Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 08:06, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение и сравнение признаков государственности, их значение.
Задачи: 1) проследить историю формирования государства, причины его возникновения.
2) рассмотреть правовое и социальное государство.
3) выделить ведущие признаки государства.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...3
Глава 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
1.1 Широкое и узкое значения термина «государство»……………....6
1.2 Причины возникновения государства……………………………...7
1.3 Исторические рубежи в развитии государства……………………9
1.4 Конституция………………………………………………………...11
Глава 2. ПРАВОВОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
2.1 Правовое государство………………………………………………12
2.2 Понятие правового государства…………………………………...14
2.3 Принципы правового государства………………………………...16
2.4 Социальное государство…………………………………………...20
2.5 Понятие социального государства……………………………….. 22
2.6 Принципы социального государства……………………………...24
2.7 Соотношение признаков социальной и правовой
государственности…………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………
В научной литературе отмечаются не только названные выше, но и некоторые другие факторы, влияющие на образование государства и их особенности: географическое положение, наличие или отсутствие естественных границ, климатические условия, плодородные земли и т.д. Многочисленные исследования показали, что государство возникает и развивается под воздействием целого ряда факторов, среди которых едва ли можно выделить какой-нибудь один в качестве определяющего.
1.3 Исторические рубежи в развитии государства
Существуя на протяжении многих тысячелетий, государство изменяется вместе с развитием всего общества, частью которого оно является. С точки зрения особенностей взаимоотношения государства и личности, воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов свободы и прав человека, в развитии государства можно выделить два глобальных этапа: традиционный и конституционный, а так же промежуточные стадии, причудливо сочетающие черты традиционных и конституционных государств, например тоталитарная государственность.[5]
Традиционные государства возникли и существовали преимущественно стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих корнями в глубокую древность. Они имели институционально не ограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей, не признавали личность как источник государственной власти. Типичным воплощением такого типа государства являлись монахи.
Некоторые авторы, принимая во внимание глубокие отличия конституционных и неконституционных государств, предлагают в соответствии с античной традицией, различавшей государство и деспотию, называть государством лишь «организацию публичной власти, производную от гражданского общества и, так или иначе, ему подконтрольную». [6] Хотя такое различие не учитывает разные типы государств и не разделяется большинством ученых, оно обоснованно указывает на принципиальную границу, отделяющую современные конституционные государства от государств, по типу своего устройства и функционирования, связанных с прошлым.
Конституционное государство является объектом сознательного человеческого воздействия, организации, управления и регулирования. Оно стремится охватить своим регулятивным воздействием всего человека, все его жизненные проявления – экономическую, культурную, религиозную и политическую активность и ограничивается лишь выполнением тех функций, которыми его наделяют граждане и которые не устраняют свободу личности.
В целом конституционный этап в развитии государства связан с его подчиненностью полномочий и сферы государственного вмешательства, с правовой регламентацией деятельности государства и созданием институциональных и иных гарантий прав человека. Одним словом, он связан с появлением конституции.
1.4 Конституция
Сам термин «конституция» в науке употребляется в двух значениях: «реальная конституция» и наиболее распространенном значении термина «конституция» речь идет о своде законов, юридической или нормативной конституции.
Первые конституции были приняты в 1789г. в США (в 1791г. Билль о правах) и во Франции (в 1789г. Декларация прав человека и гражданина и в 1791г. конституция), хотя ряд правовых документов, фактически носящих характер конституционных актов, появился еще раньше – в 1215, 1628, 1679, 1689гг. в Англии.
Конституция, как правило, состоят из двух важнейших частей. В первой определяются нормы взаимоотношений граждан и государства, права личности, утверждаются правовое равенство всех граждан; во второй части описываются характер государства (республика, монархия, федерация и т.п.), статус различных властей, правительства и суда, а также структура и порядок функционирования органов управления.
Наличие демократической конституции – показатель подлинной конституционности государства лишь в том случае, если она реально воплощена в государственной организации и неукоснительно исполняется органами власти, учреждениями и гражданами. Завершенность процесса формирования конституционного государства, закрепление принципа ограничения его компетенций с помощью специальных институтов и законов, исходящих от народа, характеризует понятие правового государства.
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
2.1 Правовое государство
Правовое государство формировалось постепенно на базе соответствующих идей и элементов государственности, некоторые из которых появились еще в глубокой древности. Нравственная основа правового государства заключается в общечеловеческих принципах гуманизма, справедливости, равенства и свободы личности, её чести и достоинства. Правовое государство отличается от неправового качеством законов: они должны быть гуманными, закреплять неотъемлемые права каждого человека, справедливыми. Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих его территорию.
Эстафету в развитии идей правового государства приняли мыслители последующих, особенно XVIII-XX вв. Положения этой теории отражены в работах английских философов Т. Гоббса, Д. Локка, французского философа, правоведа Ш.Л. Монтескье, наших соотечественников А. Радищева, А. Герцена и др. В основных сочинениях Т. Гоббса «Левиафан», «Основы философии» проводится мысль о том, что люди путем договора объединились в государство, чтобы тем самым получить защиту со стороны закона и возможность нормальной жизни. Д. Локк, развивая идеи Т. Гоббса, выдвинул один из основополагающих принципов правового государства — положение о разделении властей на законодательную и исполнительную. Ш.Л. Монтескье развил далее, вслед за Локком, теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Философское обоснование идеи правового государства наиболее полно представлено в трудах выдающихся немецких философов Г. Гегеля и И. Канта. В знаменитой работе Г. Гегеля «Философия права» глубоко осмыслено и дано понятие гражданского общества, которое органически связано с правовым государством. Такое государство, по Гегелю, характеризуется разделением властей, что теснее связывает их с действием права. И. Кант в своих исследованиях отмечает необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать с правом свою деятельность. Он обосновал идею свободы личности, значимость ее защиты от произвола коллективного целого, т.е. государства. Цель закона — обеспечение торжества права. И. Канта, в связи с обоснованием им названных и других подобных идей, принято считать основоположником учения о правовом государстве. Вместе с тем надо заметить, что сам он понятие «правовое государство» в своих трудах не использует.
Определенный вклад в теорию правового государства внес французский философ и писатель Ж.Ж. Руссо.
В сочинении «Об общественном договоре» он выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей. Оно должно базироваться на законе, регулировать отношения между людьми, определять их права и обязанности.
В последние годы в русле реформаторских процессов в России произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право. Концептуальные положения и пути формирования правового государства излагаются в трудах сегодняшних исследователей права и государства: С.С. Алексеева, В.Н. Хропанюка, В.Н. Кудрявцева и др. Так, по В.Н. Хропанюку правовое государство - "это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на взаимоотношениях с индивидами и различными объединениями на основе норм права". В.Н. Хропанюк различает экономическую, социальную и нравственную основу правового государства. "Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной и др.) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически." В правовом государстве собственником должен быть производитель и потребитель материальных благ. Правовое начало же государственности реализуется только при наличии свободы и самостоятельности собственности, которые обеспечивает право.
2.2 Понятие правового государства
Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а так же для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.
Общественным сознанием правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, правом ограничивается и через право реализуется. Это живой организм, обеспечивающий цели и интересы конкретного индивида, и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально – демократическим политическим режимом.
В идее правового государства можно выделить два главных элемента:
1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав;
2) ограничение правом государственной власти.
В философском смысле свобода может быть определена, как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека надо создавать условия для его юридической свободы, своеобразный механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип «не запрещенное законом дозволено»[7].
Человек как автономный субъект свободен, распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, совестью. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности, прежде всего в экономике, сфере внедрения научно – технического прогресса в производство и т. п. Думается, не случайно сегодня в Российской Федерации принят целый пакет приоритетных экономических законов, посвященных собственности, земле, налоговой системе, приватизации государственных предприятий и т. д., которые фиксируют многообразие форм собственности, открывают простор для инициативы людей, дают возможность почувствовать себя хозяином.
Наиболее крупные и значимые блоки права – стимула в отношении личности (свобода, собственность, равенство и т. д.) воплощаются в формуле «права человека», которые являются фундаментальными в том плане, что призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного человеческого существования, и лежат в основе конкретных и многообразных субъективных прав личности. Права человека как главное звено правового режима стимулирования для индивида есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества. В современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они все прочие становятся точкой отсчета в национальных правовых системах, правовом регулировании.
Права человека и правовое государство. Несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они могут только в одной «связке». Оба феномена имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположно, но одновременно и внутренне едино. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно быть именно право, а отношения между ними – истинно правовыми.
Именно в связывании, ограничении правом государства и заключается сущность правового государства. Здесь право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Ведь поскольку политическая власть (особенно и главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для неё необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие заслон её необоснованному незаконному превышению, попранию человека.
Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не превратились в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан. Поэтому в условиях демократии право как бы «меняется местами» с государством – утверждается верховенство первого: и право возвышается над государством.[8]
2.3 Принципы правового государства
Принципами правового государства являются:
наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона);
Он нашел своё закрепление в статье 2 Конституции РФ, где сказано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение – гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность правления функций государственной власти становится вторичной, производной.
Наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения (формально – юридическая сторона);
Господство права и верховенство закона в своём конкретном содержании реализуют в правовом государстве принцип «вся власть закону», который является основным императивом государственно-организованного общества. Господство права – и все подчиняются правовым предписаниям, принятым в установленном порядке, не допуская произвола, злоупотребления правом. Верховенство закона – и все признают, что основополагающим в таком обществе является закон, принятый законодательным органом и все другие подзаконные акты должны соответствовать закону. А высшую юридическую силу имеет Конституция – и все это тоже признают и соблюдают. Все другие законы должны соответствовать Конституции.
Разделение властей;
Система сдержек и противовесов, установленная в Конституции и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом».
Применительно к законодательной власти используется жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления: законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование. В системе противовесов важную роль играет Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, назначить при необходимости досрочные выборы. Законодатель в своих действиях ограничивается временными рамками, самими принципами права, Конституцией, другими юридическими и демократическими нормами и институтами.
Информация о работе Соотношение принципов правовой и социальной государственности