Становление и развитие правового государства в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 02:26, курсовая работа

Описание

Цель: Изучить становление и развитие правового государства в Республике Казахстан.

Задачи:
Рассмотреть понятие и признаки правового государства.
Рассмотреть принципы правового государства.
Исследовать идеи становления и развития правового государства в Республике Казахстан.
Исследовать этапы формирования правовой системы в Республике Казахстан
Рассмотреть систему разделения властей в Республике Казахстан.
Изучить Конституцию Республики Казахстан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3

I. Понятие правового государства…………………………………………………..5

1.1. Понятие и признаки правового государства………………………………5

1.2. Принципы правового государства………………………………………....8

II. Становление правового государства………………………………………….11

2.1. Идеи становления и развития правового государства………………… 11

2.2. Этапы формирования правовой системы в Республике Казахстан……13

III. Развитие правового государства в Республике Казахстан…………………17

3.1. Система разделения властей……………………………………………. 17

3.2. Конституция – как основной закон Республики Казахстан, как

правового государства…………………………………………………...21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….26

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 71.82 Кб (Скачать документ)
"center">    16 

      1. Развитие  правового государства  в Республике Казахстан.

        

        1. Система разделения властей
 

    Разделение  властей на законодательную, исполнительную и судебную - обеспечивает условия, при которых государство может  наилучшим образом выполнять  свои функции, и которые вместе с  тем исключили бы узурпацию им принадлежащей народу власти. "Для  того, чтобы, предупредить злоупотребления  властью, необходимо... чтобы одна власть сдерживала другую... Когда законодательная  и исполнительная власть объединяются в одном и том же органе... не может быть свободы, - писал Монтескье. ...С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной... И наступает конец всему, если одно и то же лицо или орган... станет осуществлять все три вида власти".

    Важной  особенностью правового государства  является реализация принципа разделения властей. Что это означает? В чем суть этого принципа? Разделение властей - это принцип или теория, исходящая из того, что для обеспечения процесса нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга власти. Это - законодательная, исполнительная и судебная власти. Законодательная власть должна принадлежать парламенту. Исполнительная - правительству. И судебная - суду.

    Суть  этой теории в том, чтобы не допустить  сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц  и тем самым предотвратить  возможность ее использования одними классами или группами людей во вред другим.

    Кроме, так сказать, отраслевого разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, существует разделение власти между верховными, региональными  и местными государственными органами. При этом "отказ" верховной  власти от осуществления своих функций  и передача их вниз - государственным  органам регионального и местного уровней отнюдь не означает ослабления центральной власти. Власть и здесь  остается единой и неделимой, и речь идет лишь о ее сбалансированном распределении  и недопущении сверх концентрации, исключающей компетентное управление вследствие принципиальной невозможности  обладать столь же полной информацией, какой обладают на местах.

    Чрезвычайно важное значение имеет и само содержание принципа разделения властей. Данный вопрос не должен рассматриваться традиционно  и сводиться лишь к взаимодействиям  законодательной, исполнительной и  судебной властей.

17 

    Представляется  возможным выделить четыре основных уровня реализации данного принципа, олицетворяющие основные направления  осуществляемой в стране политической реформы.

    Первый связан с передачей власти и управленческих функций от политическо-государственных структур первичным социальным субъектам - то есть народу, нации.

    Второй  уровень разделения властей охватывает сферу взаимоотношений государства с политическими партиями, массовыми общественными организациями, общественными движениями.

    Третий  уровень разделения властей предполагает традиционное понимание вопроса как функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей.

    Наконец, выделяется и четвертый аспект, связанный с взаимодействием республик, штатов и других национально-государственных образований друг с другом (примером этого может служить распавшееся СССР, а так же СНГ).

    Конкретное  содержание принципа разделения властей  состоит в следующем:

    - законы должны обладать высшей  юридической силой и приниматься  только законодательным (представительным) органом;

    - исполнительная власть должна  заниматься в основном исполнением  законов и только ограниченным  нормотворчеством, быть подотчетным  главе государства и лишь в  некотором отношении парламенту;

    - между законодательным и исполнительным  органом должен быть обеспечен  баланс полномочий, исключающий  перенесение центра властных  решений, а тем более всей  полноты власти на одного из  них;

    - судебные органы независимы, и  в пределах своей компетенции  действуют самостоятельно;

    - ни одна из трех властей,  не должна вмешиваться в прерогативы  другой власти, а тем более  сливаться с другой властью;

    - конституционная система должна  предусматривать правовые способы  сдерживания каждой власти двумя  другими, то есть содержать  взаимные противовесы для всех  властей.

      Итак, специализация, сопряженная  с кооперацией, независимость  в пределах своей компетенции,  взаимный контроль государственных  органов - таковы свойства и  преимущества правового государства,  основывающегося на принципе  разделения властей. Однако такой  механизм будет достаточно эффективным  лишь в том случае, если связи  между властями, между всеми государственными  органами приобретут правовой  характер. Только тогда, когда  они будут выступать субъектами  юридических отношений, они получат  свой масштаб, свою норму свободы,  а их взаимодействие будут  взаимодействием равных (в пределах  их компетенции, т.е. своей меры  свободы).

    При этом правовой природой обладают в  точно такой же степени и

    18

отношения государства, его органов с гражданами. После сказанного становится понятным, почему говорят о власти права над государством, о том, что право правит государством.

    Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к

теории  разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграничены, разделены, обособлены.

    С помощью разделения властей правовое государство организуется и

функционирует правовым способом: государственные  органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

      Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется системой “сдержек и противовесов” властей.

       Подобная система “сдержек и противовесов”устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

    Теперь, основываясь на Конституции Республики Казахстан рассмотрим принцип разделения властей в Казахстане. Ст.3 п.4 Конституции Республики Казахстан гласит: “Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом её разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов.”

    К органами законодательной власти в Республике Казахстан относится Парламент состоящий из двух палат: Сената и Мажелиса, и Конституционный Совет.

    Исполнительная ветвь власти в Республике Казахстан сосредоточена в руках Президента Республики Казахстан, а так же Правительсва РК, которое возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью.

    К органам судебной власти в Республике Казахстан относятся: Верховный Суд Республики, Арбитражный Суд и местные суды Республики, учреждаемые

19

законом. Закон считается одобренным Парламентом, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов  обеих Палат. Принятые большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом и в течение десяти дней передаются на подпись Президенту Республики. Президент Республики Казахстан является главой государства, представляет Республику Казахстан внутри страны и в международных отношениях; представляет Парламенту  предложение о назначении Председателя Национального Банка Республики Казахстан, Генерального Прокурора и Председателя Комитета Национальной Безопасности; ставит перед Парламентом вопрос об отставке Правительства; формирует правительство Республики Казахстан путем назначения на должность по предложению Председателя Правительства Республики Казахстан заместителей Председателя Правительства; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными

Силами  Республики Казахстан назначает  и освобождает высшее командование

Вооруженных Сил Республики Казахстан.

    Для демократического общества принцип  разделения властей особо важен  и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, “рассредоточенность” государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут “сдерживать”одна другую, не допускать доминирования одной из них. Например, превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной —во “всевластие”, в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие. Но даже если соблюдено тербование разделения властей, задействована система “сдержек и противовесов”, то государство еще не обязательно является правовым. Поэтому мы переходим к следующему признаку правового государства.

    Итак, разделение властей - это правовой принцип, суть которого заключается в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью. С помощью разделения властей правовое государство организуется и

функционирует правовым способом: государственные  органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть. Для демократического общества принцип разделения властей особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, “рассредоточенность” государственной власти, предупреждающую ее концентрацию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть

20

3.2.  Конституция – как основной закон Республики Казахстан,  как

    правового государства. 
     

    Конституция имеет высшую юридическую силу и  прямое действие на всей

территории  Республики.

    Предусмотрено принятие конституционных законов  по вопросам: реализации прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в главе 2; о системе налогов и  сборов (ст.35), унитарного устройства государства; общим принципам организации представительных и исполнительных органов, выборов Президента, депутатов Правительства, формирования Парламента и др.

Президент Республики Казахстан издает указы  и распоряжения, которые не

противоречат  Конституции и обязательны на всей территории Республики Казахстан.

    Правительство Республики Казахстан издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Они обязательны к исполнению на всей территории Республики Казахстан и основываются на Конституции Республики Казахстан, законах имеющих силу конституционного закона, нормативных указах Президента.

    Конституция Республики Казахстан — юридическая  база всего законодательства, в которой закреплены основы экономической, социальной и политической организации общества, устанавливается механизм государственной власти и управления, основные права и обязанности граждан. Отсюда и значение Конституции как Основного Закона государства. Необходимо максимально стремиться к тому, чтобы Конституция занимала реальное место в правовой системе, имела практическую

Информация о работе Становление и развитие правового государства в Республике Казахстан