Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 09:53, курсовая работа
Цель работы – рассмотрение понятия систематизации, её форм и роли в совершенствовании права.
Задачи курсовой работы:
сформулировать понятие систематизации;
рассмотреть формы систематизации нормативно-правовых актов;
определить роль и значение систематизации;
выявить проблемы систематизации.
Введение
1. История систематизации
2. Понятие и формы систематизации нормативно-правовых актов
2.1 Инкорпорация
2.2 Консолидация
2.3 Кодификация
3. Значение и роль систематизации законодательства
4. Проблемы систематизации
Заключение
Список использованных источников и литературы
Так же следует отметить, что инкорпорация не сводится к простому воспроизведению актов в их первоначальной редакции, текст нормативных актов порою претерпевает определенные, а иногда довольно существенные изменения.
Размещение текстов нормативно - правовых актов в сборниках осуществляется таким образом, чтоб в их текст при необходимости можно было внести изменения или же дополнения. В процессе инкорпорации тексты помещаемых в сборник актов претерпевают изменения, исключаются главы статьи (пункты), отдельные абзацы и иные отделимые части, признанные утратившими силу. Так же из текста нормативных актов удаляются разнообразные оперативные поручения и иные ненормативные предписания, временные нормы (с истекшим сроком действия), сведения о лицах, подписавших соответствующий акт. Все изменения и дополнения со временем вносимые в сборник, публикуются вместе с информацией и реквизитами органов внесших изменения в нормативные акты.
Деление инкорпорации на отдельные виды можно производить по различным основаниям. В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорация делится на официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную.9
Официальная инкорпорация осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает либо иным способом официально одобряет подготовленное Собрание (Свод). Такое Собрание (Свод) носит официальный характер, т. е. оно приравнивается к официальным источникам опубликования помещенных в Собрании нормативных актов и на его материалы можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности, в договорах, жалобах и заявлениях граждан, направляемых в правоохранительные или иные государственные органы. Официальное Собрание законодательства имеет приоритет перед ранее изданными публикациями нормативных актов, поскольку оно включает в себя акты в их действующей редакции. Примером официальной инкорпорации может служить, например, изданный в 80-х гг. Свод законов РСФСР.
Подготовка официальных Собраний (Сводов) обычно сопровождается большой подготовительной работой. В процессе его составления выявляются и признаются утратившими силу устаревшие, фактически не действующие, противоречащие позднейшему законодательству нормативные акты либо их отдельные части, в другие акты, частично противоречащие позднейшему законодательству, вносятся необходимые изменения. Принимается ряд новых законов и иных нормативных актов, устраняющих имеющиеся в законодательстве пробелы. Возможно также устранение множественности нормативных актов по одному вопросу путем принятия укрупненных, консолидированных актов.
Официозная (полуофициальная) инкорпорация - это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например, Министерством юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник) и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер. Таковым было, например, Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР, изданное в Российской Федерации в 60-х гг. . Неофициальная инкорпорация осуществляется ведомствами, государственными либо частными издательствами, научными учреждениями, отдельными лицами, т. е. теми субъектами, которые не имеют специальных полномочий издавать Собрание законодательства, предоставляемых правотворческим органом, и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе. Неофициальные сборники законодательства не являются источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Большинство ныне издаваемых в нашей стране сборников законодательства - это неофициальная инкорпорация.
По характеру расположения материала все собрания законодательства можно разделить на: хронологические и систематические.
В хронологических собраниях нормативные акты располагаются последовательно по датам их издания, в систематических по тематических разделам в зависимости от содержания акта, причем в каждом разделе акты располагаются опять же не в хронологическом порядке, а по предметному принципу.
В систематических собраниях в начале каждого раздела и других подразделений помещаются акты более высокой юридической силы и содержащие основные, самые принципиальные нормы по соответствующему вопросу, а затем акты, развивающие, конкретизирующие и детализирующие основные нормы.
При подготовке и издании собраний законодательства могут сочетаться хронологический и предметный методы, когда разделы собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри каждого раздела акты располагаются в хронологическом порядке.10
Очевидно, что систематические собрания более удачны для эффективной выдачи информации для правотворческой и правоприменительной деятельности, для обучения студентов и научных исследований, поскольку в них в одном месте сосредоточены все интересующие исполнителя, тесно связанные между собой нормативные предписания. В систематических собраниях акты находятся в систематизированном, логически увязанном виде. Этого лишены хронологические собрания. Однако очень часто систематизация законодательства начинается именно с подготовки хронологических собраний, как предварительного этапа систематизации, после чего значительно легче располагать нормативные акты в систематических собраниях по тематическому принципу.
В зависимости от объема охватываемого нормативного материала, инкорпорация законодательства может классифицироваться как генеральная (полная) и частичная. При генеральная инкорпорация в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта РФ и т.д.. Частичная инкорпорация характеризуется составлением собрания и сборников нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам.
2.2 Консолидация
С течением времени в любой развитой правовой системе образуется значительное число (иногда десятки и сотни) нормативных актов, имеющих один и тот же предмет регулирования, предписания таких актов зачастую повторяются, а иногда содержат явные несогласованности и противоречия. С учетом этого возникает естественная потребность ликвидации множественности нормативных актов, их укрупнения, создания своеобразных "блоков" законодательства. Одним из путей решения проблемы множественности нормативных актов является консолидация законодательства. Благодаря данному типу систематизации десятки, а порой и сотни нормативных актов по одному и тому же вопросу объединяются в один укрупненный акт, тем самым упрощая работу со сборниками, кодексами и т.п.
Такой акт утверждается правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу. Так же подлежат объединению предписания одинаковой юридической силы.
Консолидация - это своеобразный вид правотворчества, особенность которого заключается в том, что новый укрупненный акт не меняет содержание правового регулирования, не вносит изменений в действующее законодательство.11 В процессе подготовки консолидированного акта все нормы прежних актов располагаются в определенной логической последовательности, разрабатывается общая структура будущего акта.
Производится определенная редакционная правка, чисто внешняя обработка предписаний с целью соблюдения единого стиля изложения с использованием унифицированной терминологии. Устраняются противоречия, повторения, заменяется устаревшая терминология, нормы близкого содержания объединяются в одну статью (пункт).
Деятельность по созданию новой правовой системы в России, существенному обновлению всех основных сфер правового регулирования следует проводить таким образом, чтобы в будущем не возникла проблема ликвидации множественности нормативных актов по одному вопросу. Практика подготовки и принятия укрупненных, консолидированных актов осуществлялась в прежние годы в сфере регулирования вопросов сельского хозяйства, заготовок сельскохозяйственной продукции, налогообложения, административной ответственности и т. д. На сегодняшний день эта проблема стоит не менее остро. Так же велико число нормативно – правовых актов действующих лишь частично (некоторые нормы акта), их не редко называют «лоскутными».
Ревизия всего массива действующих актов должна выражаться как в отмене устаревших актов и их частей, внесении в них соответствующих изменений, так и в объединении действующих норм из разных актов, от которых остались лишь отдельные фрагменты, издании укрупненных актов по определенным вопросам.12
Поэтому задача консолидации действующих актов, укрупнения законодательных блоков, вбирающих в себя несколько (иногда десятки) действующих актов по одному вопросу, ныне становится одним из приоритетных направлений упорядочения законодательства.
2.3 Кодификация
Кодификация законодательства - это форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, а также расчистки нормативного массива, освобождения от устаревших, не оправдавших себя норм. В процессе кодификации составитель стремится объединить и систематизировать оправдавшие себя действующие нормы, а также переработать их содержание, изложить нормативные предписания стройно и внутренне согласованно, обеспечить максимальную полноту регулирования соответствующей сферы отношений.13
Прибегая к помощи кодификации можно критически переосмыслить действующие нормы, устранить противоречия и несогласованности между ними.
Кодификация - это одна из форм правотворчества. Являясь, по сути, обобщением действующего правового регулирования, кодификация в то же время направлена на установление новых норм, отражающих назревшие потребности общественной практики, восполняющих пробелы правового регулирования, на замену неудачных, устаревших правовых предписаний новыми. Кодификация, по существу, форма совершенствования законодательства, результатом кодификации является новый сводный законодательный акт стабильного содержания (кодекс, положение, устав и т. д.), заменяющий ранее действовавшие нормативные акты по данному вопросу. Сочетая в себе упорядочение и обновление законодательства кодификация является по сути наиболее совершенной, высшей формой правотворчества.
Кодификация присущ ряд характерных черт:
1) как правило, в кодификационном акте формулируются нормы, регулирующие наиболее важные и принципиальные вопросы общественной жизни, являющиеся определяющими нормативными основами той или иной отрасли законодательства;
2) акты подобного рода регулируют довольно таки обширную сферу общественных отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения, борьба с преступностью и т. д.);
3) являясь своего рода итогом совершенствования законодательства, кодификационный акт представляет собой сводный акт (упорядоченную совокупность взаимозависимых предписаний). Он представляет собой единый, внутренне связанный документ, включающий в себя как проверенные временем и общественной практикой действующие нормы, а так же новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества;
4) кодификация рассчитана на создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный срок их действия. От того, сможет ли законодатель учесть объективные тенденции развития отношений, являющихся предметом регулирования такого акта, их динамику во многом зависит эффективность кодификационного акта;
5) зачастую предмет кодификации определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли и институты. Благодаря кодификации укрепляется системность нормативных актов, их юридическое единство и согласованность. Как правило, кодификационный акт возглавляет систему взаимосвязанных нормативных актов, образующих определенную отрасль, подотрасль или же отдельный институт законодательства;
6) актам кодификации присущи значительные объемы, и сложная структура.
По сути это своеобразный укрупненный блок законодательства, способствующий более четкому построению системы нормативных предписаний, а также удобству их использования.
В основном, в юридической литературе и практике, различают несколько видов кодификации:
Правовая система России с самого начала должна создаваться не как совокупность разрозненных актов по узким вопросам, а как научно обоснованная и взаимоувязанная система кодификационных актов, которые должны быть базой, основой системы законодательства страны. Кодификация способствует усилению стабильности законодательства, созданию четкой, базирующейся на научном фундаменте системы нормативных актов, обеспечивает оптимальную скоординированность между действующими нормами, является основой для создания в законодательстве укрупненных нормативных блоков.14 Благодаря кодификации возможно решение одновременно двух взаимосвязанных задач - совершенствование и содержания, и формы законодательства. В перспективе кодификационные акты призваны быть основой правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности. Множественность и фрагментарность законов, их узкая тематика - это существенный недостаток законодательства, и он будет становиться все более очевидным по мере развития и усложнения правовой системы, углубления правового регулирования. Правда, необходимость быстро, оперативно заполнять пустоты, пробелы в действующем регулировании, потребность законодательного обеспечения рыночных реформ, дальнейшей демократизации общественной жизни, динамика социальных преобразований объективно побуждают законодателя принимать отдельные акты по сравнительно узким темам, частным вопросам. Как итог неуклонно растущая нормативная база, невольно создающая возможности для появления пробелов, несогласованностей и противоречий в действующем регулировании.
Информация о работе Систематизация нормативно-правовых актов