Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:06, курсовая работа
Предмет исследования данной курсовой работы «Виды и способы правового регулирования». Цель – исследование видов и способов правового регулирования. Задачи - исследование понятия, предмета, видов, способов, механизма, стадий правового регулирования и правовых режимов.
Введение. 3
Глава I Общая характеристика правового регулирования 4
1.1 Понятие правового регулирования 4
1.2 Предмет правового регулирования 7
1.3 Механизм и стадии правового регулирования. 9
Глава II Виды и способы правового регулирования 15
2.1. Виды правового регулирования 15
2.2 Правовые режимы 20
2.3 Способы правового регулирования 21
Заключение. 25
Список используемых источников 27
В юридической литературе индивидуальное правовое регулирование обозначается различными терминами: казуальное, поднормативное, ненормативное. Представляется, что данные термины не являются взаимоисключающими, каждый из них отражает отдельные черты данного вида правового регулирования, тем самым они взаимно дополняют друг друга.
Так,
термин «казуальное» говорит о том,
что индивидуальное правовое регулирование
направлено на урегулирование конкретных
ситуаций, требующих юридического разрешения.
Термин «поднормативное» подчеркивает,
что такое регулирование
Принято различать следующие виды индивидуального правового регулирования.
1.Автономное
индивидуальное правовое
2.Координационное индивидуальное правовое регулирование, когда участники общественных отношений сами определяют варианты поведения через заключение договоров.
Оба
названных вида индивидуального
правового регулирования
3.Субординационное
индивидуальное правовое
Индивидуальному
правовому регулированию
а)это такое воздействие на общественные отношения, которое связано с установлением, изменением или прекращением юридических прав и обязанностей их участников в индивидуальном порядке;
б)оно
органически дополняет
в)оно направлено на урегулирование конкретных ситуаций, требующих юридического разрешения;
г)оно является саморегулированием общественных отношений через совершение односторонних юридически значимых действий или заключение договоров либо выражается во властной деятельности уполномоченных органов или должностных лиц по разрешению конкретных юридических вопросов;
д)в процессе этого регулирования создаются индивидуальные акты;
е)оно
выступает самостоятельным
Индивидуальное
правовое регулирование относится
к децентрализованному
При этом не следует противопоставлять нормативное и индивидуальное правовое регулирование. Только при их взаимодействии и взаимосвязи возможно эффективное воздействие права на общественные отношения. Индивидуальное правовое регулирование, как уже отмечалось, наряду с нормативным представляет собой самостоятельный вид правового регулирования и часть его механизма.
В юридической науке достаточно давно обсуждается вопрос о том, присуще ли индивидуальное правовое регулирование всем элементам механизма правового регулирования или оно присутствует только в завершающей стадии, когда речь идет о применении права. Несмотря на многолетнюю дискуссию, данный вопрос по сей день до конца не разрешен.
Представляется,
что нормы права крайне редко
распространяются на всех субъектов
правоотношений без исключения. Правовому
регулированию присуща
Результат
индивидуального правового
Индивидуальное правовое регулирование – длящийся во времени процесс. Поэтому можно говорить о процедуре индивидуального правового регулирования. Количество стадий зависит от конкретного вида индивидуального правового регулирования. Например, при координационном регулировании такой процедурой может быть предусмотренный законом порядок заключения договора, а при субординационном регулировании – процесс (стадии) применения права.
Индивидуальное
правовое регулирование обеспечивается
рядом социальных гарантий. Среди
них особо следует выделить юридические
гарантии, такие как закрепление
в законе позитивных прав и корреспондирующих
им юридических обязанностей участников
индивидуального правового
Таким образом, индивидуальное правовое регулирование – такое воздействие на общественные отношения, которое связано с установлением, изменением, или прекращением юридических прав обязанностей их участников в индивидуальном порядке, органически дополняющее нормативное правовое регулирование, направленное на урегулирование конкретных ситуаций, требующих юридического разрешения. Это саморегулирование общественных отношений путем совершения односторонних правомерных юридически значимых действий или заключения договоров, либо властная деятельность уполномоченных органов или должностных лиц, в процессе которой создаются индивидуальные правовые акты.
В теории права входит в научно-практический обиход термин «правовой режима. Этим термином обозначается специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов. Как правило, различные сферы общественных отношений требуют разного сочетания способов, методов, типов правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли, так и в правовой системе в целом. Правовой режим может включать все способы, методы, типы, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других.
Так,
внутри отрасли административного
права правовой режим регулирования
управленческих отношений в армии,
военизированных учреждениях и
организациях существенно отличается
от правовой регламентации управленческих
отношений в сфере
Достаточно очевидно различие в правовых режимах отраслей, относящихся к публичному и частному праву.
Вопрос о методах,
способах, типах, режимах правового
"регулирования имеет наряду с
теоретической большую
Выбор той или
иной формы правового регулирования
зависит от содержания регулируемых
отношений, а также от ряда других
условий, которые вместе взятые требуют
от законодателя избрать для данных
отношений именно такой, а не иной
способ их юридического построения. Чтобы
сделать правовое регулирование
наиболее эффективным, целесообразным,
способствующим прогрессу, воплощению
в жизнь гуманистических
Русский правовед Е. Н. Трубецкой писал, что при создании и развитии права необходимо учитывать два фактора: с одной стороны, исторический опыт правовой жизни общества, а с другой — идеи разумного воздействия на социальные процессы, и тогда будут подобраны наиболее эффективные методы, способы, типы, режимы правового регулирования.
С
методами, способами, типами правового
регулирования связана
У
юристов публично-правовой ориентации,
как правило, в профессиональном
правосознании интересы общесоциальные
превалируют над интересами частными,
личностными. Их деятельность направлена
на подчинение частных и групповых
интересов общегосударственному интересу
и общесоциальному порядку. Юристы
частноправовой ориентации мыслят и
действуют в интересах
Указанная дифференциация юридической деятельности должна учитываться уже при подготовке будущих юристов.
Под основанием способа правового регулирования следует понимать конкретные жизненные обстоятельства, при наличии которых используется то или иное правовое предписание, регламентирующее поведение субъекта права. Например, ст. 48 Налогового кодекса РФ гласит, что «в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств, данного налогоплательщика – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога». В данном случае субъектом дозволения выступает налоговый орган, объектом – иск о взыскании налога за счет имущества физического лица, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога; основанием – неуплата или неполная уплата суммы налога налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем; содержанием – обращение в суд с иском о взыскании налога за счет имущества физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Способы
правового регулирования
Традиционно
в теории права выделяются следующие
способы правового
-
дозволение – разрешение
-
обязывание – предписание
-
запрет – предписание
При
этом результатом дозволения будут
являться субъективные права, результатом
обязывания – юридические обязанности
активного типа ( обязанности совершать
какое-либо действие), результатом запрета
– юридические обязанности
В зависимости от характера действия способов правового регулирования можно выделить: