Система охраны Коснтитуции Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 12:04, контрольная работа

Описание

Конституция РФ по своей правовой природе является фундаментом правовой систе-мы
России. “Эффективная правовая охрана Конституции - основа незыблемости
общественного и государственного строя. Поэтому важнейшей задачей
государственной власти в России является обеспечение верховенства Конституции ,
соответствия издаваемых актов конституционным принципам и нормам, баланса
взаимодействия нормативных правовых актов Центра и субъектов Федерации.”

Содержание

1. Способы охраны Конституции РФ.
2. Принципы правового государства, верховенства и прямого действия
конституции как средства
охраны Конституции РФ.
3. Особая процедура принятия и изменения Конституции как гарантия ее охраны.
4. Конституционный контроль и конституционный надзор в России.
4.1. Понятие и виды конституционного контроля.
4.2. Судебная система - важнейший элемент механизма охраны Конституции.
4.3. Конституционный надзор. Органы конституционного надзора в РФ.
5. Конституционная охрана и конституционная ответственность.

Работа состоит из  1 файл

САНКТ1.docx

— 62.91 Кб (Скачать документ)

госу-дарственной  власти, имеющий право на официальное  толкование Конституции

РФ. При той  жесткости Коснтитуции РФ, то есть черезвычайно сложной процедуры

принятия к  ней поп-равок, значение ее официального толкования трудно

переоценить.

В отличие от вышесказанного, по запросам судов  и жалобам граждан на наруше-

ние их прав и  свобод  Конституционным Судом  РФ проверяется конституционность

нор-            мативного акта только в том случае, если он применен или

подлежит применению в конк-            ретном деле.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых  Советом Федерации

по представлению  Президента РФ ( пункт 1 статьи 125 Конституции  РФ).

Акты или их отдельные положения, признанные Коснтитуционным  Судом неконс-

титуционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции  РФ международные

договоры не подлежат в ведению  в действие и применению ( пункт 6 статьи 125

Конс-титуции  РФ).

По вопросам своей деятельности Конституционный  Суд принимает Регламент. ( В

настоящее время  действует Регламент № 2-1/6 , принятый на пленарном заседании

Конс-титуционного Суда РФ 01.03.95.).

Конституционный Суд может осуществлять свою деятельность при наличии в его

составе не менее  трех четвертей от общего числа судей

17.

Требования к  судьям Конституционного Суда установлены  в статье 8 Закона,

согласно которой  судьей  Конституционного Суда может  быть назначен гражданин РФ,

достигший ко дню  назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной

репутацией,

имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии  не

менее 15 лет, обладающий признанной квалификацией в области  права.  Занятия и

дейст-

вия несовместимые  с должностью судьи Конституционного суда перечислены в

статье 11

Закона. Среди  них следует отметить то, что судья  Конституционного Суда не

может при-

надлежать к  политическим партиям и движениям, материально их поддерживать,

участво-

вать в политических акциях, вести политическую пропаганду и агитацию,

присутствовать  на

съездах и конференциях политических партий и движений, занимаится иной

полической

деятельностью, а также публично высказывать  свое мнение о вопросе, который может

стать предметом  рассмотрения в Конституционном  Суде или который изучается либо

принят к рассмотрению Конституционного Суда, до принятия решения  по этому

вопросу.

Все эти требования, по всей видимости, должны обеспечить объективность и

независи-

мость мнения судьи  Конституционного Суда.

Кроме того, согласно статьи 13 Закона независмость судей  Конституционного Суда

РФ обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав

судей,

особым порядком приостановления и прекращени полномочий судьи, правом на

отставку,

обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства,

запретом

какого бы ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением

судье мате-

риального и  социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих

его высо-

кому статусу.

Судья Конституционного Суда РФ назначается на 12 лет без  права назначения на

второй срок. Предельный возраст пребывания в  должности судьи Конституционного

Суда -

70 лет. ( Статья 12 Закона).

Процедура конституционного судопроизводства значительно упрощена по срав-

нению с процедурами  других видо судопроизводства. Однако, хотя она “и имеет

ряд специ-

фических особенностей, в целом основана на общих принципах  судопроизводства”

18 - так-

ких как: гласность, коллегиальность и устность судопроизводства, язык

судопроизводства,

непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон (

статьи 30 -

35 Закона).

В соответствии со статьей 29 Закона судьи Конституционного Суда РФ при осу-

ществлеии своих  полномочий руководствуются только Конституцией РФ и указанным

За-

коном.

“Основной вид  решений Конституционного Суда - постановления;  решение по

существу запроса  о соблюдении установленного порядка  отрешения Президента от

долж-

ности называется заключением. Решения по процедурным  вопросам и внутриорганиза-

ционным вопросам принимаются ву виде определений.”

19  В соответствии со статьей 79 За-

кона решения  Конституционного Суда РФ окончательны,не подлежат обжалованию и

всту-

пают в силу немедленно после их провозглашения.

Все вышеперечисленное  делает Конституционный Суд РФ едва ли не самым важ-

ным инструментом конституционного контроля, что обусловливает  его место в

системе

охраны Конституции  РФ.

               4.3.Конституционный надзор. Органы  конституционного надзора в РФ.

Как было уже  сказано выше, конституционный надзор отличается от конституцион-

ного контроля тем, что надзорные органы не вправе отменять нормативные акты,

являю-щиеся  по их мнению неконституционными. Между  тем эти органы вносят

очень большой  вклад в дело охраныКонституции  РФ, постоянно проверяя

нормативные акты и в случае обнаружения в них  несоответствия Конституции РФ

обращаясь к  субъектам конституцион-ного контроля с требованием о

восстановлении  конституционной законности.

Из федеральных  органов государственной власти такие функции возложены на

Прокуратуру РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ.

Прокуратура РФ ведет свою историю с 1722 года, когда  она была учереждена Указами

Петра Великого. На протяжении практически всей истории  существования этого

органа государственной  власти основным его предназначением  был надзор за

исполнением законов.20

В настоящее  время деятельность Прокуратуры  РФ регулируется статьей 129

Конституции РФ и Федеральным законом  от 18.10.95г. “О внесении  изменений и

допол-нений  в Закон Российской Федерации  “О Прокуратуре РФ””

21 ( далее - Закон) , которым указанный Закон был изложен в новой редакции.

Прокуратура РФ не входит ни в одну из ветвей государственной  власти и

согласно статьи 29 Конституции РФ составляет единую централизованную систему

с подчинением  нижестоящих прокуроров вышестоящим  и Генеральному прокурору РФ,

назначаемому  на должность и освобождаемому от должности Советом Федерации  по

представлению Прези-дента РФ.

В плане охраны Конституции РФ Прокуратура РФ осуществляет согласно статьи 1

Закона надзор за исполнением законов федеральными министерствами и

ведомствами, представительными ( законодательными ) и исполнительными

органами субъектов  РФ, ор-ганами местного самоуправления, органами воеонного

управления, органами контроля, и их должностными лицами, а также за

соответствием законам издаваемых ими правовых актов. В понятие “закон” здесь,

по моему мнению, входит и основной закон РФ - Конституция  РФ.

Кроме того, в  той же статье Закона на Проокуратуру РФ возлагаются функции по

надзору за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина вышеуказанными

субъек-тами.

При осуществлении  своих функций прокурор:

n    рассматривает  и проверяет заявления, жалобы  и иные сообщения о нарушении

прав и свобод человека и гражданинина;

n    принимает  меры по предупреждению и пресечению  нарушений прав и свобод

человека и  гражданина, привлечению к ответственности  лиц, нарушивших закон, и

возмещению при-чиненного  ущерба;

n    разъясняет  пострадавшим порядок защиты  прав и свобод;

n    опротестовывает  противоречащие закону нормативно-правовые  акты,

обращается в  суд или арбитражный суд с  требованием о признании таких  актов

недействительными;

n    вносит  представления ( статьи 21 - 28 Закона).

Протест прокурора  подлежит обязательному рассмотрению в десятидневный срок

с момента поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно

сообща-ется прокурору  в письменной форме ( статья 23 Закона).

Представление прокурора подлежит безотлагательному  рассмотрению, и в течение

месяца со дня  его внесения должны быть приняты  конкретные меры по устранению

допу-щенных нарушений  закона, их причин и условий им способствующих; о

результатах приня-тых  мер должно быть сообщено прокурору  в письменной форме.

В случае несоответствия Постановлений Правительства РФ Конституции РФ

Генеральный Прокурор информирует

об этом Президента РФ.

В отличие от Покуратуры РФ компетенция Уполномоченного  по правам человек

значительно уже, что, однако, не мешает ему занимать важное место в системе

охраны Конституции  РФ.

Институт Уполномоченного  по правам человека ( далее - Уполномоченный) появил-

ся в РФ сравнительно недавно.

“В мировой  практике” институт Уполномоченного  “ занимает важное место в системе

органов, осуществляющих контроль за деятельностью аппарата управления,

эффективно

защищающих права  личности... В разных странах он называется по разному:

омбудсмен,

проведор, медиатор, уполномоченный и так далее; обобщающее, почти

общепринятое  наи-

менование - “омбудсмен””.22

В России Уполномоченный действует на основании Федерального конституционного

Информация о работе Система охраны Коснтитуции Российской Федерации