Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:06, курсовая работа
Предмет исследования данной курсовой работы «Виды и способы правового регулирования». Цель – исследование видов и способов правового регулирования. Задачи - исследование понятия, предмета, видов, способов, механизма, стадий правового регулирования и правовых режимов.
Введение. 3
Глава I Общая характеристика правового регулирования 4
1.1 Понятие правового регулирования 4
1.2 Предмет правового регулирования 7
1.3 Механизм и стадии правового регулирования. 9
Глава II Виды и способы правового регулирования 15
2.1. Виды правового регулирования 15
2.2 Правовые режимы 20
2.3 Способы правового регулирования 21
Заключение. 25
Список используемых источников 27
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГОУ
ВПО УЛЬЯНОВСКИЙ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ТАМОЖЕННОЕ
ОТДЕЛЕНИЕ
Кафедра
таможенного дела
Курсовая работа на тему:
«Виды и
способы правового
Выполнил(а):
студент(ка) 1 курса гр. ТД-11
Синько А. Н .
Научный руководитель:
Доцент
Сандальникова Е. В.
К защите
допущена«__»____200_г.
Ульяновск 2010г.
Оглавление
Введение. 3
Глава I Общая характеристика правового регулирования 4
1.1 Понятие правового регулирования 4
1.2 Предмет правового регулирования 7
1.3 Механизм и стадии правового регулирования. 9
Глава II Виды и способы правового регулирования 15
2.1. Виды правового регулирования 15
2.2 Правовые режимы 20
2.3 Способы правового регулирования 21
Заключение. 25
Список
используемых источников 27
Развитие
теории государства и права в
современных условиях осуществляется
по двум основным направлениям: во-первых,
совершенствование
В юридической литературе
тема правового регулирования не является
новой. В 60х годах проявился повышенный
интерес к этой проблеме, который объясняется
необходимостью повышения организующей,
творческой роли права в жизни общества,
важностью выяснения пути его воздействия
на общественные отношения, на сознание
и поведение людей, рассмотрения соотношения
воздействия и регулирования, анализа
особенностей, специфичности элементов
механизма правового регулирования. Много
внимания этому вопросу в своих работах
уделили такие видные отечественные правоведы,
как В.М. Горшенев, Г. Т. Чернобель, В. Н.
Кудрявцев, В. В. Ярков, Т. И. Кузнецов и
другие, однако особое место в изучении
проблемы правового регулирования принадлежит
знаменитому российскому теоретику права
С. С. Алексееву.
Предмет
исследования данной курсовой работы
«Виды и способы правового
регулирования». Цель – исследование
видов и способов правового регулирования.
Задачи - исследование понятия, предмета,
видов, способов, механизма, стадий правового
регулирования и правовых режимов.
Термин «регулирование» (от лат. regulo – правило) обозначает упорядочение, налаживание, приведение чего-либо в соответствии с чем-либо. Правовое регулирование общественных отношений осуществляется при помощи жестокого, властного их нормирования государством, законом, нормами права, которые конкретизируются в правоотношении. Без эффективного правового регулирования немыслима сама государственность.
Право
влияет на поведение индивида не только
самим фактом своего существования,
доказывая полезность, выгодность правомерности
поведения. Оно регулирует взаимодействие
людей путем взаимствования государственно-властных
предписаний в которых
Для описания
названных процессов
Между
правовым регулированием и правовым
воздействием имеются различия. Предмет
правового регулирования
Если
правовое регулирование как специально
юридическое воздействие в
Если
первое означает осуществление правовых
норм через правоотношения, то второе
- не обязательно. В этом смысле регулирование
– лишь одна из форм воздействия
права на социальные связи, далеко не
охватывающая всех иных форм, к которым
относят информационно-
Сфера правового
регулирования различна в разных
странах в разные исторические периоды.
На нее воздействуют многие факторы,
связанные с особенностями
В современном мире в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений.
Первая группа – это имущественные, экономические отношения, которые строятся на основе общеобязательных правил поведения, обеспеченных государственным принуждением на основе правовых норм.
Вторая группа – это политические властные отношения, связанные с управлением социальными процессами. Цель такого управления – удовлетворение индивидуальных и общественных интересов в сфере государственной власти и социального развития.
Третья группа – это отношения по обеспечению правопорядка и законности в обществе, которые призваны обеспечить разрешение общественных конфликтов, возникающих из нарушений правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных сферах.
Общественные отношения, входящие в эти группы и составляют предмет правового регулирования. Причем вид общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, предопределяют формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, широту охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний.
Таким образом, правовое регулирование – это социально-юридическое воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, осуществляемое посредством установления субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений.
Разнообразие
общественных отношений неизбежно
порождает различие в методах
и способах юридического воздействия.
В зависимости от различий в характере
общественных отношений выделяют два
метода правового воздействия –
доцентрализованного
Метод
доцентрализованного
Способы
правового регулирования
Первый способ – управомочивание, т.е. предоставление субъекту правоотношений субъективных прав – дозволений на совершение определенных действий.
Второй способ – обязывание участника правоотношений совершить определенные действия.
Третий способ – запрет, т.е. обязанность воздерживаться от определенных действий.
Дополнительными
способами правового
Кроме правового воздействия существуют и неправовые методы влияния на людей. Например, нормы права, другие правовые явления обладают информационным воздействием, поскольку дают людям информацию, которую они могут использовать в своих интересах.
В практике правового регулирования существуют две юридические формулы, определяющие типы правового регулирования.
Первая формула: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. В этом случае право устанавливает в развитии общественных отношений строго и четко сформулированные запреты, объем которых невелик. Данный тип правового регулирования стимулирует инициативность и самостоятельность граждан в решении жизненных задач и широко используется в гражданском праве.
Вторая
формула: запрещено все, кроме прямо
разрешенного. При таком подходе
к правовому регулированию все,
что прямо не разрешено законом,
не может осуществляться. Такой тип
правового регулирования
Разумеется,
в юридической практике эти два
типа правового регулирования
Выбор формы
правового регулирования
Право не должно да и не может регулировать все общественные отношения, все социальные связи членов общества. Поэтому на каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования.
В тех условиях, когда сфера правового регулирования заужена, когда не используются возможности права для упорядочения общественных отношений, в обществе возникает угроза произвола, хаоса, непредсказуемости в тех областях человеческих отношений, которые можно и нужно упорядочить с помощью права. А когда сфера правового регулирования неоправданно расширена, особенно за счет централизованного государственно-властного воздействия, создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, заурегулированности поведения людей, ведущего к социальной пассивности, безынициативности членов общества.
В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки. Во-первых, это отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.
История
правовой жизни общества показала,
что в сферу правового
Первую
группу составляют отношения людей
по обмену ценностями (как материальными,
так и нематериальными). Здесь
наиболее ярко проявляется возможность
и необходимость правового
Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом. В управлении социальными процессами заинтересованы и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно реализоваться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.