Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:04, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является анализ современных проблем взаимосвязи территории и государства, территории и политического сознания. Для достижения цели анализируются конституции и конституционные законы различных государств мира, международные конвенции и договоры, а также практика их реализации.
Указанная цель достигается при разрешении следующего комплекса задач:
— определение понятия “территория государства”, отвечающее современному уровню знаний;
— изучение правовых отношений между государствами при изменениях их территории по различным основаниям, а также между государством и гражданином при изменении территории государства;
— представление путей разрешения территориальных споров между государствами, составлявшими ранее единый Советский Союз, механизмов реинтеграции на территории прежнего СССР.
Введение 3
1. Территория государства: основные характеристики 5
2. Правовой режим территории государства 15
3. Территориальный фактор во внешних функциях государства 26
Заключение 36
Список литературы 38
5. Конституционное закрепление
порядка изменения внешних и
внутренних границ государства
Между тем,
принимая 12 июня 1990 г. Декларацию “О государственном
суверенитете РСФСР”, I Съезд народных
депутатов РСФСР в п. 8 жестко записал:
“Территория РСФСР не может быть
изменена без волеизъявления народа,
выраженного путем референдума”
6. Единство правового
режима территории Российской
Федерации в вопросах
Вероятно, в противовес прежним советским конституциям Конституция России 1993 г. не содержит специального раздела, посвященного экономической основе государства и общества, но обязывает государство на всей его территории создавать условия для развития и закрепления рыночной экономики, видя это в обеспечении свободы экономической деятельности, свободном перемещении товаров, услуг, финансов.
Рассматриваемая статья Основного закона носит следы явной спешки и, соответственно, весьма уязвима. Как быть с перемещением других ресурсов? Конституционная норма явно претендует на исчерпывающий перечень. А ведь, например, еще Указ Президента РСФСР о едином экономическом пространстве от 12 декабря 1991 г. закреплял свободное движение на всей территории РСФСР товаров, услуг и работ10.
Статус административных территорий, составляющих единую территорию государства, также предполагает определенные общие начала (принципы). Рассматривая основные принципы правового регулирования (режима) административных территорий, выделим следующие из них, закрепленные в законодательстве РФ:
А. Взаимное согласие субъектов федерации на изменение границ между ними. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Все они выступают равноправными субъектами Российской Федерации (ч. 1 ст. 5 Конституции). Они равноправны между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч.4 ст. 5 Конституции).
При всем при этом, границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены лишь с их взаимного согласия (ч.3 ст. 67 Конституции).
Жесткость
приведенной формулировки в сочетании
с нормой Конституции России, согласно
которой отношения автономных округов,
входящих в состав края или области,
могут регулироваться федеральным
законом и договором между
органами государственной власти автономного
округа, края или области (ч.4 ст.
66), а следовательно, могут и не
регулироваться, создала своего рода
конституционный тупик. Этот тупик
усугубляется утверждением, что, с одной
стороны, имеются края и области,
в которые входят автономные округа
(с соответствующим
Выход из сложившейся ситуации предпочтительно искать не в каком-либо определении Конституционного суда, а через изменение самой конституционной нормы.
Б. Учет мнения населения территорий
местного самоуправления при решении
вопроса об изменении их границы. Применительно
к местному самоуправлению в ст. 131 Конституции
России закреплено, что изменение границ
территорий, в которых оно осуществляется,
допускается с учетом мнения населения
соответствующих территорий. Изменение
указанных границ относится законом к
компетенции органов государственной
власти субъектов федерации, которые обязаны
тем самым учитывать мнение населения
таких территорий. Механизмами выявления
мнения населения территории могут служить
консультативный опрос населения, сбор
подписей под проектом соответствующего
решения на сходах и собраниях жителей
с обсуждением вопросов о намечаемых изменениях,
решения представительных органов местного
самоуправления и т.д. В постановлении
Конституционного суда от 24 января 1997
г. наиболее адекватной формой учета мнения
населения назван референдум, проводимый
по требованию населения в соответствии
с действующим законодательством и уставом
муниципального образования.
В. Согласование интересов. Принципы правового режима территорий, на которых осуществляются совместные суверенитеты, прежде всего кондоминиумов, а определяются в каждом отдельном случае договором (соглашением). Трудно говорить об общих принципах правового регулирования (режима) других видов территории. Принципы правового режима международных территорий как пространств, на которые совершенно не распространяется суверенитет какого-либо государства, а также территорий со смешанным режимом, на которые определенные государства имеют суверенные права, равно как и несамоуправляющихся, подмандатных, подопечных и иных территорий, определяются специальными актами международного права.
Классифицируя существовавшие в различные исторические эпохи особые виды правовых режимов, приведем следующую структуру: 1) территории действия исключительных законов; 2) территории осадного положения; 3) территории чрезвычайного положения; 4) территории военного положения; 5) территории прямого правления центральной власти; 6) закрытые административные территории; 7) демилитаризованные и нейтрализованные территории; 8) экстерриториальность; 9)территории транзита и территории мирного прохода.
При характеристике территории действия исключительных законов с учетом дореволюционной российской практики выделяются два вида: режим территории усиленной охраны (когда режим усиленной охраны вводился в случаях нарушения общественного спокойствия преступными посягательствами против существующего государственного строя или безопасности частных лиц и их имущества, или приготовления таковых, если для охраны порядка применения действовавших “постоянных законов” оказывалось недостаточно) и режим территории чрезвычайной охраны (как более суровый, вводился при отягчающем обстоятельстве — когда население бывало приведено в тревожное состояние, вызывающее необходимость принятия исключительных мер для безотлагательного восстановления нарушенного порядка). В Советской России оба режима охраны (исключительного положения) были трансформированы в единый институт чрезвычайного положения.
Особый статус отдельных частей государственной территории определяется не только наличием внутренних социальных или политических конфликтов, либо внешней агрессией. Такой статус иногда формируется в связи с потребностями в обеспечении обороноспособности, пограничного режима, безопасности для определенного экономического развития территории.
Конституционно-правовая стабильность и неизменность территориальных пределов государства основываются на принципиальном положении, что государственность в принципе неделима. К правовым гарантиям стабильности режима территории относится:
а) Принципы
международного публичного права, среди
которых выделяются: принцип территориальной
целостности и
б) Институт остаточного (номинального) суверенитета;
в) Институт приобретательской давности;
г) Договорной режим границ;
д) Система внутреннего права.
Обеспечение стабильности правового режима территории осуществляется юридическими механизмами структурного и материально-правового характера. К структурным механизмам международного характера относятся Совет Безопасности ООН, Международный суд, Специальные органы ООН (Совет по Опеке, Комитет по несамоопределившимся территориям) и др.
Среди материально-правовых механизмов обеспечения стабильности правового режима территории выделяются четыре основных.
1) Закрепление
государственной целостности
2) Единое
правовое пространство, предполагающее
верховенство и высшую
3) Единство
государственной власти. Источником
единой государственной власти
является многонациональный
4) Перечисление
в Конституции субъектного
Эффективность
работы юридических механизмов, обеспечивающих
стабильность того или иного режима
территории, зависит и от функциональной
собранности всего комплекса
органов государственной
Размеры и характер территории прямо влияют на наличие или отсутствие тех или иных функций государства, а также на их объем. Это относится к функциям и внешним, и внутренним.
Исследуя порядок перераспределения территории в федеративном государстве, можно сказать, что российская правовая мысль прошла путь от построения федерации по национальному принципу, через идею разделения России на некие условные земли — до законодательного закрепления моратория на изменения границ между субъектами федерации.
Исторический характер формирования российской государственности предопределяет единое культурно-историческое (цивилизационное) и экономическое пространство на территории нашей страны.
Конституционная основа формирования Российской Федерации означает её законодательное происхождение. Речь не идет и не шла о договорном образовании Российской Федерации. Речь может идти лишь о разграничении полномочий между органами власти: федеральными (центральными) и местными (региональными).
Организация государственной территории может порождать институт многогражданства. Речь идет о государствах, территория которых складывается из территорий составляющих их государственных образований. На особенности гражданства в этой ситуации размеры территории государства и степень его централизации влияют во вторую очередь, пропуская по значимости вперед культурно-исторические традиции соответствующего общества. В США первичным является гражданство федерации, а производным — гражданство того или иного штата, в Швейцарии, напротив, при принятии гражданства кантона именно федеральное гражданство является производным.
В Советском
Союзе гражданство было неравным.
Если все граждане СССР имели еще
автоматически гражданство той
или иной союзной республики, то
те из них, кто жил на территории
автономных республик, приобретал и
гражданство соответствующей
Говоря
о взаимосвязи территории и гражданства,
нельзя не сказать о принципе “почвы”
как одном из основных в приобретении
гражданства. Комбинирование принципов
“почвы” и “крови” для
Одним из
самых отрицательных
Информация о работе Современные проблемы взаимосвязи территории и государства