Виды и способы правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:06, курсовая работа

Описание

Предмет исследования данной курсовой работы «Виды и способы правового регулирования». Цель – исследование видов и способов правового регулирования. Задачи - исследование понятия, предмета, видов, способов, механизма, стадий правового регулирования и правовых режимов.

Содержание

Введение. 3
Глава I Общая характеристика правового регулирования 4
1.1 Понятие правового регулирования 4
1.2 Предмет правового регулирования 7
1.3 Механизм и стадии правового регулирования. 9
Глава II Виды и способы правового регулирования 15
2.1. Виды правового регулирования 15
2.2 Правовые режимы 20
2.3 Способы правового регулирования 21
Заключение. 25
Список используемых источников 27

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 52.08 Кб (Скачать документ)

      - императивные – способы правового  регулирования, действие которых  не может быть изменено по  соглашению сторон;

      - диспозитивные – способы правового  регулирования, действие которых  применительно к данному общественному  отношению может быть изменено  по соглашению сторон;

      - факультативный – действующий  в случаях, предусмотренных законом;

      - рекомендательный способ – действующий  в случаях, прямо предусмотренных  соглашением сторон.

      В зависимости от направленности воздействия  можно выделить материальные и коллизионные способы правового регулирования. Если материально-правовой способ устанавливает  конкретные субъективные права и  обязанности, то коллизионный способ определяет, какая норма в данном случае применяется.

      В зависимости от объема можно выделить общие и конкретные способы правового  регулирования. Общие способы запрещают  или разрешают совершать любые действия, кроме прямо разрешенных или запрещенных законом. Например, общее дозволение разрешает совершать субъекту права любые действия, кроме прямо запрещенных законом. Общее запрещение возбраняет субъекту права совершать любые действия, кроме действий, прямо разрешенных законом.

      Конкретный  способ регламентирует конкретные действия субъектов права и их правовые последствия. Таким образом, согласно С. С. Алексееву прослеживается следующая  закономерность. «Общему дозволению соответствуют конкретные запреты, а общему запрету корреспондируют  конкретные дозволения». В зависимости  от особенностей закрепления и установления можно выделить:

      - нормативные способы правового  регулирования, закрепленные в  нормах права;

      - индивидуальные способы правового  регулирования, закрепленные в  индивидуальных предписаниях.

      Такое структуирование способов правового  регулирования позволяет объяснить  многообразие отраслей и институтов права. В самом деле, субъектами гражданского права являются физические лица, государство, муниципальные образования, субъектами же семейного права – супруги, родители (лица, их заменяющие) и дети, субъектами трудового права – работодатели, работники и их объединения. Объектом земельного права служит земля, тогда как объектами гражданского права могут быть вещи, ценные бумаги, деньги, имущественные права, работы, услуги, информация, объекты интеллектуальной собственности, иные нематериальные блага.

      Если  для гражданского права правомерным  основанием возникновения и прекращения  гражданских прав и обязанностей служат в основном сделки, то для  семейного права – акты гражданского состояния, для административного  права – односторонние акты органов  управления, для налогового права  – наличие у налогоплательщика объекта налогооблажения, истечение определенных сроков, установленных нормами налогового права, их наступление и т. д. 

 

Заключение.

Подводя итог анализу  проблем правового регулирования  можно сказать следующее. 
          Под правовым регулированием понимают целенаправленной воздействие правовых средств на общественные отношения. Оно является сутью, основной целью существования права как социального явления. 
          Правовое регулирование общественных отношений осуществляется рядом способов: с помощью дозволений, запретов и обязываний. 
Дозволения, запреты и обязывания есть наиболее глубокий слой механизма правового регулирования. В ходе реализации права они как бы проникают во все его звенья — юридические нормы, правоотношения, акты реализации, во многом определяя их черты и особенности. 
В сочетании способов регулирования проявляются особенности специально-юридических функций права: регулятивной, охранительной и др. Необходимым и весьма четким отражением процесса воздействия функций права на общественные отношения является правопорядок. По его состоянию законодатель может судить и о состоянии законности в обществе, о том, насколько реализуются правовые предписания субъектами права. 
Право, законность, правопорядок — важнейшие составные элементы правовой основы государственной и общественной жизни. Однако правопорядок не является конечной целью, ради которой создается само право и действует весь механизм правового регулирования. Задача законодателя шире. Она состоит в том, чтобы с помощью права изменить, развить, укрепить либо вытеснить те или иные общественные отношения, т.е. установить порядок, угодный или господствующему классу, или всему народу.  
        Значит, конечной целью правового регулирования должно быть создание общественных отношений и порядка. Но общественные отношения складываются как общий результат человеческой деятельности в данных исторических условиях. 
Правовое регулирование обусловлено не только материальными условиями жизни общества, но субъективными аспектами. Последние наиболее полно проявляются в правосознании, а через него — в правотворчестве, правоприменений и т.д. Например, исполнение обязанности формируется не столько под влиянием возможности применения государственно-принудительных средств, сколько в результате действия материальных и духовных стимулов. Механизм правового регулирования в рассматриваемом аспекте характеризует происходящие в результате правового регулирования формирование и действие мотивов поведения людей — участников общественных отношений. Это, в сущности, своего рода проекция его способов на психологическую сферу личности. Даже при самом общем освещении психологического механизма можно отчетливо проследить, как по-разному «работают» в сфере психики людей, с одной стороны, позитивное обязывание, а с другой — дозволение и запреты. 
           Потому, на наш взгляд, при государственном формировании механизма правового регулирования следует по возможности использовать общедозволительный его тип, что содействовало бы увеличению инициативы людей и в конечном итоге благоприятно сказалось бы как на экономических, так и на социальных, и политических, и иных отношениях.

 

Список  используемых источников

  1. Арзамаскин  Н. Н., Учебно-методические материаты и планы групповых занятий по курсу «теория государства и права» / Арзамаскин Н. Н. // 2004г.
  2. Власов В. И., Теория государства и права / Власов В. И. // 2002г.
  3. Игнатенкова К. Е., Способ правового регулирования как юридическая категория / Игнатенкова К. Е. // Новая правовая мысль 2007. - №5. – с. 5-9.
  4. Корельский В. М., Теория государства и права / Корельский В. М. //1999г.
  5. Матузов Н. И., Теория государства и права / Матузов Н. И. - Малько А. В. // 2005г.
  6. Мелехин А. В., Теория государства и права: учебник / Мелехин А. В. – М.: Маркет Д. С., 2007. – 640с.
  7. Миникес И. А., Индивидуальное правовое регулирование как самостоятельный вид правового регулирования / Миникес И. А. // Российский юридический журнал. – 2006. - №2. – с. 19-25.
  8. Осипов М. Ю., Понятие и особенности целей и способов правового регулирования / Осипов М. Ю. // Современное право. – 2008. - №11. – с.14-18.
  9. http://yurforum.ucoz.ru

Информация о работе Виды и способы правового регулирования