Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 08:56, курсовая работа
Целью данной работы является анализ сущности, типов и формы права, как обусловленного природой человека и общества и выражающей свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.
Введение. 3
I СУЩНОСТЬ ПРАВА 5
II ТИПЫ ПРАВА 14
III ФОРМЫ ПРАВА 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
Список использованной литературы. 34
Такое положение, когда семья общего права имеет черты, присущие семье континентального права (писаное право), а последняя использует некоторые механизмы англо-саксонской правовой семьи (судебная практика),свидетельствует о глубоких взаимосвязях мирового правового развития, известном единстве правового регулирования в рамках, в частности, европейской цивилизации.
Значительным
своеобразием обладают правовые системы,
основанные на традиционном и религиозном
регулировании, где право не рассматривается
как результат рациональной деятельности
человека, а тем более государства.
Различают так называемые традиционные
правовые (построенные на обычном праве)
религиозные правовые системы (мусульманское,
индусское право). К странам традиционного
права относят Японию, государства Тропической
Африки и некоторые другие.
В основе религиозной правовой системы
лежит какая-либо система вероучения.
Так, источниками мусульманского права
являются Коран, сунна и иджма. Коран -
священная книга ислама и всех мусульман,
состоящая из высказываний пророка Магомета,
произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду
с общими духовными положениями, проповедями,
обрядами там есть и установления вполне
нормативно-юридического характера.
Сунна - мусульманское священное предание,
рассказывающее о жизни пророка, представляет
собой сборник традиций, связанных с поведением
и высказываниями пророка, которые должны
служить образцами для мусульман.
Другой широко распространенной системой религиозно права является индусское право. Оно охватывает практически всех выходцев из Индии и так же, как мусульманское право, тесно связано с религией - индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности - почти две тысячи лет назад, одна сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени этом качестве индуизм выступает элементом государственно-правовых отношений современного, в частности индийского, общества. Особенную роль индусское право играет в сферах, влияние религии до сих пор наиболее ощутимо - семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т.д.
Главной
тенденцией развития как обычного (традиционного),
так и религиозного (мусульманского
и др.) права является усиление роли
закона как источника права. Однако
эта тенденция реализуется на фоне неснижающегося
значения традиционных и особенно религиозных
норм и даже в известной мере - их возрождения
в качестве ведущей нормативной системы
общества, что весьма характерно для исламских
государств.
Выделение славянской правовой семьи
в качестве самостоятельной ветви правовой
цивилизации имеет определенную новизну
и поэтому нуждается в дополнительном
обосновании.
Особенностью приведенного варианта структуры правовых семей, включающей самостоятельную семью славянского права, является стремление отразить подход уже известных типологий, выделяющих в отдельную рубрику славянскую правовую семью, и изменения юридической карты современной Европы. Из представленной классификации не выпадает (в отличие от некоторых современных трактовок) нормативный регион и соответственно правовая общность, образуемая странами в основном славянского этнического происхождения, относимыми в свое время к социалистической правовой семье.
Речь идет о государствах бывшего социалистического содружества: СССР, ГДР, СФРЮ, Польше, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Румынии, - которые составляли, в частности, по мнению французского компаративиста Р. Давида, особую семью социалистического права.
Славянская
правовая общность основывается на значительной
культурно-исторической специфике правовых
ценностей славянских стран.
Существует, конечно, нечто общее для всех
государств, народов, правовых систем,
но это общее в качестве исходных предпосылок
имеет особенное, национальное, которое
и должно стать дополнительным измерением
права славянских народов. Только так
правовое регулирование может приобрести
твердую предметную и методологическую
основу и перестать быть лишь фарватером
произвольно меняющихся политических
установок. Устранив жесткие формационно-типологические
перегородки внутри российского права,
появляется возможность более глубокого
познания его природы, по сути дела, нового
измерения его теории и истории.
Категория славянской правовой семьи отражает целостный правовой феномен, имеющий глубокие национальные, духовные, исторические и специальные юридические основания в правовой культуре России и ряда восточноевропейских стран. Восточные и южные славяне, имевшие уже в VI-IX вв. свои государственные образования, сформировали основы самостоятельной культурной традиции и стали "прямыми" наследниками Византийской империи, которая длительное время была оплотом православия и восточноевропейской культуры. Самобытность славянской правовой семьи, и прежде всего |Российской правовой системы, обусловлена не столько технико-юридическими, формальными признаками, сколько глубокими соцальными, культурными, государственными началами жизни славянских народов.
К началам, имеющим методологическое значение для анализа отечественного права, можно отнести следующие:
1. Самобытность русской государственности, не поддающаяся элиминации даже после длительных и массированных включений иностранных управленческих и конституционных форм. Для русского права всегда была исключительно важной связь с государством.
2. Особые условия экономического прогресса, для которых характерна опора на коллективные формы хозяйствования, крестьянскую общину, артель, сельскохозяйственный кооператив), основывающиеся на специфической трудовой этике, взаимопомощи, трудовой демократии, традициях местного самоуправления.
3.
Формирование особого типа
4.
Тесная связь традиционной
Юридические источники славянской правовой
семьи через Византию (Восточно-Римскую
империю) унаследовали законодательные
традиции римского права и таким путем
примыкают к романо-германской правовой
семьи.
В результате сложного переплетения нормативного материала различной идеологической природы, в том числе включения многих западных правовых ценностей, российское право пришло в сложное состояние начала новой этапной эволюции, что, однако, не устраняет ее исконных культурно-национальных основ.
Российская правовая система имеет и ту особенность, что она может рассматриваться в качестве целостной правовой семьи или по крайней мере группового подразделения славянской правовой семьи, поскольку в ее зону входят национальные правовые системы республик в составе Российской Федерации, законодательство которых инкорпорировано в систему законодательства РФ.
При
этом следует иметь в виду весьма
нетипичную для классических правовых
семей совместимость
Российская правовая система в перспективе
будет идентифицироваться в качестве
основы правовой семьи восточнославянских
и части тюркских народов бывшего Союза
ССР. Право России по самой ее правокультурной
сущности - это сердцевина своеобразной
юридической экосистемы, которая нуждается
в регенерации всех своих государственных,
политических, социально-духовных элементов.
Уйти куда-то из этой макрокультуры - на
Запад, на Восток, - как того иногда желают
некоторые политики, вряд ли возможно.
Необходимо уяснить свое собственное
место в мировом геоправовом пространстве.
Форма права - это способ выражения во вне юридических правил поведения.
Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий «форма права» и «источник права».
Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как «всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки», то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права 3 фактора:
Под формами (источниками) права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм. «Источники права» - специальный правовой термин, который употребляется для обозначения внешних форм выражения юридических норм.
В самом обобщенном смысле слово источник означает то, что дает начало чему-нибудь, откуда исходит что-нибудь, например, Солнце - источник тепла и света.
Но, что представляет собой источник права?
С
экономической точки зрения, источником
права являются определенные экономические
отношения, которые порождают
Нередко понятие «источник права» отождествляют с понятием «источник знаний о праве», иными словами, то, откуда люди получают сведения о нем. К такого рода источникам относятся юридические памятники (Судебник Хаммурапи, «Русская Правда»), произведения юристов и т.д. Все это - лишь источники познания права.
Законы,
постановления, указы и т.д. являются
результатом правотворческой
Правотворческая деятельность - это форма деятельности компетентных органов государства, в ходе которой устанавливаются нормы права посредством издания, изменения или отмены правовых актов.
Следует иметь в виду, что государство не создает право. Оно лишь выражает его, способствует реализации правовых норм. Под воздействием множества политических, экономических, культурных и иных фактов общество само формирует и создает право, а государство только завершает этот процесс.
Выделяют четыре основных формы права:
Терминологические споры отнюдь не всегда схоластические. Одни ученые называют нормативные правовые акты, обычаи, прецеденты формами права, другие - источниками. Но разные определения одних и тех же явлений только подчеркивают многообразие проявления их сущности. Поэтому можно использовать как то, так и другое понятие, уяснив предварительно содержание каждого.
По существу, речь идет о внешней форме права, означающей выражение государственной воли вовне.
Соответственно под формой права следует понимать организацию его собственного содержания, способы существования, проявления, упорядочения и функционирования такого содержания. Форму права нельзя смешивать с более широким понятием - с правовой формой вообще. Первая из этих категорий соотносима только с самим правом непосредственно, а вторая - со всеми правовыми явлениями в целом.
Форма права в идеале характеризуется рядом особенностей. Она призвана, во-первых, выразить нормативно закрепляемую волю граждан и в конечном счете должна быть обусловлена существующим социально-экономическим базисом; во-вторых, закрепить и обеспечить политическую власть народа, служить его интересам; в-третьих, утвердить приоритетное значение наиболее демократических форм, какими являются законы; в-четвертых, быть выражением демократической процедуры подготовки и прохождения нормативных актов в законодательном органе.