Система права республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 10:51, курсовая работа

Описание

Проблемность и актуальность исследований и разработок системы права во многом обусловлены диалектическим противоречием ее основных качеств — стабильности и динамизма. В данной курсовой работе на основе интегративного общенаучного подхода предпринята попытка разрешить указанное противоречие путем выделения стабильных (базовых) элементов системы права и ее динамичных («текущих») элементов.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА, ПРИЗНАКИ, ЭЛЕМЕНТЫ…………..5
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛЕЙ ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………….11
3 СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С СИСТЕМОЙ ПРАВА………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая система права РБ.doc

— 237.50 Кб (Скачать документ)

     Административное  право является управленческим правом. Оно регулирует управленческие общественные отношения, обязательной стороной которой является не только орган исполнительной власти, но и другие органы, осуществляющие государственное управление. Это положение является по существу общепризнанными учеными-административистами. Между тем, некоторые ученые (К.С. Бельский, Б.Н. Габричидзе) отмечают, что административное право не ограничивается сферой государственного  управления (исполнительной власти). Административно-правовое регулирование, по их мнению, более объёмно и многогранно. К его сфере относится определение административно-правового статуса личности и гражданина, реализация конституционных прав и свобод, а также обращения граждан, порядок  и процедура их рассмотрения и др.

     Административное  право обеспечивает, обслуживает государственное управление и неотъемлемо от него. Оно придает государственному управлению юридическую значимость (форму), без которой управленческая деятельность немыслима. Административное право является объективной обусловленностью, необходимостью управленческой деятельности.

     Административное  право является отдельной самостоятельной  отраслью права. Как и любая другая отрасль права, административное право  – это часть норм правовой системы  Республики Беларусь, обладающая всеми  её признаками.

     Административное право носит сугубо объективный характер, не имеет каких бы то ни было личных свойств, не принадлежит какому-либо отдельному субъекту. Ему присущи социальные свойства, направлено оно в конечном счете на людей  и работает для людей. Следовательно, нормы административные права существуют не сами по себе, а предназначены для всех членов общества, их организаций, не исключая государство в целом и его органы.  Административное право тесно связано с государством, с его деятельностью и служит установлению в обществе единого в рамках отрасли порядка. Более того, возникновение норм, приобретение ими юридического свойства сопряжено с официальными решениями государства, его органов.

     В законе Республики Беларусь от 16 апреля 2006 г. № 119-З «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь “ О нормативных правовых актах Республики Беларусь”» дано определение права: « право – система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений» [6, С.1].

     Административное  право также представляет собой  систему общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) государством, преимущественно органами государственного управления или судьями (судом) в  целях регулирования не всяких общественных отношений, а только управленческих общественных отношений (отношений, складывающихся в процессе осуществления государственного управления).

     Отличительными  чертами административного права  являются:

1) специфический круг общественных отношений, регулируемых его нормами;

2) регулирование государственного управления, из которого возникают указанные общественные отношения;

3) особенность административно-правового регулирования;

4) динамичность;

5) элементы публичности в его характере;

6) охват всех отраслей государственного управления, включая межотраслевое управление и управление народных хозяйством, предприятиями, учреждениями и организациями;

7) регулирование внутриорганизационных управленческих отношений во всех государственных органах;

8) распространение его норм на сферы частного предпринимательства;

9) некодифицированность норм;

10) незаконадательный характер значительной части норм;

11) преимущественная направленность на администрацию, органы государственного управления.

     Обособление административного права в отрасль  права, в самостоятельную группу норм происходит прежде всего благодаря  наличию своеобразного предмета – особых общественных отношений. Такие  отношения весьма специфичны, отличаются однородностью, целенаправленностью и имеют свое содержание и форму.

     Административное  право регулирует управленческие общественные отношения  - отношения, складывающиеся в связи с осуществлением государственного управления, что свойственно исключительно  данной правовой отрасли.

     Главная характерная черта административного  права состоит в том, что его  нормы регулируют управленческие общественные отношения, составляющие предмет рассматриваемой  отрасли права.

     Между тем, ряд ученых, не отрицая того, что предметом административного  права являются управленческие общественные отношения, несколько по-иному подходят к определению рассматриваемого предмета. Так, Б.Н. Габричидзе, с одной стороны, ограничивает его сферой исполнительной власти (организацией и деятельностью исполнительной власти), с другой – расширяет область действия административного права и включает сюда внутриорганизационную деятельность руководителей других государственных органов, реализацию административной власти судьями и общественными организациями. [7, с.360 ].  Ю.М. Козлов полагает, что «…предмет административного права включает по существу две группы общественных отношений управленческого характера: отношения, непосредственно связанные с осуществлением государственного управления, т.е. реализацией исполнительной власти (главная, или основная группа), и иные отношения, в частности, внутриорганизационные, возникающие в процессе деятельности других государственных органов (вспомогательная группа). Подобного взгляда придерживается и Б.М. Лазарев. Он пишет, что «… административное право в самой общей форме может быть определено как отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения в сфере государственного управления» [8, с.420 ].

     Таким образом, административное право –  это управленческое право, представляющее собой совокупность норм о государственном управлении. 
 

 Финансовое право 

     Финансовое  право, являясь самостоятельной  отраслью белорусского права, по своей сущности относится к публичным отраслям права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности, т. е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование фондов денежных средств.

     Исходя  из классификации отраслей права  по особенностям их юридических режимов на профилирующие, специальные и комплексные, финансовое право относится к числу специальных отраслей права.

     Юридический режим финансового права базируется на режиме административного права  как профилирующей отрасли. При  этом финансовое право не копирует юридический режим административного права (режим централизованного типа). Финансовое право на базе первичных элементов юридического режима административного права образует свой, особый финансово-правовой юридический режим, выражающийся в особенностях основного метода финансово-правового регулирования, а также в специфических чертах правового статуса субъектов финансового права[9, с.255]. Основными элементами юридического режима финансового права являются: финансово-правовой метод регулирования, т. е. единый специфический способ юридического воздействия, характерный для данной отрасли; особый финансово-правовой юридический инструментарий (средства правового регулирования) - установления и формы, касающиеся способов возникновения финансово-правовых прав и обязанностей, средств юридического воздействия на субъектов финансового права, способов защиты прав, финансово - правовых процедурно - процессуальных форм и т. д.; принципы и общие положения финансового права, т. е. специфические для данной отрасли основные начала, идеи, общие моменты, которые характеризуют финансовое право с точки зрения его содержания; наличие особой отрасли законодательства, в основе которой лежат кодифицированные акты, каждый из которых имеет юридически содержательную общую часть (общие положения), нормативно закрепленные отраслевые принципы, общие положения, основные правовые средства, что в совокупности образует юридическое своеобразие отрасли финансового права.

          Предметом регулирования любой отрасли права являются общественные отношения. Предметом финансового права служат общественные отношения по созданию, распределению и использованию денежных фондов, т.е. финансы. Важнейшие черты отношений, составляющих предмет финансового права, заключаются в том, что они складываются в сфере финансовой деятельности в целях образования необходимых обществу денежных фондов, т.е. имеют организационный характер; в них участвуют уполномоченные государственные органы, наделенные соответствующими властными полномочиями относительно иных субъектов таких отношений, т.е. они носят властный характер; объектом данных отношений всегда выступают деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов, т.е. эти отношения имеют имущественный характер.

     По  методу правового регулирования финансовое право совпадает с административным: тот же метод властных предписаний, неравенство субъектов правоотношений. Однако административное право не регулирует финансовые отношения, их специфика определяет особенности применения административно-правового метода. Большая часть таких предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности. Эти органы связаны с другими органами государства лишь по линии функциональной финансовой деятельности. Здесь нет подчинения в полном объеме, как при отраслевом управлении, за каждой нормой финансового права кроется ее экономическое содержание.

     Таким образом можно сделать вывод, что финансовое право как самостоятельная отрасль права выделяется в системе белорусского права в силу вышеназванных обстоятельств. Предпосылками выделения отрасли права является: наличие общественной потребности и государственного интереса в самостоятельном правовом регулировании названной отрасли, обусловленное особой значимостью финансов и финансовой системы для выполнения задач и функций государства.

     В системе финансового права нашла  отражение объективно существующая финансовая система государства[9, с.270]. Единство финансовой системы выражается в общем построении системы финансового права, где в общей части закрепляются основы понятий финансовой деятельности государства, понятий и особенностей финансово-правовых норм, финансово-правовых отношений и финансово-правовых институтов, рассматривается финансовый контроль и дается сравнительная характеристика основных финансово-правовых институтов других государств. В Особенной части финансового права логически последовательно располагаются и характеризуются финансово-правовые институты и подотрасли таким образом, что это становится базой для изучения финансового права и финансовой деятельности государства как деятельности публичной власти в государстве. 

Земельное право 

     Земельное право как отрасль права - не только совокупность норм, но и важнейшая  надстроечная категория, имеющая свою социальную ценность.

     Земельное право как самостоятельная отрасль  права представляет собой систему норм, регулирующих общественные отношения по поводу земли в целях обеспечения в интересах настоящего и будущих поколений научно обоснованного, рационального использования и охраны земель, создания условий повышения их эффективности, укрепления законности в области земельных отношений.

     Нормы земельного права регулируют земельные  отношения. Цель такого правового регулирования - закрепление в праве существующего земельного строя (устройства), форм земельной собственности, порядка хозяйственного использования земли и ее охраны. Оно направлено на рациональное использование и охрану земель, равноправное развитие различных форм хозяйствования на земле, сохранение и улучшение окружающей среды, защиту прав на землю субъектов земельных отношений.

     При помощи норм земельного права закрепляются изменения, происходящие в экономике, изменяются земельные отношения, формируется новый земельный строй. На смену старому земельному строю, основу которого составляли социалистическая национализация земли и право исключительной государственной собственности на землю, приходит новый. Его отличает: многообразие форм собственности на землю; переход земли в частную собственность при сохранении государственного управления земельным фондом и контроля государства за эффективным использованием земельных участков; установление цены земли и платности всех форм пользования ею; формирование земельного рынка; создание предпосылок для равноправного развития всех форм хозяйствования на земле; включение земли как особого объекта в гражданский оборот, в отношения купли-продажи, аренды, обмена, залога; многоукладный аграрный сектор экономики.

       Среди общепризнанных критериев выделения отрасли права в качестве самостоятельной - наличие самостоятельного предмета и метода правового регулирования и метода. В числе других дополнительных критериев - самостоятельные, отличные от других отраслей функции отрасли права. В юридической литературе самостоятельность земельного права как отрасли права, так и ее предмета, не подвергались серьезным сомнениям. То обстоятельство, что в связи с введением частной собственности на землю, объявлением ее недвижимостью изменились подходы к урегулированию использования и охраны земель, также никоим образом не повлияло на представление о земельном праве как о самостоятельной отрасли права. Только отдельные представители науки гражданского права утверждают, что основания для признания земельного права самостоятельной отраслью права перестали существовать, поскольку земля попала в сферу действия гражданского права[10,с.480]. Несмотря на значительное расширение круга отношений, регулируемых гражданским правом, обновление гражданского законодательства, последнее не поглощает полностью земельного права и не включает его норм. Земельные отношения и в современных условиях обладают своей спецификой, что создает объективные предпосылки для существования земельного права и его предмета. Под предметом правового регулирования земельного права принято понимать совокупность земельных отношений, которые закрепляются этой отраслью права.

Информация о работе Система права республики Беларусь