Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 04:50, курсовая работа
Основополагающим принципом любого правового государства является господство закона во всех сферах жизни государства. Его реализации способствует правильное понимание смысла и содержания закона всеми государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Введение 3
1. Общая характеристика толкования права 6
1.1. Понятие и необходимость толкования права 6
1.2. Акты толкования права 11
2. Способы толкования права 13
2.1. Грамматический (филологический, языковой) способ толкования права 14
2.2. Систематический способ толкования права 15
2.3. Историко-политический способ толкования права 17
2.4. Логический способ толкования права 18
2.5. Функциональный способ толкования права 21
3. Виды толкования права 22
Заключение 29
Список использованных источников 31
Встречается деление толкования и на другие виды — например на легальное и судебное. В легальное толкование включают разрешенное и делегированное. Такая классификация, на наш взгляд, вызывает ряд вопросов. Можно ли вообще говорить о легальном толковании? Ведь если есть легальное, то должен быть и его антипод — нелегальное толкование. Разумеется, у людей с неправомерным поведением, деформированным правосознанием есть свой стиль обыденного толкования. Однако допустимо ли признавать его подвидом вида толкования в том понимании, в котором мы определились? Что же касается судебного толкования, то оно относится к делегированному толкованию.
Для толкования, как и любого социального процесса (это мы не раз подчеркивали), характерны определенные принципы. К общим принципам толкования относят: принцип законности (всякое сомнение толкуется -в пользу обвиняемого, закон обратной силы не имеет); что законом не запрещено, то гражданам разрешено; государственным служащим разрешено только то, что предписано законом; чрезвычайные законы толкуются ограничительно; законы, смягчающие наказание, толкуются расширительно; исключения из общего принципа подлежат ограничительному толкованию; расхождение (разночтение) законов толкуется в пользу вновь изданного; толкование не создает, не изменяет и не отменяет норму права; толкование может служить основанием правотворческой инициативы. Данные принципы признаны в мировой юридической науке и в практике применения международного права, а поэтому заслуживают признания в отечественной юридической практике.
По результатам официального толкования принимаются интерпретационные акты (акты толкования). Считается, что им характерны следующие особенности:
а) закрепляют разъяснительные решения компетентного органа;
б) являются официальным актом-документом;
в) содержат конкретные юридические разъяснения;
г) принимаются в установленной процессуально-процедурной форме;
д) носят властный, обязательный характер;
е) обеспечены юридической защитой и мерами государственного принуждения;
ж) вызывают юридические последствия, вытекающие из решения интерпретатора;
з) носят характер подзаконных, вспомогательных правовых актов.
Отдельные ученые полагают17, что эти акты обладают обратной силой. По различным основаниям акты толкования классифицируют на письменные, устные; акты законодательных, судебных, исполнительных органов, органов прокуратуры; нормативного и казуального толкования; отраслевые акты (конституционные, уголовного права, гражданского права).
Дискуссионным является вопрос о точности, правильности и истинности толкования. Сложность заключается в выборе критериев такой оценки. Выдвигаются различные предложения по подбору системы критериев. Среди них называют количество правильно решенных дел в связи с качественным толкованием; уровень эффективности функционирования правовой нормы; уровень эффективности правоприменительной деятельности органов государства и местного самоуправления и т.д. Однако выдержавшим испытание временем критерием остается общественная практика по преобразованию природы общественных отношений. Этот критерий срабатывает безошибочно, но требует длительного времени (периода, этапа). Поэтому необходимо вырабатывать критерии-спутники, которые позволяли бы прогнозировать тенденцию состояния правильности и точности толкования норм права в повседневной правовой жизни.
Знание
толкования права занимает важное место
в деятельности государственных
служащих. Оно непосредственно связано
с реализацией задач государственной
службы. Особо важное значение толкование
права имеет в правотворческой и правоприменительной
деятельности. Одним словом, качественные
результаты в работе юриста, работников
государственной и муниципальной службы,
в сфере бизнеса немыслимы без глубокого
знания процесса толкования права, умения
осуществлять его. То же самое можно сказать
и об образовательном процессе.
Заключение
Анализ показывает, что зачастую закон после его принятия живет своей отдельной жизнью, а юридическая практика – своей. Это связано в первую очередь с низким уровнем многих принимаемых законов.
Неопределенность
содержания правовой нормы допускает
возможность неограниченного
В наше время проблема качества многих законов, отточенности всех формулировок, терминов и понятий, которые в них используются, выступает на первый план. Если закон будет изначально понятным и недвусмысленным для правоприменителей – проблема толкования законов не будет уже столь острой.
Можно сделать вывод, что проблема толкования правовых норм остро стоит перед законодателями и правоприменителями. Нужно учитывать важность и специфику законодательной и правоприменительной работы, построения нормально работающей правовой системы, соответствующей принципам законности, равенства всех перед законом и судом, надо весьма осторожно подходить к решению проблемы толкования нормативных правовых актов.
Это
связано с тем, что используя
механизм толкования с применением
различных приемов и способов
(логических, лингвистических и т.д.),
можно наполнять толкуемую
Список
использованных источников
1.
Конституция Российской
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Офиц. текст по сост. на 24 февраля 2010г. [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». Дата обновления 28.04.2010.
3.
Семейный кодекс Российской
4. Уголовный кодекс Российской Федерации: Офиц. текст по сост. на 18 апреля 2010г. [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». Дата обновления 28.04.2010.
5.
Трудовой кодекс Российской
6. Алексеев С.С. Теория государства и права. – М.: Волтерс-Клувер, 2006. – 620с.
7.
Васильев А.М. О
8.
Венгеров А.Б. Теория
9.
Завадская Л.И. Концепция
10. Книпер Р. Толкование, аналогия и развитие права: проблемы разграничения судебной и законодательной власти // ГиП. – 2003. - №9. – С.5-9.
11. Макуев Р.Х. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2006. – 572с.
12. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. - М.: Юристъ, 2001. – 780с.
13.
Лазарев В.В. Применение
14. Недбайло П.Е. Примечание советских правовых норм. – М.: Высшая школа, 1960. –300с.
15. Рассказов Л.П. Теория государства и права: Учебник. – М.: РИОР, 2008. –463с.
16.
Трубецкой Е.Н. Энциклопедия
17. Труайя А. Петр Великий. – М.: Инфра-М, 2004. – 980с.
18.Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 704с.
19. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юрайт, 2001. – 652с.