Система охраны Коснтитуции Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 12:04, контрольная работа

Описание

Конституция РФ по своей правовой природе является фундаментом правовой систе-мы
России. “Эффективная правовая охрана Конституции - основа незыблемости
общественного и государственного строя. Поэтому важнейшей задачей
государственной власти в России является обеспечение верховенства Конституции ,
соответствия издаваемых актов конституционным принципам и нормам, баланса
взаимодействия нормативных правовых актов Центра и субъектов Федерации.”

Содержание

1. Способы охраны Конституции РФ.
2. Принципы правового государства, верховенства и прямого действия
конституции как средства
охраны Конституции РФ.
3. Особая процедура принятия и изменения Конституции как гарантия ее охраны.
4. Конституционный контроль и конституционный надзор в России.
4.1. Понятие и виды конституционного контроля.
4.2. Судебная система - важнейший элемент механизма охраны Конституции.
4.3. Конституционный надзор. Органы конституционного надзора в РФ.
5. Конституционная охрана и конституционная ответственность.

Работа состоит из  1 файл

САНКТ1.docx

— 62.91 Кб (Скачать документ)

закона от 26.02.97 № 1-ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека в Российской

Феде-рации”23 ( далее - Закон). Стаья

103 Конституции  РФ также упоминает Уполномоченного.

Цели деятельности Уполномоченного обозначены в статье 1 Закона. Это обеспече-

ние гарантий ггосударственной защиты прав и свобод  гражданин, их соблюдение

и уваже-ние государственными органами, органами местного самоуправления и

должностными  лицами.

Уполномоченный  назначается на должность и освобождается  от нее Государственой

Думой по предложению  Президента РФ либо Совета Федерации, либо депутатов Госу-

дарственной Думы, либо депутатских объединений в  Государственной Думе.

В сответствии  со статьей 3 Закона деятельность Уполномоченного  дополняет

существующие  средства защиты прав и свобод гаждан, не отменяет и не влечет

пересмот-

ра компетенции  государственных органов, обеспечивающих защиту и

восстановление  нару-

шенных прав и свобод. Таким образом, институт Уполномоченного в системе

охраны Конс-

титуции РФ отвечает за  дополнительную охрану главы 2 Конституции  РФ,

закрепляющей

основные права  и свободы человека и гражданина в РФ.

На должность  Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином РФ, не

моложе тридцати пяти лет, имеющее познания в области  прав и свобод человека и

граж-данина, опыт их защиты ( статья 6 Закона). Он назначается  на должность

на пять лет. Одно и тоже лицо не может быть назначено  на должность

Уполномоченного более чем на два срока подряд. ( Статья 10 Закона).

Кроме того, согласно статье 11 Закона Уполномоченный не вправе заниматься

какой-либо иной оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью  кроме

осуществления своих должностных обязанностей, за исключением

преподавательской, научной либо иной твор-ческой деятельности.

Законом установлены  определенные гарантии беспрепятственной  деятельности

Уполномоченного. Так, Уполномоченный обладает неприкосновенностью ( статья 12

Зако-

на), за воспрепятствование осуществлению им своих функций  виновные лица несут

адми-

нистративную  ответственность ( статья 165 Кодекса  об административных

правонаруше-

ниях РСФСР). Согласно статьи 37 Закона создается  рабочий аппарат, осуществляющий

юридическое, организационное, информационное и иное обеспечение  деятельности

Упол-

номоченного.

В соответствии со статьями 15-16 Закона Уполномоченный рассматривает жалобу

каждого физического  лица, находящегося на территории РФ, на решения или

действия

( бездействия)  государственных органов, органов  местного самоуправления,

должностных лиц, государственных служащих, если заявитель  ранее обжаловал эти

решения или  дейст-вия в судебном или административном порядке, но не согласен

с решениями, принятыми

по его жалобе.

Уполномочеенный обязан направить государственному органу, органу местного

самоуправления  или должностному лицу, в решениях или действиях он усматривает

нару-шениях прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации

относитель-

но возможных  и необходимых мер восстановления прав и свобод ( статья 26 Закона).

По результатам  рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1)  обратиться  в суд с заявлением в защиту  прав и свобод подателя жалобы;

2) обратиться  в компетентные государственные  органы с ходатайством о

возбуждении дисциплинарного, административного или уголовного производства в

отношении долж-ностных  лиц, в решениях или действиях  которого усматриваются

нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3)  обратиться  в суд или прокуратуру с  ходатайством о проверке вступившего  в

законную си-

лу решения, приговора  суда...

4)  изложить  свои доводы лицу, обладающему  правом приносить протесты;

5)  обращаться  в Конституционный суд с жалобой  на нарушение конституционных

прав и

свобод граждан  законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле

( статья 29 Закона).

Наряду с тем, что институт Уполномоченного является шагом вперед на пути к

пост-роению В  России правового государства, к  более эффективной защитой прав

и свобод человека, а, следовательно и более эффективной  охраны Конституции

РФ, нормативная  база деятельности Уполномоченного, да и Прокуратуры РФ имеет

ряд недостатков. Так,

при обращении  в судебные органы ( в том числе  и Конституционный Суд РФ) в  защиту

прав и свобод граждан Уполномоценный ( в отличии  от Прокуратуры РФ) в

соответствии  со ста-тьей 29 Закона обязан оплачивать гоударственную пошлину,

что при недостаточом финан-сировании может сделать  это обращение

проблематичным. Кроме того, в научной литера-туре высказываось мнение, что

Уполномоченного необходимо наделить правом законо-дательной  инициативы, что

несомненно бы повысило эффективность его деятельности.

24  Ряд авторов предлагают предлагают внести попраку в пункт 2 статьи 125

Конститтуции  РФ, расширив круг субъектов, обладающим правом на обращение в

Конституционный Суд РФ

с запросом о  соответствии нормативных актов  Конституции РФ, наделив Прокуратуру

РФ таким правом.25 По моему мнению, тоже

следовало бы сделать  и с другим органам консти-туционного надзора -

Уполномоченного по правам человека в РФ.

5. Конституционная  охрана и конституционная ответственность.

По вопросу  существования конституционной  ответственности как самостоятельного

вида юридической  ответственности в литературе высказываются  различные,

зачастую

прямо противоположные  мнения. Нельзя не согласится с Н.М.Колосовой, считающей,

что для создания эффективного механизма охраны Конституции  РФ необходим

институт конс-титуционной  ответственности, то есть ответственности  за нарушение

норм Конституции  РФ, как самостоятельный вид юридической  ответствености.

26

Вышеуказанный автор предлагает отграничить политическую ответственность:

“ отсутствие четких юридических оснований в каждом конкретном случае для

привлечения

того или иного  субъекта к конституционной ответственности  свидетельствует или

о пробеле

в конституционном  законодательстве или о том, что  здесь налицо сугубо

политическая  от-

ветственность.”27

Н.М.Колосова полагает, что основанием для наступления  конституционной ответс-

твенности является нарушение “Конституции РФ, а равно  и других источников

конститу-

ционного права”.

Однако, исходя из определения юридической ответственности,  нарушения

конституцион-

ных норм здесь  недостаточно, Необходимо также, чтобы  ответственность за

нарушение

этих норм была предусмотрена законом, что и  предлагает автор.28

В отличие от Н.М.Колосовой Д.Т.Шон напротив считает, что определить точный пе-

речень оснований  конституционной ответственности  невозможно.29

По кругу субъектов  конституционной ответственности  мнения различных авторов

также разделились. По мнению Д.Т.Шона, круг этих субъектов  достаточно

ограничен. К  ним

следует отнести  высшие, региональные, местные органы власти, должностные лица

выс-

шего уровня, то есть структуры и лица, принимающие  наиболее важные

государственные

решения.30

Круг субъектов  конституционной ответственности, называемый Н.М.Колосовой значи-

тельно шире. Это органы государственной власти и местного самоуправления,

бществен-

ные объединения, должностные лица, депутаты, физические лица. Кроме того,

автор при-

числяет к субъектам  конституционной ответственности  государство в целом,

обосновывая

свое утверждение  тем, что государство согласно статьи 53 Конституции РФ

обязано воз-

местить пострадавшему  лицу вред, причиненный незаконными  децствиями ( или

бездейст-

виями) органами государственной власти и должностных  лиц.31

Исходя из того, что конституциионная ответственность - самостоятельный вид юри-

дической ответственности, ее санкции должны отличаться от санкций  других

видов юриди-

ческой ответственности. Н.М.Колосовой описаны следующие  виды санкций за

конститу-

ционные правонарушения.

“ 1. Досрочное  лишение ( изменение) конституционного статуса органа,

должностного  лица, общественного объединения. Например, отставка

Правительства РФ ( статья 117 Конститу-ции РФ).

2.   Устранение  конституционного нарушения.

В частности, признание  неконституционными актов или их отдельных положений (

часть 6 статьи 125 Конституции РФ), приостановление  действия актов органов

власти субъектвов

РФ ( часть 2 статьи 85 Конституции РФ).

3.   Ограничение  ( лишение) специального статуса  физического лица. Так ,

часть 1 статьи 56

Конституции РФ ограничивает права и свободы  граждан в условиях черезвычайного

поло-

жения.”32

Юридическая ответственность  представляет собой дополнительные ( так называе-мые

Информация о работе Система охраны Коснтитуции Российской Федерации