Управление социально-экономическим развитием муниципального образования на примере муниципального образования Клинский район

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2011 в 17:50, курсовая работа

Описание

Целью работы является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по дифференцированному управлению социально-экономическим развитием муниципальных образований в рыночных условиях

Содержание

Введение............................................................................................................................................3
Глава 1. Роль и полномочия местного самоуправления
в социально – экономическом развитии муниципального образования.....................................5
1.1Понятие, задачи и конституционно-правовые основы местного самоуправления...............................................................................................................5
1.2Финансово-экономические основы муниципального управления.......................................................................................................................7
1.3Механизм управления социально-экономическим развитием муниципального образования......................................................................................................................9
Глава 2. Анализ социально – экономического развития Клинского района..............................12
2.1 Современное состояние социально – экономического развития и управления
Клинского района..........................................................................................................12
2.2 Перспективы и пути совершенствования социально – экономического
развития и управления муниципальным образованием на примере Клинского
района..............................................................................................................................22
2.3 Прогноз социально – экономического развития Клинского района........................26
Заключение.......................................................................................................................................28
Список литературы.....

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ГМУ.doc

— 213.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

Российский  Государственный Гуманитарный Университет 

Институт  Экономики, Управления и Права 

Факультет Управления 

                                           

                                                            
 
 

Курсовая  работа на тему:

«Управление социально-экономическим развитием муниципального образования на примере муниципального образования Клинский район» 
 
 
 
 
 
 

                                                               

                                                                                
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                    
 
 
 

Москва, 2011 
 
 

Содержание 
 
 

Введение............................................................................................................................................3

Глава 1. Роль и  полномочия местного самоуправления

в социально  – экономическом развитии муниципального образования.....................................5

    1. Понятие, задачи и конституционно-правовые основы  местного самоуправления...............................................................................................................5
    2. Финансово-экономические основы муниципального управления.......................................................................................................................7
    3. Механизм управления социально-экономическим развитием муниципального образования......................................................................................................................9

Глава 2. Анализ социально – экономического развития Клинского района..............................12

             2.1 Современное состояние социально – экономического развития и управления

Клинского района..........................................................................................................12

             2.2 Перспективы и пути совершенствования социально – экономического

                 развития и  управления муниципальным образованием  на примере Клинского               

                 района..............................................................................................................................22                      

             2.3 Прогноз социально – экономического развития Клинского района........................26

Заключение.......................................................................................................................................28

     Список  литературы..........................................................................................................................31 
 
 
 
 
 
 

Введение.

      Актуальность  темы.

      В современных условиях большое значение имеют вопросы повышения эффективности управления социально-экономическим развитием на уровне муниципальных образований, так как основная часть жизнедеятельности населения происходит в них. Местное самоуправление является конкретной и непосредственной формой народовластия, обеспечивающей защиту интересов граждан на относительно локальной территории. Сущность местного самоуправления как субъекта организации саморазвития состоит в реализации многообразных потребностей населения в труде и социальных благах.

      Конечной  целью управления развитием муниципальных образований является расширенное воспроизводство населения при соответствующих социально-экономических условиях. Для всех территорий главными становятся проблемы создания условий для полной занятости трудоспособного населения, роста реальной заработной платы, обеспечения социальной справедливости, расширения социальной инфраструктуры, рационального использования ресурсов. Каждому жителю должны быть предоставлены минимальные социальные гарантии.

      Практическая  реализация новых подходов к управлению на местном уровне осложняется рядом обстоятельств. В большинстве муниципальных образований не в полной мере используется организационно-управленческий потенциал, существуют значительные резервы повышения эффективности управления местным развитием. Многие муниципальные образования не владеют технологиями стратегического планирования. В существующих планах и программах развития целевые ориентиры зачастую не отвечают реальным потребностям местного населения. Отдельные планы и программы развития, разработанные местными организациями, не содержат проработанного механизма реализации, что приводит к возникновению противоречий в системе целей и недостаточной обеспеченности ресурсами процесса управления развитием. В условиях существенного увеличения числа муниципальных образований, сокращения местных налогов и сборов и уменьшения доходной части местных бюджетов, проблема эффективного использования собственного потенциала развития становится особенно актуальной. В этой связи, органы местного самоуправления нуждаются в инструментарии самоконтроля эффективности управленческой деятельности, обеспечивающей развитие муниципального образования.

      Для решения отмеченных проблем и  совершенствования системы и  процесса управления местным развитием  необходима комплексная диагностика основных направлений и результатов управленческой деятельности, что обуславливает актуальность разработки инструментария оценки качества и результативности управления социально-экономическим развитием муниципальных образований.

      Важнейшим условием эффективного управления и регулирования процессами становления и развития муниципальных образований является полная, своевременная и достоверная информация о мероприятиях, методах и средствах, направленных на решение стоящих перед ними задач по повышению социальной защищенности территории.

Объект  – администрация Клинского района. Предмет – социально - экономическое развитие и управление муниципальным образованием Клинского района.

      Цель  и задачи работы.

      Целью работы является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по дифференцированному управлению социально-экономическим развитием муниципальных образований в рыночных условиях. Для достижения этой цели поставлены и решены следующие задачи:

  • проанализировать роль и полномочия местного самоуправления в социально – экономическом развитии муниципального образования;
  •     проанализировать состояние и социально-экономическое развитие Клинского района;
  •    разработать предложения по совершенствованию социально – экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Клинского района.

      Теоретическую и методологическую основу исследования составили положения теорий отечественных  и зарубежных авторов в области  социально-экономического и устойчивого  развития.

      Практическая значимость работы состоит в исследовании методологических аспектов управления социально – экономическим развитием муниципальных образований и разработке инструментария оценки этого процесса.  
 
 
 
 
 

Глава 1. Роль и полномочия местного самоуправления в социально – экономическом развитии муниципального образования.

1.1 Понятие,  задачи и  конституционно-правовые основы  местного самоуправления

      В европейской литературе наиболее распространенным определением термина «самоуправление» является определение Г. Еллинека: «Самоуправление — это есть государственное управление через посредство лиц, не являющихся профессиональными государственными должностными лицами, управление, которое, в противоположность государственно-бюрократическому, есть управление через посредство самих заинтересованных лиц».1 В российской истории понимания термина «местное самоуправление» в первую очередь следует упомянуть таких исследователей данного явления, как А. И. Васильчиков, Н.И. Лазаревский, М.А. Курчинский.2  Сам термин «местное самоуправление» появился в России в 1785 г.3

      Согласно  главе 8 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. 

      Действующее законодательство выделяет ряд обязательных атрибутов местного самоуправления: территория, население, выборные органы, формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении, местный бюджет, местные налоги и сборы, муниципальная собственность, местные нормативные акты.

Главным отличием местного самоуправления от других видов управления являются его цели — обеспечение жизнедеятельности, повышение качества жизни населения. 

Местное самоуправление необходимо для решения следующих задач:

  1. Предоставление социальных и коммунальных услуг (обеспечение населения жильем, благоустройство территории, услуги ЖКХ, местного транспорта и связи, общее образование, здравоохранение, торговое, бытовое, культурное обслуживание населения). Приоритетность этого круга задач для местной власти вызвана соответствующими требованиями к ней со стороны населения и способностью местной власти оперативно и эффективно решать именно эти задачи с учетом местных условий.
  2. Привлечение местных ресурсов (природных, человеческих, географических и любых других, присущих только данному микротерриториальному уровню) в силу потребности в увеличении налоговой базы, заинтересованности в снятии социальной напряженности развития территории без обращения за ресурсами к государству.
  3. Создание третьего центра публичной власти, непосредственно опирающегося на население, максимально ответственного перед ним, и вовлечение населения в решение общественных задач (преодоление иждивенческих настроений).

      Таким образом, местная власть призвана решать те же задачи, что стоят перед государством в целом, но имеет в отношении этих задач несколько иные приоритеты: на первом месте социальные задачи, затем — экономические и только потом политические.4

     Согласно закону № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г., структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

       Конституционно-правовые основы местного самоуправления  можно условно разделить на три уровня, где основное место будут занимать Конституция РФ, Европейская Хартия местного самоуправления, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Второй уровень правовых основ составляет законодательство субъектов РФ (конституции республик,  уставы иных субъектов РФ, содержащие положения, касающиеся местного самоуправления.  И третий, нижний, уровень составляют акты, принимаемые органами местного самоуправления и непосредственно населением (прежде всего уставы муниципальных образований, закрепляющие в общей форме институты прямого волеизъявления граждан по вопросам местного значения).

     Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации, не находятся в отношениях подчиненности с органами государственной власти, не обязаны исполнять их указания (кроме случаев осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления  в соответствии с законодательством), но самостоятельны лишь в пределах полномочий, определенных органами государственной власти. Органы местного самоуправления находятся в системе государственно-властных отношений, действуют в русле единой государственной политики, могут наделяться отдельными государственными полномочиями.  Как и всякая публичная власть, органы местного самоуправления имеют общую экономическую и организационно-правовую основу с органами государственной власти — народ, те же принципы избирательной системы, те же механизмы принятия решений, та же обязательность их исполнения, а также сходные формы и методы деятельности.5 

Информация о работе Управление социально-экономическим развитием муниципального образования на примере муниципального образования Клинский район