Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 09:53, курсовая работа
Цель работы – рассмотрение понятия систематизации, её форм и роли в совершенствовании права.
Задачи курсовой работы:
сформулировать понятие систематизации;
рассмотреть формы систематизации нормативно-правовых актов;
определить роль и значение систематизации;
выявить проблемы систематизации.
Введение
1. История систематизации
2. Понятие и формы систематизации нормативно-правовых актов
2.1 Инкорпорация
2.2 Консолидация
2.3 Кодификация
3. Значение и роль систематизации законодательства
4. Проблемы систематизации
Заключение
Список использованных источников и литературы
В перспективе издание кодификационных актов должно превратиться в основную форму законотворчества. Не желательно дробление нормативно – правовой базы на отдельные, мелкие части. Повышение внимания к кодификации законодательства, принятие законов по укрупненным блокам регулирования способствуют преодолению множественности нормативных актов, их мелкотемья, а также пробелов и противоречивости регулирования. Для большей эффективности следует сочетать отраслевую и комплексную кодификацию, ставя при этом во главу отраслевую.
3. Значение и роль систематизации законодательства
Систематизация
В современных цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования.
Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства. Такая деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему обычно называется систематизацией законодательства.
Систематизация
Во-вторых, она обеспечивает удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. Наконец, систематизация является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового воспитания, научных исследований, обучения студентов.16
В разные периоды жизни государства потребность в систематизации законодательства бывает различна. Когда накапливается в течение многих лет большой объем нормативно-правового материала, когда действует значительное число нормативных актов, принятых в разное время и к тому же перекрывающих друг друга, действующих в усеченном объеме или попросту устаревших, фактически утративших силу, систематизация законодательства особенно необходима. В условиях же существенной ломки, революционного преобразования правовой системы, когда отменяются целые нормативные блоки, регулирующие отживающие, подлежащие существенному реформированию отношения, когда по сути дела создается качественно новая общественно-экономическая система, объективно требующая обновленных законов, систематизация законодательства как бы уходит на второй план.
Ныне в России
темпы правотворческой и в
первую очередь
Обычно в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельных формы правовой деятельности:
1) сбор государственными
органами, предприятиями, фирмами
и другими учреждениями и
2) подготовка и издание
различного рода собраний и
сборников нормативных актов
(инкорпорация
3) подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу (консолидация законодательства);
4) подготовка и принятие
новых актов (типа кодексов), в
которые помещаются как
4. Проблемы систематизации
Ныне действующий общеправовой классификатор отраслей законодательства, утвержденный Указом Президента России от 16 декабря 1993 года № 2117 (в редакции на 1 января 1996 года) не вполне отвечает требованиям времени: с начала 90-х годов на первый план вышли акты, регулирующие экономические, основанные на равенстве сторон, а не административные отношения. В названном же классификаторе основное внимание уделено именно административным, а не экономическим отношениям.18
Анализ этого классификатора приводит нас к выводу о том, что он является результатом адаптации системы классификации нормативных актов, сложившейся в бывшем СССР, к принципиально новым общественным отношениям, реальность которых подтверждается нормами Конституции России.
Рассматриваемый классификатор имеет три существенных недостатка:
1. Часть его разделов
(такие, как законодательство
по общим вопросам
2. Финансовое право разработано недостаточно глубоко. Так, не имеет подразделов раздел «Бухгалтерский учет», а это огромный по объему и количеству актов институт. Рубрикация раздела "Банковская деятельность" также перестала отражать действительную ситуацию.
3. Классификатор содержит и ряд юридических ошибок: подраздел
«доверительная собственность» в разделе
законодательство о собственности
(ГК России не предусматривает такого
института); среди организационно- правовых
форм предприятий присутствуют такие
не предусмотренные Гражданский кодекс
России формы как малые предприятия, инофирмы,
совместные предприятия, биржи.
Разработки в президентском классификаторе систематизации ряда отраслей законодательства, таких как Законодательство «Об обороне», Законодательство «О безопасности», «Основы конституционного строя», Законодательство «Об охране окружающей среды», а также разделы «решения по вопросам награждения», «решения о присвоении почетных званий», «решения по кадровым вопросам» и некоторые другие выполнены на современном уровне и, по нашему мнению, вполне отвечают потребностям сегодняшнего дня. Однако при всей своей обширности (более 400 разделов) классификатор не отражает таких реалий современной экономики России как финансово-промышленные группы, финансовая аренда (лизинг); наличие договоров о разграничении предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов и многого другого.
Следует отметить, что классификатор, утвержденный Указом Президента России, является не только официальным, но и фактически единственным применяемым при систематизации законодательства.
Может быть, повторюсь, но еще раз подчеркну, что существующий порядок систематизации законодательства очень слабо учитывает все возрастающую роль норм, регулирующих экономические отношения. С принятием новой Конституции России.19 Соотношение частного и публичного права в регулировании экономических отношений изменилось в сторону частного права. Безусловно, в некоторых областях (естественные монополии, защита прав потребителей) значение публичного регулирования не может уменьшаться, однако не учитывать положений Гражданский кодекс о свободе договора и о новых видах договоров тоже нельзя.
Официальная действующая электронная форма классификации нормативных актов направлена прежде всего на систематизацию актов в целом. При этом, как правило, не учитывается, что подавляющее большинство как законов, так и подзаконных актов носит комплексный характер и содержит нормы, относящиеся к различным отраслям права.
Огромное количество различных правовых актов делает весьма затруднительным использование старой системы подготовки Свода законов. В этой ситуации наиболее приемлемым выглядит использование возможностей электронной формы представления правовой информации. Безусловно, эта форма не должна быть исключительной, однако использование ее в качестве основной (существенным преимуществом такой формы представления информации является быстрый, полный и объективный поиск необходимых норм) облегчает работу по систематизации законодательства.
В связи с введением нового Гражданского кодекса официально отменены лишь акты, бывшие у всех на слуху: Закон о собственности в РСФСР, значительная часть Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности. Горы же подзаконных актов продолжают оставаться формально действующими: мало кто может взяться за титанический труд исследовать на предмет соответствия ГК всю эту махину. Лишь в процессе принятия решений по конкретным гражданским делам судебные органы выносят решения о фактическом прекращении действия того или иного акта. Если ранее одновременно с принятием нового нормативного акта издавался перечень актов, подлежащих отмене, то нынешний объем нормативного материала без использования электронной формы его представления делает такую акцию невозможной.
В настоящее время важное значение имеют нормы, содержащиеся в подзаконных актах. Издаваемые либо подготавливаемые различными ведомствами такие акты весьма различны по степени проработанности и соответствия правилам юридической техники, нередко противоречат друг другу и актам более высокой юридической силы. 20
Классификатор и процесс классификации нормативных документов должны удовлетворять следующим основным требованиям:
1. Систематизация нормативных
актов должна, с одной стороны,
основываться на правовой
2. Классификатор должен быть основан, прежде всего, на Конституции
России, а также на важнейших кодифицированных актах (Гражданском кодексе, Уголовном кодексе, Таможенном кодексе и других). Кроме того, классификатор должен быть восприимчив к изменениям законодательства, то есть допускать введение новых разделов и подразделов, а также изменения уже существующих.
3. В целях доступности
для широкого круга
4. В соответствии с Указом Президента России от 6 февраля 1995 г. начата подготовительная работа к составлению и изданию Свода законов Российской Федерации. Свод законов - это систематическое собрание кодифицированных и систематизированных актов высших органов государственной власти. Свод должен сделать российское законодательство более доступным для всех правоприменителей и граждан. 21
Начиная с электронной системы необходимо классифицировать не нормативные акты в целом, а нормы права, содержащиеся в этих актах - это позволит избежать громоздкости при составлении Свода законов.
5. Следует учитывать установленное Конституцией Российской Федерации и
Договорами о разграничении
компетенции и предметов
6. Для разработки действительно
жизнеспособного
Государственной Думы Российской Федерации и других субъектов законодательной инициативы. Кроме того, особенно в части законодательства, направленного на регулирование экономических отношений, следует изучить проекты законов, принятие которых предусмотрено Гражданским кодексом России.
7. В соответствии со статьей 15 (часть 4) Конституции необходимо детально разработать классификацию международных договоров Российской Федерации. При этом необходимо учитывать, что Россия является правопреемником СССР.
Необходимо внимательно изучить и взять
все лучшее из опыта классификации документов
Главного Государственно-правового управления
Президента РФ, Минюста России, Федерального
Собрания РФ, Верховного Совета РСФСР,
Конституционного Суда, Верховного Суда,
Высшего Арбитражного Суда России. Необходимо
также изучить опыт классификации документов
в странах с развитой правовой системой:
Германии, Франции, Нидерландах, Великобритании,
США.
Заключение
На основе проведенного мною исследования, я делаю следующие выводы: реформа законодательства – безусловно, важнейшая составная часть правовой реформы, без которой развитие законодательства России не возможно. Так же в России, жизненно необходима систематизация законодательства, актуальная для любой развитой правовой системы. С начала 90-х годов прошлого столетия в России проявляется положительная динамика в развитии законодательства, с момента принятия Конституции 1993 года активизировалась нормотворческая деятельность на региональном уровне. Так же не малу долю в нормотворчестве занимает ведомственное нормотворчество. В 1992 году Министерство юстиции России обязало все ведомства регистрировать издаваемые ими правовые акты.
Информация о работе Систематизация нормативно-правовых актов