Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 02:26, курсовая работа
Цель: Изучить становление и развитие правового государства в Республике Казахстан.
Задачи:
Рассмотреть понятие и признаки правового государства.
Рассмотреть принципы правового государства.
Исследовать идеи становления и развития правового государства в Республике Казахстан.
Исследовать этапы формирования правовой системы в Республике Казахстан
Рассмотреть систему разделения властей в Республике Казахстан.
Изучить Конституцию Республики Казахстан.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
I. Понятие правового государства…………………………………………………..5
1.1. Понятие и признаки правового государства………………………………5
1.2. Принципы правового государства………………………………………....8
II. Становление правового государства………………………………………….11
2.1. Идеи становления и развития правового государства………………… 11
2.2. Этапы формирования правовой системы в Республике Казахстан……13
III. Развитие правового государства в Республике Казахстан…………………17
3.1. Система разделения властей……………………………………………. 17
3.2. Конституция – как основной закон Республики Казахстан, как
правового государства…………………………………………………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….26
Связанность законом самого государства, всех его органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан - второй важнейший правовой и морально-политический признак, характеризующий правовое государство. Он состоит в том, что государство, издавшее закон, не может само же его нарушить. Понятно, что этот принцип противостоит любым формам произвола, анархии, своевластия, вседозволенности.
Незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность - третий признак правового государства. Человек является источником своих естественных прав и свобод, которые поэтому не могут быть отчуждены. Любой человек должен быть уверен в незыблемости и неизменности своих прав и свобод.
Взаимная ответственность государства и личности - четвертый признак правового государства. Он выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством
закона
оно должно брать на себя обязательства
(внутри- и внешнеполитического
государствами и всем международным сообществом. Государство определяет
правовые
меры ответственности своих
"Правление
закона" означает, что государство,
его органы признают приоритет
права, подчиняются праву, не
могут обходить его
ограничений своей деятельности, но и нести политическую, правовую и моральную ответственность перед народом за невыполнение взятых на себя обязательств.
Процесс формирования взаимной ответственности государства и личности имеет не только юридические аспекты. В его успешном развитии первостепенное значение приобретают нравственные стороны, восстановление
7
доверия человека к государству, социальной системе в целом.
Наконец, правовое государство должно располагать эффективными формами контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативно-правовых актов. Это - пятый признак.
Сегодня
в стране существуют различные формы
контроля: судебный контроль, контроль
за конституционностью законов, прокурорский
надзор, а также контроль правоохранительных
органов и органов
Таким
образом, правовое государство – государство,
вся деятельность, которой подчинена нормам
и фундаментальным принципам права. Основными
признаками правового государства являются:
верховенство и господство права, принцип
разделения властей, приоритет прав и
свобод личности, социальная защищенность,
социальная справделивость, и т.д.
Принципы правового государства - юридически значимые характеристики государства и государственной власти, которые позволяют отделить правовое государство от других моделей конструкций, теорий государственности.
Становление демократического правового общества меняет подходы во взаимоотношении человека и государства, в юридической регламентации их статусов. Здесь уже личность должна стоять на первом месте, а правовой режим ограничения создается преимущественно для государства. Отсюда можно сформулировать два главных принципа (две стороны сущности) правового государства:
1) наиболее полное обеспечение
прав и свобод человека и
гражданина, создание для личности
режима правового
2) наиболее последовательное
С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и с позиций современного научного знания можно выделить следующие принципы правового государства: [2, стр. 118]
Принцип
приоритета и права. Именно
через право больше всего шансов выразить
и осуществить общественные интересы,
именно оно, в отличие от
других социальных норм (морали, обычаев, религиозных правил и т.п.), носит формально-определенный, преимущественно письменный характер и может детально регламентировать, с одной стороны, компетенцию и пределы полномочий органов государства и государственных служащих, с другой - права и обязанности граждан, их правовое положение. Эти качества права и
8
послужили объективной основой, позволившей использовать его в виде своеобразного «лекарства» от злоупотребления властью со стороны государства, чиновничества.
В конечном счете приоритет права означает:
Рассмотрение всех вопросов общественной жизни с позиции права и закона;
Соединение общечеловеческих нравственно- правовых и формально-регулятивных ценностей права с легитимной публичной властной силой;
Необходимость
идеологически-правового
Наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (законы, система материальных и процессуальных гарантий и т.д.)
Принцип правовой защищенности человека. Данный принцип носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолютный характер. Человек как разумное и общественное существо в процессе своей жизни,
общения с себе подобными создает различные организационные формы своего существования и устанавливает приемлемые для себя правила игры, нормы поведения. В этом смысле право и государство производны от человека.
Комплексность этого принципа заключается в том, что названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений касательно самых различных объектов. Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д.
Абсолютность
этого принципа состоит в том,
что все взаимоотношения
Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно- правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, но избранным или назначенным. И наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой.
Принцип правового разграничения деятельности и различных ветвей
государственной власти. Традиционная концепция разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как действующих беспрепятственному осуществлению каждой ветвью власти своих функций.
9
Законодательная власть, избранная всенародно, отражает суверенитет государства.
Исполнительная
власть, назначаемая представительным
органом власти, занимается реализацией
законов и оперативно-
Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В историко - теоретическом плане можно говорить о необходимости постоянного возвышения судебной власти, испокон веков олицетворяемой с образцами беспристрастности и справедливости. [2, стр. 121]
В правовом государстве деятельность всех субъектов должна строиться на взаимной ответственности и правовом равенстве. Поэтому в правовом государстве существуют следующие принципы деятельности субъектов:
а) принцип «разрешено только то, что прямо указано в законе» - для государственных органов и должностных лиц;
б) принцип «разрешено все, что прямо не запрещено законом» - для остальных субъектов права, в частности для граждан, юридических лиц и иных субъектов хозяйствования.
Итак, Принципы — это основополагающие
идеи (требования), определяющие
в своей совокупности идеальную конструкцию
(модель) государства, которое могло бы
называться правовым. Их формирование
обусловлено объективными и субъективными
факторами: уровнем развития культуры,
науки, образования и других элементов,
составляющих совокупный интеллект данной
общественной системы; нравственно-духовным
потенциалом общества, который выражается
в признании большинством населения справедливым,
а значит, и правовым существующего
государственного устройства; наличием
или отсутствием стабильного механизма
реализации правовых начал в деятельности
государственных органов; степенью освоения
конкретным человеком права как собственной
свободы, осознанной и в необходимых случаях
и необходимых пределах им самим ограниченной. Основными принципами правового
государства являются: верховенство закона,
равноправие, выполнимость требований
права, защита гражданских свобод.
10
Концепция
правового государства является
приоритетной для большинства
стран мира, идеи такового государства
имеют многовековой путь развития.
Построение его представляет собой
чрезвычайно сложный и
Концепция
правового государства в ходе
социалистического
Лишь в эпоху перестройки в связи с необходимостью выработки правовой концепции и обоснованности, происходящих в стране перемен, юристы и политологи обратились к теории правового государства, и проблема его формирования получила свое развитие. [5, стр.5]
Огромное значение имела принятая декабря 1995 г. Верховным советом Казахской ССР, вслед за прибалтийскими республиками, РСФСР и Украиной, Декларация «О государственном суверенитете Казахской ССР». В преамбуле Декларации говорится о решимости народов Казахстана создать гуманное демократическое правовое государство.
Именно
в этой Декларации провозглашалась
самостоятельность Республики Казахстан
в решении социально-
Особое значение имела самостоятельность республики в осуществлении независимой кадровой политики. До принятия Декларации «О государственном суверенитете Казахской ССР» наша республика была практически лишена самостоятельности.
Встав на путь самостоятельности, Казахстан начал независимое движение к правовому государству. Принят Конституционный закон «О государственной независимости республики Казахстан», который провозгласил РК «независимым, демократическим и правовым государством».[5, стр.6]
Конституцию
Республики Казахстан характеризуют
как общественный публичный договор
власти и народа, так как впервые
в истории Казахстана народ сам
принял Основной Закон государства,
конституционно закрепивший республиканскую
форму правления с
Информация о работе Становление и развитие правового государства в Республике Казахстан