Сущность, формы типы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 08:56, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ сущности, типов и формы права, как обусловленного природой человека и общества и выражающей свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Содержание

Введение. 3
I СУЩНОСТЬ ПРАВА 5
II ТИПЫ ПРАВА 14
III ФОРМЫ ПРАВА 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
Список использованной литературы. 34

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)

     Обычаи, санкционированные государством, становились  обычным правом. Но впоследствии, по мере того, как потребности политических сил, стоящих у власти, развивались, государство восполняло недостающие в обычном праве нормы своей законодательной деятельностью. Поэтому только на ранних стадиях существования государства обычное право представляет почти все право данного общества. В дальнейшем оно все больше вытесняется писаными законами государства.

     Право - это правила поведения, исходящие  уже не от общества, а от государства, причем - предписания, защищающие интересы i эксплуататоров, санкционирующие  социальное неравенство людей, могут  возникнуть только вместе с государством. Чем сложнее становилось законодательство, тем сложнее становились способы его выражения. Ф.Энгельс в работе "К жилищному вопросу" писал: "По мере того, как законодательство разрастается в сложное, обширное целое, выступает необходимость в новом общественном разделении труда: образуется сословие профессиональных правоведов, а вместе с ним возникает и наука права".

     Исторически первым в отдельных странах возникает  рабовладельческое право. Оно рождается  вместе с рабовладельческим государством и представляет собой возведенную в закон волю класса рабовладельцев, юридически закрепляет рабовладельческую форму частной собственности, эксплуатация человека человеком. Характерная его черта - открытое закрепление неравенства людей. Это выражалось в том, что рабы рассматривались не как субъекты права, а как его объекты.

     Рабовладельческое право предоставляло рабовладельцу  полную, ничем не ограниченную среду действий относительно своего "говорящего" орудия, была разработана сложная система жестоких наказаний рабов за сопротивление господину. В области имущественных отношений раб также был полностью бесправен. Все, что он приобретал, становилось собственностью его владельца.

     Рабовладельческое право открыто закрепляло неравенство  и среди свободного населения. В  Вавилоне были мушкену, в Риме - плебеи и псрегрины, в Афинах - метеки и т.д. Полная правоспособность признавалась лишь за патрициями, сокращенная - за плебеями, еще более ограниченная - за иностранцами. Рабы были полностью неправоспособны. 
В рабовладельческом праве открыто признавался и обеспечивался принцип неравенства мужчины и женщины, господства отца над детьми. Так, и жена, и дети не имели права приобретать собственность, женщины отстранялись от участия в общественной жизни.

     Центральное место в рабовладельческом праве  занимает институт частной собственности, детально регламентированный порядок  приобретения и пользования, и распоряжения ею. Охрана частной собственности  сопровождалась установлением смертной казни за посягательство на нее. Наивысшего расцвета этот институт получил в нормах римского права, которое было классической формой права, основанного на частной собственности. В римском праве было по дробно . регламентировано все, что имело отношение к праву собственности (вещное право, обязательственное право, долговое право и т.д.), что привело к его рецепции (заимствованию) буржуазными государствами (достаточно сослаться на кодекс Наполеона).

     Цивильное право римские юристы по чисто  формальным моментам делили на частное  и публичное. Впервые такое деление обосновал римский юрист Ульпиан. Публичное право, утверждал он, относится к положению римского государства, частное - к пользе отдельных лиц. Публичное право включает в себя святыни, деятельность жрецов, государственные должности; частное право делится на три части: оно состоит из предписаний собственно правовых, из предписаний народов и, наконец, из предписаний государства. Частное право составляло совокупность норм, регулирующих отношения собственности, наследования, семейное право.

     В отдельных странах исторически  первым возникает феодальное право, которое значительно отличается от рабовладельческого характерным  для него принципом формального  неравенства. Всеобщих равных прав и  равных обязанностей не существовало. Права и обязанности определялись по принадлежности к тому или иному сословию.

     Феодальное  право - это право-привилегия. Оно  носило партикулярный (местный) характер. Хозяйственной разобщенности, неразвитой технике и медленному развитию сельского  хозяйства способствовала политическая децентрализация.

     Классовая сущность феодального права заключалась  в защите интересов феодального  землевладения и личности феодалов, в закреплении личной, в первую очередь крепостной, зависимости  крестьянства. Земельная собственность - это непосредственные отношения господства и порабощения, отсюда феодальное право - это кулачное право. Ему не присуще деление на частное и публичное. При господстве крупной земельной собственности право принуждения непосредственно вытекает из земельной собственное и является одним из правомочий землевладельца, а политическая власть составляет атрибут земельной собственности.

     Иммунитеты  ограждали частные интересы собственников. 
Феодальное право носило религиозный характер, что определялось местом ролью церкви в феодальном обществе. Церковь как крупный земельный собственник, независимый от светской власти, имела свое право (Каноническое), свой суд, свои тюрьмы. Церковь была идеологической силой, монополизировавшей дело образования. Ее догмы лежали в основе господствовавшего тогда мировоззрения, носившего теологический характер, авторитет феодального законодательства подкреплялся религиозными постулатами. Мхитар Гош в своем Судебнике пространно объясняет, почему Христос, завещав людям блюсти законы, не изложил их сам письменно, а предоставил это законодателям отдельных стран. Санкции за нарушение правил поведения во многом определялись церковным судом.

     Рассмотрим  теперь цивилизационное деление права.

     В современном мире обычно различают  следующие правок массивы: национальные правовые системы, правовые семь группы правовых систем.  
Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Национальная правовая система - элемент то или иного конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности. По отношению к группам правовых систем и правовым семьям национальные правовые системы выступают в качестве явления особенного, единичного. В настоящее время в мире насчитывает около двухсот национальных правовых систем.

     Феномен правовой системы позволяет решать важные учебно-познавательные и практически-юрисдикционные задачи. Только комплексное видение  институтов объективного и субъективного права, структуры законодательства, правовой идеологии и психологии, менталитета общества, юридической практики) формирует квалификацию юриста, его способность и возмозжность работать в рамках правовой культуры конкретной стран.

     Наличие правовых явлений в их системной, концептуальньной организации свидетельствует  об известном уровне правой жизни  общества, его правосознания, юридической  образованости и т.д. Поэтому далеко не все государства имеют развитые особенно правокультурно-самобытные и целостные юридические системы, выступающие источниками накопления правовых ценностей для всей мировой цивилизации.

     Правовая  семья - это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права исторического пути его формирования. В соответствии с эти" критериями можно выделить следующие правовые семьи: общего права, романо-германскую, обычно-традиционную, мусульманскую, индусскую, славянскую. Ни одна из классификаций правое! семей не является исчерпывающей для правовых систем мира, поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права. В приведенной классификации своеобразие правовой семьи определяется характером ее источников: юридических, духовных и культурно-исторических. Один из этих признаков может преобладать в разграничении правовых семей. Так, форма, перечень и иерархия юридических источников права (форм права) традиционно рассматривается в качестве основного различия между семьей общего права и романо-германской.

     В частности, для романо-германской правовой семьи право выступает в виде норм, имеющих законодательное выражение (в виде закона или кодекса), а  правоприменитель лишь сравнивает конкретную ситуацию с общей нормой и в  ней находит решение дела. Основной источник англо-саксонского (общего) права - судебный прецедент, т.е. судебное решение судов определенного уровня по конкретному случаю, способ обоснования которых для других нижестоящих судов является образцом решения аналогичных дел.

     В рамках той или иной правовой семьи возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем. 
Так, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права, в зону которой входят правовые системы таких стран, как Франция, Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния, право латиноамериканских стран, каноническое (церковно-католическое) право, и группу германского права, в которую входят правовые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др. Внутри англо-саксонской правовой семьи различают правовую систему Англии, США и право бывших англоязычных колоний Великобритании. Славянская правовая семья включает группу российского права (Россия и ее субъекты) и западно-славянского права (Украина, Белоруссия, : Болгария, новая Югославия). 
Рассмотрим основные характерные черты представленных правовых семей с акцентом на отличительных особенностях славянской правовой семьи, ее месте на правовой карте мира.

     К наиболее старым, "классическим" правовым семьям относится семья общего права и романо-германская (континентальная) семья, принадлежащие к западной юридической традиции.

     Семья общего (англо-саксонского) права. Общее  право исторически сложилось  в Англии и оправдывает свое название тем, что оно действовало на территории всей Англии (период его становления - X-XIII-вв.) в виде судебных обычаев, возникавших по мимо законодательства, и распространялось на всех свободных подданных короля в гражданском судопроизводстве. Обобщив судебную практику в своих решениях, судьи руководствовался нормами уже сложившихся отношений и на их основе вырабатывали свои юридические принципы. Совокупность этих решений, точнее принципов (прецедентов), на которых они основывали была обязательной для всех судов и таким образом составили систему общего права.

     Специфика общего права состоит в отсутствии кодифицированных отраслей права и наличии в качестве источника при громадного количества судебных решений (прецедентов), образцами для аналогичных дел, рассматриваемых другими судами. Кроме общего права, в структуру английского при входят статутное право (законодательство) и "право справедливости".

     Норма общего права носит казуистический (индивидуальный) характер, так как  она "модель" конкретного решения, а результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев. Общее право приоритетное значение придает процессуальным нормам, формам судопроизводства, источникам доказательств, так как они составляют одновременно и механизм правообразования, и механизм правореализации.

     Важным  признаком общего права выступает автономия судебной власти от любой иной власти в государстве, что проявляется в отсутствии прокуратуры и административной юстиции.

     В настоящее время наряду с общим  правом в странах англо-саксонской правовой семьи широкое развитие получило законодательство (статутное право), источником которого являют акты представительных органов, что свидетельствует о сложи процессах эволюции данной правовой семьи. Однако исходи принципы организации правовая система, например Англии, сохраняет с XIII в. до сих пор.

     Романо-германская правовая семья. Исторические корни  этой правовой семьи относятся к  римскому праву (I в. до н.э. - VI н.э.). В  качестве основного источника она  использует писан право, т.е. юридические  правила (нормы), сформулированньк законодательных актах государства.

     Законодатель (орган государственной власти) в  связи с этим должен осмыслить  общественные отношения, обобщить социальную практику, типизировать повторяющиеся  ситуации и сформулировать в нормативных  актах общие модели прав и обязанностей для граждан и организаций. На правоприменителей (это наименование весьма точно для данной правовой семьи отражает роль и функции юристов), прежде всего суд, возлагается обязанность точной реализации этих общих норм в конкретных судебных, административных решениях, что в конечном счете обеспечивает единообразие судебной или административной практики в масштабе всего государства.

     Судья романо-германской правовой семьи не обязан следовать ранее принятому  решению другого суда, за исключением  судебной практики верховного и (или) конституционного суда. Но и в этом случае высшие судебные инстанции не вправе создавать своими решениями новые нормы, а могут лишь толковать имеющиеся в нормативно-правовых актах. 
Судья, работающий в стране, входящей в зону романо-германской правовой семьи, решая юридическое дело, главным образом осуществляет лишь процесс квалификации - строит цепь умозаключений по методу силлогизма, где роль большей посылки играет норма, а меньшей - обстоятельства конкретного случая. Это, конечно, вовсе не свидетельствует об отсутствии в правоприменении творческого, самостоятельного начала. Чтобы правильно применить отвлеченную от конкретной ситуации норму, юрист должен глубоко вникнуть в природу этой ситуации: обстоятельства деяния и личность деятеля, например, с тем, чтобы применение права было справедливым, гуманным, целесообразным, т.е. отражало внутреннюю природу права. В этом смысле и в континентальной правовой семье судебная (правоприменительная) практика не может не иметь некоторого нормативного значения, т.е. выступать в роли фактора "давления" либо корректировки законодательства, которое, однако, официально признается приоритетным либо даже единственным источником права.

Информация о работе Сущность, формы типы права