Систематизация нормативно-правовых актов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 09:53, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотрение понятия систематизации, её форм и роли в совершенствовании права.
Задачи курсовой работы:
сформулировать понятие систематизации;
рассмотреть формы систематизации нормативно-правовых актов;
определить роль и значение систематизации;
выявить проблемы систематизации.

Содержание

Введение
1. История систематизации
2. Понятие и формы систематизации нормативно-правовых актов
2.1 Инкорпорация
2.2 Консолидация
2.3 Кодификация
3. Значение и роль систематизации законодательства
4. Проблемы систематизации
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

Моя курсовая - копия.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)


 

      Содержание

 

Введение

1. История систематизации

2. Понятие и формы  систематизации нормативно-правовых  актов

2.1 Инкорпорация

2.2 Консолидация

2.3 Кодификация

3. Значение и роль систематизации законодательства

4. Проблемы систематизации

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

 

Введение

 

Нормативно – правовые акты исходят от государственных правотворческих органов. Целью систематизации законодательства является стабилизация правопорядка, использование нормативно - правового регулирования в качестве инструмента обеспечения нормального функционирования общественной жизни, повышение эффективности управления государственными делами в интересах граждан.

 На сегодняшний день в России темпы правотворческой и законодательной деятельности довольно высоки. Ежедневно на различных уровнях создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, в той или иной степени меняющих характер и принципы правового регулирования. Если сейчас не уделять должного внимания упорядочиванию действующей  и быстро растущей нормативно – правовой базы,  в будущем это неизбежно приведет к большим трудностям в координации и использовании действующих норм права, хаосу и неразберихе в российском праве. Дополнительные сложности заключаются в том, что сейчас, когда правовая система в Российской Федерации делает новый виток в своем развитии, также необходимо помнить о формально действующих нормативных актах, которые полностью либо частично потеряли свою актуальность или же противоречат новым нормативным актам или попросту безнадежно устарели.

Систематизация и, прежде всего, кодификация, законодательства проводится; как правило, по отраслям. В России почти все базовые  отрасли имеют «свои» кодексы (гражданский, уголовный, земельный, жилищный, об административных правонарушениях, трудовой, арбитражный).1

Активизация правотворческого процесса в последние годы, наряду с ее положительными моментами, отрицательно сказалась на организации современного российского законодательства, упорядоченность  которого оставляет желать лучшего, так как недостаточно отработана его единая, внутренне согласованная система. Имеется большое число формально действующих, но фактически утративших силу законодательных и иных нормативных правовых актов, многие из которых не приведены в соответствие с Конституцией РФ. До сих пор нормативно не определен круг правовых актов бывшего Союза ССР, сохранивших свое действие на территории России. Нуждается в завершении разграничение правотворческих полномочий Федерации и ее субъектов. Вот почему концепция правовой реформы Российской Федерации устанавливает в качестве первоочередной задачи вопросы систематизации законодательства: упорядочение и обновление его структуры, совершенствование процесса подготовки и принятия законов, создание действенного механизма их исполнения, подготовку общероссийского классификатора правовых актов, издание Свода законов РФ.2

Объектом курсовой работы является систематизация нормативно-правовых актов.

Предмет курсовой работы - действующее законодательство Российской Федерации, комментарии к нормативно-правовым актам, учебная  литература правового характера, а также судебная практика.

Цель работы – рассмотрение понятия систематизации, её форм и роли в совершенствовании права.

Задачи курсовой работы:

  • сформулировать понятие систематизации;
  • рассмотреть формы систематизации нормативно-правовых актов;
  • определить роль и значение систематизации;
  • выявить проблемы систематизации.

 

 

1. История систематизации

 

Первая попытка систематизации действующих правовых норм в России была предпринята еще в XI-XII вв., в  первом сборнике древнерусского права - в Русской Правде. Судебник 1497 г. стал предвестником создания кодифицированного общегосударственного законодательства. Созданное в середине XVII в. «Соборное Уложение» царя Алексея Михайловича, вплоть до первой половины XIXв. оставалось основным сборником законодательных норм в России. К памятникам большой систематизаторской деятельности XIX в., проведенной под руководством известного юриста того времени М. М. Сперанского, следует отнести Полное собрание и особенно Свод законов Российской Империи, который просуществовал, ежегодно обновляясь, вплоть до октября 1917 г.3

 В 1832 г. был разработан и издан Свод законов России, делящийся на 8 разделов, располагавшихся по предметному принципу, состоявших из 15 томов включающих в себя 36 тысяч различных нормативных актов (указов, манифестов, циркуляров и т.д.) и извлечений из них. Оформление Свода было  на высоком уровне.

 В советский период также осуществлялись обширные работы по упорядочению действующего законодательства. В 1929-1932 гг. была проведена работа по подготовке Свода законов СССР, но она, к сожалению, не была доведена до конца, учитывая явно недостаточное внимание и попросту пренебрежительное отношение к праву и законности в тот период, когда начал формироваться культ личности Сталина.4

Позднее, в 60-70-х  гг.,  издается  Систематическое  Собрание законодательства СССР и соответствующие  собрания в союзных республиках. На  базе высшее упомянутого Свода  были разработаны Свод законов СССР состоящий из 2 томов и Свод законов РСФСР включающий в себя 8 томов.

В 1986-1988 гг. был  принят Свод законов РСФСР. Он включал в себя действующие законодательные акты, важнейшие постановления Правительства. Все помещаемые в Свод акты располагались по предметному признаку и группировались в 5 разделов, которые делились на главы, параграфы, пункты и подпункты.

Одним из плюсов изданного Свода было издание  его на съемных листах, позволяющее  оперативно заменять текст в акте, который по разным причинам утратил  силу либо был изменен или  имел дополнения.

Период издания  Свода законов РСФСР, а именно вторая половина 80-х гг., так же запомнился значительными переменами в социально-экономических  и политических аспектах жизни в  России, вызвавших необходимость  кардинальных изменений в законодательстве. Так же шла перестройка политического строя государства и как следствие этого перестройка всех аспектов общественной жизни, в силу всего этого содержание Свода быстро устаревало, постепенно прекратилось издание дополнений к нему. На сегодняшний день Свод Законов СССР является лишь своего рода историческим памятником, пройденным этапом в истории развития отечественного права, и уже не влияет на развитие законодательства и правоприменительную практику.  Своду законов СССР были присущи некоторые недостатки, основным из которых была его неполнота, не все действующие законодательные и нормативные правительственные решения включались в Свод.

 

 

2. Понятие и формы систематизации нормативно-правовых актов

 

 Систематизация нормативно – правовых актов (законодательства) – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемом в соответствии с разрешаемыми это деятельностью задачами.5 Результатами  систематизации являются  – кодексы, сборники нормативно - правовых актов, своды.

Система права, как следствие исторического  развития, является  объективным  феноменом, не зависящим от воли людей, а систематизация и её результаты  – субъективный феномен. Во многом именно от составителя зависит, каким будет сводный акт.

Ненужно  переоценивать  значение субъективного начала, 
поскольку систематизация во многом обусловлена объективна существующей системой права (к примеру, кодексы объединяют юридические нормы одной  отрасли права), объективной потребностью в сборниках нормативных актов, но по форме своего выражения она всегда субъективна, содержанием систематизируемых правил поведения.

При помощи систематизации устраняются противоречия между  правовыми нормами, на смену устаревшим нормативно – правовым актам принимаются новые, более совершенные, отвечающие современным потребностям общественного развития. Группирование нормативно – правовых актов осуществляется по особым системным признакам, далее они сводятся в кодексы, собрания законодательства и иные  систематизированные акты.

В странах, с  действующим прецедентным или обычным  правом, систематизация правовых актов  является  сложной проблемой, поскольку  современное законодательство лишь формально признаёт нормативно –  правовую состоятельность прецедентов и правовых обычаев.

 Систематизация законодательства - это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы. В современных цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами.6

Правотворческая деятельность не может оставаться на определенном этапе, этот процесс находится  в постоянном движении в силу динамизма  социальных связей, возникновения новых  потребностей в общественной жизни, требующих правового регулирования.

Неизменно меняющаяся правовая система, ее совершенствование  и развитие, вступление в силу новых  нормативных актов, внесение изменений  в действующие нормативно – правовые акты, отмена устаревших нормативных  решений, создают необходимость в  упорядочении всего комплекса действующих нормативных актов, его укрупнении, приведение в определенную научно обоснованную систему, разработке и издании разного рода сборников и собраний законодательства.

Систематизация  законодательства - деятельность по приведению нормативно - правовых актов в единую, упорядоченную систему. 

Потребность в  систематизации законодательства обусловлена  необходимостью развития законодательства.  Обязательными условиями эффективной  правотворческой деятельности являются – обработка и анализ действующих нормативных актов, создание внутренне единой системы актов путем группировки правовых предписаний по определенной схеме. Соблюдение всех этих условий позволяет восполнить пробелы, ликвидировать устарелости и противоречия в действующем законодательстве.

Так же систематизация  законодательства необходима для обеспечения  удобства реализации норм права, возможности  оперативного ориентирования в источниках и правильного толкования нормативно – правовых актов.

 Во многом  благодаря систематизации ведется целенаправленное, а главное эффективное правовое воспитание, обучение студентов, проводятся научные исследования.

Потребность в  систематизации законодательства в  разные периоды жизни государства  различна. Особенно необходима систематизация законодательства когда на протяжении многих лет накапливается большой объем нормативно-правового материала, действует значительное число нормативных актов, принятых в разное время и не редко  перекрывающих друг друга, нормативных актов  действующих в усеченном объеме или попросту устаревших, частично или же совсем утративших силу.

Обычно в понятие  систематизации законодательства включаются четыре самостоятельных формы правовой деятельности:

1) сбор государственными  органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам (учет нормативных актов);

2) подготовка и издание  различного рода собраний и  сборников нормативных актов  (инкорпорация законодательства);

3) подготовка и принятие  укрупненных актов на базе  объединения норм разрозненных  актов, изданных по одному вопросу  (консолидация законодательства);

4) подготовка и принятие  новых актов (типа кодексов), в  которые помещаются как оправдавшие  себя нормы прежних актов, так  и новые нормативные предписания  (кодификация законодательства).7

В теории права  можно выделить  два главных  вида систематизации: кодификацию и инкорпорацию. В настоящее же время, все чаще  используется консолидация - еще одна форма систематизации нормативно - правовых актов.

2.1 Инкорпорация

 

Систематизация  нормативно - правовых актов, на современном этапе развития общества, начинает еще в процессе  их публикации в официальных изданиях -  газетах, журналах. Расположение  нормативных актов этих изданиях по определенной системе (в зависимости от их юридической силы, их юридической природы - нормативные – ненормативные, от органа их принявшего и т.д.), каждому акту в свою очередь  присваивается номер.

 На ряду  с уже упомянутой, первичной формой, существует так же еще два основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация.

 Инкорпорация (in corpore - лат.) - форма систематизации, при которой нормативные акты определенного уровня полностью либо частично объединяются в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, системно-предметном) в сборники или собрания.

 Инкорпорация  является плодом постоянной деятельности, государственных и не иных органов, по поддержанию законодательства в действующем (контрольном) состоянии, обеспечивающем его доступность и обозримость. Так же благодаря этой деятельности  у широкого круга субъектов существует доступ к достоверной информации о законах и иных нормативных актах в их действующей редакции.

 Особенность инкорпорации состоит в том, что какие-либо изменения в содержание помещаемых в сборники актов обычно не вносятся и содержание правового регулирования по существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации - сохранение неизменным содержания нормативного регулирования - отличает ее от кодификации и консолидации.8

Информация о работе Систематизация нормативно-правовых актов