет первая группа органов госу-

дарственной власти, а конституционный надзор, соответственно, - вторая.

В литературе выделяют два вида конституционного контроля: политический и

судебный в  зависимости от органов, его осуществляющих .

11

Президент РФ согласно статьи 80 Конституции РФ является гарантом Конституции,

прав и свобод человека и гражданина. Он вправе отменить постановления и

распоряжения  Правительства РФ, а также и  собственные указы в случае их

несоответствия  Конституции

РФ ( статья  115 Конституции РФ),  приостанавливать действие актов органов

государст-венной власти субъектов РФ, которые по его мнению не соответствуют

Конституции РФ

( статья 85 Конституции  РФ), таким образом осуществляя  политический

конституционный контроль.

Судебный конституционный  контроль осуществляется всеми судами.

12 Исходя из конституционных принципов верховенства и прямого действия

Конституции РФ, суд  сог-ласно статьи 5 Федерального конституционного закона “О

судебной системе” от 31.12.96.

№ 1-ФКЗ в ходе рассмотрения конкретного дела обязан не применять нормативный

акт, не соответствующий  Конституции  РФ.

4.2. Судебная  система - важнейший элемент механизма  охраны

Конституции РФ.

Основные принципы формирования судебной  системы  и осуществления ей право-

судия рассматриваются  в главе 7 Конституции РФ., а также  в Федеральном

конституцион-

ном законе “О судебной системе” от 31.12.9613 .

В соответствии со статьей 118 Конституции РФ  и  статьи 1 указанного

федерального  конституционного закона судебная власть осуществляется

посредством конституционного, уголовного, административного и  гражданского

судопроизводства. В зависимостит от под-судности в  судебной системе выделяют

конституционные суды ( Конституционный Суд РФ

и конституционные  суды субъектов РФ), суды общей юрисдикции и арбитражные суды

( статьи 125-127 Конституции  РФ).

Из перечисленных  судебных органов особо следует  выделить Конституционный Суд

РФ, который  занимает одно из важнейших мест в  системе охраны Конституции РФ.

“В советский  период  на судебные органы не возлагалась  функция

конституционного  контроля. Да и сама эта функция  длтельное время

осуществлялась  не специализирован-

ными органами, а наряду с другой государственной  деятельностью. Известным шагом

на пути к  созданию специализированной системы  контроля ( надзора)  за

соблюдением Конституции  стало создание в 1988 году Комитета конституционного

надзора СССР, пол-номочия  которого, однако, были весьма ограничены и не

включали право  отмены акта, признанного неконституционным.

14

“Конституционный  суд как судебный орган конституционного контроля,

осуществля-ющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства,

был учережден  решением Съез да народных депутатов  РСФСР 19 декабря 1990 года,

Первый Закон  о Конституционном суде России был  принят в мае 1991 года. В этом

же году Конституцион-ный  Суд начал свою работу. Ныне действующий  Федеральный

конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации”

15 был принят Государственной Думой 24 июня, а подписан Президентом России

21 июля 1994 года. Принятие второго Закона о  Кон-ституционном Суде было связано

с появлением новой  Конституции России, необходи-мостью учета накопленного опыта

конституционного  судопроизводства и внесения в него известных коррективов.

Конституционный Суд как специализированный орган  конститу-ционного контроля был

создан в Росси  впервые.”16

Как было уже  сказано выше, Конституционный Суд  РФ является элементом судебной

системы ( статья 118 Конституции РФ). Следовательно, все  основные принципы

деятель-ности  судов, заложенные в Конституции ( статьи 119- 124), относятся к

нему в той  же мере.

Статья 1 Федерального конституционного закона “О Конституционном  Суде Россий-

ской Федерации” от 21.07.94. ( далее - Закон) гласит о том, что

Конституционный Суд РФ является судебным органом  конституционного контроля,

самостоятельно  и независимо осуществляющий судебную власть посредством

конституционного  судопроизводства. Це-лями  деятельности Конституционного

Суда РФ являются: защита основ конституционного строя, основных прав и свобод

человека и  гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия

Конституции РФ на всей территории России ( статья 3 Закона). Руководствуясь

этими целями, Конституционный  Суд РФ:

1) разрешает  дела о соответствии Конституции  РФ:

а) федеральных  законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации,

Государс-твенной  Думы, Правительства РФ;

б) конституций  республик, уставов, а так же законов  и иных нормативных актов

субъектов

РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению  органов государственной

власти РФ и  совместному ведению органов  государственной  власти РФ и органов

государственной власти субъектов РФ;

в) договоров  между органами государственной  власти РФ и органами

государственной влас-ти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров  РФ;

2)  разрешает  споры о компеетнции:

а) между федеральными органами государственной власти ;

б) между органами государственной власти РФ и органов  государственной власти

субъектов РФ;

3)  по жалобам  на нарушение конституционных  прав и свобод граждан и  по запросам

судов проверяет  конституционнсоть закона, примененного или подлежащего при-

менению в конкретном       деле;

4)  дает толкование  Конституции РФ;

5)  дает заключение  о соблюдении установленного  порядка выдвижения обвинения

Президента РФ в государственной измене или  совершения иного тяжкого

преступления;

6)  выступает  с законодательной инициативой  по вопросам своего ведения  и так

далее

( статья 3 Закона).

Законодатель  постарался предотвратить вмешательство  Конституционного Суда в

политические  вопросы, в силу того огромного значения, которым обладают его

решения, а так  же не допустить пересечения его  компетенции с другими органами

государственной власти. Так, в соответствии со статьей 3 Закона

Конституционный Суд РФ  решает исклю-чительно вопросы  права, а при

осуществлении конституционного судопроизводства воз-держиваестя  от

установления  от установления и исследования фактических  обстоятельств во всех

случаях, когда  это входит компетенцию других судов  или иных органов.

Субъектами права  на подачу запроса в Конституционный  Суд РФ согласно пункту 2

статьи 125 Конституции  РФ являются: Президент РФ, Совет  Федерации,

Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации  или депутатов

Государственной Думы, Пра-вительство РФ, Верховный  Суд РФ, Высший Арбитражный

Суд РФ, органы законодатель-ной  и исполнительной власти субъектов  РФ.

С запросом о  толковании Конституции РФ в Конституционный  Суд РФ вправе об-

ратиться все  вышеуказанные субъекты, за исключением  Высшего Суда РФ и Высшего

Арбитражного  Суда РФ. Конституционный Суд РФ является единственным органом

Информация о работе Система охраны Коснтитуции Российской Федерации