Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2011 в 17:50, курсовая работа
Целью работы является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по дифференцированному управлению социально-экономическим развитием муниципальных образований в рыночных условиях
Введение............................................................................................................................................3
Глава 1. Роль и полномочия местного самоуправления
в социально – экономическом развитии муниципального образования.....................................5
1.1Понятие, задачи и конституционно-правовые основы местного самоуправления...............................................................................................................5
1.2Финансово-экономические основы муниципального управления.......................................................................................................................7
1.3Механизм управления социально-экономическим развитием муниципального образования......................................................................................................................9
Глава 2. Анализ социально – экономического развития Клинского района..............................12
2.1 Современное состояние социально – экономического развития и управления
Клинского района..........................................................................................................12
2.2 Перспективы и пути совершенствования социально – экономического
развития и управления муниципальным образованием на примере Клинского
района..............................................................................................................................22
2.3 Прогноз социально – экономического развития Клинского района........................26
Заключение.......................................................................................................................................28
Список литературы.....
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Российский
Государственный Гуманитарный Университет
Институт
Экономики, Управления и Права
Факультет
Управления
Курсовая работа на тему:
«Управление
социально-экономическим
развитием муниципального
образования на примере
муниципального образования
Клинский район»
Москва,
2011
Содержание
Введение......................
Глава 1. Роль и полномочия местного самоуправления
в социально
– экономическом развитии муниципального
образования...................
Глава 2. Анализ
социально – экономического развития
Клинского района........................
2.1 Современное состояние социально – экономического развития и управления
Клинского района........................
2.2 Перспективы и пути совершенствования социально – экономического
развития и управления муниципальным образованием на примере Клинского
района........................
2.3 Прогноз социально – экономического
развития Клинского района........................
Заключение....................
Список
литературы....................
Введение.
Актуальность темы.
В
современных условиях большое значение
имеют вопросы повышения
Конечной целью управления развитием муниципальных образований является расширенное воспроизводство населения при соответствующих социально-экономических условиях. Для всех территорий главными становятся проблемы создания условий для полной занятости трудоспособного населения, роста реальной заработной платы, обеспечения социальной справедливости, расширения социальной инфраструктуры, рационального использования ресурсов. Каждому жителю должны быть предоставлены минимальные социальные гарантии.
Практическая реализация новых подходов к управлению на местном уровне осложняется рядом обстоятельств. В большинстве муниципальных образований не в полной мере используется организационно-управленческий потенциал, существуют значительные резервы повышения эффективности управления местным развитием. Многие муниципальные образования не владеют технологиями стратегического планирования. В существующих планах и программах развития целевые ориентиры зачастую не отвечают реальным потребностям местного населения. Отдельные планы и программы развития, разработанные местными организациями, не содержат проработанного механизма реализации, что приводит к возникновению противоречий в системе целей и недостаточной обеспеченности ресурсами процесса управления развитием. В условиях существенного увеличения числа муниципальных образований, сокращения местных налогов и сборов и уменьшения доходной части местных бюджетов, проблема эффективного использования собственного потенциала развития становится особенно актуальной. В этой связи, органы местного самоуправления нуждаются в инструментарии самоконтроля эффективности управленческой деятельности, обеспечивающей развитие муниципального образования.
Для решения отмеченных проблем и совершенствования системы и процесса управления местным развитием необходима комплексная диагностика основных направлений и результатов управленческой деятельности, что обуславливает актуальность разработки инструментария оценки качества и результативности управления социально-экономическим развитием муниципальных образований.
Важнейшим условием эффективного управления и регулирования процессами становления и развития муниципальных образований является полная, своевременная и достоверная информация о мероприятиях, методах и средствах, направленных на решение стоящих перед ними задач по повышению социальной защищенности территории.
Объект
– администрация Клинского
Цель и задачи работы.
Целью работы является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по дифференцированному управлению социально-экономическим развитием муниципальных образований в рыночных условиях. Для достижения этой цели поставлены и решены следующие задачи:
Теоретическую и методологическую основу исследования составили положения теорий отечественных и зарубежных авторов в области социально-экономического и устойчивого развития.
Практическая
значимость работы состоит в исследовании
методологических аспектов управления
социально – экономическим развитием
муниципальных образований и разработке
инструментария оценки этого процесса.
Глава 1. Роль и полномочия местного самоуправления в социально – экономическом развитии муниципального образования.
1.1 Понятие, задачи и конституционно-правовые основы местного самоуправления
В
европейской литературе наиболее распространенным
определением термина «самоуправление»
является определение Г. Еллинека: «Самоуправление
— это есть государственное управление
через посредство лиц, не являющихся профессиональными
государственными должностными лицами,
управление, которое, в противоположность
государственно-
Согласно главе 8 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Действующее законодательство выделяет ряд обязательных атрибутов местного самоуправления: территория, население, выборные органы, формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении, местный бюджет, местные налоги и сборы, муниципальная собственность, местные нормативные акты.
Главным отличием местного самоуправления от других видов управления являются его цели — обеспечение жизнедеятельности, повышение качества жизни населения.
Местное самоуправление необходимо для решения следующих задач:
Таким образом, местная власть призвана решать те же задачи, что стоят перед государством в целом, но имеет в отношении этих задач несколько иные приоритеты: на первом месте социальные задачи, затем — экономические и только потом политические.4
Согласно
закону № 131- ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» от 06.10.2003 г., структуру органов
местного самоуправления составляют представительный
орган муниципального образования, глава
муниципального образования, местная
администрация (исполнительно-
Конституционно-правовые основы местного самоуправления можно условно разделить на три уровня, где основное место будут занимать Конституция РФ, Европейская Хартия местного самоуправления, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Второй уровень правовых основ составляет законодательство субъектов РФ (конституции республик, уставы иных субъектов РФ, содержащие положения, касающиеся местного самоуправления. И третий, нижний, уровень составляют акты, принимаемые органами местного самоуправления и непосредственно населением (прежде всего уставы муниципальных образований, закрепляющие в общей форме институты прямого волеизъявления граждан по вопросам местного значения).
Органы
местного самоуправления не входят в систему
органов государственной власти Российской
Федерации, не находятся в отношениях
подчиненности с органами государственной
власти, не обязаны исполнять их указания
(кроме случаев осуществления отдельных
государственных полномочий, переданных
органам местного самоуправления в
соответствии с законодательством), но
самостоятельны лишь в пределах полномочий,
определенных органами государственной
власти. Органы местного самоуправления
находятся в системе государственно-властных
отношений, действуют в русле единой государственной
политики, могут наделяться отдельными
государственными полномочиями. Как и
всякая публичная власть, органы местного
самоуправления имеют общую экономическую
и организационно-правовую основу с органами
государственной власти — народ, те же
принципы избирательной системы, те же
механизмы принятия решений, та же обязательность
их исполнения, а также сходные формы и
методы деятельности.5