Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:04, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является анализ современных проблем взаимосвязи территории и государства, территории и политического сознания. Для достижения цели анализируются конституции и конституционные законы различных государств мира, международные конвенции и договоры, а также практика их реализации.
Указанная цель достигается при разрешении следующего комплекса задач:
— определение понятия “территория государства”, отвечающее современному уровню знаний;
— изучение правовых отношений между государствами при изменениях их территории по различным основаниям, а также между государством и гражданином при изменении территории государства;
— представление путей разрешения территориальных споров между государствами, составлявшими ранее единый Советский Союз, механизмов реинтеграции на территории прежнего СССР.
Введение 3
1. Территория государства: основные характеристики 5
2. Правовой режим территории государства 15
3. Территориальный фактор во внешних функциях государства 26
Заключение 36
Список литературы 38
Понятие юрисдикции значительно уже понятия территориального верховенства. Но, с другой стороны, юрисдикция государства может осуществляться в районах, где государство не осуществляет территориального верховенства. Так, согласно морскому праву прибрежное государство может в определенных случаях осуществлять контроль в зоне открытого моря, прилежащей к территориальному морю5.
Территориальные пределы действия права — это уже сфера политики. Через законотворчество политика государства находит свое воплощение в принципах права. Не случайно все правовые системы предполагают (явно или по умолчанию), что “в случае отсутствия законодательных установлений необходимо соблюдать политику государства” (ст. 6 Общих положений гражданского права КНР). Есть и другой аспект этой проблемы: правовой вакуум может быть и случайным, и преднамеренным.
В отрыве от территориального аспекта невозможно уяснить понятие правовой нормы. Сами по себе правовые нормы выступают в качестве социальных моделей и принципов (даже в части конструирования тех или иных юридических механизмов), обязательный характер которых начинается лишь с определения границ пространства принудительного действия этих норм.
Существенным признаком территориального верховенства государства является принцип неотчуждаемости государственной территории. Он предполагает, что никакая часть государственной территории не может быть отчуждена в какой-либо форме другому государству, кроме как в силу собственного свободного решения передающего ее государства. Утрачивая территорию, государство исчезает.
В то время,
как суверенитет есть юридическое
обозначение статуса
Существуют
ситуации, когда и без передачи
всей территории одного государства
другому принцип
Осуществление
государством своих суверенных прав
не всегда соединено с реализацией
территориального суверенитета. Так, право
прохода не обязательно предполагает
суверенитет над
Вопрос
о допустимости отчуждения прав на
территорию одного государства в
пользу другого государства был
и останется одним из наиболее
злободневных. Исходным моментом в
решении этой проблемы выступает
признание за государством как за
субъектом международных
Подчеркивая необходимость всесторонней разработки проблемы взаимосвязи принципов территориальной целостности и неприкосновенности и самоопределения наций и народов, рассматривая территориальные проблемы в ходе самоопределения нации, исходим из понимания, что принцип территориальной целостности и неприкосновенности границ обеспечивает целостность и государственной, и национальной территории, в пределах которой данная нация исторически сложилась и развивалась как общность населения, которую связывает воедино ряд факторов исторического, экономического, политического характера, общность языка, культуры, географических особенностей, психологического склада национального самосознания, социального развития. Причем все эти связи сложились исторически, являются устойчивыми и осознанными. На основе этого понимания выделим характеристики, позволяющие отграничить самоопределение народа от сепаратизма, исследует формы осуществления совместного суверенитета, правовой режим кондоминиума.
Представляя в качестве классического примера союзного государства (а значит, и совместного суверенитета) Союз ССР, подчеркнем, что совместный суверенитет может быть достаточно эффективным способом разрешения проблемы территориального верховенства, когда государственная власть осуществляется через сложение политической воли и систем законодательства на объединенной территории нескольких государств.
Приводя
доказательства в подтверждение
тезиса, что в осуществлении
Достаточно подробно анализируя осуществление совместного суверенитета на территории кондоминиума, выделим следующие основные признаки кондоминиума :
1) вхождение территории в состав обоих государств;
2) двойное гражданство;
3) многоязычие
государственных (официальных)
4) нахождение
на территории кондоминиума
Отсутствие единого территориального суверенитета позволяет отличить конфедерацию как союз государств от федеративного государства, тогда как от коалиции государств конфедерацию отличает определенный государственно-территориальный элемент в ее организации. Если коалиция государств — это временная координация действий вооруженных сил двух и более государств, то конфедерация — межгосударственное объединение, предполагающее большее или меньшее сближение правовых режимов территорий соответствующих государств.
Государство как территориальная система предполагает единство и взаимосвязь отдельных составных частей государства независимо от их размеров, различий в правовом статусе или организации внутреннего устройства. Целостность территории как элемент целостности государства есть непременное условие стабильности, устойчивости соответствующего общества.
Территория
как подсистема государства, возникая
в силу действия естественно-исторических
закономерностей, является материальным
отражением уровня развития цивилизации
и находит свое воплощение в том
или ином территориальном устройстве
государства. Территориальное устройство
государства определяется его исторической
и культурной эволюцией, становлением
и развитием экономической
Аналогии Д.Локка и Г.Спенсера внесли свою лепту в становление различных современных подходов к анализу государства. Отходя от традиционного понимания государства как “общего дела”, К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин и их последователи вскрыли социальную сущность и заведомую неполноту отвлеченных подходов к пониманию государства. Тем не менее мы рассматриваем здесь государство только как территориальную систему, то есть совокупность определенным образом между собою связанных элементов, некое целое, объединяющее населенное пространство посредством политического режима и системы законодательства.
Относясь
к самонастраивающимся
Закрепленная Конституцией Российской Федерации 1993 г. новая российская национальная система территориальной организации попыталась придать устойчивость старой структуре, прибавив к ней жесткость и неизменность границ между субъектами федерации. И все же это уже не национально-государственная организация с различным статусом составляющих ее элементов, а государственно-территориальная федерация, пусть некоторое время в ряде элементов еще и асимметричная. Согласно части 1 ст. 5 Конституции, Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.
Завершая рассмотрение различных систем территориальной организации, сделаем вывод, что невозможно получение в практике государственного строительства идеально “чистого” классического устройства, поскольку взаимодействие системообразующих принципов создает объективные предпосылки для множественности проявления одной и той же формы государственного устройства в различных опытах государственного строительства.
Рассмотрим правовой режим территории как процесс реализации ее политико-юридического состояния.
На основе анализа положений Конституции Российской Федерации выделяется ряд конституционных принципов правового регулирования (режима) государственной территории. Среди них:
1. Суверенитет Российской
Федерации над всей ее
Это означает,
что Российская Федерация обладает
всей полнотой власти и никакая другая
власть на ее территории не вправе присвоить
себе функции верховной суверенной
власти или, тем более, поставить
себя над нею. При этом государственная
власть России распространяется на всю
без исключения территорию Федерации:
на все сухопутные, водные и воздушные
пространства, находящиеся под юрисдикцией
России, а также объекты с
2. Целостность государственной территории (ст.ст.1, 3, 67). Уже преамбула Конституции Российской Федерации подтверждает исторически сложившееся государственное единство, а в ст. 1 говорится о Российской Федерации как о государстве демократическом, федеративном, но не как о федерации (конфедерации) государств. Хотя в ч.1 ст. 3 сказано, что территорию Российской Федерации составляют территории ее субъектов, ст. 3 (а она включена в главу “Основы конституционного строя”) провозглашает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ч.1 ст. 3) и никто не может присваивать власть в Российской Федерации (ч. 4 ст. 3).
Если, например,
ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного
закона Австрийской Республики от 10
ноября 1920 г. гласит, что территория
этого федеративного
И в довершение
этого механизма ч. 3 ст. 4 Конституции
закрепляет именно за Российской Федерацией
право и обязанность
3. Верховенство на всей
территории Российской
4. Прямое действие Конституции Российской Федерации на всей территории Федерации (ст.15). Важное значение для режима территории России имеет норма ч.1 ст. 15 Конституции, в соответствии с которой Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Таким образом, Основной закон России не просто является базой федерального законодательства и законодательства субъектов федерации, но его нормы могут быть изменены только в порядке, предусмотренном самой Конституцией, и действуют на всей территории Российской Федерации непосредственно.
Информация о работе Современные проблемы взаимосвязи территории и государства