Сущность, формы типы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 08:56, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ сущности, типов и формы права, как обусловленного природой человека и общества и выражающей свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Содержание

Введение. 3
I СУЩНОСТЬ ПРАВА 5
II ТИПЫ ПРАВА 14
III ФОРМЫ ПРАВА 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
Список использованной литературы. 34

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)

     Сущность  любого права заключается в тех  его внутренних закономерных, устойчивых и существенных свойствах, в которых  раскрывается многообразие и противоречивость форм его бытия, закономерностей  существования права, функционирования и развития.

     Свойства  права, носящие сущностный характер, необходимы и неотъемлемы, постоянны и устойчивы, находят свое выражение в правовых явлениях, относящихся как к содержанию, внутренней субстанции права, так и его функционированию. Эти свойства находятся в органическом единстве, исключающем возможность дробления единой сущности права на обособленные части.

     Таковыми  служат свойства права, показывающие:

     а) какими объективными историческими факторами  обусловлены право, его содержание и  действие,

     б) чью организованную волю они выражают,

     в) кем такая воля официально формируется,

     г) в какой форме  она возводится во всеобщий, обязательный ранг.

     Не  разрывность цепи этих свойств права  объективно переопределена самой логикой  происхождения и существования права. Оно появилось на определенном этапе развития человеческого общества вместе с государством, когда в силу известных исторических факторов в дополнение к прежним правилам общежития первобытно - общинного строя потребовалось создание новых - общеобязательных и обеспеченных государством - норм. Реальный механизм всякого право образования был и остается таковым, что определенные процессы в жизнедеятельности общества представляют как объективные потребности, осознание таких потребностей сопряжено с появлением соответствующих интересов, мотивов и целей людей, их общностей и образований. На этой почве вырастает социальная воля как результат согласования различных интересов, - воля, которая при определенных условиях превращается в государственную и возводится в ранг правовых норм, права.

     Соответственно  под сущностью права следует понимать обусловленную экономическими, социальными, политическими и духовными условиями жизнедеятельности общества и в известной мере согласованную волю стоящих у власти социальных групп (слоев), превращенную в государственную волю и выраженную в виде правовых норм.

     Такова  сущность права по общему правилу, на всех тех исторических этапах развития классового общества, когда речь идет об определенных общественно - экономических формациях. А в те межформационные периоды истории, когда устанавливается переходная государственность, сущность права имеет те же специфические характеристики, как и природа такой государственности. Это объясняется генетическими, сущностными и функциональными связями, которые всегда имеются между государством и правом.

     Органическим  продолжением сущности права является его мобильное содержание, находящееся с ней в диалектическом единстве. Сущность и не поглощает содержание права, и не оторвана от него. Сущностные свойства права развертываются, конкретизируются в его содержательных свойствах, которые вместе с ним раскрывают его единую природу.

     Содержание  права представляет собой состав всех его элементов, единство всех составных частей. В этом содержании сущность права на новом этапе его развития представлена не в зеркальном, а в необходимо трансформированном и обогащенном виде, при котором отдельные стороны (моменты) сущностных свойств расчленены, выделены, перегруппированы по новым закономерным связям и развернуты в относительно самостоятельные свойства, именуемые содержательными.

     Как и многим другим социальным масштабам  поведения, в содержательном плане  праву свойственны нормативность, формальная определенность, регулятивность, системность и принудительность. Но эти свойства права имеют отчетливо выраженную связь с государством, в чем состоит одно из коренных отличий от одноименных свойств не правовых социальных регуляторов. Именно благодаря этому обстоятельству право характеризуется общеобязательной нормативностью и государственной обеспеченностью.

     «Государственное  происхождение» права не свидетельствует  о его несовместимости с естественными, вытекающими из самой человеческой природы правами и свободами  личности. Конституция Российской Федерации 1993 года признала не только не отчуждаемость основных, в том числе естественных прав и свобод личности, но и включила общепризнанные принципы и нормы международного права в национальную, российскую систему права в качестве ее составной части.

     Таким образом, содержание права состоит в системе формально - определенных, общеобязательных и специально - обеспеченных норм, установленных или санкционированных государством для регулирования тех или иных общественных отношений в согласованных им социальных интересах.

     В приведенной выше формулировке оттенены такие содержательные свойства (признаки) права, как:

     а) особая нормативность, заключающаяся в установлении или санкционировании соответствующих норм государством при помощи законов и иных нормативно - правовых актов;

     б) формальная определенность этих норм, то есть их обозначенность в словесно - документальном виде;

     в) общеобязательность действующих правовых норм, их безусловность для любого участника регулируемых отношений, если только он попадает под субъективный состав данной нормы;

     г) системность, предполагающая взаимосвязанность, целостность и единство действующих в стране правовых норм;

     д) государственная обеспеченность, придающая праву надежность и реальную осуществленность.

     Право по содержанию не тождественно закону. Будучи одной из форм выражения права, закон может не выражать сути права  как целостной системы нормативных  регуляторов, соотнесенных с объективными мерилами справедливости, свободы и  правды, с ценностями и приоритетами земной цивилизации.

     3. Право - явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Во - первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), во - вторых, выделяют право в специально - юридическом смысле, как юридический инструмент связанный с государством.

     Право, как качественно своеобразное целостное  образование, имеет свою специфическую  форму. Если сущностью и содержанием  права олицетворяется все то, из чего состоит право и чем характеризуется  его природа, то формой фиксируется его очертания и границы, способы проявления вовне, самостоятельное существования, упорядочивания и функционирования.

     Право (в этом сугубо юридическом смысле) - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. 

II ТИПЫ ПРАВА

 

     Типология права - это его специфическая  классификация, производимая в основном с позиции следующих подходов. В рамках первого (формационного) главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода, дающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права.

     Достоинства:

     - продуктивна сама идея делить право на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество.

     Слабая  сторона:

     - формационный подход не позволяет  в должной мере учесть конкретно-историческую, культурно-национальную и специально-юридическую специфику права.

     В рамках другого подхода типология  права производится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков. В соответствии с названными критериями выделяют такие типы права, как:

     1) национальные правовые системы  (это конкретно-историческая совокупность  права, юридической практики и  господствующей правовой идеологии отдельного государства);

     2) правовые семьи (это совокупность  правовых систем, выделенная на  основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования). Различают следующие правовые семьи: общего права, романо-германская, славянская, мусульманская, индусская и другие.

     Достоинство данной типологии заключается в  том, что выделены национально-исторические, конкретно-географические и технико-юридические признаки, которые весьма определенно характеризуют право. 
Слабой стороной является то, что ее представители недооценивают роль социально-экономических факторов в природе права.

     Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира. приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация представляется как совокупность материальных и духовных достижений общества на основе разума и справедливости, находящаяся вне рамок определенных социальных систем. Целостность цивилизации с 'точки зрения ее внутренней организации обусловливается взаимодействием техники, социальной организации и философии, причем техника определяет остальные компоненты. Нетрудно заметить, что такой подход ведет к игнорированию таких сохранивших важное методологическое значение положений исторического материализма, как деление общественных явлений и процессов на базисные и надстроечные, роль экономического базиса по отношению к надстройке, выделение способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития, классовый подход при анализе социальной действительности.

     Поэтому при определении общего понятия  права следует, на наш взгляд, руководствоваться  не цивилизационным, а формационным подходом, в частности рассматривать право как элемент общественно-экономической формации, основанной на определенном способе производства. При этом сущность права. его глубокая внутренняя основа, определяющая остальную природу и тенденции изменения юридических норм, заключена в конечном счете в экономическом базисе формации. При анализе права нельзя игнорировать классовый подход, но не следует его абсолютизировать, не замечая проявления в этом сложном общественном явлении групповых, национальных и общечеловеческих интересов. Определяющее воздействие на государственную волю, несомненно, оказывает и политическая надстройка, особенно соотношение политических сил, тип и форма государства.

     Право есть особая система норм. которая, как справедливо о отметил Ф. Энгельс, возникает на известной, весьма ранней ступени развития общества в силу потребности охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена.

     В самом общем виде можно сказать, что причины появления права  те же, что и причины происхождения  государства. Право возникает вместе с государством, неразрывно с ним  связано, является результатом его  деятельности при сложившихся экономических и классовых условиях. С появлением государства формируются новые правила поведения, неизвестные прежнему обществу (новые обычные нормы. которые более конкретны в отличие от старых).

     Право существенно отличается от социальных норм первобытнообщинного строя. Первобытное общество в течение тысячелетий выработало для себя правила поведения - обычаи, которые сложились в сознании членов общества в силу принадлежности каждого к данной коллективности, в силу неотделимости от нее отдельного индивида. 
Наиболее распространенными и типичными были обычаи, в которых закреплялись основные общественные отношения: равенство всех, (неравенство вообще не осознавалось как возможная форма взаимоотношений между людьми); кровная месть, охранявшая незыблемость рода, племени; коллективное и уравнительное распределение продуктов труда; общая собственность на землю, орудия труда.

     Обычаям чуждо деление на права и обязанности, они воспринимаются как долг, то есть обществе иное требование, осознанное каждым членом коллектива как личная задача. Личное и общественное в обычае - единое целое. Обычаи охранялись запретами - табу, преимущественно религиозными. Нарушение обычая, по представлениям общества, повлечет гнев богов. Потому обычаи неразрывно связаны с религиозными представлениями.

     Основная  масса норм первобытно-общинного  строя утратила свою силу, так как  они отражали естественно сложившуюся  коллективность, которая с возникновением классов перестала существовать. Часть норм приспособилась к интересам имущего меньшинства. Форма обычая может сохраниться, но существо в корне меняется. Например, в талионе была заложена идея равенства человека человеку. В классовом обществе талион трактуется иначе: цена крови богатого выше цены крови бедного. Многие правовые системы древности закрепляют такое неравенство, которое означает классовое неравенство.

Информация о работе Сущность, формы типы права