Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 10:51, курсовая работа
Проблемность и актуальность исследований и разработок системы права во многом обусловлены диалектическим противоречием ее основных качеств — стабильности и динамизма. В данной курсовой работе на основе интегративного общенаучного подхода предпринята попытка разрешить указанное противоречие путем выделения стабильных (базовых) элементов системы права и ее динамичных («текущих») элементов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА, ПРИЗНАКИ, ЭЛЕМЕНТЫ…………..5
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛЕЙ ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………….11
3 СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С СИСТЕМОЙ ПРАВА………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….38
Учитывая
вышесказанное в качестве следующего
признака системы можно отметить
наличие более или менее
Следующий признак представляет собой наличие интегративных свойств (качеств), присущих системе в целом, но не присущих ее элементам в отдельности. Под интегративным свойством понимается то новое качество, которое образуется в результате согласованного взаимодействия объединенных в структуру элементов и которым элементы до этого не обладали. Интегративное свойство системы законодательства выражается в том, что эффективность и регулирующая сила законодательства напрямую зависят от комплексного взаимосогласованного целенаправленного воздействия на регулируемые общественные отношения всей совокупности актов, относящихся по предмету правового регулирования к данным отношениям. Нормативные правовые акты, как и остальные элементы системы законодательства, не могут функционировать изолированно друг от друга. Так, например, подзаконные акты теряют свою значимость без законодательного акта, положения которого они реализуют и уточняют, и наоборот; процессуальные отрасли законодательства не могут существовать без материальных отраслей законодательства. Таким образом, любой структурный элемент, извлеченный из системы законодательства, лишается системных функций, а, следовательно, и социальной значимости.
Не менее значимым признаком развивающихся систем является их организованность. Организованность проявляется в структурных особенностях системы законодательства. Любая целостная система обладает определенным составом, то есть количеством известных компонентов, где, в свою очередь компонент представляет собой любую часть системы, вступающую в определенные отношения с другими частями. Обычно в качестве компонентов выступают подсистемы и элементы, где подсистема представляет собой часть системы, которая сама состоит из компонентов, а элемент – неделимая часть системы. В свою очередь, система законодательства состоит из разных по сложности компонентов: отраслей, именуемых подсистемами, правовых институтов, представляющих собой подсистемы отраслей, актов законодательства. Конечным элементом системы законодательства является нормативный правовой акт.
В процессе формирования связей между элементами образуется структура системы законодательства. В зависимости от вида формирования межэлементных связей из комбинации элементов можно образовать различные структуры. Особый теоретический и практический интерес вызывает разграничение системы законодательства на составные части и образование в данных конкретно-исторических условиях как оптимальных структур составных частей системы законодательства, так и структуры системы законодательства в целом, что представляет собой предмет отдельного исследования.
Изучая существующие в научной литературе определения системы законодательства, можно отметить, что многие авторы подменяют понятия «система законодательства» и «структура законодательства». Так, например, В.Н. Дмитрук, В.А. Круглов определяют систему законодательства как «внутреннюю структуру законодательства, состоящую из взаимосогласованных, взаимосвязанных нормативных правовых актов»[19, с.220].
Поскольку
при сохранении неизменной структуры
состояние системы может
Все вышеизложенное позволяет сделать некоторые выводы. Исследование законодательства как системы – одна из наиболее значимых теоретических проблем современной юридической науки, находящаяся в тесной взаимосвязи с другими областями научного знания, в первую очередь, с философией и методологией науки. Философская трактовка системных понятий позволяет открыть новые перспективы в развитии юридической мысли, служит первоначальной ступенью в разработке многих конкретных вопросов юридической науки (теоретических основ системы законодательства, структурном и функциональном исследовании системы законодательства).
В результате рассмотрения основных признаков, присущих любой системе, можно сделать вывод о том, что законодательству Республики Беларусь присуща системность, однако понятия «законодательство» и «система законодательства» не могут отождествляться. В силу чего представляется целесообразным в Законе Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», наряду с термином «законодательство», определить и закрепить понятие «система законодательства».
Пункт 5 статьи 1 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» следует изложить в следующей редакции: «Законодательство – совокупность нормативных правовых актов».
С учетом выделенных признаков системы определение системы законодательства может выглядеть следующим образом: «Система законодательства – единый по своей социальной направленности и назначению в общественной жизни комплекс всех действующих взаимосвязанных нормативных правовых актов государства, разделяемый на составные части (отрасли) в зависимости от характера регулируемых отношений в различных сферах жизни, а также от места органов, принимающих нормативные акты, в общей иерархической системе органов государства».
Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что система права и система
законодательства взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Они соотносятся между собой также, как
содержание и форма одного и того же явления
- права.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дав понятие системы права, рассмотрев структурные элементы системы права, систему права как объективную юридическую реальность, особенности системы права Республики Беларусь, а также систематизацию юридических норм.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Система права - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, институтов и отраслей права.
Она обладает своими чертами:
Понятие «системы права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по своему объему и включает в себя, помимо системы права, юридическую практику и господствующую правовую идеологию.
Для деления норм права на отрасли используют 2 критерия: предмет и метод правового регулирования.
Отрасль права - это совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений. Отрасль наиболее крупное подразделение системы права.
Институт права - это совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений. Если отрасль регулирует род общественных отношений, то институт - лишь их вид.
Предмет
правового регулирования - это качественные
особенности своеобразия
Метод
правового регулирования - второе, дополнительное
основание деления права на отрасли.
Это установленные правом специфические
способы и приемы, с помощью
которых государство
Публичное право - эта та часть системы действующего права, которая регулирует отношения государства, его органов с гражданами, общественными объединениями, фирмами, предприятиями, отношения между государственными органами, причем в этих отношениях орган государства выступает носителем государственно-властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества.
Частное право защищает частный интерес личности, обеспечивает его свободную самореализацию, право частной собственности и частного предпринимательства и основано на договоре между равноправными сторонами. Оно регулирует отношения между отдельными лицами, фирмами, предприятиями.
Система современного права Республики Беларусь складывается из отраслей.
Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права. Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Система права и система законодательства взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Для
дальнейшего развития системы законодательства
в Республики Беларусь необходимо создать
в стране целостную и эффективную систему
социальной адаптации нового законодательства;
совершенствовать систему законодательства;
разрабатывать новые нормативные правовые
акты, регулирующие определенные сферы
общественных отношений, улучшить научное
обеспечение законодательного реформирования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ