Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 08:56, курсовая работа
Целью данной работы является анализ сущности, типов и формы права, как обусловленного природой человека и общества и выражающей свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.
Введение. 3
I СУЩНОСТЬ ПРАВА 5
II ТИПЫ ПРАВА 14
III ФОРМЫ ПРАВА 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
Список использованной литературы. 34
План :
Правом называют социально-правовые притязания людей, например право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т.п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.
Под правом понимается система юридических норм. Это право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин "право" в словосочетаниях "российское право", "трудовое право", "международное право" и т.д. Термин "право" в подобных случаях не имеет множественного числа.
Также названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни и т.п. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу субъекту права.
А еще термин "право" используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин "правовая система".
Актуальность
работы представляется в том, что
термин "право" часто употребляется
и в неюридическом смысле. Существуют
моральные права, права членов общественных
объединений, партий, союзов, права, возникающие
на основании обычаев, и т.д. Поэтому особенно
важно дать точное определение понятия
права, установить сущность, а так же его
типы и формы, отличающие его от других
социальных регуляторов.
В юридической науке выработано множество
определений права, которые различаются
в зависимости от того, что именно в правовых
явлениях принимается за главное, самое
существенное. В таких случаях речь идет
об определении сущности права.
Значительную
ценность представляют определения, в
которых формулируются специфические
признаки права. С их помощью право выделяется
из других социальных явлений. Вместе
с тем для более глубокого понимания права
необходимо также уяснить неспецифические
признаки, одинаковые для права и смежных
с ним феноменов.
Право имеет закономерные связи с экономикой,
политикой, нравственностью и особенно
глубокие связи с государством. Все эти
связи так или иначе выражаются в его типах
и формах.
Целью
данной работы является анализ сущности,
типов и формы права, как обусловленного
природой человека и общества и выражающей
свободу личности система регулирования
общественных отношений, которой присущи
нормативность, формальная определенность
в официальных источниках и обеспеченность
возможностью государственного принуждения.
Право — один из видов регуляторов общественных отношений; в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что в вопросах о праве следует избегать универсальных определений, общепризнанного определения права не существует и в современной науке.
В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона указывалось:
Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе; это определение П. указывает лишь общие очертания его содержания, между тем вопрос о существе П., его происхождении и основах до сих пор остается одной из нерешенных в науке проблем
В Большой советской энциклопедии было представлено классическое для марксистко-ленинского правоведения определение (нормативно-позитивистская позиция):
Право — это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
Либертарно-юридическая концепция:
Право — единство равной для всех нормы и меры свободы и справедливости. Конкретное определение права зависит от типа правопонимания, которого придерживается тот или иной учёный (то есть его представлений о праве). В то же время определения различных школ позволяют наиболее полно представить право. Поэтому для развития правовой науки особенно важен плюрализм, которого не всегда удается добиться в силу традиционной близости этой отрасли знаний к государственной власти.
В
некоторых определениях или контекстах
право может сливаться с систем
Рассмотрим
признаки права, определение его
понятия на рис.1
Исходят от государства |
выражают волю и интересы определенных слоев населения либо большинство общества |
ПРАВО
система норм,
правил поведения,
которые
сформулированы в специальных государственных документах - нормативных актах |
охраняются от нарушений не только силой общественного мнения, но и мерой государственного принуждения |
Рис.1 Признаки права, определение его понятия
Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного. С течением времени понятие права менялось. Так, для Аристотеля право - это политическая справедливость, для средневековых ученых - божественное установление, для Ж.-Ж.Руссо - общая воля, Р.Иеринга - защищенный интерес, Л.Петражицкого - императивно - атрибутивные эмоции, для представителей юридического позитивизма право есть веление, приказ государства и т.д.
Многозначность определений права, не утихающие споры о его существе привели некоторых исследователей к пессимистическому выводу, что сущность права познать нельзя. Очевидно, поэтому, поправляя И.Канта, который сетовал, что юристы столетиями ищут определение права, русский теоретик права Н.Н.Алексеев заметил: “Юристы никогда не найдут определение права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что такое природа вообще”.
В праве находят выражение самые разнообразные отношения и интересы людей, оно имеет различные формы проявления в зависимости от характера экономического развития общества, его социальной структуры, уровня культуры, исторических традиций. Право напрямую связано с природой человека, его жизнедеятельностью, оно непосредственным образом вторгается в сферу поведения и поступков человека, дозирует объем его свободы, воздействует на характер и способы удовлетворения различных потребностей как отдельными индивидами, так и общностями людей.
Итак, какова же природа права, в чем, иначе говоря, заключается его сущность? Известно, что сущность любого предмета, явления философия считает совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, составляющих их основу, определяющих природу и выражающих самые необходимые, внутренне глубинные связи и отношения предмета, явления, которыми определяются все их остальные свойства и признаки. Сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.
Сущность права, таким образом, отражает основную, решающую его связь с социальной структурой и материальными производственными отношениями, социально - культурными условиями, приоритетами и ценностями человеческой личности, и видится в «обеспечении» или «разграничении» жизненных интересов людей, в «выражении их воли», в «установлении» определенного порядка общественной жизни.
При рассмотрении сущности права важно учитывать 2 аспекта:
Можно выделить следующие подходы к сущности права:
- классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса),
- общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии т т.п.).
Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминоровать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.
Сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и обще социальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.
В
отечественной юридической