Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 08:56, курсовая работа
Целью данной работы является анализ сущности, типов и формы права, как обусловленного природой человека и общества и выражающей свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.
Введение. 3
I СУЩНОСТЬ ПРАВА 5
II ТИПЫ ПРАВА 14
III ФОРМЫ ПРАВА 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
Список использованной литературы. 34
Сущность любого права заключается в тех его внутренних закономерных, устойчивых и существенных свойствах, в которых раскрывается многообразие и противоречивость форм его бытия, закономерностей существования права, функционирования и развития.
Свойства права, носящие сущностный характер, необходимы и неотъемлемы, постоянны и устойчивы, находят свое выражение в правовых явлениях, относящихся как к содержанию, внутренней субстанции права, так и его функционированию. Эти свойства находятся в органическом единстве, исключающем возможность дробления единой сущности права на обособленные части.
Таковыми служат свойства права, показывающие:
а) какими объективными историческими факторами обусловлены право, его содержание и действие,
б) чью организованную волю они выражают,
в) кем такая воля официально формируется,
г) в какой форме она возводится во всеобщий, обязательный ранг.
Не разрывность цепи этих свойств права объективно переопределена самой логикой происхождения и существования права. Оно появилось на определенном этапе развития человеческого общества вместе с государством, когда в силу известных исторических факторов в дополнение к прежним правилам общежития первобытно - общинного строя потребовалось создание новых - общеобязательных и обеспеченных государством - норм. Реальный механизм всякого право образования был и остается таковым, что определенные процессы в жизнедеятельности общества представляют как объективные потребности, осознание таких потребностей сопряжено с появлением соответствующих интересов, мотивов и целей людей, их общностей и образований. На этой почве вырастает социальная воля как результат согласования различных интересов, - воля, которая при определенных условиях превращается в государственную и возводится в ранг правовых норм, права.
Соответственно под сущностью права следует понимать обусловленную экономическими, социальными, политическими и духовными условиями жизнедеятельности общества и в известной мере согласованную волю стоящих у власти социальных групп (слоев), превращенную в государственную волю и выраженную в виде правовых норм.
Такова сущность права по общему правилу, на всех тех исторических этапах развития классового общества, когда речь идет об определенных общественно - экономических формациях. А в те межформационные периоды истории, когда устанавливается переходная государственность, сущность права имеет те же специфические характеристики, как и природа такой государственности. Это объясняется генетическими, сущностными и функциональными связями, которые всегда имеются между государством и правом.
Органическим продолжением сущности права является его мобильное содержание, находящееся с ней в диалектическом единстве. Сущность и не поглощает содержание права, и не оторвана от него. Сущностные свойства права развертываются, конкретизируются в его содержательных свойствах, которые вместе с ним раскрывают его единую природу.
Содержание права представляет собой состав всех его элементов, единство всех составных частей. В этом содержании сущность права на новом этапе его развития представлена не в зеркальном, а в необходимо трансформированном и обогащенном виде, при котором отдельные стороны (моменты) сущностных свойств расчленены, выделены, перегруппированы по новым закономерным связям и развернуты в относительно самостоятельные свойства, именуемые содержательными.
Как
и многим другим социальным масштабам
поведения, в содержательном плане
праву свойственны нормативност
«Государственное
происхождение» права не свидетельствует
о его несовместимости с
Таким образом, содержание права состоит в системе формально - определенных, общеобязательных и специально - обеспеченных норм, установленных или санкционированных государством для регулирования тех или иных общественных отношений в согласованных им социальных интересах.
В приведенной выше формулировке оттенены такие содержательные свойства (признаки) права, как:
а) особая нормативность, заключающаяся в установлении или санкционировании соответствующих норм государством при помощи законов и иных нормативно - правовых актов;
б) формальная определенность этих норм, то есть их обозначенность в словесно - документальном виде;
в) общеобязательность действующих правовых норм, их безусловность для любого участника регулируемых отношений, если только он попадает под субъективный состав данной нормы;
г) системность, предполагающая взаимосвязанность, целостность и единство действующих в стране правовых норм;
д) государственная обеспеченность, придающая праву надежность и реальную осуществленность.
Право
по содержанию не тождественно закону.
Будучи одной из форм выражения права,
закон может не выражать сути права
как целостной системы
3. Право - явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Во - первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), во - вторых, выделяют право в специально - юридическом смысле, как юридический инструмент связанный с государством.
Право,
как качественно своеобразное целостное
образование, имеет свою специфическую
форму. Если сущностью и содержанием
права олицетворяется все то, из
чего состоит право и чем
Право
(в этом сугубо юридическом смысле)
- это система общеобязательных,
формально определенных юридических
норм, устанавливаемых и обеспечиваемых
государством, и направленных на урегулирование
общественных отношений.
Типология права - это его специфическая классификация, производимая в основном с позиции следующих подходов. В рамках первого (формационного) главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода, дающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права.
Достоинства:
- продуктивна сама идея делить право на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество.
Слабая сторона:
-
формационный подход не
В рамках другого подхода типология права производится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков. В соответствии с названными критериями выделяют такие типы права, как:
1)
национальные правовые системы
(это конкретно-историческая
2)
правовые семьи (это
Достоинство
данной типологии заключается в
том, что выделены национально-исторические,
конкретно-географические и технико-юридические
признаки, которые весьма определенно
характеризуют право.
Слабой стороной является то, что ее представители
недооценивают роль социально-экономических
факторов в природе права.
Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира. приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация представляется как совокупность материальных и духовных достижений общества на основе разума и справедливости, находящаяся вне рамок определенных социальных систем. Целостность цивилизации с 'точки зрения ее внутренней организации обусловливается взаимодействием техники, социальной организации и философии, причем техника определяет остальные компоненты. Нетрудно заметить, что такой подход ведет к игнорированию таких сохранивших важное методологическое значение положений исторического материализма, как деление общественных явлений и процессов на базисные и надстроечные, роль экономического базиса по отношению к надстройке, выделение способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития, классовый подход при анализе социальной действительности.
Поэтому при определении общего понятия права следует, на наш взгляд, руководствоваться не цивилизационным, а формационным подходом, в частности рассматривать право как элемент общественно-экономической формации, основанной на определенном способе производства. При этом сущность права. его глубокая внутренняя основа, определяющая остальную природу и тенденции изменения юридических норм, заключена в конечном счете в экономическом базисе формации. При анализе права нельзя игнорировать классовый подход, но не следует его абсолютизировать, не замечая проявления в этом сложном общественном явлении групповых, национальных и общечеловеческих интересов. Определяющее воздействие на государственную волю, несомненно, оказывает и политическая надстройка, особенно соотношение политических сил, тип и форма государства.
Право есть особая система норм. которая, как справедливо о отметил Ф. Энгельс, возникает на известной, весьма ранней ступени развития общества в силу потребности охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена.
В самом общем виде можно сказать, что причины появления права те же, что и причины происхождения государства. Право возникает вместе с государством, неразрывно с ним связано, является результатом его деятельности при сложившихся экономических и классовых условиях. С появлением государства формируются новые правила поведения, неизвестные прежнему обществу (новые обычные нормы. которые более конкретны в отличие от старых).
Право
существенно отличается от социальных
норм первобытнообщинного строя. Первобытное
общество в течение тысячелетий выработало
для себя правила поведения - обычаи, которые
сложились в сознании членов общества
в силу принадлежности каждого к данной
коллективности, в силу неотделимости
от нее отдельного индивида.
Наиболее распространенными и типичными
были обычаи, в которых закреплялись основные
общественные отношения: равенство всех,
(неравенство вообще не осознавалось как
возможная форма взаимоотношений между
людьми); кровная месть, охранявшая незыблемость
рода, племени; коллективное и уравнительное
распределение продуктов труда; общая
собственность на землю, орудия труда.
Обычаям чуждо деление на права и обязанности, они воспринимаются как долг, то есть обществе иное требование, осознанное каждым членом коллектива как личная задача. Личное и общественное в обычае - единое целое. Обычаи охранялись запретами - табу, преимущественно религиозными. Нарушение обычая, по представлениям общества, повлечет гнев богов. Потому обычаи неразрывно связаны с религиозными представлениями.
Основная
масса норм первобытно-общинного
строя утратила свою силу, так как
они отражали естественно сложившуюся
коллективность, которая с возникновением
классов перестала