Соотношение принципов правовой и социальной государственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 08:06, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является определение и сравнение признаков государственности, их значение.
Задачи: 1) проследить историю формирования государства, причины его возникновения.
2) рассмотреть правовое и социальное государство.
3) выделить ведущие признаки государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...3
Глава 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
1.1 Широкое и узкое значения термина «государство»……………....6
1.2 Причины возникновения государства……………………………...7
1.3 Исторические рубежи в развитии государства……………………9
1.4 Конституция………………………………………………………...11
Глава 2. ПРАВОВОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
2.1 Правовое государство………………………………………………12
2.2 Понятие правового государства…………………………………...14
2.3 Принципы правового государства………………………………...16
2.4 Социальное государство…………………………………………...20
2.5 Понятие социального государства……………………………….. 22
2.6 Принципы социального государства……………………………...24
2.7 Соотношение признаков социальной и правовой
государственности…………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая теория государство и право ч 2.doc

— 162.50 Кб (Скачать документ)

В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства. Сюда же можно отнести установленные в законе определенные  сроки президентской власти, вотум недоверия правительству, импичмент, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.

Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судьи и т.д. Судебная власть должна быть независимой, она сориентирована, прежде всего, на защиту прав и свобод индивидов, на правосудие.

У правового государства должна быть независимой, но юридически регулируемой, и четвертая власть – власть средств массовой информации. Без открытости, полной информированности общества, гласности правовое государство также не смогло бы обслуживать гражданское общество. Информационное обслуживание – это новая и важная функция правового государства.

Сейчас в России газеты, телевидение, радио полны сообщений о таких фактах, обстоятельствах, которые послужили основаниями кадровых перемен, политических решений, крупных социальных потрясений.[9]

      Федерализм

Как своеобразное государственное устройство «федерация дополняет горизонтальное разделение власти ещё и разделением её по вертикали и тем самым становится средством ограничения государственной власти, системой сдержек и противовесов».[10] При реально действующих федеративных  отношениях различные государственные структуры и ветви власти будут контролировать друг друга, уменьшать вероятность злоупотреблений и произвола в отношении личности.

      Верховенство закона;                      

Как способ ограничения политической власти выступает верховенство закона и его господство в общественной жизни. В правовом государстве закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти.

      Взаимная ответственность государства и личности;

В условиях правового государства личность и властвующий субъект (как представитель государства) должны выступать в качестве равноправных партнёров заключивших своеобразное соглашение о взаимном сотрудничестве и взаимной ответственности.

Этот способ ограничения политической власти выражает нравственно – юридические начала в отношениях между государством как носителем власти и гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих  отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами.[11]

Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписаний и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: а) ответственность правительства перед представительными органами; б) дисциплинарная, гражданско – правовая  или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и пр.; в) импичмент и др.

Отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.

      Высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;

Отношение  людей к праву, основанное на знаниях о праве, понимании и соблюдение права каждым отдельным членом общества.

Правовая воспитанность каждого  человека, которая выражается не только  в законопослушном  поведении, но и в полном и  эффективном  использовании правовых средств в жизни, знание гражданами действующего законодательства.

Государство заинтересовано в высоком уровне правовой культуры, т.к. это ведет к укреплению правопорядка в обществе.

При всем многообразии принципов правового государства два из них остаются приоритетными, главными, определяющими, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи, ибо они оба выражают две стороны сущности правового государства. Если анализировать первую (социальную, показывающую привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второй (формально – юридической, представляющей средства достижения названных идеалов), то неясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально – юридический аспект, тогда не совсем понятно ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права.

Концепция правового государства направлена на защиту свободы личности. Верховенство права, верховенство закона, разделение властей, взаимные права и обязанности государства и личности – именно эти и другие признаки государства характеризуют его как правовое и создают наиболее эффективные условия для реализации свободы личности.

 

2.4 Социальное государство

Конструктивным ответом на несовершенство правового государства в его классическом либеральном варианте, а также на неудавшуюся попытку командно – административного социализма обеспечить каждому материальную свободу и установить в обществе социальную справедливость и равенство явились теория и практика социального государства.

Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX — начале XX вв. (то есть позднее идеи правового государства) как результат объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни буржуазного общества, когда в противоречие вошли два его важнейших принципа  — принцип свободы и  принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к соотношению этих принципов. Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк и др. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства. При этом они понимали, что, в конечном счете, такая свобода приведет к неравенству, однако считали свободу высшей ценностью.[12]
        Другой подход олицетворяет Жан-Жак Руссо, который, не отрицая значения индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено принципу равенства, обеспечивать который  — задача               государства.
         Принцип индивидуальной свободы, который раскрепощал инициативу и самодеятельность людей, способствовал развитию частного предпринимательства и рыночного хозяйства, имел, таким образом, экономическое основание в период упрочнения экономической мощи буржуазных государств. Однако к концу XIX в. по мере развития и накопления богатства стало происходить имущественное расслоение буржуазного общества, его поляризация, чреватая социальным взрывом. И в этой ситуации принцип индивидуальной свободы потерял свою актуальность и уступил место принципу социального равенства, требующего от государства перейти от роли «ночного сторожа» к активному вмешательству в социально-экономическую сферу. Именно в такой историко - политической обстановке и начинает формироваться понятие социального государства,
понимание               его              oсобых              качеств               и               функций.
        В дальнейшем идея социального государства начинает получать все

большее признание, воплощаться в практике и конституциях современных государств. Впервые государство было названо социальным в Конституции ФРГ 1949 г. Так или иначе принцип социальности выражен в конституциях Франции, Италии, Португалии, Турции, Испании, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции, Японии и др. государств. Большое значение для теории и практики социального государства имело учение английского экономиста Дж. Кейнса, под влиянием взглядов, которого сформировалась концепция государства всеобщего благоденствия, исходящая из возрастания социальной функции               государства.
       Следует отметить, что, несомненно, катализатором процесса развития идеи социального государства и воплощения ее в жизнь на Западе было возникновение               Советского государства, постоянно декларировавшего в своих Конституциях                   и  других законодательных актах социальную ориентированность политики. И, хотя политическая теория и декларации социализма находились в противоречии                 с  реальностями отсутствия демократии, гражданского общества, правового государства и частной собственности как экономической основы этих институтов, нельзя отрицать реальных достижений в социальной политике социалистических государств.            Разумеется, что в названных социально-экономических условиях социально ориентированная деятельность социалистического государства могла иметь только патерналистский (отеческий) характер, связанный с установлением убогого               равенства.

                              2.5 Понятие социального государства             
       Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе.

Так называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Это государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, как  это делало социалистическое государство. Напротив, оно увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и др.), поскольку между этими целями существует определенное противоречие. Социальное государство как бы исправляет формализм понятий «свобода» и «равенство», помогая людям непредприимчивым и бедным.[13]

Функции социального  государства широки. Оно создает условия для поддержания полной занятости, перераспределяет доходы  через государственный бюджет в пользу неимущих, обеспечивает людям прожиточный минимум, охраняет наемный труд, заботится об образовании, социальном обеспечении, семье, здравоохранении и др.. Социальная деятельность по этим направлениям не требует огосударствления экономики, а напротив, сочетается с укреплением рыночного хозяйства и развитием индивидуальной инициативы.

Цели социального государства достигаются не только методами социальной политики – в этом случае в связи со сменой правительства многие аспекты этой политики  исчезли бы или серьезно менялись. Такое действительно имеет место, но главное состоит не в социальной политике, а в создании необратимой законодательной  и административной структуры социальной деятельности государства, в результате чего социальное государство остается таким при всех правительствах. Это структурная реформа всей экономической и политической системы, основанная на консенсусе всех политических сил (либералов, консерваторов, социал– демократов и др.)

Такая концепция социального государства на практике существенно ослабила социальную напряженность между трудом и капиталом, снизила деструктивную активность левого радикализма. Постепенно пошла на спад (без особых запретов) забастовочная борьба, профсоюзы научились добиваться своих целей методами социального партнерства. И хотя нужда и нищета значительных групп населения окончательно не исчезли, в целом благосостояние низшего и среднего классов неуклонно улучшается.[14]

 

2.6 Принципы социального государства

                Становление социального государства — это процесс не только экономический и политический,  но и процесс нравственный, требующий «человеческого»              измерения.
С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:

1       Демократическая организация государственной власти.

2       Высокий нравственный уровень граждан              и прежде               всего — должностных лиц государства.

3       Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4       Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

5       Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

6       Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

7       Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому              гражданину:
а) достойных              условий               существования;
б) социальной               защищенности;
в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

8       Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

В конституции РФ социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (ст. 7).  Часть 2 ст. 7 дает некоторую расшифровку обязанностей государства:

      Охрана труда и здоровья людей;

      Установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

      Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства, инвалидов и пожилых граждан;

      Развитие системы социальных служб;

      Установление государственных пенсий, пособий;

      Иные гарантии социальной защиты.

Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции — расценивать как программную установку.

Информация о работе Соотношение принципов правовой и социальной государственности