Становление и развитие правового государства в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 02:26, курсовая работа

Описание

Цель: Изучить становление и развитие правового государства в Республике Казахстан.

Задачи:
Рассмотреть понятие и признаки правового государства.
Рассмотреть принципы правового государства.
Исследовать идеи становления и развития правового государства в Республике Казахстан.
Исследовать этапы формирования правовой системы в Республике Казахстан
Рассмотреть систему разделения властей в Республике Казахстан.
Изучить Конституцию Республики Казахстан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3

I. Понятие правового государства…………………………………………………..5

1.1. Понятие и признаки правового государства………………………………5

1.2. Принципы правового государства………………………………………....8

II. Становление правового государства………………………………………….11

2.1. Идеи становления и развития правового государства………………… 11

2.2. Этапы формирования правовой системы в Республике Казахстан……13

III. Развитие правового государства в Республике Казахстан…………………17

3.1. Система разделения властей……………………………………………. 17

3.2. Конституция – как основной закон Республики Казахстан, как

правового государства…………………………………………………...21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….26

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 71.82 Кб (Скачать документ)

    В Конституции РК закреплены и выражены новая схема отношений личности и государства, приоритет прав и  свобод граждан. Государство 

    11

является гарантом, обеспечивающим механизм использования этих прав и

свобод  и ориентирующим общество на перемены. В статье 1  Конституции РК высшими  ценностями государства названы: «человек…его жизнь, свобода и неотъемлемые права, и государство должно осуществлять свою деятельность в интересах гражданина и общества».

    Для построения правового государства  необходимо, чтобы важнейшие принципы, характерные для правового государства  восторжествовали в реальной жизни. Формирование правовой государственности  как задача созидательной политико-правовой деятельности, вызывает повышенное внимание к решению сразу двух проблем: выработке научно обоснованной

стратегии правового развития  претворению  в жизнь начатых преобразований.

Применительно к планам формирования правового  государства актуально выполнения требования о том, что недостаточно принять закон, надо еще его практически  реализовать. Намеченные цели требуют  коренных преобразований политической и правовой систем в демократическом  и гуманистическом духе. Конечно, в сложившемся экономических  и социально-политических условиях все это сопряжено со многими  трудностями, которые не всегда можно  сегодня прогнозировать.

    Однако  формирование правового  государства  столь же жизненно необходимо, как  и решение таких насущных проблем, как продовольственная, национальная, бюджетная. Намеченные меры, содержание которых охватывается правовой реформой,- непросто одно из средств решения  каких-то иных проблем , но и своего рода программа постепенного, поэтапного, законосообразного изменения общественного  и государственного строя в современных  условиях. Формирование правового государства  займет при этом достаточно длительный период, поскольку современная правовая система унаследовала множество  недостатков, имевших место в  период застоя, не говоря уже о более  раннем генезисе, связанном с массовым нарушениями законности в эпоху  правления Сталина. Но чтобы чего-то добиться в будущем, надо уже сейчас ставить и решать проблемы преодоления  правового нигилизма граждан  и совершенствования правовой системы  в целом.[ 5, стр.9]

    В Казахстане пройдены важные шаги по пути ее превращения в правовое государство. Существующая, хотя и не совершенная, концепция ведет к разделению властей, возможности обжаловать неправомерные  действия, декларированные фундаментальные  права.

    Но  все же основы конституционного строя  Казахстана дают возможность полагать, что упоминание о "пройденных шагах" не голословно. Так следует рассмотреть  главу I Конституции, в которой излагаются основы конституционного строя Казахстана (9 статей). Наиболее значимые, собственно основополагающие положения из этих статей следующие:

    Казахстан есть демократическое, светское, социальное правовое государство, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы (статья 1).

    12

    Республика  Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления (статья 2).

    Единственным  источником власти в Республике Казахстан  является ее многонациональный народ (статья 3).

    Государственная власть в Казахстане разделяется  на законодательную, исполнительную и  судебную, органы, которых самостоятельны (статья 3).

    Государственную власть в Республике Казахстан осуществляют: Президент РК, Парламент (Сенат, Мажилис), правительство РК, суды РК (статья 3).

    Конституция РК имеет высшую силу, прямое действие и применяется на всей территории Казахстана. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Казахстан, не должны противоречить Конституции  РК (статья 4). Также следует добавить немаловажный аспект о статусе президента: Президент Республики Казахстан  является гарантом и символом незыблемости Конституции Республики Казахстан, прав и свобод человека и гражданина.

Важными условиями  и предпосылками формирования правового  государства является также создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства. Существующие ныне противоречия в правовой системе не только не приближают страну к правовому государству, но, наоборот, еще больше отдаляют.

    Итак, формирование и, в конечном счете, завершение создания правового государства связываются с максимальным обеспечением прав и свобод человека, ответственностью государства перед гражданином и гражданина перед государством, с возвышением авторитета закона и строгим его соблюдением всеми государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, эффективной работой правоохранительных органов.[4, стр. 441]

    Для построения правового государства  необходимо, чтобы важнейшие принципы, характерные для правового государства, восторжествовали в реальной жизни. 
 

    2.2. Этапы формирования правовой системы в Республике Казахстан. 

    В Государственной  программе правовой реформы в Республике Казахстан (основные направления) от12 февраля 1994г. Отмечалось, что «в целом вся система  юстиции все более обнаруживает несостоятельность усилий по охране законности и правопорядка на прежней  нормативной и организационной  базе», требуется «очищение юридической  системы от унаследованных пороков  советского тоталитаризма», «юридическая система республики переживает глубокий кризис» и необходимо «глубокое реформирование юридической сферы общества», а принятые в последние годы законодательные акты в юридической сфере «носят несистемный характер, нередко противоречат друг другу, правам и законным интересам граждан, хозяйствующих субъектов, в них

    13

откровенно  преобладает ведомственный интерес».[6, стр.3]

    В этой программе категорично утверждалось: «общество стоит перед жесткой необходимостью неотложной, глубокой, комплексной и всеобъемлющей правовой реформы с целью создания качественно новой, подлинно правовой системы Казахстана на основе принципов демократии, рыночной экономики, гуманизма, и социальной справедливости, с учетом апробированного мировой практикой опыта». Подчеркивалось также что «в конституционном праве принципиально важным аспектом законотворческой работы должно быть его насыщение идеями и ценностями доктрины естественного права, правового государства, общественного договора и на этой основе дальнейшее утверждение конституционности всей системы законодательства…» Обращалось внимание на необходимость повышения правовой культуры, деполитизации и деидеологической понятий правонарушение и преступление.

    За  более чем десятилетие  осуществления  правовой реформы( если фактически ее началом считать первые основополагающие акты провозглашения суверенитета и  независимости государства) в формировании правовой системы и научном исследовании ее различных аспектов сделано немало. «Концепция правовой политики республики Казахстан», одобренная Указом Президента Республики Казахстан от 20 сентября 2002 г., подводит итоги 1-го этапа правовой реформы и, по существу официально определяет основные направления следующего, 2-го этапа этой реформы.[6, стр.3]

    В «Концепции правовой политики РК» отмечается, что «создано новое конституционное  право», «произошло разделение единой государственной власти на три ее ветви», «создана единая судебная система», «происходит освобождение казахстанской  правовой системы от мелочного регламентирования  жизни общества, от карательно-репрессивных методов деятельности правоохранительных органов, обвинительного уклона в судопроизводстве»

    Концепция определяет «дальнейшее  развитие правовой и  судебной системы» в  Республике Казахстан. В ней записано, что «действующее законодательство, обеспечивающее функционирование правовой системы страны, требует дальнейшего развития…»; в результате обсуждения итогов правовой реформы в обществе возобладало мнение  о необходимости поступательного развития  правовой системы на базе Конституции»; «…правовая политика должна отражать государственное видение основных направлений, базовых механизмов развития правовой системы…»[6, стр.4]

    Эти объективные факторы предопределяют актуальность столь же системных, глубоких, всеобъемлющих научных исследований многочисленных проблем правовой системы.

    На  состоявшейся в Алматы в 2001г. научно-практической конференции «Правовое развитие Казахстана за 10 лет государственной  независимости» главными темами стали  приоритетные направления развития правовой системы Казахстана по укреплению государственных гарантий

    14

конституционного  статуса человека и гражданина, в  основном проблемы уголовно- правовой сферы. Развитие правовой системы и вопросы по борьбе с преступностью находятся под постоянным пристальным вниманием главы государства.

    Правовая  система является условием и одновременно следствием строительства правового  государства и формирования  гражданского обществ и формирования гражданского общества, представительной демократии и политического плюрализма.[6, стр.4]

    Еще до принятия Государственной программы  правовой реформы в нашей стране состоялась научно-практическая конференция  «Проблемы реформы правовой системы  Республики Казахстан в современных  условиях». По ее результатам в 1993г. была издана книга с еще более конкретным названием «проблемы формирования новой национальной правовой системы РК», в которой рассматриваются различные правовые проблемы в соответствии со специализацией  авторов. Собственно правовой системе посвящена одна статья доц. Э.О.Басарова, где он говорил:  «По своему содержанию правовую систему республики и проблемы ее реформы можно отнести к числу сложных явлений, требующих неоднозначного подхода в ее совершенствовании. Касаясь содержательной стороны, следует, прежде всего, определить пердмет правовой системы, который состоит из следующих основных элементов:

  1. Право;
  2. Правовая практика;
  3. Правовая идеология.

Эти три явления действительно  в совокупности дают не только целостное  представление, но и  выражают ее особенности. Причем право- один из главных элементов  данного явления.»[6, стр.5]

    Идеей актуальности комплекса проблем  правовой системы проникнута работа академика НАН РК М.Т.Баймаханова  «Верховенство права как системообразующий  признак понятия правового государства». Он подчеркивает, что «системообразующим признаком понятия правового  государства является право, характеризующееся свойством верховенства  и по отношению к институтам государственности являющееся приоритетным. Признак верховенства  права в концентрированном виде высвечивает наиболее важные особенности правового государства, отличающие его от государства этатисткого, и в полной мере отвечает его характеру и природе. Именно благодаря признаку верховенства, взятому в сочетании со всеми другими юридическими признаками и свойствами, право оказывается в состоянии способствовать глубокому преобразованию всей деятельности государства, накладывает на него неизгладимый демократический и гуманистический отпечаток, задает его развитию направленность по пути превращения в такой компонент политической системы, который действует в интересах народа.

    Другими словами, право в сочетании с  другими признаками и свойствами»  вместе с признаком верховенства является существенной частью правовой системы, и только в таком состоянии  оно может воздействовать на

    15

политическую  систему, выполнять по отношению  к ней свою главную регулятивную функцию. [6, стр.5]

    Таким образом, Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как противоядие от злоупотребления политической властью, как реакция на произвол, деспотизм, тиранию. Основные элементы идеи правового государства сформулированы античными мыслителями. Это были: Солон, Гераклит, Пифагор, Платон, Аристотель, Демокрит, Сократ, Цицерон, а также софисты, стоики и римские юристы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Становление и развитие правового государства в Республике Казахстан