Соотношение принципов правовой и социальной государственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 08:06, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является определение и сравнение признаков государственности, их значение.
Задачи: 1) проследить историю формирования государства, причины его возникновения.
2) рассмотреть правовое и социальное государство.
3) выделить ведущие признаки государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...3
Глава 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
1.1 Широкое и узкое значения термина «государство»……………....6
1.2 Причины возникновения государства……………………………...7
1.3 Исторические рубежи в развитии государства……………………9
1.4 Конституция………………………………………………………...11
Глава 2. ПРАВОВОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
2.1 Правовое государство………………………………………………12
2.2 Понятие правового государства…………………………………...14
2.3 Принципы правового государства………………………………...16
2.4 Социальное государство…………………………………………...20
2.5 Понятие социального государства……………………………….. 22
2.6 Принципы социального государства……………………………...24
2.7 Соотношение признаков социальной и правовой
государственности…………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая теория государство и право ч 2.doc

— 162.50 Кб (Скачать документ)

Чтобы избежать развития у граждан социального иждивенчества, социальные государства строятся на базе  принципов солидарности – взаимной поддержки гражданами друг друга  и всего государства – и субсидарности. Последний принцип направлен на ограничение государственного централизма и недопущении поглащения государством и обществом более мелких элементов социальной системы, обеспечение их автономии и самостоятельности, ответственности и активности. Он означает, что «нельзя лишать отдельного индивида и передавать сообществу то, что он может сделать по собственной инициативе. Сообщество обязано оказывать помощь только в случае крайней необходимости.[15]

Можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России:

1        Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);              

2        В России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;

3        Отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;

4        Не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;

5        Отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;

6        Снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой — политики и экономики («политика — дело грязное»);

7        Существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;

8        В обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;

9        В процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.

       И тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности — единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.

2.7 Соотношение принципов социальной и правовой  государственности

Социальное государство осуществляет  свои цели и принципы в форме правовой государственности, однако идет значительно дальше по пути гуманизации общества – стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречие. Их единство состоит в том, что оба призваны обеспечить благо индивида: первый – физическую безопасность граждан по отношению  друг к  другу и  власти, индивидуальную свободу и основополагающие, главным образом личные и политические права человека с помощью установления четких границ государственного вмешательства и гарантий против деспотии, второй – социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существования каждого человека.

Противоречие же между ними проявляется в том, что правовое государство по своему  замыслу  не должно вмешиваться в вопросы  распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан. Социальное же государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и т.п., не порождать массовое социальное иждивенчество.

Кроме того, следует учитывать, что проведение государством социально ориентированной политики представляет собой трудный процесс, своего рода политическую эквилибристику, обусловленную необходимостью учитывать противоречивые, почти исключающие друг друга факторы. Социальное государство должно постоянно налаживать труднодостижимый баланс между свободой рыночной экономики и необходимостью воздействовать на распределительные процессы с целью достижения социальной справедливости, сглаживания социального неравенства. Проф. Е. А. Лукашева справедливо пишет: «Отказываясь от ограниченной роли „ночного сторожа“ и стремясь обеспечить всем гражданам достойный уровень жизни, государство не должно переступить черту, за которой начинается грубое вмешательство в экономику, подавление инициативы и свободы предпринимательства». В этой связи не случайно среди современных политических движений Запада сложилось своеобразное разделение труда: консерваторы делают больший акцент на индивидуальной и политической свободе — правовом принципе, социал-демократы и близкие к ним либералы — на сближении доходов и жизненных шансов как материальном условии свободы каждого, то есть на социальном принципе.
В наши дни демократические государства стремятся найти меру  оптимального сочетания  правового и социального принципов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правовой и социальный этапы не завершают развитие конституционного государства.

На формирование и будущее правового и социального государства влияют не только внутренние факторы (становление гражданского общества). Определяющее влияние оказывает и общая эволюция государственности у многих народов. Направление этой эволюции – формирование мировых надгосударственных органов и организаций, «просветление» государственных границ, а в некоторых регионах превращение их в «прозрачные», развитие транснациональных экономических компаний (эволюция гегелевских «корпораций» - атрибута гражданского общества), трансграничное информационное пространство, новые формы общения, коммуникаций (мультимедиа, прежде всего, Интернет), космические проблемы человечества.

XXI век ставит новые задачи в информационном пространстве человечества, учитывая трансграничные возможности информационных процессов. Усилилось и воздействие этих процессов на людей не только вследствие описания работы политиков (встречи, поездки, совещания и т. п.), но и путем описания жизни общества, самых разных людей. Большое значение приобрело описание многих малых воздействий, событий, приводящих к крупным потрясениям, переменам, которые происходят в обществе. Но ведь как часто в прошлом эти малые воздействия также были судьбоносными, приводили к социальным потрясениям, переменам, но отсутствие современной информационной технологии делало их малозаметными и малоизвестными.

Иное положение сейчас, по крайней мере, в России газеты, телевидение, радио полны сообщений о таких фактах, обстоятельствах, которые послужили основаниями кадровых перемен, политических решений, крупных социальных потрясений.

И такой признак правового государства как взаимодействие гражданина и государства также «работает» на гражданское общество. Взаимные права и обязанности гражданина и государства обеспечивают соблюдение как частных интересов, так и общих (общесоциальных, национальных, интересов крупных социальных групп и т. п.).           Переплетение этих интересов создает такую пеструю ткань, окутывающую, обволакивающую жизнедеятельность государства и личности, что приходится опять вспоминать о синергетических (самоорганизационных) процессах в жизни гражданского общества. Здесь, как нигде более, торжествует жестокая синергетическая действительность.

На предыдущем этапе отечественная теория государства и права, описывая переплетения интересов, оперировала понятием «равнодействующей», которая якобы складывалась в этом внешне хаотическом массиве, главным образом, под влиянием социально-экономических классовых интересов, и организовывала, направляла общество в конечном счете по предопределенному пути к становлению нового строя, новых общественных отношений, новых процессах, и в конечном счете к коммунистическому будущему человечества. Пожалуй, от представлений о равнодействующей, т. е. об однозначном, однонаправленном общественном развитии, придется отказаться.                

На смену идет иное мировосприятие действительности, как многовариантности, порой случайности, порой и вероятности бытия. Эти отчасти философские соображения в контексте современной теории государства и права по-новому обосновывают характер взаимодействия гражданина и государства. Но главное - именно в таком мире гражданин действительно свободен, может реализовать свои способности, достигать своих целей, удовлетворять свои интересы, а гражданское общество - процветать.

Таким образом, правовое государство может существовать только в паре, в связке с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование. И коль скоро такое общество складывается, в той же степени складывается и правовое государство. В этом его смысл, социальное назначение, будущее правового государства в существовании и развитии гражданского общества.

Правовое государство и гражданское общество складывается коэволюционно, синергетически. Поэтому странным звучит вопрос «построили» ли уже в России правовое государство, оправдана ли конституционная характеристика российского государства как правового.

Характеристика оправданна, но только в том смысле, что такое государство находится на этапе становления, точно также как на том же этапе находится и гражданское общество (свобода личности, либерально-демократический режим, рыночная экономика, частная и иные формы собственности и т. д.).

Пожалуй, будущее российской государственности и заключено в этих двух основных параметрах. Правовое государство является и фактором становления гражданского общества, точно также как гражданское общество воздействует на формирование правового государства.

Идеал правового и социального государства получает закрепление и в целом, и в конкретных сферах жизнедеятельности общества. Государство правовое и социальное - последнее достижение научной юридической мысли конца XX века, величественная программа социально-экономической, политической, юридической деятельности, направленной на обеспечение свободы личности.

Именно человек в концепции государства правового и социального становится целью все этой открывающейся многокрасочной панорамы государственно-правовой жизни общества.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Политология. Высшее образование / Пугачев В.П.2004 г.

.2. Четвертин В.А. Концепция советского правового государства // Право и власть. 1990 г.

3. Теория государства и права. Курс лекций/ Под редакцией Н.И. Матузов и А.В.Малько.

4. Аристотель. Политика. М., 1865

5. Баглай М.В. конституционное право РФ: учебник для вузов.-5-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2006 г.

6. Якушев А. В. Теория государства и права – «издательство ПРИОР», 2001 г.

7. Федерализм и демократия // Государство и право 1992 №4.

8. Венгеров . Теория государства и права. Учебник для юридических вузов

  3-е издание 2000 г.

9.  Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А. на пути к социалистическому правовому государству, 1989 г.



[1] Теория государства и права. Курс лекций/ Под редакцией Н.И. Матузов и А.В.Малько С.250

[2] Теория государства и права. Курс лекций/ Под редакцией Н.И. Матузов и А.В.Малько С.251

[3] Политология. Высшее образование / Пугачев В.П.2004 г С325

[4] Аристотель. Политика. М., 1865. С.8

 

[5] .Политология. Высшее образование / Пугачев В.П.2004 г. С.330

[6] Четвертин В.А. Концепция советского правового государства // Право и власть. 1990 г.С.129-131.

[7] Теория государства и права. Курс лекций/ Под редакцией Н.И. Матузов и А.В.Малько.С.252-253.

[8] Теория государства и права. Курс лекций/ Под редакцией Н.И. Матузов и А.В.Малько.С.254-255.

[9] Венгеров Теория государства и права 3-е издание 2000 г.С 517

[10] Федерализм и демократия // Государство и право 1992 №4. С. 143

[11] Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А. на пути к социалистическому правовому государству ,1989. С.26

[12]  Венгеров Теория государства и права 3-е издание 2000 г.С 520

[13] .Политология. Высшее образование / Пугачев В.П.2004 г. С.337

[14] Баглай М.В. конституционное право РФ: учебник для вузов.-5-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2006 – С.125-126.

[15] Политология. Высшее образование / Пугачев В.П.2004 г. С339


Информация о работе Соотношение принципов правовой и социальной государственности