Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2011 в 17:50, курсовая работа
Целью работы является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по дифференцированному управлению социально-экономическим развитием муниципальных образований в рыночных условиях
Введение............................................................................................................................................3
Глава 1. Роль и полномочия местного самоуправления
в социально – экономическом развитии муниципального образования.....................................5
1.1Понятие, задачи и конституционно-правовые основы местного самоуправления...............................................................................................................5
1.2Финансово-экономические основы муниципального управления.......................................................................................................................7
1.3Механизм управления социально-экономическим развитием муниципального образования......................................................................................................................9
Глава 2. Анализ социально – экономического развития Клинского района..............................12
2.1 Современное состояние социально – экономического развития и управления
Клинского района..........................................................................................................12
2.2 Перспективы и пути совершенствования социально – экономического
развития и управления муниципальным образованием на примере Клинского
района..............................................................................................................................22
2.3 Прогноз социально – экономического развития Клинского района........................26
Заключение.......................................................................................................................................28
Список литературы.....
1.2 Финансово-экономические основы муниципального управления.
Деятельность местных властей в сфере экономики, учитывая ограниченность ресурсов, заключается в ускорении нужных процессов, а не в прямом участии в деятельности отдельных предприятий. Процесс формирования конкретной местной экономической политики заключается в подготовке стратегии экономического развития города и концепции местной экономической политики.
Финансово-экономические основы, обеспечивая хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служат удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности. Вместе с тем укрепление и развитие финансово-экономических основ местного самоуправления оказывают влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом. Но при этом учитывать, что финансовая и экономическая самостоятельность муниципальных образований во многом обусловлена состоянием экономики нашего общества, его финансов.
Финансово-экономическую основу местного самоуправления составляют:
а) муниципальное имущество;
б) местные бюджеты и иные финансовые ресурсы местного самоуправления;
в) имущество, находящееся в государственной собственности и преданное в управление органам местного самоуправления, а также, в соответствии с законом, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
Имущество, находящееся в собственности муниципального образования, делится на две части. Одна часть закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления, а вторая часть, т.е. средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет, согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ муниципальную казну муниципального образования.
Финансовые средства муниципального образования, т.е. совокупность денежных средств, находящихся в его распоряжении, включают:
а) средства местного бюджета
б) муниципальные внебюджетные средства
в) финансовые ресурсы муниципальных предприятий
г) средства, заимствованные на финансовом рынке (ссуды, займы, кредиты)
Самостоятельность местных бюджетов муниципальных образований обеспечивается, во-первых, тем, что они утверждаются и исполняются соответственно представительными и исполнительными органами местного самоуправления, во-вторых, наличием собственных источников доходов, в-третьих, правом самостоятельно определять направления использования и расходования бюджетных средств. Тем не менее, местные бюджеты не автономны и являются звеном консолидированных бюджетов субъектов РФ. В этом смысле они сопоставляют часть бюджетной системы РФ.6
Следует рассмотреть более подробно отдельные виды доходов местных бюджетов в условиях действия закона о местном самоуправлении 2003 г. Органы местного самоуправления обладают возможностью проводить определенную политику на территории муниципального образования, реализуя ее через земельный налог на имущество физических лиц и земельный налог. Но влияние на местное социально-экономическое развитие посредством только двух названных налогов недостаточно. К ним следовало бы добавить налоги на малый и средний бизнес, являющийся одной из важнейших основ местного самоуправления в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 61, 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ установлены фиксированные нормативы зачисления в местные бюджеты доходов от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами ( с разбивкой по категориям муниципальных образований):
1.3 Механизм
управления социально-
Реформа местного самоуправления наделила местное сообщество значительной долей независимости в финансово-экономическом аспекте, обеспеченной самостоятельностью формирования, утверждения, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета, наличием собственных доходов, правом самостоятельно определять направления использования и расходования бюджетных средств, наличием муниципального имущества.7
Как
самостоятельный субъект
Б.Б.
Педанов определяет социально-экономическое
развитие муниципального образования
как управляемый процесс
Соответственно,
сущность управления социально-экономическим
развитием муниципальных
Основными
субъектами управления социально-экономическим
развитием муниципальных
Субъекты управления социально-экономическим развитием должны отслеживать динамику изменений в различных сферах, осуществлять прогнозирование и выявлять тенденции для своевременного принятия решений по предотвращению депрессивных процессов в социальной, экономической и экологической сферах. Привлечение населения и хозяйствующих субъектов органами власти к совместному обсуждению и решению вопросов местного значения создает условия для формирования корпоративного механизма управления социально-экономическим развитием муниципальных образований. Совершенствование механизма управления должно быть направлено на устранение экономических диспропорций между муниципальными образованиями. Для каждого типа муниципального образования необходимо разрабатывать свою стратегию социально-экономического развития. Существующие социально-экономические отношения в муниципальных образованиях не направлены на объединение и координирование усилий членов местного сообщества. Разнополярность интересов и несогласованность действий многочисленных общественных институтов приводят к нарушению взаимосвязей между различными хозяйствующими субъектами. Социально-экономические отношения не имеют достаточно устойчивых, общепризнанных и предсказуемых норм поведения, регулируются индивидуальными решениями, которые часто противоречат интересам населения муниципального образования. Эффективное объединение усилий и имеющихся ресурсов заинтересованных сторон (власти, бизнеса, населения) для решения местных проблем требует формирования и развития корпоративных социально-экономических отношений. Используемые на практике отдельные элементы корпоративного управления требуют обобщения и систематизации опыта, разработки модели и стратегий формирования корпоративного механизма управления социально-экономическим развитием муниципальных образований. В этой связи целесообразна разработка системы стратегий формирования корпоративного механизма управления социально-экономическим развитием муниципального образования. Она включает в себя:
Глава 2. Анализ социально – экономического развития Клинского района
2.1. Современное состояние социально – экономического развития и управления Клинского района.
Общие данные: Клинский муниципальный
район расположен в северо-западной части
Московской области, занимает площадь
в 200,1 тыс.га. Численность населения, согласно
данным последней Всероссийской Переписи
населения, составляет 126, 9 тыс.чел.
Северная часть района расположена на
Волго-Шошинской низменности, характеризующейся
равнинным рельефом. Южная часть района
лежит в пределах Клинско-Дмитровской
возвышенности и характеризуется холмистым
рельефом, расчлененным глубокими балками.
Основная река района - Сестра. Более 50%
площади района занимают живописные леса,
а часть территории района проходит
по границе с Завидовским государственным
заповедником.
Административное деление: Границы территории муниципального района и входящих в его состав городских и сельских поселений установлены законом Московской области «О статусе и границах Клинского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований» от 28.02.2005г. №80/2005-03. В состав территории муниципального района входят муниципальные образования:
городское поселение Высоковск,
городское поселение Клин,
городское поселение Решетниково,
городское поселение Воздвиженское,
городское поселение Воронинское,
городское поселение Зубовское,
городское поселение Нудольское,
городское поселение Петровское.
Траспортные артерии: По территории района проходят важные транспортные магистрали России — Октябрьская железная дорога и автомагистраль М10 E 105 «Москва—Санкт-Петербург», а также «Большое московское кольцо» А108.
Ресурсы: Район с избытком обеспечен природным газом, электроэнергией, водоснабжением. Имеются значительные земельные ресурсы: на территории района есть свободные площадки под строительство, обеспеченные подъездными путями и объектами инженерной инфраструктуры. Возможны варианты аренды и продажи земли.
Клинский
муниципальный район Московской
области является одним из крупнейших
промышленно-хозяйственных
На 1.01.2009 года численность постоянного населения Клинского муниципальный района составила 126,1 тыс. чел., в том числе
Городское население – 94,8 тыс. чел. (75,3% от общей численности),
Сельское население – 31,3 тыс. чел. (24,7% от общей численности).
На территории района зарегистрированы 245 крупных и средних предприятия, 1043 предприятий малого бизнеса и около 3000 индивидуальных предпринимателей.
За 8 месяцев 2009 года крупными и средними предприятиями отгружено товаров собственного производства и оказано услуг на сумму 23,2 млрд.рублей. Рост в действующих ценах к соответствующему периоду прошлого года – 110,6% .
По объемам отгруженной продукции Клинский район занимает 5-ое место среди районов Московской области, в то время как по численности населения, занятого в экономике – только на 20-м.