Структура государственной думы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:22, курсовая работа

Описание

Воссоздание в России постоянно действующего представительного и законодательного органа государственной власти – одно из самых существенных завоеваний последнего времени, важнейшее условие движения по пути создания демократического общества и правового государства.
Российский парламент построен на основе принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Он не обладает никакими юридическими полномочиями для вмешательства в компетенцию и деятельность других федеральных органов государственной власти. Принцип сдержек и противовесов в организации системы высших федеральных органом проведен достаточно последовательно.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Порядок формирования и полномочия Государственной Думы……………………………………………………………………………..4
Глава 2. Порядок избрания Председателя Государственной Думы и его заместителей, их статус и полномочия……………………………………….5
Глава 3. Совет Государственной Думы: порядок формирования, состав и полномочия……………………………………………………………………11
Глава 4.Комитеты, комиссии и депутатские объединении в Государственной Думе: порядок формирования и полномочия……………………………...16
4.1 Депутатские объединения и группы……………………………………..16
4.2 Комитеты и комиссии……………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованных источников………………………………………….31

Работа состоит из  1 файл

Структура Государственной думы РФ (КПРФ) 2.docx

— 53.67 Кб (Скачать документ)

     Председатели  комитетов, их первые заместители и  заместители избираются палатой  большинством голосов от общего числа  депутатов Государственной Думы по представлению депутатских объединений. Голосование может проводиться  по единому списку кандидатур. Решение  об избрании оформляется постановлением палаты.

     Общее число депутатов Государственной  Думы, избранных по представлениям одного депутатского объединения на должности Председателя Государственной  Думы и его заместителей, председателей  комитетов и их заместителей, не может превышать 50 процентов от общего числа членов данного депутатского объединения.

     Решения об освобождении председателей комитетов  Государственной Думы и их заместителей от должности принимаются большинством голосов от общего числа депутатов  Государственной Думы. Решения об освобождении оформляются постановлениями  палаты.

     Состав  комитета утверждается Государственной  Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной  Думы. Решение об утверждении состава  комитета оформляется постановлением Государственной Думы. Изменения  в составе комитета производятся постановлением Государственной Думы.

     В состав комитета не может быть избран Председатель Государственной Думы. Каждый депутат Государственной  Думы, за исключением Председателя Государственной Думы, обязан состоять в одном из комитетов Государственной  Думы. Депутат Государственной Думы может быть членом только одного ее комитета.

     Председатель  комитета Государственной Думы:

     – представляет комитет во взаимоотношениях с субъектами права законодательной  инициативы, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Центральной  избирательной комиссией Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, со Счетной  палатой Российской Федерации, с  общественными объединениями, другими  организациями, с соответствующими органами парламентов иностранных  государств, с международными организациями, а также с Председателем Государственной  Думы и его заместителями, Советом  Государственной Думы, комитетами и комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации;

     – распределяет обязанности между  своими заместителями;

     – вносит предложения о количестве и составах подкомитетов, рабочих  групп и о порядке их работы;

     – направляет своим заместителям законопроекты  и иные документы и материалы, поступившие в комитет, для рассмотрения и подготовки предложений;

     – уведомляет о месте и времени  очередного заседания комитета не менее  чем за двое суток членов данного  комитета, а также заблаговременно  информирует об этом других депутатов  Государственной Думы и иных участников заседания;

     – созывает внеочередное заседание комитета по своей инициативе или по инициативе не менее одной четверти от общего числа членов комитета;

     – ведет заседания комитета, подписывает  протоколы заседаний и решения  комитета;

     – в случае своего отсутствия и отсутствия своего первого заместителя поручает исполнение обязанностей председателя комитета одному из своих заместителей;

     – координирует деятельность подкомитетов и рабочих групп, решает другие вопросы  внутреннего распорядка деятельности комитета в соответствии с Регламентом  и распределением обязанностей между  своими заместителями;

     – осуществляет общее руководство  деятельностью аппарата комитета;

     – представляет к назначению на должность  и к освобождению от должности  руководителя и других работников аппарата комитета.8

     Первый  заместитель председателя комитета замещает председателя комитета в его  отсутствие.

     Заседание комитета Государственной Думы правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета. Заседание  проводит председатель комитета или  его заместитель. Заседания комитета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Информация о работе комитета для депутатов  Государственной Думы помещается на доске объявлений палаты. Депутат  Государственной Думы обязан присутствовать на заседаниях комитета, членом которого он является. О невозможности присутствовать на заседании комитета по уважительной причине депутат Государственной  Думы заблаговременно информирует  председателя комитета. Комитет своим  решением вправе установить порядок  передачи депутатом Государственной  Думы своего голоса другому депутату Государственной Думы – члену  данного комитета в связи с  отсутствием на заседании комитета по уважительной причине. Решение комитета принимается большинством голосов  от общего числа членов комитета, присутствующих на заседании, и членов комитета, передавших свои голоса другим членам данного  комитета, если иное не предусмотрено  настоящим Регламентом. Депутаты Государственной Думы вправе знакомиться с протоколами заседаний комитета.

     Комитеты, комиссии Государственной Думы имеют  право вносить на заседание Совета Государственной Думы предложения  по проекту порядка работы Государственной  Думы на очередное заседание.

     Депутат – представитель комитета, комиссии по поручению комитета, комиссии имеет  право выступать на заседаниях палаты, заседаниях других комитетов и комиссий с докладами и содокладами  по вопросам, относящимся к ведению  представляемого им комитета, комиссии.

     В заседании комитета, комиссии Государственной  Думы могут принимать участие  с правом совещательного голоса депутаты Государственной Думы, не входящие в их состав. На заседании комитета, комиссии вправе присутствовать полномочный  представитель Президента Российской Федерации в Государственной  Думе, полномочный представитель  Правительства Российской Федерации  в Государственной Думе, представители  субъектов права законодательной  инициативы, законопроекты которых  рассматриваются на заседании комитета, комиссии, а также могут присутствовать статс-секретари – заместители (первые заместители) руководителей федеральных  органов исполнительной власти.

     На  заседание комитета, комиссии могут  быть приглашены эксперты, а также  представители заинтересованных государственных  органов и общественных объединений, средств массовой информации.

     Комитеты, комиссии вправе проводить совместные заседания, однако решения на таких  заседаниях принимаются комитетами, комиссиями раздельно.

     Для выяснения фактического положения  дел и общественного мнения по вопросам законопроектной деятельности и по другим вопросам, находящимся  в ведении комитетов и комиссий, комитеты и комиссии могут организовывать парламентские слушания, проводить  конференции, совещания, «круглые столы», семинары и принимать участие  в их работе. В случае проведения указанных мероприятий в субъектах Российской Федерации командирование депутатов Государственной Думы, работников Аппарата Государственной Думы осуществляется в соответствии с установленным порядком. Вопрос о проведении указанных мероприятий, требующих дополнительных финансовых средств либо намеченных на дни заседаний Государственной Думы, решается Советом Государственной Думы по представлению комитета, комиссии.

     Для подготовки отдельных вопросов комитет, комиссия Государственной Думы может  создавать рабочие группы из числа  членов данных комитета, комиссии, других депутатов Государственной Думы, представителей государственных органов  и иных организаций.

     Комитет, комиссия вправе привлекать к своей  работе экспертов Правового управления Аппарата Государственной Думы и  других экспертов, а также принять  решение о проведении независимой  экспертизы законопроектов.

     Деятельность  комитета, комиссии Государственной  Думы основана на принципах свободы  обсуждения, гласности. На заседаниях комитета, комиссии могут присутствовать представители средств массовой информации.

     Комитеты  и комиссии палаты вправе запрашивать  документы и материалы, необходимые  для их деятельности, у руководителей  государственных органов и иных организаций.

     В соответствии со статьей 101 (часть 3) Конституции  Российской Федерации Государственная  Дума образует из числа депутатов  палаты комиссии Государственной Думы (далее – комиссии).

     Государственная Дума образует комиссии в случаях  и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Регламентом.

     Комиссии  образуются на срок, не превышающий  срока полномочий Государственной  Думы данного созыва. Решения об образовании комиссии, избрании председателя комиссии, его первого заместителя и заместителей, утверждении состава комиссии и положения о комиссии, определении задач комиссии, срока ее деятельности, о полномочиях, а также об установлении даты представления и формы отчета о деятельности комиссии, включающего информацию об израсходованных финансовых средствах, принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и оформляются постановлениями палаты.9

     Председатель  комиссии исполняет свои полномочия в соответствии с постановлением Государственной Думы о комиссии и положением о комиссии. Председатель комиссии осуществляет свою деятельность в порядке, установленном статьей 23 Регламента для председателя комитета Государственной Думы, если иное не предусмотрено федеральными законами или Регламентом.

     Первый  заместитель председателя комиссии замещает председателя комиссии в его  отсутствие. Заседания комиссии проводятся в порядке, установленном статьей 24 Регламента для комитета Государственной  Думы, если иное не предусмотрено федеральными законами или Регламентом.

     Для подготовки к рассмотрению палатой  вопросов о досрочном прекращении  полномочий депутатов Государственной  Думы, вопросов о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности по представлению Генерального прокурора  Российской Федерации и вопросов, связанных с нарушениями депутатской  этики, Государственная Дума на срок полномочий Государственной Думы данного  созыва образует Комиссию Государственной  Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики.

     Комиссия  Государственной Думы по мандатным  вопросам и вопросам депутатской  этики в части обеспечения  своей деятельности имеет статус комитета Государственной Думы.

     Государственная Дума образует Комиссию Государственной  Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, как правило, на основе принципа пропорционального  представительства депутатских  объединений. Председатель Комиссии Государственной  Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, его первый заместитель  и заместитель избираются в порядке, предусмотренном для избрания заместителей Председателя Государственной Думы. В состав Комиссии Государственной  Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики не могут быть избраны Председатель Государственной  Думы и его заместители. 
 
 

 

Заключение.

 

     Таким образом, Парламент России является единственным законодательным органом власти Российской Федерации. Следовательно, никакой другой федеральный государственный орган не имеет права издавать законы или иные нормативные акты, обладающие юридической силой закона. Законотворчество является основной функцией Федерального Собрания как парламента Российской Федерации. Деятельность всех государственных органов осуществляется на основе Конституции РФ и федеральных законов. Их правовые акты не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Федеральные законы также не могут противоречить Конституции РФ. Если такое противоречие обнаруживается, то по решению Конституционного Суда РФ эти законы или их конкретные нормы утрачивают свою юридическую силу.

     Государственная Дума осуществляет целый ряд функций: законотворческую, контрольную, функцию  назначения должностных лиц, выработку  рекомендаций. Для осуществления  данных функций и образуются специальные  органы Думы, правовое положение и  функции которых были рассмотрены  в данной работе.

 

Список используемой литературы.

 
  1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.
  2. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.1997 № 1-ФКЗ // СЗ РФ от 03.03.1997, № 9, ст. 1011.
  3. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от 17.06.1996, № 25, ст. 2954, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (ч. 1), ст. 3104.
  4. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18.05.2005 № 51-ФЗ // СЗ РФ от 23.05.2005, № 21, ст. 1919.
  5. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20.12.2002 № 175-ФЗ (ред. от 23.06.2003, с изм. от 18.05.2005) // СЗ РФ от 23.12.2002, № 51, ст. 4982, СЗ РФ от 23.05.2005, № 21, ст. 1919.
  6. Федеральный закон «О Счетной Палате Российской Федерации» от 11.01.1995 № 4-ФЗ (ред. от 01.12.2004) // СЗ РФ от 16.01.1995, № 3, ст. 167, СЗ РФ от 06.12.2004, № 49, ст. 4844.
  7. Постановление ГД ФС РФ «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.01.1998 № 2134-II ГД (ред. от 08.07.2005) // СЗ РФ от 16.02.1998, № 7, ст. 801, СЗ РФ от 18.07.2005, № 29, ст. 3006.
  8. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Изд. группа «Инфра-М»-»Кодекс», 1996.
  9. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юрид. вузов и факультетов. 3-е изд. – М.: «Норма», 2001.
  10. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: Учебник для юрид. вузов (полный курс). В 3 т. – М.: ООО «Профобразование», 2001.
  11. Зиновьев А.В. Конституционное право России: проблемы теории и практики. – М.; СПб.: Изд. Торг. Дом «Герда», 2000.
  12. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004.
  13. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. – М.: Фонд «Правовая культура», 1996.
  14. Конституционное законодательство России / Под общей ред. Ю.А. Тихомирова. – М.: Городец: Формула права, 1999.
  15. Конституционное право Российской Федерации / Под ред. М.И. Кукушкина, В.Д. Перевалова. – Екатеринбург, 2004.
  16. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. и со вступит. статьей акад. Б.Н. Топорнина. – М.: Юристъ, 2003.
  17. Самигуллин В.К. Основы российского конституционного права: Учеб. пособие. – Уфа: Изд-е Башкир. гос. ун-та, 2000.
  18. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации: Учебник. 5-е изд. – М., 2002.
  19. Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: Учебник. – М.: Юристъ, 2001.

Информация о работе Структура государственной думы Российской Федерации