Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 12:04, контрольная работа
Конституция РФ по своей правовой природе является фундаментом правовой систе-мы
России. “Эффективная правовая охрана Конституции - основа незыблемости
общественного и государственного строя. Поэтому важнейшей задачей
государственной власти в России является обеспечение верховенства Конституции ,
соответствия издаваемых актов конституционным принципам и нормам, баланса
взаимодействия нормативных правовых актов Центра и субъектов Федерации.”
1. Способы охраны Конституции РФ.
2. Принципы правового государства, верховенства и прямого действия
конституции как средства
охраны Конституции РФ.
3. Особая процедура принятия и изменения Конституции как гарантия ее охраны.
4. Конституционный контроль и конституционный надзор в России.
4.1. Понятие и виды конституционного контроля.
4.2. Судебная система - важнейший элемент механизма охраны Конституции.
4.3. Конституционный надзор. Органы конституционного надзора в РФ.
5. Конституционная охрана и конституционная ответственность.
закона от 26.02.97 № 1-ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека в Российской
Феде-рации”23 ( далее - Закон). Стаья
103 Конституции
РФ также упоминает
Цели деятельности Уполномоченного обозначены в статье 1 Закона. Это обеспече-
ние гарантий ггосударственной защиты прав и свобод гражданин, их соблюдение
и уваже-ние государственными органами, органами местного самоуправления и
должностными лицами.
Уполномоченный назначается на должность и освобождается от нее Государственой
Думой по предложению Президента РФ либо Совета Федерации, либо депутатов Госу-
дарственной Думы, либо депутатских объединений в Государственной Думе.
В сответствии со статьей 3 Закона деятельность Уполномоченного дополняет
существующие средства защиты прав и свобод гаждан, не отменяет и не влечет
пересмот-
ра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и
восстановление нару-
шенных прав и свобод. Таким образом, институт Уполномоченного в системе
охраны Конс-
титуции РФ отвечает за дополнительную охрану главы 2 Конституции РФ,
закрепляющей
основные права и свободы человека и гражданина в РФ.
На должность
Уполномоченного назначается
моложе тридцати пяти лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и
граж-данина, опыт их защиты ( статья 6 Закона). Он назначается на должность
на пять лет. Одно и тоже лицо не может быть назначено на должность
Уполномоченного более чем на два срока подряд. ( Статья 10 Закона).
Кроме того, согласно статье 11 Закона Уполномоченный не вправе заниматься
какой-либо иной оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью кроме
осуществления
своих должностных
преподавательской, научной либо иной твор-ческой деятельности.
Законом установлены определенные гарантии беспрепятственной деятельности
Уполномоченного. Так, Уполномоченный обладает неприкосновенностью ( статья 12
Зако-
на), за воспрепятствование осуществлению им своих функций виновные лица несут
адми-
нистративную ответственность ( статья 165 Кодекса об административных
правонаруше-
ниях РСФСР). Согласно статьи 37 Закона создается рабочий аппарат, осуществляющий
юридическое, организационное, информационное и иное обеспечение деятельности
Упол-
номоченного.
В соответствии со статьями 15-16 Закона Уполномоченный рассматривает жалобу
каждого физического лица, находящегося на территории РФ, на решения или
действия
( бездействия)
государственных органов,
должностных лиц, государственных служащих, если заявитель ранее обжаловал эти
решения или дейст-вия в судебном или административном порядке, но не согласен
с решениями, принятыми
по его жалобе.
Уполномочеенный обязан направить государственному органу, органу местного
самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях он усматривает
нару-шениях прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации
относитель-
но возможных
и необходимых мер
По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:
1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод подателя жалобы;
2) обратиться
в компетентные
возбуждении дисциплинарного,
административного или
отношении долж-ностных лиц, в решениях или действиях которого усматриваются
нарушения прав и свобод человека и гражданина;
3) обратиться
в суд или прокуратуру с
ходатайством о проверке
законную си-
лу решения, приговора суда...
4) изложить свои доводы лицу, обладающему правом приносить протесты;
5) обращаться
в Конституционный суд с
прав и
свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле
( статья 29 Закона).
Наряду с тем, что институт Уполномоченного является шагом вперед на пути к
пост-роению В России правового государства, к более эффективной защитой прав
и свобод человека,
а, следовательно и более
РФ, нормативная база деятельности Уполномоченного, да и Прокуратуры РФ имеет
ряд недостатков. Так,
при обращении в судебные органы ( в том числе и Конституционный Суд РФ) в защиту
прав и свобод граждан Уполномоценный ( в отличии от Прокуратуры РФ) в
соответствии со ста-тьей 29 Закона обязан оплачивать гоударственную пошлину,
что при недостаточом финан-сировании может сделать это обращение
проблематичным. Кроме того, в научной литера-туре высказываось мнение, что
Уполномоченного необходимо наделить правом законо-дательной инициативы, что
несомненно бы
повысило эффективность его
24 Ряд авторов предлагают предлагают внести попраку в пункт 2 статьи 125
Конститтуции РФ, расширив круг субъектов, обладающим правом на обращение в
Конституционный Суд РФ
с запросом о соответствии нормативных актов Конституции РФ, наделив Прокуратуру
РФ таким правом.25 По моему мнению, тоже
следовало бы сделать и с другим органам консти-туционного надзора -
Уполномоченного по правам человека в РФ.
5. Конституционная
охрана и конституционная
По вопросу
существования конституционной
ответственности как
вида юридической ответственности в литературе высказываются различные,
зачастую
прямо противоположные мнения. Нельзя не согласится с Н.М.Колосовой, считающей,
что для создания эффективного механизма охраны Конституции РФ необходим
институт конс-титуционной ответственности, то есть ответственности за нарушение
норм Конституции
РФ, как самостоятельный вид
26
Вышеуказанный автор предлагает отграничить политическую ответственность:
“ отсутствие четких юридических оснований в каждом конкретном случае для
привлечения
того или иного
субъекта к конституционной
о пробеле
в конституционном законодательстве или о том, что здесь налицо сугубо
политическая от-
ветственность.”27
Н.М.Колосова полагает, что основанием для наступления конституционной ответс-
твенности является нарушение “Конституции РФ, а равно и других источников
конститу-
ционного права”.
Однако, исходя
из определения юридической
конституцион-
ных норм здесь недостаточно, Необходимо также, чтобы ответственность за
нарушение
этих норм была предусмотрена законом, что и предлагает автор.28
В отличие от Н.М.Колосовой Д.Т.Шон напротив считает, что определить точный пе-
речень оснований
конституционной
По кругу субъектов
конституционной
также разделились. По мнению Д.Т.Шона, круг этих субъектов достаточно
ограничен. К ним
следует отнести высшие, региональные, местные органы власти, должностные лица
выс-
шего уровня, то есть структуры и лица, принимающие наиболее важные
государственные
решения.30
Круг субъектов
конституционной
тельно шире. Это органы государственной власти и местного самоуправления,
бществен-
ные объединения, должностные лица, депутаты, физические лица. Кроме того,
автор при-
числяет к субъектам
конституционной
обосновывая
свое утверждение тем, что государство согласно статьи 53 Конституции РФ
обязано воз-
местить пострадавшему лицу вред, причиненный незаконными децствиями ( или
бездейст-
виями) органами государственной власти и должностных лиц.31
Исходя из того, что конституциионная ответственность - самостоятельный вид юри-
дической ответственности, ее санкции должны отличаться от санкций других
видов юриди-
ческой ответственности.
Н.М.Колосовой описаны
конститу-
ционные правонарушения.
“ 1. Досрочное лишение ( изменение) конституционного статуса органа,
должностного лица, общественного объединения. Например, отставка
Правительства РФ ( статья 117 Конститу-ции РФ).
2. Устранение конституционного нарушения.
В частности, признание неконституционными актов или их отдельных положений (
часть 6 статьи 125 Конституции РФ), приостановление действия актов органов
власти субъектвов
РФ ( часть 2 статьи 85 Конституции РФ).
3. Ограничение ( лишение) специального статуса физического лица. Так ,
часть 1 статьи 56
Конституции РФ ограничивает права и свободы граждан в условиях черезвычайного
поло-
жения.”32
Юридическая ответственность представляет собой дополнительные ( так называе-мые
Информация о работе Система охраны Коснтитуции Российской Федерации