Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 12:04, контрольная работа
Конституция РФ по своей правовой природе является фундаментом правовой систе-мы
России. “Эффективная правовая охрана Конституции - основа незыблемости
общественного и государственного строя. Поэтому важнейшей задачей
государственной власти в России является обеспечение верховенства Конституции ,
соответствия издаваемых актов конституционным принципам и нормам, баланса
взаимодействия нормативных правовых актов Центра и субъектов Федерации.”
1. Способы охраны Конституции РФ.
2. Принципы правового государства, верховенства и прямого действия
конституции как средства
охраны Конституции РФ.
3. Особая процедура принятия и изменения Конституции как гарантия ее охраны.
4. Конституционный контроль и конституционный надзор в России.
4.1. Понятие и виды конституционного контроля.
4.2. Судебная система - важнейший элемент механизма охраны Конституции.
4.3. Конституционный надзор. Органы конституционного надзора в РФ.
5. Конституционная охрана и конституционная ответственность.
госу-дарственной власти, имеющий право на официальное толкование Конституции
РФ. При той жесткости Коснтитуции РФ, то есть черезвычайно сложной процедуры
принятия к ней поп-равок, значение ее официального толкования трудно
переоценить.
В отличие от вышесказанного, по запросам судов и жалобам граждан на наруше-
ние их прав и свобод Конституционным Судом РФ проверяется конституционность
нор- мативного акта только в том случае, если он применен или
подлежит применению в конк- ретном деле.
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации
по представлению Президента РФ ( пункт 1 статьи 125 Конституции РФ).
Акты или их отдельные положения, признанные Коснтитуционным Судом неконс-
титуционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные
договоры не подлежат в ведению в действие и применению ( пункт 6 статьи 125
Конс-титуции РФ).
По вопросам своей деятельности Конституционный Суд принимает Регламент. ( В
настоящее время действует Регламент № 2-1/6 , принятый на пленарном заседании
Конс-титуционного Суда РФ 01.03.95.).
Конституционный Суд может осуществлять свою деятельность при наличии в его
составе не менее трех четвертей от общего числа судей
17.
Требования к судьям Конституционного Суда установлены в статье 8 Закона,
согласно которой судьей Конституционного Суда может быть назначен гражданин РФ,
достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной
репутацией,
имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не
менее 15 лет, обладающий признанной квалификацией в области права. Занятия и
дейст-
вия несовместимые с должностью судьи Конституционного суда перечислены в
статье 11
Закона. Среди них следует отметить то, что судья Конституционного Суда не
может при-
надлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать,
участво-
вать в политических акциях, вести политическую пропаганду и агитацию,
присутствовать на
съездах и конференциях политических партий и движений, занимаится иной
полической
деятельностью, а также публично высказывать свое мнение о вопросе, который может
стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде или который изучается либо
принят к рассмотрению Конституционного Суда, до принятия решения по этому
вопросу.
Все эти требования, по всей видимости, должны обеспечить объективность и
независи-
мость мнения судьи Конституционного Суда.
Кроме того, согласно статьи 13 Закона независмость судей Конституционного Суда
РФ обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав
судей,
особым порядком приостановления и прекращени полномочий судьи, правом на
отставку,
обязательностью
установленной процедуры
запретом
какого бы ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением
судье мате-
риального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих
его высо-
кому статусу.
Судья Конституционного Суда РФ назначается на 12 лет без права назначения на
второй срок.
Предельный возраст пребывания в
должности судьи
Суда -
70 лет. ( Статья 12 Закона).
Процедура конституционного судопроизводства значительно упрощена по срав-
нению с процедурами других видо судопроизводства. Однако, хотя она “и имеет
ряд специ-
фических особенностей, в целом основана на общих принципах судопроизводства”
18 - так-
ких как: гласность, коллегиальность и устность судопроизводства, язык
судопроизводства,
непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон (
статьи 30 -
35 Закона).
В соответствии со статьей 29 Закона судьи Конституционного Суда РФ при осу-
ществлеии своих полномочий руководствуются только Конституцией РФ и указанным
За-
коном.
“Основной вид решений Конституционного Суда - постановления; решение по
существу запроса о соблюдении установленного порядка отрешения Президента от
долж-
ности называется заключением. Решения по процедурным вопросам и внутриорганиза-
ционным вопросам принимаются ву виде определений.”
19 В соответствии со статьей 79 За-
кона решения Конституционного Суда РФ окончательны,не подлежат обжалованию и
всту-
пают в силу немедленно после их провозглашения.
Все вышеперечисленное делает Конституционный Суд РФ едва ли не самым важ-
ным инструментом конституционного контроля, что обусловливает его место в
системе
охраны Конституции РФ.
4.3.Конституционный надзор. Органы конституционного надзора в РФ.
Как было уже сказано выше, конституционный надзор отличается от конституцион-
ного контроля тем, что надзорные органы не вправе отменять нормативные акты,
являю-щиеся по их мнению неконституционными. Между тем эти органы вносят
очень большой вклад в дело охраныКонституции РФ, постоянно проверяя
нормативные акты и в случае обнаружения в них несоответствия Конституции РФ
обращаясь к субъектам конституцион-ного контроля с требованием о
восстановлении конституционной законности.
Из федеральных органов государственной власти такие функции возложены на
Прокуратуру РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ.
Прокуратура РФ ведет свою историю с 1722 года, когда она была учереждена Указами
Петра Великого. На протяжении практически всей истории существования этого
органа государственной власти основным его предназначением был надзор за
исполнением законов.20
В настоящее время деятельность Прокуратуры РФ регулируется статьей 129
Конституции РФ и Федеральным законом от 18.10.95г. “О внесении изменений и
допол-нений в Закон Российской Федерации “О Прокуратуре РФ””
21 ( далее - Закон) , которым указанный Закон был изложен в новой редакции.
Прокуратура РФ не входит ни в одну из ветвей государственной власти и
согласно статьи 29 Конституции РФ составляет единую централизованную систему
с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ,
назначаемому на должность и освобождаемому от должности Советом Федерации по
представлению Прези-дента РФ.
В плане охраны Конституции РФ Прокуратура РФ осуществляет согласно статьи 1
Закона надзор
за исполнением законов
ведомствами, представительными ( законодательными ) и исполнительными
органами субъектов РФ, ор-ганами местного самоуправления, органами воеонного
управления, органами контроля, и их должностными лицами, а также за
соответствием законам издаваемых ими правовых актов. В понятие “закон” здесь,
по моему мнению, входит и основной закон РФ - Конституция РФ.
Кроме того, в той же статье Закона на Проокуратуру РФ возлагаются функции по
надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина вышеуказанными
субъек-тами.
При осуществлении своих функций прокурор:
n рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении
прав и свобод человека и гражданинина;
n принимает
меры по предупреждению и
человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и
возмещению при-чиненного ущерба;
n разъясняет пострадавшим порядок защиты прав и свобод;
n опротестовывает
противоречащие закону
обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов
недействительными;
n вносит представления ( статьи 21 - 28 Закона).
Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению в десятидневный срок
с момента поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно
сообща-ется прокурору в письменной форме ( статья 23 Закона).
Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению, и в течение
месяца со дня его внесения должны быть приняты конкретные меры по устранению
допу-щенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих; о
результатах приня-тых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В случае несоответствия Постановлений Правительства РФ Конституции РФ
Генеральный Прокурор информирует
об этом Президента РФ.
В отличие от Покуратуры РФ компетенция Уполномоченного по правам человек
значительно уже, что, однако, не мешает ему занимать важное место в системе
охраны Конституции РФ.
Институт Уполномоченного по правам человека ( далее - Уполномоченный) появил-
ся в РФ сравнительно недавно.
“В мировой практике” институт Уполномоченного “ занимает важное место в системе
органов, осуществляющих контроль за деятельностью аппарата управления,
эффективно
защищающих права личности... В разных странах он называется по разному:
омбудсмен,
проведор, медиатор, уполномоченный и так далее; обобщающее, почти
общепринятое наи-
менование - “омбудсмен””.22
В России Уполномоченный действует на основании Федерального конституционного
Информация о работе Система охраны Коснтитуции Российской Федерации