Современные проблемы взаимосвязи территории и государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:04, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является анализ современных проблем взаимосвязи территории и государства, территории и политического сознания. Для достижения цели анализируются конституции и конституционные законы различных государств мира, международные конвенции и договоры, а также практика их реализации.
Указанная цель достигается при разрешении следующего комплекса задач:
— определение понятия “территория государства”, отвечающее современному уровню знаний;
— изучение правовых отношений между государствами при изменениях их территории по различным основаниям, а также между государством и гражданином при изменении территории государства;
— представление путей разрешения территориальных споров между государствами, составлявшими ранее единый Советский Союз, механизмов реинтеграции на территории прежнего СССР.

Содержание

Введение 3
1. Территория государства: основные характеристики 5
2. Правовой режим территории государства 15
3. Территориальный фактор во внешних функциях государства 26
Заключение 36
Список литературы 38

Работа состоит из  1 файл

территория государства - правовые и политические проблемы.docx

— 68.71 Кб (Скачать документ)

Понятие юрисдикции значительно уже понятия  территориального верховенства. Но, с  другой стороны, юрисдикция государства  может осуществляться в районах, где государство не осуществляет территориального верховенства. Так, согласно морскому праву прибрежное государство  может в определенных случаях  осуществлять контроль в зоне открытого  моря, прилежащей к территориальному морю5.

Территориальные пределы действия права — это  уже сфера политики. Через законотворчество политика государства находит свое воплощение в принципах права. Не случайно все правовые системы предполагают (явно или по умолчанию), что “в случае отсутствия законодательных установлений необходимо соблюдать политику государства” (ст. 6 Общих положений гражданского права КНР). Есть и другой аспект этой проблемы: правовой вакуум может  быть и случайным, и преднамеренным.

В отрыве от территориального аспекта невозможно уяснить понятие правовой нормы. Сами по себе правовые нормы выступают  в качестве социальных моделей и  принципов (даже в части конструирования  тех или иных юридических механизмов), обязательный характер которых начинается лишь с определения границ пространства принудительного действия этих норм.

Существенным  признаком территориального верховенства государства является принцип неотчуждаемости государственной территории. Он предполагает, что никакая часть государственной территории не может быть отчуждена в какой-либо форме другому государству, кроме как в силу собственного свободного решения передающего ее государства. Утрачивая территорию, государство исчезает.

В то время, как суверенитет есть юридическое  обозначение статуса государства, юрисдикция государства характеризует  конкретные аспекты этого статуса, прежде всего определенные права, привилегии и компетенцию. В компетенцию  государства включают значительные права в отношении внутренней организации и распоряжения территорией.

Существуют  ситуации, когда и без передачи всей территории одного государства  другому принцип неотчуждаемости  территории нарушается в такой мере, что может возникнуть вопрос о  территориальном верховенстве этого  государства. Примеры тому: размещение иностранных военных баз и  воинских подразделений. Если это сделано  даже на основе договора и взаимного  согласия, но при политическом или ином давлении более сильного государства — такую ситуацию можно квалифицировать как ущемление независимости и самостоятельности соответствующего государства. Нельзя к тому же не упомянуть, что за государством, размещающим на территории другого свои вооруженные силы, признается право юрисдикции в отношении личного состава войск, его имущества. Хотя здесь речь идет о распространении юрисдикции на лиц и имущество, но не на территории.

Осуществление государством своих суверенных прав не всегда соединено с реализацией  территориального суверенитета. Так, право  прохода не обязательно предполагает суверенитет над соответствующими участками территории.

Вопрос  о допустимости отчуждения прав на территорию одного государства в  пользу другого государства был  и останется одним из наиболее злободневных. Исходным моментом в  решении этой проблемы выступает  признание за государством как за субъектом международных отношений  права публичной международно-правовой собственности на свою территорию. Б.М.Клименко обоснованно подчеркивает, что это собственность особого  рода, далеко не тождественная гражданско-правовой собственности6.

Подчеркивая необходимость всесторонней разработки проблемы взаимосвязи принципов  территориальной целостности и  неприкосновенности и самоопределения  наций и народов, рассматривая территориальные  проблемы в ходе самоопределения нации, исходим из понимания, что принцип территориальной целостности и неприкосновенности границ обеспечивает целостность и государственной, и национальной территории, в пределах которой данная нация исторически сложилась и развивалась как общность населения, которую связывает воедино ряд факторов исторического, экономического, политического характера, общность языка, культуры, географических особенностей, психологического склада национального самосознания, социального развития. Причем все эти связи сложились исторически, являются устойчивыми и осознанными. На основе этого понимания выделим характеристики, позволяющие отграничить самоопределение народа от сепаратизма, исследует формы осуществления совместного суверенитета, правовой режим кондоминиума.

Представляя в качестве классического примера  союзного государства (а значит, и  совместного суверенитета) Союз ССР, подчеркнем, что совместный суверенитет может быть достаточно эффективным способом разрешения проблемы территориального верховенства, когда государственная власть осуществляется через сложение политической воли и систем законодательства на объединенной территории нескольких государств.

Приводя доказательства в подтверждение  тезиса, что в осуществлении совместного  суверенитета СССР участвовали только союзные республики, наделившие созданные  в соответствии с Договором 1922 г. общие высшие органы власти союзного государства делегированной компетенцией, приходим к выводу, что в современной Российской Федерации нет совместного суверенитета, несмотря на наличие среди субъектов федерации 21 республики.

Достаточно  подробно анализируя осуществление  совместного суверенитета на территории кондоминиума, выделим следующие основные  признаки кондоминиума :

1) вхождение  территории в состав обоих  государств;

2) двойное  гражданство; 

3) многоязычие  государственных (официальных) языков;

4) нахождение  на территории кондоминиума вооруженных  сил обоих государств, а также  и два дополнительных признака: 1)  распределение государственных  должностей и постов в соответствии  с законодательно закрепленными квотами для представителей различных национальностей; 2) наличие разнообразных механизмов, обеспечивающих стабильность управления подобной территорией во избежание излишних противоречий.

Отсутствие единого территориального суверенитета позволяет отличить конфедерацию как союз государств от федеративного государства, тогда как от коалиции государств конфедерацию отличает определенный государственно-территориальный элемент в ее организации. Если коалиция государств  — это временная координация действий вооруженных сил двух и более государств, то конфедерация — межгосударственное объединение, предполагающее большее или меньшее сближение правовых режимов территорий соответствующих государств.

Государство как территориальная система  предполагает единство и взаимосвязь  отдельных составных частей государства  независимо от их размеров, различий в  правовом статусе или организации  внутреннего устройства. Целостность территории как элемент целостности государства есть непременное условие стабильности, устойчивости соответствующего общества.

Территория  как подсистема государства, возникая в силу действия естественно-исторических закономерностей, является материальным отражением уровня развития цивилизации  и находит свое воплощение в том  или ином территориальном устройстве государства. Территориальное устройство государства определяется его исторической и культурной эволюцией, становлением и развитием экономической системы, политических и правовых институтов. Оно выступает в социально-экономическом  развитии общества одновременно и как  фактор развития, и как результат  этого развития7.

Аналогии Д.Локка и Г.Спенсера внесли свою лепту в становление различных современных подходов к анализу государства. Отходя от традиционного понимания государства как “общего дела”, К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин и их последователи  вскрыли социальную сущность и заведомую неполноту отвлеченных подходов к пониманию государства. Тем не менее мы рассматриваем здесь государство только как территориальную систему, то есть совокупность определенным образом между собою связанных элементов, некое целое, объединяющее населенное пространство посредством политического режима и системы законодательства.

Относясь  к самонастраивающимся системам, территориальная система государства  включает различные уровни территориальной  организации, где первый уровень  — это система экономической организации территории, а второй уровень — национальная система территориальных единиц, существующая в виде либо административной, либо национально-государственной, либо федеративной системы территориальной организации.

Закрепленная  Конституцией Российской Федерации 1993 г. новая российская национальная система территориальной организации попыталась придать устойчивость старой структуре, прибавив к ней жесткость и неизменность границ между субъектами федерации. И все же это уже не национально-государственная организация с различным статусом составляющих ее элементов, а государственно-территориальная федерация, пусть некоторое время в ряде элементов еще и асимметричная. Согласно части 1 ст. 5 Конституции, Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

Завершая  рассмотрение различных систем территориальной организации, сделаем вывод, что невозможно получение в практике государственного строительства идеально “чистого” классического устройства, поскольку взаимодействие системообразующих принципов создает объективные предпосылки для множественности проявления одной и той же формы государственного устройства в различных опытах государственного строительства.

 

2. Правовой режим территории государства

 

Рассмотрим правовой режим территории  как процесс реализации ее политико-юридического состояния.

На основе анализа положений Конституции  Российской Федерации  выделяется ряд конституционных принципов правового регулирования (режима) государственной территории. Среди них:

1. Суверенитет Российской  Федерации над всей ее территорией. (ст.ст. 4, 71). Согласно ст. 71 Конституции, федеративное устройство и территория Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации, а ч. 1 ст. 4 жестко фиксирует: “Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию”.

Это означает, что Российская Федерация обладает всей полнотой власти и никакая другая власть на ее территории не вправе присвоить  себе функции верховной суверенной власти или, тем более, поставить  себя над нею. При этом государственная  власть России распространяется на всю  без исключения территорию Федерации: на все сухопутные, водные и воздушные  пространства, находящиеся под юрисдикцией  России, а также объекты с государственной  символикой Российской Федерации (например, корабли, авиалайнеры и т.д.)8.

2. Целостность государственной  территории (ст.ст.1, 3, 67). Уже преамбула Конституции Российской Федерации подтверждает исторически сложившееся государственное единство, а в ст. 1 говорится о Российской Федерации как о государстве демократическом, федеративном, но не как о федерации (конфедерации) государств. Хотя в ч.1 ст. 3 сказано, что территорию Российской Федерации составляют территории ее субъектов, ст. 3 (а она включена в главу “Основы конституционного строя”)  провозглашает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ч.1 ст. 3) и никто не может присваивать власть в Российской Федерации (ч. 4 ст. 3).

Если, например, ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона Австрийской Республики от 10 ноября 1920 г. гласит, что территория этого федеративного государства  включает в себя территории земель Федерации, то согласно ч. 1 ст. 67 Конституции  России территория Российской Федерации  включает в себя не только территории ее субъектов, но также внутренние воды, территориальное море и воздушное  пространство над ними. Таким образом, в России не только территориальное  море, но и внутренние воды, как и  воздушное пространство над ними, являются конституционно федеральной  территорией. Без сомнения, это крайне важный рычаг в борьбе против национального  и регионального сепаратизма.

И в довершение этого механизма ч. 3 ст. 4 Конституции  закрепляет именно за Российской Федерацией право и обязанность обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории.

3. Верховенство на всей  территории Российской Федерации  Конституции России федеральных  законов (ст.67) Из того, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, которая, в свою очередь, обеспечивает государственную целостность как одну из основ федеративного устройства России, прямо вытекает принцип верховенства на всей территории Российской Федерации Конституции России и федеральных законов.

4. Прямое действие Конституции  Российской Федерации на всей  территории Федерации (ст.15). Важное значение для режима территории России имеет норма ч.1 ст. 15 Конституции, в соответствии с которой Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Таким образом, Основной закон России не просто является базой федерального законодательства и законодательства субъектов федерации, но его нормы могут быть изменены только в порядке, предусмотренном самой Конституцией, и действуют на всей территории Российской Федерации непосредственно.

Информация о работе Современные проблемы взаимосвязи территории и государства