Система права республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 10:51, курсовая работа

Описание

Проблемность и актуальность исследований и разработок системы права во многом обусловлены диалектическим противоречием ее основных качеств — стабильности и динамизма. В данной курсовой работе на основе интегративного общенаучного подхода предпринята попытка разрешить указанное противоречие путем выделения стабильных (базовых) элементов системы права и ее динамичных («текущих») элементов.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА, ПРИЗНАКИ, ЭЛЕМЕНТЫ…………..5
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛЕЙ ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………….11
3 СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С СИСТЕМОЙ ПРАВА………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая система права РБ.doc

— 237.50 Кб (Скачать документ)

также возможности судебной защиты этих прав. 

Гражданское процессуальное право 

     Гражданское процессуальное право - это система правовых норм, регулирующих гражданско-процессуальные действия и правоотношения, складывающиеся между судом и другими участниками процесса при осуществлении правосудия по гражданским делам.

Гражданское процессуальное право представляет собой самостоятельную отрасль права, поэтому обладает специфическим предметом и методом правового регулирования.

     Предметом регулирования гражданского процессуального  права является гражданский процесс, о понятии которого речь шла в  предыдущем параграфе. Определение гражданского процесса как процессуальных действий и правоотношений суда с другими субъектами рассматриваемого гражданского дела без включения деятельности иных органов означает, что предмет гражданского процессуального права ограничен судопроизводством по гражданским делам в судах общей юрисдикции.

Метод гражданского процессуального права  как способ воздействия на регулируемые данной отраслью отношения - императивно-диспозитивный, что проявляется в составе  и правовом положении субъектов правоотношений, характере юридических фактов, правах и обязанностях, санкциях.

     Сочетание императивного и диспозитивного начал отражает, прежде всего, специфику  суда как обязательного участника  всех гражданско-процессуальных правоотношений, с одной стороны, и иных субъектов - с другой. Императивность метода правового регулирования определяется тем, что все гражданские процессуальные отношения являются отношениями власти и подчинения в силу участия в них суда - органа государства, уполномоченного на осуществление правосудия и облеченного властными полномочиями. Суд обязан точно соблюдать предписания закона и требовать того же от всех участников гражданского процесса. Только суд как орган власти вправе применять предоставленные процессуальным законом меры принуждения[16,с. 703].

     Диспозитивность отражает другой аспект воздействия  гражданского процессуального права: свободная реализация предоставленных  прав и возложенных обязанностей, но в рамках закона; равенство прав и обязанностей применительно к  одному и тому же виду субъектов (стороны в процессе равны и проч.); гарантированность прав. В совокупности диспозитивность и императивность характеризуют метод гражданского процессуального права.

     Развитие  состязательности как принципа гражданского судопроизводства не влияет на существующий императивно-диспозитивный метод, так как суд, переставая быть субъектом собирания доказательств, по-прежнему обладает властными полномочиями по отношению ко всем прочим участникам процесса. Более того, положение суда как властного органа усиливается с развитием упомянутого принципа.

     Юридические факты, с которыми нормы гражданского процессуального права связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений, также обладают спецификой. Прежде всего, это процессуальные действия, которые, во-первых, предусмотрены отраслевым законодательством, во-вторых, осуществляются в процессуальной форме, в-третьих, реализуются в сроки, указанные в законе или установленные судом. Юридическими фактами могут быть события и состояния. Как правило, возникновение, изменение и прекращение гражданских процессуальных правоотношений связано с наличием юридического состава. Санкции, применяемые судом, носят характер государственного принуждения (штрафы и прочее), а также могут быть сугубо судебными (например, отмена решения суда и направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции).

     Системой  любой отрасли права является совокупность взаимосвязанных и  взаимодействующих институтов и  норм права, отражающих предмет правового  регулирования. Отсюда систему гражданского процессуального права образуют нормы и правовые институты, регламентирующие процессуальные действия и правоотношения суда с другими субъектами рассматриваемых и разрешаемых гражданских дел. Система гражданского процессуального права может быть подразделена на общую и особенную части. Подобное деление системы традиционно и отражает содержание гражданско-процессуального кодекса. Общая часть имеет отношение ко всем видам и стадиям судопроизводства - это: задачи и принципы гражданского судопроизводства, источники данной отрасли права, состав суда, подведомственность и подсудность, лица, участвующие в деле, представительство в суде, доказательства, судебные расходы и штрафы, процессуальные сроки, судебные извещения и вызовы. Особенная часть объединяет институты и нормы, регулирующие виды, стадии гражданского процесса, производство по делам с участием иностранных лиц[16, с.125].

     Таким образом, гражданское процессуальное право — отрасль права, включающая совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие между судом и иными участниками судебного производства в ходе осуществления правосудия по гражданским делам, а также исполнения судебных постановлений. 

 Уголовное  право  

     Уголовное право определяется в теории уголовного права как совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, определяющих преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, цели наказания и систему наказаний, общие начала и условия их назначения, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания.

        Специфичность уголовного права  как отрасли права заключается  в том, что только оно является  базой для определения преступности  и наказуемости деяний, оснований  уголовной ответственности, применения наказания и освобождения от ответственности и наказаний. Самостоятельность проявляется также в наличии собственного предмета и метода правового регулирования[17, с.35].

     Самостоятельность уголовного права как отрасли  права проявляется в наличии  собственного предмета и метода правового регулирования.

       Предмет и метод правового  регулирования выступают критериями  деления права на отрасли и  институты. Под предметом правового  регулирования понимается то, что  регулирует право, т.е. фактические  отношения людей. И притом такие, которые объективно нуждаются в правовом опосредовании. Государство не ставит перед собой целью тотальной юридической регламентации общественной жизни, поэтому многие взаимоотношения между людьми регулируются другими социальными нормами – моралью, обычаем и т.д. К тому же не всякие отношения право способно урегулировать, а только такие, которые поддаются внешнему контролю. Таким образом, для того чтобы являться предметом правового регулирования общественные отношения должны соответствовать следующим характеристикам:

  1. жизненная важность для человека и его объединений;
  2. волевой характер, целенаправленность;
  3. устойчивость, повторяемость и типичность;
  4. возможность осуществить внешний контроль.

         Таковыми являются общественные  отношения, которые возникают в связи с совершением преступления.

       Уголовное право как отрасль  права имеет сходные черты  с некоторыми смежными отраслями.  Наличие общей задачи – борьбы  с преступностью, связывает уголовное  право с уголовно-процессуальным  и уголовно-исполнительным правом. Тем не менее, каждая из этих отраслей самостоятельна, имеет собственный предмет и метод регулирования. Предметом уголовно-процессуального права является деятельность органов суда, прокуратуры, следствия и дознания по расследованию уголовных дел и рассмотрению их в суде. Эта отрасль регулирует отношения, возникающие в связи с преступлением между государством в лице правоприменительных органов и гражданином[17,с.21]. Методом правового регулирования выступает определение оснований, порядка и условий возбуждения уголовного дела, его расследования или производства по нему дознания или рассмотрения в суде и назначение наказания. Предмет уголовно-исполнительного права составляют отношения, возникающие в связи с исполнением наказаний. Методом является установление порядка и условий отбывания наказания и освобождения от него.

   Таким образом, уголовное право  является самостоятельной отраслью  права Республики Беларусь, имеющей  собственные предмет и метод  правового регулирования. Вместе  с тем, уголовное право входит в общую систему белорусского права, ему присущи основные принципы, свойственные праву Республики Беларусь. 

 Уголовно-процессуальное  право 

     Уголовно-процессуальное право как самостоятельная отрасль  прав имеет обособленный предмет  правового регулирования — уголовное судопроизводство и специфический метод правового регулирования — процессуальную форму. Вместе с тем уголовно-процессуальное право с другими отраслями права объединяет то, что они строятся на единых принципах, используют единую методологию, служат регулированию общественных отношений. С некоторыми отраслями белорусского права уголовно-процессуальное право связано не только своей природой, но и конкретными задачами, сферой применения норм. К таким отраслям относятся: уголовное право, исправительно-трудовое право, гражданское процессуальное право, нормы права, определяющие устройство судебной системы и организацию прокурорского надзора в Республике Беларусь.

     Уголовное право является отраслью, самой близкой  к уголовно-процессуальному праву[18,с48]. Нормы уголовного права не могут быть реализованы без применения норм уголовно-процессуального права. В свою очередь, уголовно-процессуальное право без уголовного права утрачивает практическую значимость, перестает быть полезным. Как уголовно-процессуальное право, так и уголовное право подчинены решению одной общей для них задачи — борьбе с преступностью.

     В основе уголовного и уголовно-процессуального  права лежат последовательные демократические  принципы. Неразрывная связь материального  и процессуального права проявляется на всем протяжении уголовного процесса. При этом применяются нормы и Общей, и Особенной частей уголовного права. Так, для возбуждения уголовного дела необходимы данные, указывающие на признаки преступления; при избрании меры пресечения учитывается перечень тяжких преступлений и т.д. Уголовно-процессуальное право в сфере исполнения наказания регулирует порядок обращения приговора к исполнению, разрешения сомнений и споров при исполнении наказания, представления материалов и судопроизводство об освобождении осужденного от отбывания наказания по болезни, досрочное и условно-досрочное освобождение от наказания и замена наказания более мягким, изменение условий содержания лиц, осужденных к лишению свободы, во время отбывания наказания и т.д. Борьба с преступностью — общая задача не только для уголовно-процессуального и уголовного, но и для уголовно-исполнительного права.

     Гражданское процессуальное право, как и уголовно-процессуальное право, регулирует общественные отношения, возникающие в связи с отправлением правосудия. В этом плане они имеют много общего. Судебное разбирательство проводится на основе единых принципов как по уголовным, так и по гражданским делам, в определенной процессуальной форме оба вида судопроизводства связывает институт гражданского иска в уголовном деле[16, с.360].

Вместе  с тем между уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным правом имеются существенные различия. Уголовный  процесс служит целям борьбы с  преступностью, гражданский процесс  — разрешению споров, возникающих из гражданских, семейных, наследственных и некоторые других, охватываемых гражданскими правоотношениями.

     Таки  образом, можно сделать вывод  о том, что в зависимости от значимости для жизнедеятельности государства, общества и граждан регулируемых общественных отношений каждая отрасль занимает в системе права определенное положение. Ведущую роль среди отраслей права Республики Беларусь занимает конституционное право. За ним в системе права следуют остальные отрасли права, а именно: административное право, финансовое право, земельное право, гражданское право, трудовое право, семейное право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право и другие отрасли права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 СИСТЕМА  ЗАКОНАДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С СИСТЕМОЙ ПРАВА 
 

     Система права - это объективное правовое явление, которое формируется на основе общих закономерностей общественной жизни. Являясь отражением реально  существующей системы общественных отношений, система права строится не по произвольному усмотрению людей, а на основе объективной действительности.

     С одной стороны, нормы права - это  продукт субъективной, сознательно-волевой  деятельности правотворческих органов. С другой стороны, нормы права  становятся естественным элементом системы права лишь в случае объективного отражения потребностей общественной жизни, определяя максимальную меру свободы и справедливости в социальных отношениях. Поэтому нормы права объективно, независимо от воли правотворческого органа, объединяются в относительно самостоятельные группы норм, которые регулируют данные отношения. Правотворческий орган не может по своему усмотрению, произвольно, отнести изданную им норму права к той или иной отрасли права. Если норма издана для регулирования определенного вида общественных отношений, то она объективно входит в ту отрасль права, которая регулирует эти отношения.

Информация о работе Система права республики Беларусь