Управление социально-экономическим развитием муниципального образования на примере муниципального образования Клинский район

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2011 в 17:50, курсовая работа

Описание

Целью работы является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по дифференцированному управлению социально-экономическим развитием муниципальных образований в рыночных условиях

Содержание

Введение............................................................................................................................................3
Глава 1. Роль и полномочия местного самоуправления
в социально – экономическом развитии муниципального образования.....................................5
1.1Понятие, задачи и конституционно-правовые основы местного самоуправления...............................................................................................................5
1.2Финансово-экономические основы муниципального управления.......................................................................................................................7
1.3Механизм управления социально-экономическим развитием муниципального образования......................................................................................................................9
Глава 2. Анализ социально – экономического развития Клинского района..............................12
2.1 Современное состояние социально – экономического развития и управления
Клинского района..........................................................................................................12
2.2 Перспективы и пути совершенствования социально – экономического
развития и управления муниципальным образованием на примере Клинского
района..............................................................................................................................22
2.3 Прогноз социально – экономического развития Клинского района........................26
Заключение.......................................................................................................................................28
Список литературы.....

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ГМУ.doc

— 213.00 Кб (Скачать документ)

В настоящее  время объем промышленного производства в Клинском районе по сравнению с 1991 годом вырос на 25%, а уровень 1997 года превышен в 3,5 раза.

 

      Численность работающих на предприятиях составляет 40 000 человек, или 32% от общей численности населения района (из них 29 тыс. на крупных и средних предприятиях).

Среднемесячная  зарплата в августе 2009г. по Клинскому  муниципальному району по крупным и  средним предприятиям составила 20529 руб. Рост к соответствующему периоду прошлого года  - 109,8%. За последние 5 лет  средняя заработная  плата в районе   выросла почти в 3 раза. 

      Социальная  сфера Клинского района представлена разветвленной сетью  медицинских  и  образовательных учреждений, центров  социального обслуживания населения.  

Образование.

      В настоящий момент в составе Клинского  муниципального района находится 3 городских (Клин, Решетниково, Высоковск) и 5 сельских поселений (Воздвиженское, Воронинское, Зубовское, Нудольское, Петровское). Влияние  данного фактора проявляется частично в условиях обучения (наполняемость классов, средний размер школы, количество учащихся на одного учителя).  В Клинском муниципальном районе в 2007–2008 учебном году было 41 общеобразовательное учреждение. 53% являются городскими, 47% — сельскими. При этом в городах обучалось 8 950 школьников (78,3%), в сельской местности – 2 487 ученик (21,7%), из них в пяти сельских малокомплектных (численностью до 100 человек) – 6,7%.  В 2007 году была ликвидирована Захаровская начальная школа; в июле 2008 года ещё две начальные школы — Першутинская и Ямуговская. Таким образом, общее количество общеобразовательных учреждений в Клинском муниципальном районе в настоящий момент составляет 39 ОУ.

      Большинство школьных зданий Клинского муниципального района построено в 60-70-ые годы 20 века. Две школы новостройки (Елгозинская СОШ – 2005 г. и Новощаповская СОШ – 2002 г.) расположены в сельской местности. Двум учреждениям (МОУ – СОШ № 9, МОУ – Клинской коррекционной школе 8 вида) требуется капитальный ремонт. Доля обучающихся в них от общего количества уч-ся района составляет 2,6%. Необходимо отметить тот факт, что неравномерное распределение обучающихся по школам района (высокая плотность в городских статусных ОУ и низкая в сельских ОУ) приводит к тому, что при неполной загруженности всего школьного фонда в целом, ряд учреждений испытывают дефицит мест и вынуждены вести занятия во вторую смену. Таких образовательных учреждений в 2007–2008 учебном году насчитывалось 13 (10 городских – 1334 ученика и 3 сельских – 34 учащихся). Данную проблему в дальнейшем следует решить за счёт проведения реструктуризации сети общеобразовательных учреждений района, а также строительства новых школьных зданий в г. Клин в ближайшей перспективе.

      Другой важнейшей задачей, которую необходимо решать, является создание условий обучения школьников, соответствующих современным требованиям. Также существует проблема с кадровым составом общеобразовательных учреждений. В настоящий момент в  районе востребованы учителя начальной школы, английского языка, русского языка и литературы, учителя истории. Количество вакансий в ОУ – 60. К сожалению, их количество на протяжении трёх лет неуклонно возрастает.9

      Поскольку стратегической цель государственной  политики в области образования, является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, одним из средств достижения этой целей является реализация Комплексного проекта модернизации образования. Основные задачи которого сводятся  разработке новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей; обновлению содержания и вариативности образования, внедрение в образовательный процесс инновационных технологий; созданию программы специального повышения квалификации кадров для работы в условиях инновационных преобразований и т. д. В прошедшем учебном году Московская область в целом, и Клинский муниципальный район в том числе, приступили к реализации данного проекта 

Здравоохранение.

      В  сфере медицинского обслуживания населения  функционирует 8 больниц, 3 диспансера, 6 поликлиник, МСЧ,  станция скорой медицинской помощи и 37 аптек. Самым  крупным лечебным учреждением в  районе является Клинская городская больница, лечебно-диагностическая база которой является одной из лучших в Московской области.

      В Клину создана  самая разветвленная  в Подмосковье сеть социальных центров, каждый из которых  неоднократно становился победителем   областных и  общероссийских конкурсов профессионального мастерства, участвовал  в международных проектах, а также  получал  дипломы и награды всех уровней и рангов. В настоящее время созданная в районе  сеть  учреждений социального обслуживания населения,   позволяет осуществлять комплексный подход к клиенту, используя разнообразные формы социальной работы с различными категориями населения, находящимися в зоне риска10.

      Однако  данные отчета Росстата о доступности  и качестве медицинской помощи на примере больных c кардиологической патологией  в муниципальном образовании Клинский район не соответствуют информации, указанной на сайте администрации района. Была изучена характеристика медицинской помощи кардиологическим больным на основе анализа данных медицинской статистики за 2008 г. Министерства здравоохранения. Одним из направлений оценки доступности и качества кардиологической помощи населению является оценка обеспеченности населения соответствующими кадрами, поликлиническими, в т.ч. диспансерами, стационарными подразделениями, имеющими в своем распоряжении необходимое оснащение, а также экстренной медицинской помощью. Так по данным Росстата видно, что  каждый пятый кардиологический больной в Клинском районе не имел врачебного наблюдения и наблюдался у фельдшера, т.к. значительная часть сельского населения обслуживается только фельдшерами, а оказание регулярной врачебной помощи по многим причинам затруднено. Распределение кардиологических больных показывает, что среди сельских больных достоверно меньше тех, кто наблюдается у специалиста-кардиолога, в том числе и в связи с более низкой обеспеченностью врачами этих специальностей11.

      Таким образом, учитывая чрезвычайно высокие  показатели смертности населения в  нашей стране, необходимо обеспечение  своевременным выявлением и курированием  больных на современном уровне, изменение процессов подготовки и переподготовки врачей, включая своевременное обеспечение их необходимой информацией, в т.ч. сведениями о новых медицинских технологиях в других странах, достигших низких уровней смертности населения, увеличения заработной платы врача для сокращения совместительства и обеспечения возможности регулярной актуализации профессиональных знаний а также вводить в массовую практику применение новых современных средств лечения. Надо уточнить, что данная ситуация характерна не только для муниципального образования Клинский район, но и для всей страны в целом. 

Агропромышленный  комплекс.

      В современных условиях хозяйствования объективно назрела необходимость критической переоценки некоторых аспектов в региональной специализации с приближением ее схемы к требованиям рыночной экономики с ориентацией на согласование экономических интересов производителей, переработчиков и потребителей продукции.          

      Среди районов Подмосковья Клинский район  стабильно находится  в первой десятке  по валовым надоям и  продуктивности молочного стада. На территории Клинского района действует 13  предприятий сельского хозяйства, 17 действующих  фермерских хозяйств и более 12 тысяч сельских и городских  хозяйств населения.

      Основное  производственное направление - молочное животноводство. По итогам 8 месяцев 2009 года в  хозяйствах района произведено  сельхоз.продукции на 911 млн.рублей (100,6 %  к уровню прошлого  года)

Предприятия АПК в   районе сохранили свое производство, поголовье крупного рогатого скота, сельхоз.угодья и, как следствие, лидирующие  места среди районов Московской области:

- по  валовому надою молока  -   6  место в Московской области,

- по  поголовью  -  7  место,

- по  продуктивности коров – 8 место.

Предприятиями сельского хозяйства Клинского района за 8 месяцев 2009 года произведено:

Мяса  – 18,7  тыс.тн,

Молока  –21,9 тыс.тн,

Яйца  – 14,9 млн.шт.

      Средние надои превышают отметку в 6 350 кг на 1 корову. Посевная площадь сельскохозяйственных культур под урожай составляет 22,0 тыс га12.

      Однако  уровень поступления инвестиционных ресурсов в сельскохозяйственное производство недостаточен. В 2008 году объём инвестиций в основной капитал сельского  хозяйства составил 3,2 % от общего объема инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий Московской области. Кроме того, под влиянием климатических факторов устойчивость сельскохозяйственного производства ниже других отраслей, что обуславливает значительные колебания объёмов предложения продукции на рынках.

      На  местных рынках существует конкурентная угроза со стороны импортной продукции и продукции из соседних регионов, которая является более конкурентоспособной.

В целях  повышения конкурентоспособности  производимой продукции на предприятиях пищевой промышленности Московской области необходима работа по модернизации материально-технической базы, установке новых технологических линий, расширению ассортимента выпускаемой продукции, использованию современных упаковочных материалов, а также расширению ассортимента выпускаемой продукции.

      Подводя итоги, можно утверждать, что в современных условиях хозяйствования проблема выбора оптимальной специализации и рационального размещения агропромышленного производства является одной из первоочередных. Действенное решение этого вопроса позволит эффективно использовать наличный природно-ресурсный и экономический потенциалрайона, будет способствовать производству конкурентоспособной продукции высокого качества и обеспечению продовольственной безопасности региона.  Кроме того, правильная специализация производства не только обеспечит экономический эффект, но и способна предопределить на долгие годы хозяйственную политику в агропромышленном секторе – направление капиталовложений на строительство и приобретение техники, модернизацию основных фондов, подготовку кадров, организацию материально-технического снабжения и сбыта продукции.

      В целях повышения конкурентоспособности  в агропродовольственном комплексе  необходимо проводить следующие  мероприятия:

· внедрение  инновационных технологий для повышения конкурентоспособности в агропродовольственном комплексе.

· проведение мониторинга цен на всех стадиях  производства и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

· предоставление субсидий из бюджета Московской области  организациям агропромышленного комплекса на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам и займам, полученным на закупку отечественной муки для производства хлебобулочных изделий и инвестиционным кредитам на срок от 2 до 8 лет на реконструкцию и техническое перевооружение отрасли.

· проведение смотров, конкурсов, выставок товаров  в целях объективного сопоставления  характеристик, сравнения качественных и ценовых показателей продовольственных  товаров, производимых и реализуемых  различными хозяйствующими субъектами.

· разработка мер, направленных на снижение числа  посредников на рынке сельхозпродукции.

· проведение весенних и осенних ярмарок по реализации сельскохозяйственной продукции  по ценам ниже, чем в розничной  торговле. 

      Продолжается реализация программы по обеспечению жильем молодых специалистов, проживающих в сельской местности.

      Бюджет  муниципального образования в  1 полугодии 2008 года исполнен с дефицитом  в сумме – 254,5 млн. рублей.

      Доходы  составили  1403,5 млн. рублей  (на душу населения - 11059,9 рублей ).

Расходы бюджета составили  1658 млн. рублей, (на душу населения – 13065,4 рублей).

 Удельный вес расходов бюджета в январе-июне 2008 года составил:

            - на жилищно-коммунальное хозяйство – 24% ;

- на  здравоохранение и спорт – 15,7% ;

- на  образование –  38,2%. 

 Инвестиции.          

      Клинский  муниципальный район по праву  является одним из лучших районов  Московской области по инвестиционной привлекательности и лидеров  по объему привлеченных инвестиций.

      Важным является направление инвестиций. В Клинском районе  инвестиции имеют производственный характер, что является более перспективным в макроэкономическом смысле.

      Подтверждением  этому является успешная работа новых  предприятий, созданных за последние  годы в районе с участием российских и зарубежных инвесторов, и продолжающийся интерес у инвесторов к дальнейшему освоению свободных территорий, предназначенных для различных направлений инвестирования.

      За  период с 1998 по 2007 годы в Клинском районе было реализовано более 20 крупных и средних инвестиционных проектов с участием компаний из 15 стран мира, среди которых Бельгия, Чехия, Германия, Франция, США, Турция, Великобритания, Канада, Австрия и др.

Основными отраслями вложения инвестиций являются промышленность, торговля и общественное питание, транспорт и логистика.

Информация о работе Управление социально-экономическим развитием муниципального образования на примере муниципального образования Клинский район