Система права республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 10:51, курсовая работа

Описание

Проблемность и актуальность исследований и разработок системы права во многом обусловлены диалектическим противоречием ее основных качеств — стабильности и динамизма. В данной курсовой работе на основе интегративного общенаучного подхода предпринята попытка разрешить указанное противоречие путем выделения стабильных (базовых) элементов системы права и ее динамичных («текущих») элементов.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА, ПРИЗНАКИ, ЭЛЕМЕНТЫ…………..5
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛЕЙ ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………….11
3 СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С СИСТЕМОЙ ПРАВА………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая система права РБ.doc

— 237.50 Кб (Скачать документ)

     Учитывая  вышесказанное в качестве следующего признака системы можно отметить наличие более или менее устойчивых связей (отношений) между элементами системы. Функционирование законодательства, как целостного, единого органичного  образования приближает его к типу органичных систем. Как и всякая органичная система, система законодательства обладает генетическими, структурными и функциональными видами связей. Однако с системных позиций значимыми являются не любые связи, а только лишь связи, которые определяют интегративные свойства системы. В литературе такие связи называют системообразующими. Представляется, что не все связи системы законодательства можно именовать системообразующими, а лишь генетические и структурные связи. Что касается связей, сложившихся в процессе функционирования системы законодательства, то их, в отличие от системообразующих, правильнее называть системоприобретенными связями.

Следующий признак представляет собой наличие  интегративных свойств (качеств), присущих системе в целом, но не присущих ее элементам в отдельности. Под интегративным свойством понимается то новое качество, которое образуется в результате согласованного взаимодействия объединенных в структуру элементов и которым элементы до этого не обладали. Интегративное свойство системы законодательства выражается в том, что эффективность и регулирующая сила законодательства напрямую зависят от комплексного взаимосогласованного целенаправленного воздействия на регулируемые общественные отношения всей совокупности актов, относящихся по предмету правового регулирования к данным отношениям. Нормативные правовые акты, как и остальные элементы системы законодательства, не могут функционировать изолированно друг от друга. Так, например, подзаконные акты теряют свою значимость без законодательного акта, положения которого они реализуют и уточняют, и наоборот; процессуальные отрасли законодательства не могут существовать без материальных отраслей законодательства. Таким образом, любой структурный элемент, извлеченный из системы законодательства, лишается системных функций, а, следовательно, и социальной значимости.

     Не  менее значимым признаком развивающихся  систем является их организованность. Организованность проявляется в  структурных особенностях системы  законодательства. Любая целостная система обладает определенным составом, то есть количеством известных компонентов, где, в свою очередь компонент представляет собой любую часть системы, вступающую в определенные отношения с другими частями. Обычно в качестве компонентов выступают подсистемы и элементы, где подсистема представляет собой часть системы, которая сама состоит из компонентов, а элемент – неделимая часть системы. В свою очередь, система законодательства состоит из разных по сложности компонентов: отраслей, именуемых подсистемами, правовых институтов, представляющих собой подсистемы отраслей, актов законодательства. Конечным элементом системы законодательства является нормативный правовой акт.

     В процессе формирования связей между  элементами образуется структура системы  законодательства. В зависимости от вида формирования межэлементных связей из комбинации элементов можно образовать различные структуры. Особый теоретический и практический интерес вызывает разграничение системы законодательства на составные части и образование в данных конкретно-исторических условиях как оптимальных структур составных частей системы законодательства, так и структуры системы законодательства в целом, что представляет собой предмет отдельного исследования.

     Изучая  существующие в научной литературе определения системы законодательства, можно отметить, что многие авторы подменяют понятия «система законодательства» и «структура законодательства». Так, например, В.Н. Дмитрук, В.А. Круглов определяют систему законодательства как «внутреннюю структуру законодательства, состоящую из взаимосогласованных, взаимосвязанных нормативных правовых актов»[19, с.220].

     Поскольку при сохранении неизменной структуры  состояние системы может изменяться, определение системы законодательства посредством раскрытия лишь ее структурных характеристик является упрощенным. В данном случае авторами игнорируется функциональность, динамические характеристики, а также аспекты развития системы законодательства.

Все вышеизложенное позволяет сделать некоторые  выводы. Исследование законодательства как системы – одна из наиболее значимых теоретических проблем современной юридической науки, находящаяся в тесной взаимосвязи с другими областями научного знания, в первую очередь, с философией и методологией науки. Философская трактовка системных понятий позволяет открыть новые перспективы в развитии юридической мысли, служит первоначальной ступенью в разработке многих конкретных вопросов юридической науки (теоретических основ системы законодательства, структурном и функциональном исследовании системы законодательства).

     В результате рассмотрения основных признаков, присущих любой системе, можно сделать вывод о том, что законодательству Республики Беларусь присуща системность, однако понятия «законодательство» и «система законодательства» не могут отождествляться. В силу чего представляется целесообразным в Законе Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», наряду с термином «законодательство», определить и закрепить понятие «система законодательства».

     Пункт 5 статьи 1 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» следует изложить в следующей редакции: «Законодательство – совокупность нормативных правовых актов».

     С учетом выделенных признаков системы  определение системы законодательства может выглядеть следующим образом: «Система законодательства – единый по своей социальной направленности и назначению в общественной жизни комплекс всех действующих взаимосвязанных нормативных правовых актов государства, разделяемый на составные части (отрасли) в зависимости от характера регулируемых отношений в различных сферах жизни, а также от места органов, принимающих нормативные акты, в общей иерархической системе органов государства».

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что система права и система законодательства взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они соотносятся между собой также, как содержание и форма одного и того же явления  - права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Дав понятие системы права, рассмотрев структурные элементы системы права, систему права как объективную юридическую реальность, особенности системы права Республики Беларусь, а также систематизацию юридических норм.

     Из  всего вышеизложенного можно  сделать следующие выводы.

     Система права - это внутренняя структура  права, состоящая из взаимосвязанных норм, институтов и отраслей права.

     Она обладает своими чертами:

  1. ее первичным элементом выступают нормы права;
  2. ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимосвязаны, что придает ей целостность и единство;
  3. она обусловлена социально-экономическими, политическими, религиозными, культурными, историческими факторами;
  4. имеет объективный характер.

     Понятие «системы права» не следует отождествлять  с понятием «правовая система». Последнее  шире по своему объему и включает в  себя, помимо системы права, юридическую практику и господствующую правовую идеологию.

     Для деления норм права на отрасли  используют 2 критерия: предмет и  метод правового регулирования.

     Отрасль права - это совокупность юридических  норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений. Отрасль наиболее крупное подразделение системы права.

     Институт  права - это совокупность юридических  норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений. Если отрасль  регулирует род общественных отношений, то институт - лишь их вид.

     Предмет правового регулирования - это качественные особенности своеобразия регулируемых правом отношений в различных  сферах жизни общества. Так, правовой регламентации подвергаются имущественные, семейные, организационно-управленческие, трудовые, финансовые и прочие качественно самостоятельные отношения.

     Метод правового регулирования - второе, дополнительное основание деления права на отрасли. Это установленные правом специфические  способы и приемы, с помощью  которых государство воздействует на определенные виды общественных отношений. Так, право может воздействовать на поведение людей путем властных категорических требований (административное, уголовное право), а может и давать им возможность в рамках закона самим устанавливать свои права и обязанности путем соглашений (гражданское и некоторые другие отрасли права).

     Публичное право - эта та часть системы действующего права, которая регулирует отношения  государства, его органов с гражданами, общественными объединениями, фирмами, предприятиями, отношения между государственными органами, причем в этих отношениях орган государства выступает носителем государственно-властных (публичных) полномочий, обеспечивающих интересы всего общества.

     Частное право защищает частный интерес  личности, обеспечивает его свободную самореализацию, право частной собственности и частного предпринимательства и основано на договоре между равноправными сторонами. Оно регулирует отношения между отдельными лицами, фирмами, предприятиями.

     Система современного права Республики Беларусь складывается из отраслей.

     Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права. Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Система права и система законодательства взаимосвязаны и взаимообусловлены.

     Для дальнейшего развития системы законодательства в Республики Беларусь необходимо создать в стране целостную и эффективную систему социальной адаптации нового законодательства; совершенствовать систему законодательства; разрабатывать новые нормативные правовые акты, регулирующие определенные сферы общественных отношений, улучшить научное обеспечение законодательного реформирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Алексеев С.С. Государство и право [Текст]: учеб.пособие для вузов/ Алексеев С.С. – М.: Амалфея, 2000. – 360с.
    2. Матузов Н.И. Теория государства и права [Текст]: учеб.пособие для вузов/ Матузов Н.И., Малько А.В.; под общей редакцией Матузова Н.И. – М.: Юрист, 2003. – 300с.
    3. Семенков В.И. Трудовое право [Текст]: учеб.пособие для вузов/Семенков В.И., Артемова В.Н., Важенкова Т.Н., Василевич Г.А.. Войтик А.А., Воробьев И.Г., Горбаток Н.А., Греченков А.А.; под общей редакцией Семенкова В.И. – М.: Амалфея, 2006. – 425с.
    4. Дробязко С.Г. Общая теория права [Текст]: учеб.пособие для вузов/Дробязко С.Г., Козлов В.С.; под общей редакцией Дробязко С.Г. – М.: Амалфея, 2007. – 320с.
    5. Демичев Д.М. Конституционное право [Текст]: учеб.пособие для вузов/Демичев Д.М.  –М.: Вышэйшая школа, 2004. – 200с.
    6. О нормативных правовых актах Республики Беларусь [Текст]: закон Республики Беларусь от 10 января 2000г., № 361-З// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000г. - № 2/1583
    7. Габричидзе Б.Н. Административное право [Текст]: учеб пособие для вузов/ Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П.; под общей редакцией Габричидзе Б.Н. – М.: Юрист, 1998. – 450с.
    8. Козлов Ю.М. Административное право [Текст]: учеб.пособие для вузов/Козлов Ю.М., Попов Л.Л.; под общей редакцией Козлова Ю.М. – М.: Амалфея, 1999. – 570с.
    9. Горбунова О.Н. Финансовое право [Текст]: учеб.пособие для вузов/Горбунова О.Н., Карасева М.В., Химичева Н.И.; под общей редакцией Горбуновой О.Н. – М.: Юрист, 2008. – 340с.
    10. Станкевич Н.Б. Земельное право Республики Беларусь [Текст]: учеб.пособие для вузов/Станкевич Н.Б. – Мн.: Амалфея, 2000. -560с.
    11. Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть [Текст]: учеб.пособие для вузов/Колбасин Д.А. – Мн.: Полибиг,1999. – 560с.
    12. Трудовой Кодекс Республики Беларусь [текст]; принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г., с изм. и доп. по состоянию на 25янв.2010– Мн.: Амалфея, 2007. – 255 с.
    13. Воженнова Т.Н. Трудовое право Республики Беларусь [Текст]: учеб.пособие для вузов/Воженнова Т.Н. – Мн.: Амалфея, 2003. –431с.
    14. Пенкрат В.И. Семейное право Республики Беларусь [Текст]: учеб.пособие для вузов/Пенкрат В.И. – М.: Общественное объединение «Молодежное научное общество»,2001. – 260с.
    15. Круглов В.А. Семейное право Республики Беларусь [Текст]: учеб.пособие для вузов/Круглов В.А., Шейпак Е.В., Шейпак В.С.; под общей редакцией Круглова В.А. – М.: Дикта, 2008. – 300с.
    16. Ярков В.В. Гражданский процесс [Текст]: учеб.пособие для вузов/Ярков В.В. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – 730с.
    17. Хомич В.М. Уголовное право. Общая часть [Текст]: учеб.пособие для вузов/Бабий Н.А., Барков А.В., Грунтов И.О., Довнар Т.И., Дубовец П.А.; под общей редакцией Хомича В.М. – М.: ТЕСЕЙ. –494с.
    18. Пикалов И.А. Уголовно-процессуальное право [Текст]: учеб пособие для вузов/Пикалов И.А. – М.: Юрлитинформ,2008. – 200с.
    19. Дмитрук В.Н. Общая теория государства и права [Текст]: учеб.пособие для вузов/Дмитрук В.Н., Круглов В.А.; под общей редакцией Дмитрука В.Н. – М.: Амалфея, 2008. – 305с.
    20. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем [Текст]: учеб.пособие для вузов/Уемов А.И. – М.: Юрист,1978. – 318с.
    21. Ожегов С.И. Словарь русского языка:ок. 57000 слов [Текст]: словарь русского языка/Ожегов С.И. – М.: Русский язык,1985. – 920с.
    22. Прангишвили И.В. Системный подход и общесистемные закономерности [Текст]: учеб.пособие /Прангишвили И.В.. – М.: СИНТЕГ, 2000. – 605с.

Информация о работе Система права республики Беларусь