Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 08:56, курсовая работа
Целью данной работы является анализ сущности, типов и формы права, как обусловленного природой человека и общества и выражающей свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.
Введение. 3
I СУЩНОСТЬ ПРАВА 5
II ТИПЫ ПРАВА 14
III ФОРМЫ ПРАВА 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
Список использованной литературы. 34
Обычаи,
санкционированные
Право - это правила поведения, исходящие уже не от общества, а от государства, причем - предписания, защищающие интересы i эксплуататоров, санкционирующие социальное неравенство людей, могут возникнуть только вместе с государством. Чем сложнее становилось законодательство, тем сложнее становились способы его выражения. Ф.Энгельс в работе "К жилищному вопросу" писал: "По мере того, как законодательство разрастается в сложное, обширное целое, выступает необходимость в новом общественном разделении труда: образуется сословие профессиональных правоведов, а вместе с ним возникает и наука права".
Исторически
первым в отдельных странах возникает
рабовладельческое право. Оно рождается
вместе с рабовладельческим
Рабовладельческое
право предоставляло
Рабовладельческое
право открыто закрепляло неравенство
и среди свободного населения. В
Вавилоне были мушкену, в Риме - плебеи
и псрегрины, в Афинах - метеки и т.д. Полная
правоспособность признавалась лишь за
патрициями, сокращенная - за плебеями,
еще более ограниченная - за иностранцами.
Рабы были полностью неправоспособны.
В рабовладельческом праве открыто признавался
и обеспечивался принцип неравенства
мужчины и женщины, господства отца над
детьми. Так, и жена, и дети не имели права
приобретать собственность, женщины отстранялись
от участия в общественной жизни.
Центральное
место в рабовладельческом
Цивильное право римские юристы по чисто формальным моментам делили на частное и публичное. Впервые такое деление обосновал римский юрист Ульпиан. Публичное право, утверждал он, относится к положению римского государства, частное - к пользе отдельных лиц. Публичное право включает в себя святыни, деятельность жрецов, государственные должности; частное право делится на три части: оно состоит из предписаний собственно правовых, из предписаний народов и, наконец, из предписаний государства. Частное право составляло совокупность норм, регулирующих отношения собственности, наследования, семейное право.
В отдельных странах исторически первым возникает феодальное право, которое значительно отличается от рабовладельческого характерным для него принципом формального неравенства. Всеобщих равных прав и равных обязанностей не существовало. Права и обязанности определялись по принадлежности к тому или иному сословию.
Феодальное право - это право-привилегия. Оно носило партикулярный (местный) характер. Хозяйственной разобщенности, неразвитой технике и медленному развитию сельского хозяйства способствовала политическая децентрализация.
Классовая сущность феодального права заключалась в защите интересов феодального землевладения и личности феодалов, в закреплении личной, в первую очередь крепостной, зависимости крестьянства. Земельная собственность - это непосредственные отношения господства и порабощения, отсюда феодальное право - это кулачное право. Ему не присуще деление на частное и публичное. При господстве крупной земельной собственности право принуждения непосредственно вытекает из земельной собственное и является одним из правомочий землевладельца, а политическая власть составляет атрибут земельной собственности.
Иммунитеты
ограждали частные интересы собственников.
Феодальное право носило религиозный
характер, что определялось местом ролью
церкви в феодальном обществе. Церковь
как крупный земельный собственник, независимый
от светской власти, имела свое право (Каноническое),
свой суд, свои тюрьмы. Церковь была идеологической
силой, монополизировавшей дело образования.
Ее догмы лежали в основе господствовавшего
тогда мировоззрения, носившего теологический
характер, авторитет феодального законодательства
подкреплялся религиозными постулатами.
Мхитар Гош в своем Судебнике пространно
объясняет, почему Христос, завещав людям
блюсти законы, не изложил их сам письменно,
а предоставил это законодателям отдельных
стран. Санкции за нарушение правил поведения
во многом определялись церковным судом.
Рассмотрим теперь цивилизационное деление права.
В
современном мире обычно различают
следующие правок массивы: национальные
правовые системы, правовые семь группы
правовых систем.
Национальная правовая система - это конкретно-историческая
совокупность права (законодательства),
юридической практики и господствующей
правовой идеологии отдельной страны
(государства). Национальная правовая
система - элемент то или иного конкретного
общества и отражает его социально-экономические,
политические, культурные особенности.
По отношению к группам правовых систем
и правовым семьям национальные правовые
системы выступают в качестве явления
особенного, единичного. В настоящее время
в мире насчитывает около двухсот национальных
правовых систем.
Феномен правовой системы позволяет решать важные учебно-познавательные и практически-юрисдикционные задачи. Только комплексное видение институтов объективного и субъективного права, структуры законодательства, правовой идеологии и психологии, менталитета общества, юридической практики) формирует квалификацию юриста, его способность и возмозжность работать в рамках правовой культуры конкретной стран.
Наличие правовых явлений в их системной, концептуальньной организации свидетельствует об известном уровне правой жизни общества, его правосознания, юридической образованости и т.д. Поэтому далеко не все государства имеют развитые особенно правокультурно-самобытные и целостные юридические системы, выступающие источниками накопления правовых ценностей для всей мировой цивилизации.
Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права исторического пути его формирования. В соответствии с эти" критериями можно выделить следующие правовые семьи: общего права, романо-германскую, обычно-традиционную, мусульманскую, индусскую, славянскую. Ни одна из классификаций правое! семей не является исчерпывающей для правовых систем мира, поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права. В приведенной классификации своеобразие правовой семьи определяется характером ее источников: юридических, духовных и культурно-исторических. Один из этих признаков может преобладать в разграничении правовых семей. Так, форма, перечень и иерархия юридических источников права (форм права) традиционно рассматривается в качестве основного различия между семьей общего права и романо-германской.
В
частности, для романо-германской правовой
семьи право выступает в виде
норм, имеющих законодательное
В
рамках той или иной правовой семьи возможны
более дробные элементы, представленные
определенной группой правовых систем.
Так, внутри романо-германской правовой
семьи выделяют группу романского права,
в зону которой входят правовые системы
таких стран, как Франция, Италия, Бельгия,
Испания, Швейцария, Португалия, Румыния,
право латиноамериканских стран, каноническое
(церковно-католическое) право, и группу
германского права, в которую входят правовые
системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских
стран и др. Внутри англо-саксонской правовой
семьи различают правовую систему Англии,
США и право бывших англоязычных колоний
Великобритании. Славянская правовая
семья включает группу российского права
(Россия и ее субъекты) и западно-славянского
права (Украина, Белоруссия, : Болгария,
новая Югославия).
Рассмотрим основные характерные черты
представленных правовых семей с акцентом
на отличительных особенностях славянской
правовой семьи, ее месте на правовой карте
мира.
К наиболее старым, "классическим" правовым семьям относится семья общего права и романо-германская (континентальная) семья, принадлежащие к западной юридической традиции.
Семья общего (англо-саксонского) права. Общее право исторически сложилось в Англии и оправдывает свое название тем, что оно действовало на территории всей Англии (период его становления - X-XIII-вв.) в виде судебных обычаев, возникавших по мимо законодательства, и распространялось на всех свободных подданных короля в гражданском судопроизводстве. Обобщив судебную практику в своих решениях, судьи руководствовался нормами уже сложившихся отношений и на их основе вырабатывали свои юридические принципы. Совокупность этих решений, точнее принципов (прецедентов), на которых они основывали была обязательной для всех судов и таким образом составили систему общего права.
Специфика общего права состоит в отсутствии кодифицированных отраслей права и наличии в качестве источника при громадного количества судебных решений (прецедентов), образцами для аналогичных дел, рассматриваемых другими судами. Кроме общего права, в структуру английского при входят статутное право (законодательство) и "право справедливости".
Норма общего права носит казуистический (индивидуальный) характер, так как она "модель" конкретного решения, а результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев. Общее право приоритетное значение придает процессуальным нормам, формам судопроизводства, источникам доказательств, так как они составляют одновременно и механизм правообразования, и механизм правореализации.
Важным признаком общего права выступает автономия судебной власти от любой иной власти в государстве, что проявляется в отсутствии прокуратуры и административной юстиции.
В настоящее время наряду с общим правом в странах англо-саксонской правовой семьи широкое развитие получило законодательство (статутное право), источником которого являют акты представительных органов, что свидетельствует о сложи процессах эволюции данной правовой семьи. Однако исходи принципы организации правовая система, например Англии, сохраняет с XIII в. до сих пор.
Романо-германская правовая семья. Исторические корни этой правовой семьи относятся к римскому праву (I в. до н.э. - VI н.э.). В качестве основного источника она использует писан право, т.е. юридические правила (нормы), сформулированньк законодательных актах государства.
Законодатель (орган государственной власти) в связи с этим должен осмыслить общественные отношения, обобщить социальную практику, типизировать повторяющиеся ситуации и сформулировать в нормативных актах общие модели прав и обязанностей для граждан и организаций. На правоприменителей (это наименование весьма точно для данной правовой семьи отражает роль и функции юристов), прежде всего суд, возлагается обязанность точной реализации этих общих норм в конкретных судебных, административных решениях, что в конечном счете обеспечивает единообразие судебной или административной практики в масштабе всего государства.
Судья
романо-германской правовой семьи не
обязан следовать ранее принятому
решению другого суда, за исключением
судебной практики верховного и (или) конституционного
суда. Но и в этом случае высшие судебные
инстанции не вправе создавать своими
решениями новые нормы, а могут лишь толковать
имеющиеся в нормативно-правовых актах.
Судья, работающий в стране, входящей в
зону романо-германской правовой семьи,
решая юридическое дело, главным образом
осуществляет лишь процесс квалификации
- строит цепь умозаключений по методу
силлогизма, где роль большей посылки
играет норма, а меньшей - обстоятельства
конкретного случая. Это, конечно, вовсе
не свидетельствует об отсутствии в правоприменении
творческого, самостоятельного начала.
Чтобы правильно применить отвлеченную
от конкретной ситуации норму, юрист должен
глубоко вникнуть в природу этой ситуации:
обстоятельства деяния и личность деятеля,
например, с тем, чтобы применение права
было справедливым, гуманным, целесообразным,
т.е. отражало внутреннюю природу права.
В этом смысле и в континентальной правовой
семье судебная (правоприменительная)
практика не может не иметь некоторого
нормативного значения, т.е. выступать
в роли фактора "давления" либо корректировки
законодательства, которое, однако, официально
признается приоритетным либо даже единственным
источником права.